Личность и её социальная структура (на примере студенческой молодежи)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

В работе описаны основные концепции личности в современной социологии, хорошо описана структура личности.
Указаны эмпирические методы, с помощью которых изучают структуру личности. Для данной работы было проведено социологическое исследование. Во второй главе указаны данные этого исследования.
Третья глава - рекомендательная.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности
1.1. Основные концепции личности в современной социологии…….5
1.2. Элементы структуры личности……………………………………12
Глава 2. Эмпирические методы исследования личности……………..17
2.1. Эмпирические методы социологического исследования личности
2.2. Исследование структуры личности современного студента…….19
Глава 3. Основные направления совершенствования исследований личности
3.1. Проблемы, выявленные в ходе исследования……………………35
3.2. Пути решения данных проблем……………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………40
Приложения……………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 932.00 Кб (Скачать)

Личность предпринимает  социальные действия тогда, когда нарушается равновесие между потребителями  и социальной средой. Конечно же, определением социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизни, порождающие у человека объективные потребности и интересы.[19]

Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют 2 вида потребностей: естественные и социальные.

1. Естественные - это нужды человека как биологического существа (потребность в одежде, питье, еде и т.д.).

2. Социальные - это продукты общественной жизни уровня развития личности (потребности в духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д.).[18]

Потребности характеризуют  условия жизнедеятельности Неудовлетворенность  условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить условия жизни, используя имеющиеся  у него возможности. Здесь проявляется  и интерес личности, который складывается из следующих элементов

1. положение человека в обществе;

2. содержательная характеристика его зависимости от деятельности других людей,

3. пути и способы использования сложившихся социальных отношений (институтов) для удовлетворения возникших потребностей.[7]

Интерес реализуется  вследствие осознания личностью  своих потребностей и возможных  путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной основой  ее деятельности и поведения. Для того чтобы человек предпринял конкретные действия, он должен осознать потребности и интересы, сделав их внутренними побудительными мотивами. Однако осознание потребностей и интересов личностью никогда не бывает абсолютно адекватным их объективному содержанию.[8]

Мотивы - это  конкретные внутренние побудители к  действию, которые непосредственно, ситуационно определяют поведение  людей. Мотивы - отражения в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности человека, если станет субъективно значимым для нее. Мотивы бывают материальные и духовные, а также в зависимости от значимости - доминирующие и фоновые. Наиболее распространенными мотивами являются материальная заинтересованность, желание сделать карьеру, стремление самореализовать себя в творчестве, чувство долга, боязнь наказания и т.д.[2]

Мотивы обуславливают  выработку человеком целей деятельности, в результате чего осуществляется переход  интересов через деятельность, опирающуюся  на ценностные ориентации. Это понятие  ввели в 20-е годы У. Томас (американский социолог), и Ф. Знанецкий (польский социолог). Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы. Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта, освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену социальной общности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Элементы структуры личности

    Если  постараться объединить все подходы, то можно структуру личности представить  так:

    1. Качества, позволяющие личности взаимодействовать  с другими людьми – это социальные  роли и функции, знания, уровень  образования, язык

    2. Потребности  (индивидуальные и социальные)

    3. Знания  и навыки, позволяющие оптимально  выполнять заданные функции

    4. Задатки и способности к различным видам деятельности

    5. Ценности  и принципы, которыми руководствуется  личность

    О социальных ролях в полной мере говорилось в  прошлой главе, знания, уровень образования  и язык комментарий  не требуют. Остановимся  подробнее на социальных потребностях личности.

    В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности  не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой  разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.[16]

    Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для  обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

    Социальные  потребности существуют в бесконечном  многообразии форм. Не пытаясь представить  все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.[5]

    1. Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю.Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали". [8]

    2. Потребность "для себя": потребность  самоутверждения в обществе, потребность  самореализации, потребность самоидентификации,  потребность иметь свое место  в обществе, в коллективе, потребность  власти и т. д. Потребности  "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..." [8]

    3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.[8]

    Особенности потребностей "вместе с другими" состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня наглая агрессия США и стран НАТО на Югославию сформировала общую потребность народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.

    Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей  души на удовлетворение этих потребностей. Это человек - подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.[13]

    Знания  и навыки, а также задатки и  способности к различным видам  деятельности обуславливаются такими факторами развития личности, как:

    1. биологическая наследственность – фактор, который не может полностью создать личность, так как ни культура ни социальный опыт не передаются по генам. Однако он требует учёта, так как благодаря ему создаётся бесконечное разнообразие характеров, темпераментов, которые из каждой личности делают индивидуальность.
    2. физическое окружение – его тоже нельзя сбрасывать со счетов, но и возводить в абсолют. Ещё П. Сорокин, обобщая теории многих учёных, отмечал, что групповые различия в поведении людей часто определяются различиями в климате, географических особенностей, природных ресурсов.
    3. культура – есть 2стороны проблемы влияния культуры на личность: с одной стороны культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится это общество; с другой стороны каждое общество даёт своим членам опыт особенный, так формируется модальная личность, которая соответствует культуре данного общества.
    4. групповой опыт
    5. индивидуальный опыт [16]

    Ядром структуры личности выступает её образ жизни. Осмысление образа жизни  восходит к гуманистической традиции эпохи Возрождения, позднее в трудах французских материалистов XVII века. Образ жизни рассматривался как условие и социальная предпосылка воспитания всесторонне развитой гармонической личности. [13]Согласно этому принципу, центральным, стержневым моментом образа жизни является удовлетворение потребностей человеческого организма, следование "зову своей природы". На базе функционирования естественных потребностей и для их удовлетворения возникают социальные и политические институты, семья, общественные организации, государство, формируются умственные и моральные качества личности. С этих позиций подвергаются нравственному осуждению все те проявления образа жизни, которые противоречат гармонии человеческого тела Смысл категории "образ жизни" в ее синтетическом характере, в том, что она не только включает, но и выявляет многообразие общего, особенного и единичного. Уровень жизни и качество жизни - выражения сущностных, устойчивых признаков образа жизни. За ними стоит и ими определяется многообразие проявлений образа жизни: мода, обычаи, ритуалы, национальные традиции, обряды, эстетические вкусы, нравственные нормы и принципы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Эмпирические методы социологического исследования личности

     Методы, с помощью которых изучают структуру личности делятся на следующие группы:

  1. смешанные или качественно количественные
  2. преимущественно качественные
  3. специфические

    К смешанным  относятся:

    Опрос – социологический метод сбора информации, при которой людям в письменной или устной форме задают специально подобранные  вопросы и просят ответить на них.

     Наблюдение  – это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».[5]

     Контент-анализ – стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.[2]

    К качественным относятся:

    Кейс  – стади - метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций

    Глибиное  или неформализованное интервью –  психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

    Фокус – группа – Используется для изучения глубины вопроса с помощью обсуждения проблемы в группе. В ходе дискуссии собираются мнения членов группы, которые затем обрабатываются экспертами.[13]

    Биографический  метод- овременные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.[16]

Информация о работе Личность и её социальная структура (на примере студенческой молодежи)