Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:00, курсовая работа
В работе описаны основные концепции личности в современной социологии, хорошо описана структура личности.
Указаны эмпирические методы, с помощью которых изучают структуру личности. Для данной работы было проведено социологическое исследование. Во второй главе указаны данные этого исследования.
Третья глава - рекомендательная.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности
1.1. Основные концепции личности в современной социологии…….5
1.2. Элементы структуры личности……………………………………12
Глава 2. Эмпирические методы исследования личности……………..17
2.1. Эмпирические методы социологического исследования личности
2.2. Исследование структуры личности современного студента…….19
Глава 3. Основные направления совершенствования исследований личности
3.1. Проблемы, выявленные в ходе исследования……………………35
3.2. Пути решения данных проблем……………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………40
Приложения……………………………………………………………………...42
Заключение
Итак, личность обладает своей социальной структурой и целью данной курсовой работы являлось изучение социальной структуры личности.
Выполненные задачи:
1. Были рассмотрены теоретические аспекты изучения личности, то есть теоретические концепции, которые на сегодняшний день занимаются изучением структуры личности, а также были объединены концепции и выделены все элементы структуры личности
Так как выполнены все задачи, можно говорить о том, что цель данной курсовой работы то же выполнена.
Личность является членом общности, она выполняет социальные функции и совершает многочисленные поведенческие акты. Личность в социологии – активное социальное начало, некий социально – исторический тип.
Личность –
целостность социальных свойств
человека, продукт общественного
развития и включенности индивида в
систему социальных отношений посредством
активной деятельности общения. [18]
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия, 20/ Под ред. А.М. Прохоров – М., 1957
2. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М., Эдиториал УРСС , 1999.-709с.
3. Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность. общественного мнения. / М.К Гормонов. – М., Наука, 1983. – 55с.
4. Горшков М. К. Общенародное общественное мнение / М.К. Горшков. – М., Знание 1983.-64с.
5. Горшков М. К. Основы прикладной социологии / М.К. Горшков. – М., ИНТЕРПАКС 1996.-184с.
6. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений / Б.А. Грушин. – М., Изд-во политической литературы 1967г.-401с.
7.Елсуков А. Н. История социологии / А.Н. Елсуков. – М., Высшая школа 1997-381с.
8. Заборовский В. Эволюция социальной структуры: перспектива поколений // Социология: теория, методы, маркетинг. 2005. No. 1. P. 8-35.
9. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России / Под ред. Колосовой Р.П., Разумовой Т.О. М., 1998. С. 22.
10. Катульский Е. Мотивация на рынке труда // Вопросы экономики. М., 1997. № 2. С. 96-97
11. Кон М.Л., Хмелько В., Паниотто В.И., Хунг Х. Социальная структура и личность в процессе радикальных изменений: анализ Украины в период трансформаций 2005. No. 3. P. 24-64.
13. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие/ Под. ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 23с.
14. Укледов А.К. Общественное мнение и пропаганда. / А.К Укледов. – М., 1980. – 45с.
15. Фомичева И.
Д. Методика конкретного
16. Фролов С. С. Социология / С.С. Фролов. – М., Логос 1997.-360с.
17. Шереги Ф.Э., Харчева Б.Г., Сериков Б.Б. Социология образования: прикладной аспект. М., С. 236.
18. Ядов В. А Социология в России / В.А. Ядов. – М., Институт социологии РАН 1998г-696с.
19. Ядов В.А.О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. 1975. С. 89-105.
20. Вардомацкий
А. П. Некоторые особенности
постсоветского общественного
21. Гуцаленко Л.А. Нужна ли социологии живая личность // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 3-13.
22. Лапаев В. В. Обнародование результатов исследования общественного мнения, как объект правового регулирования //Социологические исследования – 1998. - №8. 85с.
23. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 100-106.
24.Пиронкова
О. Ф. Живые новости или о
времени и пространстве в
25.Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда:
особенности и факторы //
Социологические исследования. 2003. № 5.
С. 84-88.
Таблица 1
Иерархическая структура
личности (по К.К.
Платонову):
Краткое название подструктуры | К данной структуре относятся | Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности | Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы | Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта | Умения, знания, навыки, привычки | Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения | Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) | Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологических, конституциональных свойств | Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства | Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
В
данной схеме особенности личности
сгруппированы в иерархически расположенные
подструктуры по степени влияния на
их формирование биологических (генетических)
и социальных (приобретенных в культуре)
качеств.
Приложение 2
Актуальность
Проводилось очень много социологических исследований, касающихся ценностных установок студентов, их стратегии и планов на жизнь (например в статье Большаковой О.А. «Опыт изучения использования бюджета времени студентов» Издательство ИС РАН в 2002. и «Повседневная деятельность и использование бюджета времени студенческой молодежью» Институт социологии РАН в 2006., а также есть данные в статье Мухановой М.Н. «Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодежи» Институт социологии РАН в 2008 и т.д.)
Но мало кто касался именно структуры личности студента. Она многообразна, включает в себя большое количество элементов, без которых ни один человек не может стать полноценной личностью, полноценной ячейкой общества. Так же она имеет ряд особенностей, так как студенты высших учебных заведений – особая социальная группа, со своими, присущими ей одной, чертами. У них иные ценности и установки, другие планы на жизнь, они больше стремятся к самореализации и самовыражению и они, поступив в институт, сделали очередной шаг к саморазвитию, поэтому необходимо исследовать какие качества им помогают в коммуникационных процессах, в процессах построения отношений с людьми и многое другое.
Проблема: Отсутствие информации о структуре личности современного студента
Цель: изучить и проанализировать все элементы структуры личности современного студента
Задачи:
1. Изучить знания и навыки, которые позволяют студентам выполнять их социальные роли, изучить качества, которые помогают личности взаимодействовать с другими людьми
2. Изучить социальные потребности студентов
3. Изучить задатки и способности студентов к различным видам деятельности
4. Изучить ценности и принципы, которыми руководствуются студенты
Изучение социальной структуры личности требует изучения всех элементов структуры (см. рис. 1):
А) оценка уровня коммуникационной компетентности – умение выстраивать продуктивные социальные контакты со сверстниками, преподавателями, родителями
Б) оценка ролевого поведения (это результат исполнения роли, которому предшествуют процессы обучения и принятия социальной роли)- наличие или отсутствие ролевых конфликтов
В) способность к интеграции
в коллектив – способность
к включению и преобразованию
устоявшихся коллективных
2. С другой
стороны, необходимо изучить
А) исследование потребностей «для других» - желаний жертвовать собой во имя другого
Б) исследование потребностей «для себя»- потребность в самоутверждении, самореализации и т.д.
В) исследование потребностей «вместе с другими» - потребности в безопасности, свободе и т.д.
3. Изучить задатки и способности студентов к различным видам деятельности:
А) исследование их предрасположенности к выбранной специальности
Б) исследование организаторских способностей студентов, наличие/отсутствие лидерских качеств и т.д.
4.
Изучить ценности и принципы,
которыми руководствуются
А) исследование иерархии ценностей в студенческой среде
Мною были выдвинуты гипотезы:
1. Студенты хорошо справляются с конфликтными ситуациями
2. Студенты получают высшее образование с уверенностью, что это поможет им в самореализации
3. Студенты
в основном выбирают
4. На
первом месте в системе
Объектом исследования являются студенты очной формы обучения 3-5 курс
Предметом являются элементы структуры их личностей.
В выборку попали студенты НГУЭУ очной формы обучения с 3-5 курс
Методом исследования является перекрёстный опрос
Информация о работе Личность и её социальная структура (на примере студенческой молодежи)