Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:00, курсовая работа
В работе описаны основные концепции личности в современной социологии, хорошо описана структура личности.
Указаны эмпирические методы, с помощью которых изучают структуру личности. Для данной работы было проведено социологическое исследование. Во второй главе указаны данные этого исследования.
Третья глава - рекомендательная.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности
1.1. Основные концепции личности в современной социологии…….5
1.2. Элементы структуры личности……………………………………12
Глава 2. Эмпирические методы исследования личности……………..17
2.1. Эмпирические методы социологического исследования личности
2.2. Исследование структуры личности современного студента…….19
Глава 3. Основные направления совершенствования исследований личности
3.1. Проблемы, выявленные в ходе исследования……………………35
3.2. Пути решения данных проблем……………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………40
Приложения……………………………………………………………………...42
Был задан вопрос: У Вас когда-нибудь возникало ощущение, что Вы по жизни занимаетесь совершенно не тем, чем Вам хотелось бы?
Распределение ответов на вопрос «У Вас когда-нибудь возникало ощущение, что Вы по жизни занимаетесь совершенно не тем, чем Вам хотелось бы?»
Данные
представлены в %
Потребность
в самоидентификации у
Также интересно посмотреть стремление студентов к власти. (Приложение 4: Табл. 3). Респондентам был задан вопрос: «Видите ли Вы себя в роли руководителя, имеющего подчиненных?» большинство ответили «скорее да, чем нет». Это говорит о стремлении к власти и это абсолютно нормально для амбициозной молодой личности.
Значит потребности иметь своё место в обществе и потребности к власти присутствуют, а значит присутствуют потребности «для себя».
Теперь рассмотрим
потребности «вместе с другими»
Респондентам был задан вопрос «Следите ли вы за своим здоровьем?» (Приложение 4: Табл. 4)Большинство ответили «да, но хотелось бы больше уделять этому внимания», чуть меньше ответов «нет, практически не слежу за состоянием своего здоровья, но понимаю, что это плохо». Это значит, что у студентов есть как минимум понимание того, что необходимо следить за своим здоровьем, значит есть стремление к безопасности.
Также был задан вопрос «Если бы сейчас стали вести военные действия против России, Вы бы пошли воевать?» (Приложение 4: Табл. 5). И большинство ответили «Да», это означает, что у студентов есть стремление обуздать агрессора, стремление к миру.
Значит потребности «вместе с другими» развиты у студентов в полной мере.
Следующей задачей, стоявшей перед исследованием была:
Респондентам был задан вопрос: «А в школе Вам нравились дисциплины, относящиеся к получаемой вами специльности?»
Распределение ответов на вопрос «А в школе Вам нравились дисциплины, относящиеся к получаемой вами специльности?»
Данные
представлены в %
Значит студенты в основном выбирают ту специальность, относящиеся к которой предметы нравились и получались у них ещё в школе. Значит гипотеза:
3. Студенты в основном выбирают специальность согласно их предрасположенности к ней
подтвердилась
Конечно оценки студенты имеют в основном разнообразные (Приложение 4: Табл.6)
Очень плохо то, что мало кто из студентов видит своё будущее, связанным с получаемой специальностью. На вопрос «Нравится ли Вам получаемая специальность?» большинство ответили «В целом меня всё устраивает, но вряд ли я свяжу с этим свою жизнь». Так же недалеко от них ушёл процент тех, кто затруднился с ответом (Приложение 4: Табл. 7)
Исследование
предрасположенности студентов
к выбранной специальности
Распределение ответов на вопрос «Нравится ли вам быть организатором различных мероприятий (организовать день группы, 8марта, празднование медианы и т.д.)?»
Данные
представлены в %
Одинаковое количество студентов относят себя в организаторам, небольшая часть уверены, что без них вообще ничего не может организоваться, часть стремиться к тому, чтобы организатором стать. Но тех людей, которые не стремятся нельзя обвинять. Они понимают, что у них нет к этому предрасположенности.
Распределение ответов на вопрос «Вы по натуре лидер
Данные
представлены в %
Этот же вопрос доказывает, что студенты стремятся к приобретению лидерских качеств, потому что нет ни одного, кто вообще бы их в себе не нашёл.
Даже
если предрасположенности к
Таким образом были изучены задатки и способности студентов к различным видам деятельности.
Следующая задача исследования:
4. Изучить ценности и принципы, которыми руководствуются студенты:
То есть исследовать иерархию ценностей в студенческой среде. (Приложение 5: Табл. 1))
Иерархия жизненных ценностей:
1. Быть независимым материально обеспеченным человеком
2. Создать хорошую семью, вырастить здоровых и счастливых детей
3. Творчество, самореализация, самовыражение
4. Получить как можно больше удовольствий в жизни
5. Служить идеалам добра, красоты, справедливости
6. Получение хорошего образование, быть высококвалифицированным специалистом
7. Иметь комфортную бытовую устроенность
Гипотеза о том, что:
подтвердилась
К сожалению высшее образование в системе жизненных ценностей занимает одно из самых последних мест.
Задача является выполненной.
Таким образом при проведении социологического исследования Были выполнены все поставленные задачи:
Задачи исследования были таковы:
1. Были изучены знания и навыки, которые позволяют студентам выполнять их социальные роли, а также качества, которые помогают личности взаимодействовать с другими людьми
2. Изучены социальные потребности студентов
3. Изучены задатки и способности студентов к различным видам деятельности
4. Изучены ценности и принципы, которыми руководствуются студенты
А также подтвердились или опровергались все поставленные гипотезы.
Но в ходе исследования
были выявлены определённые проблемы.
Студенты хорошо справляются с конфликтными ситуациями. Это говорит о том, что студенты обладают ролевым поведением в пределах нормы, стремятся к отсутствию ролевых конфликтов.
Так же было доказано, что студенты способны к интеграции в коллективе, то есть умеют включаться в новые отношения и работать в команде. Данные говорят о высокой степени у студентов в общении с людьми и конечно же о высокой степени влияния на принимаемые решения.
Также
рассмотренные вопросы
У студентов есть потребность в самореализации, но это выявляет большую проблему в студенческой среде.
Планы на самореализацию у студентов есть, но нет абсолютно никакой уверенности, что это будет связано с их специальностью.
Также данный вопрос опровергает выдвинутую для второй задачи гипотезу:
Студенты получают высшее образование с уверенностью, что это поможет им в самореализации
Студенты совершенно не уверены в этом.
Потребность в
самоидентификации у
Да, студенты в основном выбирают специальность согласно их предрасположенности к ней, но очень плохо то, что мало кто из студентов видит своё будущее, связанным с получаемой специальностью. На вопрос «Нравится ли Вам получаемая специальность?» большинство ответили «В целом меня всё устраивает, но вряд ли я свяжу с этим свою жизнь».
Проблема заключается также ещё и в том, что высшее образование в системе жизненных ценностей занимает одно из самых последних мест.
По последним данным Росстата, молодежь составляет среди безработных 27,1%, в том числе в возрасте 15–19 лет – 5,8%, 20–24 года – 21,4%. Иными словами, едва ли не самыми уязвимыми на рынке труда оказались те, кто либо только что получил дипломы, либо сейчас заканчивает обучение. Поэтому зная подобное положение в стране, студенты даже если им и очень хочется, не рассчитывают на работу по специальности после окончания ВУЗА.
Именно поэтому высшее образование уходит на последние ряды в системе ценностей студента, ведь оно не может обеспечить его нормальной работой и как следствие нормальным достатком, а материальная обеспеченность в системе жизненных ценностей выходит на передний план. Это обусловлено конечно же прежде всего экономическими и политическими причинами.
Вообще если рассматривать умственный творческий потенциал студентов, то он значительно снизился в последние годы. Это связано с ухудшением психического и физического состояния учащихся, снижением уровня самооценки.
Ценности умственного труда и образования в их глазах начинают падать. В связи с усилением имущественного неравенства возрастает и образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала студентов.
Важнейшими направлениями развития современной высшей школы являются интеллектуализация содержания учебного процесса, внедрение новых форм обучения, создания условий для студентов, развития их творческих способностей. В конечном счете, все это должно
отразиться на подготовке специалистов, которые в условиях рыночной экономики, обострения конкуренции на рынке труда окажутся способными решить проблему трудоустройства.[10]
Представляется целесообразным построение в НГУЭУ системы профессиональной ориентации и содействия карьерному росту выпускников с координационным центром. Создание такой системы можно бы осуществлять по следующим этапам:
1. Создание службы
профессиональной ориентации и
карьерного роста при
- отработка механизмов взаимодействия с выпускниками НГУЭУ;
- отработка механизма
взаимодействия с
- создание базы данных резюме, проведение консультаций по трудоустройству, маркетинговые исследования рынка труда.
2. Делегирование
службе полномочий по
- отработка системы взаимодействия с факультетами, молодежными организациями при НГУЭУ, занимающимися проблемами профессиональной ориентации:
- выработка единой
концепции решения проблем
- централизованное
поступление информации о
3. Организация
взаимодействия с подобными
Создание подобной
системы должно стать в настоящее время
насущной задачей учреждений высшего
образования в Российской Федерации.[20]
Это бы решило проблему
обеспокоиности студентов о своём
будущем после окончания
Информация о работе Личность и её социальная структура (на примере студенческой молодежи)