Личность и её социальная структура (на примере студенческой молодежи)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

В работе описаны основные концепции личности в современной социологии, хорошо описана структура личности.
Указаны эмпирические методы, с помощью которых изучают структуру личности. Для данной работы было проведено социологическое исследование. Во второй главе указаны данные этого исследования.
Третья глава - рекомендательная.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности
1.1. Основные концепции личности в современной социологии…….5
1.2. Элементы структуры личности……………………………………12
Глава 2. Эмпирические методы исследования личности……………..17
2.1. Эмпирические методы социологического исследования личности
2.2. Исследование структуры личности современного студента…….19
Глава 3. Основные направления совершенствования исследований личности
3.1. Проблемы, выявленные в ходе исследования……………………35
3.2. Пути решения данных проблем……………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………40
Приложения……………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 932.00 Кб (Скачать)

    К специфическим относятся:

    Перспективный анализ, событийный анализ и  рефлексивный анализ. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Исследование  структуры личности современного студента

   Проводилось очень много социологических исследований, касающихся ценностных установок студентов, их стратегии и планов на жизнь (например в статье Большаковой О.А.  «Опыт изучения использования бюджета времени студентов» Издательство ИС РАН в 2002. и «Повседневная деятельность и использование бюджета времени студенческой молодежью» Институт социологии РАН в  2006., а также есть данные в статье Мухановой М.Н. «Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодежи» Институт социологии РАН в 2008 и т.д.)

   Но мало кто касался именно структуры личности студента. Она многообразна, включает в себя большое количество элементов, без которых ни один человек не может стать полноценной личностью, полноценной ячейкой общества.  Так же она имеет ряд особенностей, так как студенты высших учебных заведений – особая социальная группа, со своими, присущими ей одной, чертами. У них иные ценности и установки, другие планы на жизнь, они больше стремятся к самореализации и самовыражению и они, поступив в институт, сделали очередной шаг к саморазвитию, поэтому необходимо исследовать какие качества им помогают в коммуникационных процессах, в процессах построения отношений с людьми и многое другое.

В связи  с такой проблемой как отсутствие информации о структуре личности современного студента, было проведено исследование с целью изучить и проанализировать все элементы структуры личности современного студента. (Приложение 2)

Задачи  исследования были таковы:

1. Изучить  знания и навыки, которые позволяют  студентам выполнять их социальные  роли, изучить качества, которые  помогают личности взаимодействовать   с другими людьми

2.  Изучить социальные потребности студентов

3. Изучить  задатки и способности студентов  к различным видам деятельности

4.  Изучить  ценности и принципы, которыми  руководствуются студенты

     Изучение  социальной структуры личности требует  изучения всех элементов структуры:

  1. Изучить знания и навыки, которые позволяют студентам выполнять их социальные роли, изучить качества, которые помогают личности взаимодействовать  с другими людьми:

    А) оценка уровня коммуникационной компетентности – умение выстраивать продуктивные социальные контакты со сверстниками, преподавателями, родителями

    Б) оценка ролевого поведения (это результат  исполнения роли, которому предшествуют процессы обучения и принятия социальной роли)-  наличие или отсутствие ролевых конфликтов

      В) способность к интеграции в коллектив – способность к включению и преобразованию устоявшихся коллективных связей.

  2. С другой  стороны, необходимо изучить социальные  потребности студентов:

А) исследование потребностей «для других» - желаний  жертвовать собой  во имя другого

Б) исследование потребностей «для себя»- потребность  в самоутверждении, самореализации и т.д.

В) исследование потребностей «вместе с другими» - потребности в безопасности, свободе  и т.д.

   3. Изучить задатки и способности  студентов к различным видам  деятельности:

   А) исследование их предрасположенности  к выбранной специальности

   Б) исследование  организаторских способностей студентов, наличие/отсутствие лидерских  качеств и т.д.

   4. Изучить ценности и принципы, которыми руководствуются студенты:

   А) исследование иерархии ценностей в студенческой среде

Были  выдвинуты гипотезы:

1. Основным  качеством, помогающим взаимодействовать  с людьми – является умение  справляться с конфликтными ситуациями, поэтому выдвигается гипотеза, что студенты хорошо справляются с конфликтными ситуациями

2. Студенты  получают высшее образование  с уверенностью, что это поможет  им в самореализации 

3. Студенты  в основном выбирают специальность  согласно  их предрасположенности  к ней 

4. На  первом месте в системе жизненных  ценностей у студентов будет стоять стремление к материальному благополучию

Объектом  проводимого социологического исследования являются студенты очной формы обучения 3-5 курс.

Предметом являются элементы структуры их личностей.

В выборку  попали студенты НГУЭУ очной формы  обучения с 3-5 курс. Методом исследования является перекрёстный опрос. (Приложение 3).

Опрошено  было 50 человек, из них 25 – мужчины, 25 – женщины, разнообразного возраста (Приложение 4: Табл.1, Табл.2) 

Итак, для  начала необходимо было изучить знания и навыки, которые позволяют студентам выполнять их социальные роли, изучить качества, которые помогают личности взаимодействовать  с другими людьми.

Респондентам  был задан вопрос: Часто ли вы попадаете в конфликтные ситуации? Варианты ответов распределились следующим образом:

Данные  представлены в %

 

Это говорит  о том, что большинство хоть и  попадают в конфликтные ситуации, но редко, также не на много отстают  от них респонденты, которые вообще не попадают в конфликтные ситуации, являются бесконфликтными людьми.

Также был задан вопрос: Если рядом с Вами будут ругаться Ваши одногруппники, друзья или родственники, как Вы поступите? 
 
 

Данные  представлены в %

 
 
 
 
 
 
 

Если не считать  затруднившихся с ответом, то наименьшее количество респондентов ответили: «Не обращу никакого внимания, это их дело, пусть сами разбираются» Это говорит о том, что равнодушным мало,  людей, поддержавших конфликт, ответивших «Скорее всего вступлю в полемику, выскажу своё мнение, я люблю поспорить» тоже немного, в основном конечно же студенты стараются избегать конфликтных ситуаций, утихомиривают своих знакомых. 

На основании  даже этих двух вопросов можно говорить о том, что первая гипотеза, а именно:

  1. Студенты хорошо справляются с конфликтными ситуациями

    подтвердилась.

    Это говорит  о том, что студенты обладают ролевым поведением в пределах нормы, стремятся к отсутствию ролевых конфликтов.

    Но на этом ещё не решена поставленная задача. Респондентам был задан вопрос: Ощущали ли Вы когда-нибудь дискомфорт при общении в совершенно новой компании?

    Распределение ответов на вопрос «Ощущали ли Вы когда-нибудь дискомфорт при общении в совершенно новой компании?»

Данные  представлены в % 
 
 
 
 
 
 
 

Это говорит  о том, что студенты в своей  основе очень легко общаются даже с совершенно незнакомыми им людьми (этот вариант ответа был выбран чаще всего). Соответственно можно сделать  вывод, что современные студенты способны к интеграции в коллективе, то есть умеют включаться  в новые отношения и работать в команде.

Но это не значит, что поставленная задача решена полностью, рассмотрим другие аспекты  личности студентов. Респондентам был  задан вопрос: Как на ваш взгляд, к вам прислушиваются люди? 
 
 
 

Данные  представлены в %

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Такие варианты ответа как «нет, я часто ощущая, что говорю в пустоту», а также затруднившихся с ответом нет вообще.

Это оценивает  уровень коммуникационной компетентности студентов, их способности к коммуникации. Данные говорят о высокой степени способности у студентов  к общению с людьми и конечно же о высокой степени влияния на принимаемые решения.

Таким образом можно сказать, что были изучены было знания и навыки, которые позволяют студентам выполнять их социальные роли, качества, которые помогают личности взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом первая задача социологического исследования решена.

Следующая задача такая:

2.  Изучить социальные потребности студентов

Рассмотрим  сначала потребности «для других». Респондентам был задан вопрос: Получаете ли Вы удовольствие от помощи другим людям?

Данные  представлены в %

 
 
 
 
 
 
 
 

Значит  большинство либо помогают, но относятся  к этому нейтрально, либо им помогать даже приятно. То есть студенты имеют потребность в защите слабых.

В одном из вопросов респондентам было предложено представить себя на необитаемом острове, на котором идеальные условия для жизни человека, но нет никаких возможных средств связи и нет людей. И был задан вопрос: Как долго Вы бы смогли на нём прожить? 

Данные  представлены в % 
 
 
 
 

Большинство респондентов смогли мы прожить без  общения только полдня, эти данные говорят о потребности студентов  в постоянном общении с людьми.

А оба  рассмотренных вопроса доказывают нам, что студенты умеют «жертвовать  собой во имя другого», а значит потребности «для других» присутствуют в достаточном количестве.

Следующие потребности, которые хотелось бы рассмотреть  – это потребности «для себя». Респондентам был задан вопрос: У  Вас никогда не возникало ощущение, что Вас в студенческой группе не воспринимают всерьёз?

Распределение ответов на вопрос «У Вас никогда  не возникало ощущение, что Вас в студенческой группе не воспринимают всерьёз?»

Данные  представлены в % 
 
 
 
 
 

Таких ответов  как « Да, такое происходит постоянно» не было вообще, в основном респонденты отвечали «Нет, я уверен(а), что с моим мнением все считаются » Это говорит о потребности студентов в самоутверждении и о том, что они его получают.

Также респондентам был задан вопрос: Как вы думаете, получаемая Вами специальность поможет Вам в будущем реализовать все намеченные Вами цели и планы? 

Распределение ответов на вопрос «Как вы думаете, получаемая Вами специальность поможет Вам в будущем реализовать все намеченные Вами цели и планы?»

Данные  представлены в % 
 
 
 
 
 

Это говорит  о том, что у студентов есть потребность в самореализации, но также выявляет большую проблему в студенческой среде. Дело в том, что конкретного ответа на данный вопрос не смог дать ни один студент. Такие варианты как «Конечно, я для этого на ней и учусь» или же «Уверен(на), что нет, но реализовывать себя в чём-то другом ещё не планировал(а)». Планы на самореализацию у студентов есть, но нет абсолютно никакой уверенности, что это будет связано с их специальностью.

Также данный вопрос опровергает выдвинутую для второй задачи  гипотезу:

  1. Студенты получают высшее образование с уверенностью, что это поможет им в самореализации

Студенты  наоборот, совсем не уверены в этом. 
 

Информация о работе Личность и её социальная структура (на примере студенческой молодежи)