Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:35, контрольная работа
Цель: рассмотреть общество как социальную макросистему и личность как объект социологического анализа, руководствуясь дедуктивным методом познания.
Задачи:
1.Дать общее понятие общества.
2.Рассмотреть социальные связи и социальное взаимодействие как основы бытия общества.
3.Выявить социальные группы и социальные организации как элементы общественной системы.
4.Изучить ролевое значение социальных институтов в функционировании и развитии общества.
5.Дать общее понятие и общую характеристику личности.
6.Определить социализацию личности с позиции процесса ее формирования.
Введение 3
1.Общество как система 5
2.Социальные институты 9
3.Проблема личности в социологии 13
4.Социализация личности 18
Заключение 24
Список литературы 27
СОЦИОЛОГИЯ
контрольная
работа
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Процесс развития человеческого общество в целом как социума, общежития миллиардов людей является одной из основных проблем социологической науки.
Общество представляет собой высший уровень социальной системы (макросистему), состоящей из множества социальных систем меньшего порядка.
Уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации люди стали задумываться над вопросами своего бытия, искать те источники, которые двигают развитие общественного организма. Различные мыслители по-разному подходили к изучению механизма функционирования социальных систем, неодинаково раскрывали взаимодействие людей в процессе общественной жизни, давали разное определение и самой категории «общество». В настоящее время этот термин употребляется в науке и в обыденной практике также неоднозначно.
Проблема личности занимает одно из главных мест в общественных науках. Это вполне закономерно. Люди являются элементами любых социальных систем. Характер функционирования той или иной социальной общности определяется деятельностью составляющих ее индивидов, которые действуют исходя из своих интересов и целей. Поэтому без знания общей теории личности, ее конкретных личностных характеристик нельзя плодотворно исследовать социальные системы любых уровней общности. Эти проблемы в общем плане и составляют предмет социологического анализа личности.
Все вышесказанное доказывает актуальность темы контрольной работы и позволило определить цель и задачи.
Цель: рассмотреть общество как социальную макросистему и личность как объект социологического анализа, руководствуясь дедуктивным методом познания.
Задачи:
Автором рассмотрены теории и концепции ведущих авторов и ученых социологической науки, среди которых: К.Маркс, К.К. Платонов, А.И. Кравченко, Н.А. Бердяев, А.Г. Эфендиев, М.Вебер и другие.
В самом широком смысле понятие «общество» используется для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной жизни и социальной деятельности людей. В этом плане общество представляет собой высшую ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных общностей разных уровней.
Понятие «общество» употребляется как совокупность форм и способов совместной жизни людей, сложившихся на базе определенного уровня производительных сил и производственных отношений и составляющих историческую ступень в развитии человеческой цивилизации1.
Термином
«общество» обозначается конкретный тип
социально-экономической
Понятием «общество» обозначается определенная общность людей, объединенных в некоторую целостность на базе общей трудовой деятельности по производству материальных или духовных благ и услуг. Это различные акционерные общества.
«Общество» как понятие часто применяется к коллективам людей, объединенных какими-то интересами, нередко выступающими в качестве хобби, не связанными с профессиональной деятельностью человека.
И, наконец, слово «общество» может употребляться на бытовом уровне, когда оно относится к небольшой группе людей, как правило, не связанных между собой какой-то определенной деятельностью или общими интересами.
Таким образом, понятие «общество» чрезвычайно многопланово. По своему объему и содержанию оно варьирует от предельно широкого до самого узкого.
Общество, в каком бы смысле ни употреблялось это понятие, всегда представляет собой определенную социальную систему, систему взаимосвязей и взаимоотношений людей, составляющих данное общество. Системность — главная характеристика, основное качество любого общества. Поэтому исследование того или иного общества должно носить системный характер, то есть быть всесторонним, давать совокупное знание об обществе на уровне его общей теории2.
Итак, общество есть социальная система высшего порядка. Социальная система - это целостное, упорядоченное образование входящих в него социальных явлений и процессов, определенным образом связанных между собой и взаимовлияющих друг на друга. Основным элементом социальной системы являются люди. Именно этим отличается социальная система от систем технических, технологических, биологических и других.
Общество как социальная система представляет собой сложное образование. Структурировать его можно по разным основаниям. По сферам общественной жизни (по вертикали) — оно является органическим единством производительных сил и производственных отношений, социальной, политической и духовно-идеологической структур. Если взять за основание горизонтальное деление общества на составляющие его социальные элементы, то оно будет выглядеть как совокупность различных социальных общностей — классов, наций, социальных слоев, социальных организаций и социальных институтов. Каждая социальная система отличается от другой характером своих системообразующих элементов и способом их связи между собой.
В социологической науке социальные системы расположены в иерархическом порядке. Всеобъемлющая социальная система (макросистема) — общество состоит из нескольких систем второго порядка: экономической, социально-классовой, политической, духовно-идеологической.
Все эти системы, представляя собой целостные образования, в свою очередь, включают в себя социальные системы меньшей общности — классы, социальные слои и группы, социальные организации, политические партии, общественно-политические движения, профессиональные группы, трудовые коллективы и так далее до семьи и отдельной личности. Каждая социальная система обладает определенными чертами, как присущими всем однопорядковым системам, так и характерными только для нее. Существенными чертами обладает и общество в целом как социальная макросистема. Они носят фундаментальный характер и определяют общество как целостную, саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему. Черты системы:
Общество представляет собой целостную систему. Эта целостность обеспечивается наличием в обществе тесных социальных связей и связей взаимодействия между всеми сторонами и элементами общественной системы. Благодаря этим связям общество существует как таковое, они лежат в основе его бытия.
Социальная связь — это совокупность факторов, обусловливающих совместную жизнь и деятельность людей в обществе для достижения определенных целей. Социальные связи объективно, независимо от людей, складываются в процессе исторической практики.
Однако объективно складывающихся в обществе социальных связей еще недостаточно для поддержания устойчивой целостности общественной системы. Они должны быть реализованы в повседневной деятельности людей, использованы для решения конкретных задач общественного развития. На основе объективных социальных связей люди сознательно выстраивают систему связей взаимодействия, которые представляют собой процесс непосредственного, видимого, осязаемого взаимовлияния индивидов, социальных групп, трудовых коллективов друг на друга в ходе своей деятельности.
Социальное взаимодействие есть конкретизированный вид социальных связей. Установление его преследует определенную цель, решение конкретной задачи, стоящей перед какой-то общностью людей в данный период времени. В результате социального взаимодействия воспроизводятся социальные отношения между людьми или эти отношения изменяются, и складываются новые.
Система связей взаимодействия в обществе чрезвычайно многообразна. Классифицировать эти связи можно по числу субъектов взаимодействия — на взаимодействие двух людей друг с другом, одного человека со многими другими, одной группы людей с другой их группой
Во-вторых, общество — саморазвивающаяся социальная система. Это означает, что источник развития общества находится внутри него, в нем самом. Имеют место, условно говоря, два подхода к определению источников саморазвития общественной системы. Сторонники одного подхода придерживаются идеи экономического детерминизма. Другим подходом, к источникам саморазвития общества является обоснование социального детерминизма.
Третьей чертой, характеризующей общество как социальную систему, является его способность к саморегуляции. В системе создаются защитные меры, к которым относится социальный контроль и социальные санкции, утвердившиеся нормы поведения людей, составляющих данную систему. В негосударственных социальных системах все это осуществляется на моральной основе.
Благодаря целостности
общества как социальной макросистемы,
его способности к саморазвитию
и саморегуляции осуществляется социальный
прогресс, «согласованно» функционируют
все сферы общественного организма и жизнедеятельности
людей.
Общество поддерживает свою целостность и обладает способностью к саморегуляции в первую очередь посредством деятельности социальных институтов. Они представляют собой опору общественного здания, один из основных элементов общества как социальной макросистемы.
Сам термин «институт» в наше время имеет два значения: 1) высшее учебное заведение; 2) упорядоченная система социальных связей и взаимодействия людей3.
Второе значение — это и есть социальный институт. В социологической литературе мы находим не совсем одинаковые определения этой формы социального взаимодействия людей. Но суть примерно одна: социальный институт — это высокоорганизованная социальная система, в которой взаимодействие людей определяется нормативными документами и традициями и которая предназначена для удовлетворения определенной общественной потребности. Процесс образования и оформления социальных институтов называется институализацией общества. Этот термин стал применяться в гуманитарных науках значительно позднее, но сам процесс возникновения и развития социальных институтов зародился в глубокой древности.