Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курс лекций
Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Социологическая информация, полученная методом наблюдения, считается надежной, если при повторе наблюдения в тех же условиях и того же объекта будет получен тот же результат.
Социологический опрос
Социологу часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах (информация о мнениях, мотивах, удовлетворенности респондентов). Такую информацию при методе опроса.
В основе метода – совокупность вопросов, с помощью которых идет сбор информации. Стандартная ситуация опроса включает наличие опрашиваемых (анкетеров) и опрашиваемых (анкетируемых) респондентов.
В зависимости от характера требуемой информации и способов ее получения различают два вида опроса: анкетный и интервью. Анкетирование предполагает владение знаний и умений, необходимых для разработки анкеты, подготовки ее к обсчету, организации и проведения анкетного опроса.
Обычно анкета содержит обращение, основную часть и паспортичку.
В обращении кратко говориться о цели исследования, подчеркивается его важность, значимость, сообщается о том, как будут использованы результаты исследования, указываются правила заполнения анкеты, гарантируется анонимность ответов.
Основная часть анкеты – вопросы
или блоки вопросов, нацеленные на
получение необходимой
Паспортичка – сведения о респонденте (пол, возраст, образование, место работа или учебы) – может быть расположена либо в начале анкеты, либо в ее конце.
Анкетный опрос может быть проведен заочно, без помощи анкетеров (анкета высылается по почте). Почтовый опрос применяется в тех случаях, когда необходимо охватить значительное количество респондентов, разбросанных по территории (по району, городу, стране), которых трудно или невозможно собрать в одном месте. Преимущество почтового опроса: возможность обойтись без анкетеров, одновременное проведение опроса на значительной территории. Среди недостатков следует отметить невысокий возврат анкет, использование советов посторонних или заполнение анкет.
Другой вид опроса – интервью – метод получения информации путем непосредственной беседы интервьюера с респондентом.
Классификация интервью может проводиться во–первых, по целевому назначению. Так называемое фокусированное интервью имеет целью изучение реакции на какие–то стимулы известной социальной ситуации. Перед его проведением респондент включается в определенную ситуацию или обстановку (например, смотрит фильм, читает статью, участвует в эксперименте). После этого выясняется, как он воспринял то или иное воздействие (например, как на него воздействовала определенная форма пропаганды).
Во-вторых, выделяют нестандартизованное, или свободное, или стандартизованное интервью.
Нестандартизованное интервью – это беседа, в ходе которой у интервьюера есть лишь общая тема разговора. Задача его – создать ситуацию взаимодействия и умело стимулировать ответы. Формулировки вопросов определяются по ходу беседы, они могут расширяться, углубляться, видоизменяться и т.д..
Стандартизованное интервью предполагает
наличие заранее сформулированн
Преимущества интервью раскрываются, когда используются полустандартизированные варианты: предусмотрен список основных вопросов, часть, вопросов приготовлена заранее, другие же вопросы формулируются интервьюером самостоятельно.
Различают групповое и индивидуальное интервью. Групповое – это одновременный опрос небольшой группы (бригада, семья и т.п.), в ходе которого образуется общая дискуссия. Интервью может быть не только личным и руппповым, но и массовым. Примером массового интервью может служить телефонный опрос. Он привлекает социологов возможностью снизить стоимость исследования и оперативностью.
Специфика опроса в том, что источником информации является словесное сообщение. Достоверность информации во многом зависит от того, достаточно ли профессионально составлен вопросник. Рассмотрим сначала основные правила и принципы конструирования вопросника.
Процесс составления вопросника требует от социолога знания типов вопросов по форме и содержанию, функциям.
В зависимости от содержания можно выделить вопросы о фактах и вопросы о мотивах, оценках, мнениях. Первые нацелены на получение объективной информации (что человек знает, помнит, что сделал и т.п.) Примером могут служить «демографические» вопросы (пол, возраст, семейное положение), вопросы статуса (профессия, образование, заработок), событийные вопросы. Вторая группа вопросов нацелена на получение субъективной информации (что человек думает, каковы его намерения). Они сложные, нередко случаи, когда респондент не хочет или не может ответить. Задача состоит в том, чтобы с помощью различных приёмов искусно поставить вопрос и добиться нужной информации.
В зависимости от формы, вопросы можно подразделить на открытые и закрытые, прямые и косвенные.
Вопрос называется открытым,
если респондент не регламентирован
заранее подготовленными
Достоинства открытых вопросов в том, что ответы на них носят спонтанный, естественный характер. В ответах часто можно обнаружить неожиданные, интересные суждения. Однако открытые вопросы имеют и существенные недостатки – вероятность произвольной интерпретации вопроса респондентом, множество случайных ответов, а также очень большой процент отказов отвечать на вопрос (до 70%).
Закрытые вопросы имеют то преимущество, что они строго и однозначно интерпретируются, быстрее обрабатывается и т.д. Но здесь велика опасность навязывания респонденту ответов. Часто бывает, что респондент не имеет мнения по вопросу либо ни один из вариантов его не устраивает и, тем не менее, он отмечает тот или иной пункт. В результате возникает искажение информации.
Поэтому нет смысла сравнивать вопросы закрытые и открытые по типу «лучше или хуже». Каждый вид вопросов имеет своё название. На стадии пилотажного исследования акцент делается на вопросы открытые, поскольку идёт сбор высказываний, мнений. На стадии полевого исследования отдаётся предпочтение закрытым вопросам.
Очень часто встречаются
так называемые полузакрытые вопросы,
в которых после перечня
Прямые вопросы обращены непосредственно к респонденту: «Что Вы думаете о…?» и т.д. Но иногда целесообразно задать один или несколько косвенных. Например, вряд ли уместен прямой вопрос об удовлетворённости зарплатой. Вместо него следует задать вопросы: «Приходится ли Вам подрабатывать в свободное время?», «Сколько денег приходится на каждого члена Вашей семьи?» и др.
По функциям вопросы делятся на основные, контрольные, фильтрующие, буферные. Контрольные вопросы призваны проверить правдивость ответов на основные или программные вопросы. По существу, это повторные вопросы, но заданные несколько по-другому. Например, основной вопрос: «В какой мере Вы удовлетворены своей работой?»; Контрольный: «Хотели бы Вы сменить место работы?»
Функция фильтрующих вопросов – отделить группу респондентов, которые должны или могут ответить на вопрос, от тех, кто не должен или не может. Например, прежде чем спросить: «Каким видом спорта Вы занимаетесь?», надо узнать, занимается ли респондент спортом вообще. Последний вопрос фильтрующий.
Буферные или отвлекающие
вопросы предназначены для
Необходимо обладать немалым опытом, чтобы грамотно разработать вопросы анкеты и интервью. Начинающий социолог совершает в этом деле массу ошибок и в результате получает необъективную, ненадёжную информацию, которую нельзя использовать в работе.
Рассмотрим наиболее типичные ошибки. Первая ошибка – «грех» многословности. Нельзя «раздувать» анкету: чем больше объём анкеты, тем хуже она заполняется. Средняя анкета не должна содержать более 30-40 вопросов. Человек, заполняющий анкету более 40 мин, начинает совершать ошибки, пропускать вопросы. Однажды был проведён эксперимент. Одновременно запустили две одинаковые по содержанию анкеты. Одна была составлена лаконично, вторая страдала многословием. В первом случае отказы отвечать на вопросы составили 3%, во втором – 20%.
Ряд ошибок связан с неумением
правильно формулировать
Нельзя задавать вопросы, которые могут иметь различную содержательную информацию. Например, на вопрос «Как Вы проводите своё время?» можно ответить по-разному: «хорошо», «плохо», «хожу в кино», «в одиночестве», «в компании друзей» и т.п.
Наводящие вопросы нацеливают респондента на какой-то определённый ответ. Нельзя, например, задавать вопросы типа: «Разве Вы не хотите…?» или «Вы ведь думаете, что…?», так как они содержат подсказку. Вопросы типа: «Хотели бы Вы…?», «Нравиться ли Вам», подталкивают респондента к положительному ответу. Поэтому лучше сформулировать нейтральные вопросы безотносительно к той или иной позиции. Например, вместо вопроса «Любите ли вы программу «Панорама»? следует задать вопрос: «Как Вы относитесь к программе «Панорама»?
Не менее важно уметь
правильно формулировать
Предлагаемый перечень альтернатив должен быть полным, продуманным, построенным по единому логическому основанию. Если предлагается целый набор вариантов ответа, то необходимо объяснить, сколько вариантов можно отметить.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что все три рассмотренных метода сбора социологической информации могут найти применение в вашей будущей работе. Специалисту приходится работать с документами, наблюдать за поведением, отношениями в коллективе, иногда проводить небольшие опросы. Очень важно, чтобы это делалось грамотно, со знанием упомянутых выше методов. Иначе неизбежны «проколы» в работе. Неумение анализировать документы может привести к тому, что противоречивый , ошибочный документ будет принят как руководство к действию. Небрежно проведённый опрос даст искажённую информацию, которую можно принять за мнение коллектива и т.п. Будущему специалисту и руководителю нужна социологическая компетентность.
Лекция 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
1. Характеристика
основных направлений
2. Натуралистическое направление в социологии
б) Географическая школа
в) Расово-антропологическая школа
г) Социал-дарвинистская школа
3. Парадигма
психологизма (
б) Инстинктивизм
д) Интеракционизм
в) Психология народов
4. Парадигма социологизма (социологизаторское направление)
а) Структурно-функциональный анализ
Характеристика основных направлений современной социологии
Классификация подходов может быть осуществлена по различным основаниям. Мы предложим две классификации. Первая основана на выделении в качестве определяющего начала, в одном случае, субъективного (человеческого) фактора, а в другом, – не зависящих от человека объективных факторов. В соответствии с этой классификацией в социологии выделяют два подхода: субъективистский и объективистский. В представленной ниже таблице мы предлагаем краткий сравнительный анализ этих подходов по различным критериям.
Таблица 1 – Сравнительный анализ субъективистского и объективистского подходов в социологии
Объективистский подход |
Критерии сравнения |
Субъективистский подход |
О.Конт, Г. Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р. Мертон и др. |
Учёные, работающие в рамках подхода |
М.Вебер, Дж. Мид, Ф.Гидденс, Мак-Дуголл и др. |
Структурно-функциональный анализ. |
Теории, реализующие данный подход |
«Понимающая» социология. Интерпретативная социология. Герменевтическая социология. Символический интеракционизм |
Социоцентризм (общество первично, индивид – вторичен) |
Основная характеристика подхода |
Антропоцентризм (индивид первичен, общество – вторично) |
Индивид полностью зависит от социальных обстоятельств. Поведение индивида обусловлено объективными социальными законами |
Роль индивида |
Человек - активный и самодостаточный деятель. |
Приоритет социального целого над его частями - индивидами |
Приоритет |
Приоритет индивидов, составляющих социальное целое |
Особое внимание уделяется макросоциальной среде |
Значение микро- и макросоциальной среды |
Особое внимание уделяется микросоциальной среде |
Натурализм (законы общества уподобляются законам природы) |
Научные ориентации |
Психологизм (законы общества конструируются на основе законов психики) |
Субъективный мир скрыт, не важен и поэтому не исследуется |
Соотношение субъективного и объективного миров |
Объективный мир не признаётся, поэтому игнорируется |
Единство интересов. |
Характер взаимодействия интересов |
Борьба интересов. |
Консенсус объявляется нормальным состоянием общества |
Формулировка социальной нормы |
Конфликт объявляется нормальным состоянием общества |
Оправдание конформизма и «status quo» |
Оценка социальных конфликтов |
Оправдание революций и бунтов |
Единство социальной жизни обеспечивается единством интересов индивидов и групп |
Единство социальной жизни |
Единство социальной жизни обеспечивается единством интерпретаций символических кодов |
Конструирование идеального общества |
Отношение к будущему |
Игнорирование социальной перспективы |