Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:01, реферат

Описание работы

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения).

Работа содержит 1 файл

соц2.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

       «Кризис рождения» имеет не  только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.

       Следовательно, новорожденный уже  является яркой индивидуальностью,  и каждый день его жизни  увеличивает потребность в многообразных  реакциях на окружающий мир.  Плачем и криком ребенок дает  знать о своих неудовлетворенных потребностях. Индивидуальность ребенка нарастает к двухлетнему возрасту, в котором повышается интерес к миру и освоению собственного «Я». Именно в этот период и проявляются первые черты личностного поведения, когда ребенок попадает в ситуации свободного выбора.

     Дальнейшее  развитие личности связано с «прохождением» других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек  и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха - всё это формирует личность. На жизненном пути возможны взлеты и падения, рубежами в жизни становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной, рождение детей и т.д.

     Итак, становление личности происходит в  процессе усвоения людьми опыта и  ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией.

       Бердяев И.А. писал: «Как образ  и подобия Бога человек является  личностью. Личность следует отличать  от индивида. Личность есть категория  духовно-религиозная, индивид же  есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-то ...». Однако трудно согласиться с его высказыванием, так как оно приводит к отрицанию социального характера и социальной обусловленности личности.

     Сила  воли и сила духа личности, её нравственная доброта и чистота не могут реализовываться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека являются важнейшим фактором, характеризующим личность - это не слова, а дела человека, и даже в священном писании не случайно говорится о воздаянии «каждому по делам его». И когда дело доходит до реальных поступков человек понимает, как трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным.

     «И  если индивид действительно считает  себя личностью или стремится  быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего, в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя».  

     4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 

       Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников является разорванным, антигуманным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности.

       Один из коренных вопросов XX и  начала XXI вв. — это вопрос о  смысле человеческого существования,  о ценности каждой человеческой жизни. Реальность такова: все более углубляется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между уровнем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченными возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства.

     Углубление, этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и  отчаяния, к укреплению ложных ценностей  в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного поведения. Миллионы людей во всем мире не испытывают удовлетворения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и все их силы были затрачены на зарабатывание денег. В результате теряется смысл человеческого существования.

       Углубление противоречия между  личностью и обществом — одна  из коренных причин разбалансированности  социального пространства, таящая  в себе еще большие возможности  нарастания социальных взрывов и катастроф.

       Поиск путей защиты жизненных  сил человека, его чести и достоинства  — одна из кардинальных проблем,  которая стоит сегодня перед  человечеством. От ее решения  во многом зависят темпы социального  прогресса, ценности и духовные принципы будущего.

       Есть много способов защищать  личность в современном мире, поднять ее человеческое достоинство.  Но еще больше существует возможность  унизить, растоптать ее права,  лишить смысла существования,  а иногда и самого главного  — права на жизнь.

       Итак, как обеспечить защиту и  более полную реализацию сущностных  сил личности в современном  мире, прежде всего средствами  науки, инновационных методов? 

       Понятие «личности» отражает  целостность человека в единстве  его индивидуальных способностей  и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

       Однако очень важно подчеркнуть,  что личность — не только  продукт общественных отношений,  она не только впитывает в  себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной форме в зависимости от наличного творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

       Нельзя в этом смысле не  согласиться с Л.П. Буевой, которая  сетует, что одностороннее рассмотрение  детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко выглядит как «запрограммированность» человека бытием, почти не оставляющим места «для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала». Разделяем мнение тех исследователей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления.

       Из понятия личности выпадают  такие категории, как «характер», «темперамент», «индивидуальность», не включаются эмоциональные черты человека, его природные задатки и врожденные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые при оптимальном саморазвитии и являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, которые не только не снижаются в современном мире, но и продолжают возрастать. И тем не менее сильные личности, творчески одаренные, не только принимают эти удары на себя, но и успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые становятся жертвами обстоятельств, плывут по воле волн, не «делают свою судьбу» за счет напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существования.

     Мир хрупок для всех личностей, но наиболее незащищенными в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельствуют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека.

     В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в  мир с разными потенциалами, творческими  возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадлежала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность этих творческих потенциалов, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу мировому сообществу, национальным интересам своих стран. Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаменимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они - не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное достояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, - предоставить всем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в том числе способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами.

     Сегодня пирамида социального устройства перевернута. Нередко, образно говоря, обществом  управляют люди, которые должны были бы управлять автобусом, а те, которые могли бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто оказываются не у дел.

     Философия «маленького человека», способного на все если создать ему условия  и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда.

       Каждая личность должна выбрать  свою роль, функцию но никто  не знает, какие они. Выбор  делает каждый человек общество  только создает возможности для  свободы выбора и помогает  человеку достойно пройти свой  жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов - понятие не социальное а в большей мере воспитательное, педагогическое.

     Необходимы  колледжи, лицеи, специальные художественные и научные школы для одаренных  людей. Но доступ в них должен быть всеобщим, критерий отбора - степень  одаренности профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае - стагнация развития, нарастание, разрушающего потенциала, безответственности личного начала, которое накапливается в каждой живой клетке общества и грозит его распадом на этом «клеточном уровне».

     Словом, социальная сущность современного развития общества против «социальной одинаковости», «социальной уравниловки», но и против аморальных отношений между людьми, вызываемых так называемыми «врожденными пороками рынка, требованиями неомальтузианской теории».

     Каждый  человек реализует то, что в  нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях информационной цивилизации.

     Однако  эти силы общества, скрытые на его  личностном уровне, равные, по оценкам  некоторых ученых, силе расщепленного  ядра в социальном выражении, пока далеки от реализации. Более того, они разрушаются, подавляются, а следовательно, приобретают отрицательный заряд, способный разрушить само общество. Поэтому сбалансированное, гармоническое в будущем развитие общества, о чем сейчас так много говорят, без гармонизации различных личностных потенциалов, без гуманистической работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.  
 
 

     5. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ЛИЧНОСТЬЮ 

     В процессе социализации личности все  в большей мере возрастает роль технологий саморазвития личности, когда сам человек волен выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои действия в мире, что и обращает человека к его самосознанию.

     Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит ценностям творчества. Остановимся на ценностях творчества. Философия творчества имеет большую историю, ее основы, например, представлены в произведениях Н. Бердяева. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии развития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например в сфере управления. Именно в этой сфере произошла революция, а творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публикаций, монографий, проведены научные исследования.

     В науке начался серьезный разговор, проводятся исследования в области  духовного потенциала человека, цель которых — пробудить интерес  личности к своему духовному здоровью как основе прочных успехов в  жизни и смысла человеческого  существования. Предлагаются психологические технологии самооценки своих способностей, интеллектуальных сил и пути самосовершенствования.

       И хотя подобного рода литература  не всегда отличается высокими  достоинствами, описания психологических  технологий развития и защиты личностных сил полезны и необходимы. Конечно, гению, яркой одаренности нужны не столько технологии, тренинги, «мозговые коллективные штурмы», сколько благоприятные экономические, социально-политические и культурные условия для мотивации к творческой деятельности. В этих условиях каждый человек использует имеющиеся методики, технологии творчества, развивая, перерабатывая и обогащая ранее существовавшие. Поэтому для утверждения смысла человеческого существования и новой парадигмы общественного развития будущего сбалансированного и гармонического развития мира необходимо достижение единства объективных и субъективных факторов, взаимодействующих в процессе развития личности нового типа.

Информация о работе Личность и общество