Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курс лекций
Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
1). Человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые они им придают.
2). Эти значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) индивидов.
3). Эти значения изменяются и применяются индивидом в процессе интерпретации знаков (символов) окружающего мира.
Несмотря на сделанную методологическую заявку объяснить всю совокупность социальных явлений, сторонники интеракционистского подхода, полностью реализовать её они не смогли. Великолепно описав явления микросоциального масштаба, они не сумели создать эффективный понятийный аппарат для объяснения макросоциальных отношений. Общество в интерпретации интеракционистов, так и осталось разрозненным на первичные социальные группы, загадку его целостности они разгадать не смогли.
Ещё одной весьма популярной свое время школой психологизаторского направления была психология народов и масс. У этой школы было много ярких представителей, таких как Гюстав Лебон (1841-1931), написавший бестселлер «Психология народов и масс», Сципион Сигеле, автор популярной и сегодня книги «Преступная толпа» (1892), Габриэль Тард (1843-1904), написавший классические труды «Законы подражания» и «Социальная логика», Вильгельм Вундт (1832-1920), автор фундаментального труда «Проблемы психологии народов», Зигмунд Фрейд (1856-1939), изложивший свои неординарные взгляды на эту проблему в книге «Психология масс и анализ человеческого «Я», Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927), автор «Коллективной рефлексологии», Мак-Дуголл (1871-1938), опубликовавший книгу «Групповое сознание» и др.
Философскими предпосылками социологической школы психологии народов и масс стало учение Гегеля о «народном духе», претворяющемся в историческом процессе, а также представления А.Шопенгауэра о «гении рода», управляющем поведением индивида. Создателем этой школы в середине XIX века считают философа М.Лазаруса и языковеда Х Штейнталя. В 1859 г. был даже основан журнал «Психология народов и языкознание», который выходил до 1890 г.
Общим знаменателем весьма неоднозначных взглядов представителей этой школы является представление о том, что первичным двигателем социальной и индивидуальной жизни выступает душа народа, проявляющаяся в его коллективных эмоциях, вожделениях и страстях. Главной силой истории является народ, «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.п. Индивидуальное сознание является всего лишь частью этого целого, эманацией, проявлением и продуктом первичного народного начала.
Несмотря на то, что душа народа – наследуемое качество и передаётся по наследству от поколения к поколению, всё же существуют обстоятельства, способные вызывать психологические перемены в душе народов. Это ситуация борьбы за существование, влияние природной среды обитания, успехи знаний и промышленности, особенности системы воспитания и верования. Кардинальные изменения в душе народа могут наступить и в результате промышленной революции, роста городов, средств массовой коммуникации и проч.
Логическим выводом рассуждений представителей школы психологии народов и масс является тезис о наступлении эры массы, толпы. Интереснейшим сюжетом этой школы выступает анализ психологии толпы как самостоятельного явления, а также исследование поведения индивида в толпе. Так например, Г.Лебон оставил интересную характеристику массовой души8. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие путем этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности. По его мнению, массой руководит почти исключительно бессознательная сфера. Масса импульсивна, изменчива, раздражительна. У массы есть чувство всемогущества, которое она передаёт составляющим её индивидам, тогда для них в толпе исчезает понятие о невозможном. Импульсы массы настолько повелительны, что они побеждают всё личное и даже инстинкт самосохранения индивида. Масса ничего не делает преднамеренно. Она не выносит никакой отсрочки между своими желаниями и их осуществлением. Масса чрезвычайно легко поддается внушению. Она легковерна. Она лишена критики, невероятного для неё не существует. Чувства массы всегда очень просты и чрезмерны. Масса эмоциональна, она «мыслит картинками», не воспринимает рациональной критики. Ей чуждо сомнение, поэтому масса или безоглядно верит, или люто ненавидит. Мак-Дуголл сделал вывод, с которым согласились многие исследователи психологии толпы. Этот вывод гласит: в массе более низкий интеллект низводит до своего уровня более высокий интеллект. Масса питает глубокое отвращение ко всем новшествам, благоговеет перед традицией. Склонная ко всему крайнему, масса возбуждается чрезмерными раздражителями. Масса уважает только силу, мало поддается воздействию доброты, принимая ее за слабость. Она требует от своих героев силы и даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели, чтобы её подавляли, она хочет бояться своего господина. Тот, кто хочет влиять на массу, не нуждается ни в какой логической оценке своих аргументов; ему достаточно рисовать яркие, пусть и несбыточные картины будущего, преувеличивать и многократно повторять одно и то же.
В толпе индивид меняет свои социальные качества, становится, по сути, другим человеком. Представители психологии масс определили главные черты, характеризующие индивида в толпе. Это почти полное исчезновение сознательной личности на фоне преобладания личности бессознательной, одинаковое для большинства направление чувств и идей, определяемое внушением, стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи. Человек в толпе перестаёт быть сам собою и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Становясь частицей организованной толпы, человек опускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. И тогда все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты, дремлющие в человеке как пережиток первобытных времен, пробуждаются для свободного удовлетворения животных влечений.
Г.Лебон приводит причины поразительного явления социально-психологического перерождения личности в толпе. Первая причина состоит в том, индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы. И это сознание позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда он бывает один. В толпе же он тем менее склонен обуздывать эти инстинкты, что толпа анонимна и потому не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина кроется в заразительности эмоций толпы. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Третья причина, и притом самая важная, по мнению Г.Лебона, обуславливающая появление у индивидов в толпе специальных свойств, это восприимчивость к внушению, сродни гипнотическому.
Многие представители этой школы констатировали грядущий и уже начавшийся упадок европейской цивилизации. Этот упадок они связывали с революцией масс. Речь у них идёт не столько о политической революции, сколько о культурной революции, изменяющей всю систему ценностей цивилизации. Но у толпы всё же есть достойный противник, способный её обуздать. Противостоять толпе могут только элиты, которые в состоянии навязать массе свои идеи посредством насильственного утверждения, повторения и заражения.
Концепция психологии народов оказала огромное влияние на политику, культуру, социальную психологию, этнологию и другие науки и сферы человеческой жизнедеятельности. Однако в самой социологии она осталась очень интересным и ярким, но тупиковым ответвлением. Сторонникам этой школы отлично получалось описывать явления массового поведения, однако им почти не удалось объяснить социальные явления. Проблема та же, что и у предыдущих школ – неопределённость базовой категории, а именно, души народа.
Парадигма социологизма
Основным направлением, настоящей столбовой дорогой социологии является парадигма социологизма в лице структурно-функционалистской школы. Это – основной ствол научного древа социологической науки, а все остальные направления с многочисленными школами, концепциями и теориями составляют его обширную крону.
Структурно-функциональный анализ общества имеет свои методологические истоки во взглядах столпов социологии Огюста Конта (1798-1857), Герберта Спенсера (1820-1903), Эмиля Дюркгейма (1858-1917) и Макса Вебера (1864-1920). Однако как особая социологическая школа структурный функционализм оформился только в середине ХХ века трудами американских социологов: Толкотта Парсонса (1902-1979) «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977), а также Роберта Мертона (р. 1910) «Социальная теория и социальная структура» (1957).
Структурный функционализм исходит из понимания общества как надындивидуальной структуры, обладающей самодовлеющей целостностью, и доминирующей над индивидом. Общество представляется в виде готовой сетки отношений по аналогии с бюрократической номенклатурой вакансий, которую конкретные люди должны лишь заполнить.
Характерные черты школы структурного функционализма могут быть сформулированы следующим образом. Эта школа рассматривает свой объект как систему, в которой её части определяются, исходя из их функции или значения для целого. Структуралистов больше всего интересует описание и объяснение внутренних отношений и строение социальной системы.
Определим основные
понятия структурно-
Систему образуют элементы, подсистемы и их структурные взаимоотношения. Система «работает», стремясь к сохранению и развитию. Следовательно, она функционирует. Понятие «функция» (от лат. fungio – «выполнять», совершать что-то) также пришло из биологии, где оно означало характер взаимодействия частей при жизнедеятельности организма. Функционально то, что способствует сохранению или развитию системы. Дисфункционально то, что уменьшает эффективность системы. Оба понятия впервые ввел в социологический контекст Герберт Спенсер. Для полноценного существования и развития система должна выполнять следующие функции.
Функционалистами
рассматривается
Создаётся впечатление, что представители структурного функционализма игнорируют человека как личность, оперируя обезличенными понятиями. Однако это не совсем так. Представим функционалистскую трактовку проблемы взаимоотношения человека и общества. Методологически эта школа пытается балансировать между крайностями анархо-персонализма, отдающего общественную жизнь во власть бесконтрольной «свободы воли» индивида, и социологического детерминизма, превращающего человека в куклу-марионетку объективных социальных законов. Типовая схема для характеристики индивидуального поведения состоит, по Парсонсу, из четырех подсистем, каждая из которых предполагает далеко не равную долю свободы и зависимости индивида от общества.
В рамках личностной подсистемы, выполняющей функцию целеполагания, действие уникального индивида всегда своеобразно и неповторимо.
Социальная подсистема, задача которой заключается в интеграции индивида в социальную среду, заставляет его следовать более или менее жестким правилам поведения, вытекающим из определенных типовых «ролей», в свою очередь обусловленных статусом индивида в рамках тех или иных социальных институтов (семьи, класса, производства, государства и т.д.).
Культурная подсистема играет роль стабилизатора, вырабатывает иерархии ценностей: знания, верования и т.п. для каждой социокультурной среды. Индивиду остается только «выбрать» модели и средства своего поведения. Слово «выбрать» мы взяли в кавычки, поскольку никакой абсолютной свободы выбора ни в каком обществе в принципе быть не может. Как писал в одной небольшой, но знаменитой книжке Эрих Фромм, «большинство людей даже не осознают своей потребности в приспособлении. Они живут с иллюзией, что они следуют своим собственным наклонностям, что они оригинальны, что они приходят к своим убеждениям в результате собственного раздумья и что это просто так получается, что их идеи схожи с идеями большинства». В итоге человек не может быть ничем иным, как только продуктом своей эпохи, своего общества, своей конкретной социокультурной среды. Разные общественно-экономические системы используют различные методы для лучшей интеграции индивидов («диктаторские системы используют угрозы и насилие, демократические страны - внушение и пропаганду» - Э.Фромм), но суть от этого не меняется. Более того, по словам того же Эриха Фромма, демократические общества демонстрируют поразительный уровень приспособленчества» людей к довольно жестким нормам рыночного уклада жизни.
Биолого-психологическая