Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курс лекций
Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
Бубнов Ю.М.
Михальчук Н.Е.
Ярощенко Н.В.
для студентов всех специальностей
дневной и заочной форм обучения
Могилёв 2007
Рассмотрен и рекомендован
к изданию на заседании кафедры
гуманитарных дисциплин
Протокол №____от ______2007 г.
Научно-методическим советом
Протокол №____от ______2007 г.
Авторы: д.с.н. Бубнов Ю.М.
ст. преп. Михальчук Н.Е.
ст. преп. Ярощенко Н.В.
Научный рецензент Лихачёв Н.Е., кандидат философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Могилёвского государственного университета им. А.А.Кулешова
Бубнов Ю.М., Михальчук Н.Е., Ярощенко Н.В.
Социология: Курс лекций. – Могилёв: УО «МГУП», 2007. – 88 с.
В соответствии с программой изучения курса социологии в техническом вузе представлен базовый категориальный аппарат социологической науки, его предмет и метод, наиболее важная, на наш взгляд, проблематика социальных аспектов жизнедеятельности современного общества. Курс лекций будет полезным студентам и преподавателям высших учебных заведений несоциологического профиля.
© УО «Могилёвский государственный университет продовольствия»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 | |
Лекция 1. |
Социология как наука (Бубнов Ю.М.) |
5 |
Лекция 2. |
Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) |
8 |
Лекция 3. |
Основные направления в |
22 |
Лекция 4. |
Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.) |
|
Лекция 5. |
Личность и общество (Ярощенко Н.В.) |
|
Лекция 6. |
Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.) |
|
Лекция 7. |
Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) |
29 |
Лекция 8. |
Социология управления (Бубнов Ю.М.) |
|
Список использованных источников |
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.
В результате изучения курса социологии студенты должны знать:
В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести следующие навыки:
Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Объект и предмет социологии
Объект социологии – общество. Такое определение объекта социологии ясно из самого названия этой науки. Термин «социология» происходит от латинского «societas» (общее, общество) и греческого «logos» (слово, знание, учение, наука). Следовательно, в буквальном переводе слово «социология» означает «учение об обществе». Однако общество является объектом изучения и многих других наук, таких как, например, политология, экономика, этика. Каждая из этих наук рассматривает в общем объекте – обществе – свой специфический предмет.
На что же направлен интерес социологии? Иными словами, каков предмет социологии? Социологию интересуют социальные общности различного масштаба (нации, классы, слои, группы) и их влияние на индивида.
Одно из самых удачных определений предмета социологии дал российский учёный В.А.Ядов. По его мнению, «социология есть наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между этими общностями, между общностями и личностями»1.
Будучи наукой о социальных общностях, социология исследует:
В предмет социологии входят только существенные, значимые, устойчивые социальные связи. Такие связи и отношения, которые оформляются в социальные нормы.
Важный вклад в дело определения предметного поля социологии, а, следовательно, и формирование новой науки внёс один из её основоположников Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он разделял всю совокупность факторов, воздействующих на человека, на три рода. Мир природных фактов (их источником выступает природа) составляют физические и биологические явления. Мир психических фактов (эмоции, переживания, страсти и желания) порождён психической активностью человека. И, наконец, мир социальных фактов, обусловленный обществом. Ясно, что природные факты интересуют естественные науки. Психологи исследуют психические факты. А социальные факты составляют предмет интереса социологии. Социальная реальность имеет своим субстратом (носителем) не природу, как органическая и физическая реальность, и не индивида, как психическая реальность, а общество, которое формирует свою собственную – социальную - среду обитания человека.
Итак, предметом социологии выступает социальная реальность, состоящая из социальных фактов. Что же в таком случае есть социальные факты? Ответ на этот вопрос мы находим у Эмиля Дюркгейма: «Это категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются».2
Социальный факт является базовой категорией социологии, определяющей первичный элемент её предметного поля. Э.Дюркгейм трактовал социальные факты, во-первых, как материальный субстрат общества (например, плотность населения), и, во-вторых, как конкретные проявления массового сознания, коллективные представления. Они имеют надындивидуальный, социокультурный статус, хотя и существуют только в сознании индивидов.
В современной социологии социальными фактами считают факты массового поведения и сознания, продукты социальной деятельности. Статусом социальных фактов обладают также характеристики социологической процедуры: к ним относятся категории, связанные с проведением эмпирических социологических исследований, такие как выборка, программа исследования, определением уровня достоверности исследования (репрезентативность и т.д.).
На поверку социальные факты оказываются стандартами мышления (например, логические и языковые нормы), общественно принятые способы проявления эмоций, а также ритуалы и нормы поведения. Это и стиль одежды, и правила приличия, лексика речи в различной социальной среде и социальные роли учащегося или учителя, отца или сына, дочери или матери, начальника или подчиненного и т.д.
Социальные факты объективны в том смысле, что, будучи созданными предшествующими поколениями, они существуют до конкретного индивида и поэтому воспринимаются как им как внешняя данность, которая воздействует на него независимо от его желания. Всякий отдельный человек, появляясь на свет, застаёт уже готовый набор социальных норм. Усвоение и присвоение их в качестве индивидуальных ценностей и мотивов деятельности составляет суть процесса социализации (воспитания) каждого нового поколения.
Социальная реальность воздействует на человека с той же неотвратимостью и обязательностью, как и природная реальность, с той лишь разницей, что её влияние на индивида очень редко фиксируется и осознаётся им. Подобно тому, как рыба ничего не знает о воде, пока не окажется на берегу, человек зачастую не догадывается о своей зависимости от общества. Социальная среда, в которой обитает человек, влияет на него опосредованно, через его индивидуальное сознание. Чаще всего индивид не в состоянии разглядеть за своими личными, казалось бы, чисто волюнтаристскими желаниями более или менее настоятельные требования общества.
Структура социологии
Состав и структура социологии могут быть рассмотрены по двум векторам. Первое основание, по которому возможен анализ структуры социологии, задано уровнями знания от чувственно-конкретного до абстрактного. В соответствии с этим вектором, социология делится на три уровня.
Помимо «вертикального» среза, социология структурируется также и по «горизонтальному» вектору. В этом случае социологическое знание включает в себя различные специализированные разделы – отраслевые социологии.
Специализированные разделы социологии:
В настоящее время насчитывается более 40 различных отраслевых разделов социологии. Зачастую отраслевые социологии развиваются до такой степени, что получают статус отдельной науки. Так, например, социология конфликта, будучи дополненной категориальным аппаратом и инструментарием социальной психологии, преобразовалась в конфликтологию, а социология управления в той её части, которая развивалась применительно к сфере производственных отношений на уровне предприятий, известна сегодня больше под именем «менеджмент».
Институционализация социологии
Институционализация социологии характеризуется, во-первых, утверждением общепринятого названия науки и её базовой терминологии, во-вторых, организацией научного сообщества учёных, идентифицирующих себя как социологов, в-третьих, появлением в высших учебных заведениях соответствующей учебной дисциплины, и, в-четвёртых, учреждением издательств (в основном, печатных) для публикации научно-исследовательских статей по социологии.
Своим именем социология обязана французскому философу Огюсту Конту (1798-1857), который и сконструировал это слово. Следовательно, формальной датой появления на свет новой науки можно считать середину XIX века.
В 1892 году в Чикагском университете (США) был открыт первый в мире социологический факультет. Там же вскоре стали присуждать ученые степени по социологии. К середине ХХ века американская социология заняла лидирующие позиции в мире. В 1960-х годах профессиональных социологов в США было больше, чем во всех остальных странах, вместе взятых.