Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курс лекций

Описание работы

Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.

Содержание

Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Sotsiologia.doc

— 683.00 Кб (Скачать)

Первая в  России кафедра социологии была организована М.Ковалевским в 1908 году при частном  Психоневрологическом институте в  Петербурге. В России до революции лекции по социологии читались на Высших женских курсах, в биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта. Но ни одного полноценного выпуска социологов до революции не было.

В советскую  эпоху первые социологические факультеты открылись лишь в середине 80-х  годов в Московском государственном  университете им. М.В.Ломоносова и в  Ленинградском государственном университете им. А.А.Жданова (ныне Санкт-Петербургский университет). Первая ученая степень по социологии была защищена в 1990 г.

Первые номера профессиональных журналов по социологии вышли в свет в США в 1895 году, в России в 1974 году, а в Белоруссии в 1997 году. В настоящее время социологию изучают во всех высших учебных заведениях.

В современном  обществе социология обладает высоким  статусом, реализуя важнейшие функции, способствующие стабильному развитию всех сфер общественной жизнедеятельности.

 

 

Лекция 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Этапы и виды прикладного социологического исследования
  2. Программа прикладного социологического исследования
  3. Выборочный метод в социологическом исследовании
  4. Методы сбора социологической информации

Этапы и виды прикладного  социологического исследования

Прикладное социологическое исследование направлено на получение фактического знания, которое составляет эмпирический базис социологической теории, или  имеет самостоятельное конкретно-прикладное, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков (руководителей предприятий, органов государственного управления, средств массовой информации и т.д.).

Прикладное социологическое исследование – это деятельность, направленная на получение знаний о социальном явлении, которое в данный момент находится в центре нашего внимания. В качестве изучаемого социального явления могут выступать предзабастовочная ситуация на предприятии, общественное мнение по какому-либо вопросу и т.д.

Социологическое исследование направлено на получение новой информации. Например, нам надо узнать мнение студентов нашего университета об организации учебного процесса. Как это сделать? Если поговорить с некоторыми студентами, то можно получить интересную информацию, но возникает вопрос, насколько личные точки зрения этих студентов отвечают мнению большинства студентов университета.

Получить относительно точную социальную информацию мы можем при помощи конкретного социологического исследования, предполагающего, в частности, опрос необходимого количества студентов по определённому инструментарию (например, анкете). Прежде чем приступить к подобному исследованию, надо ответить на следующие вопросы: для чего мы будем спрашивать? о чём будем спрашивать, кого, где?

Социологическое исследование имеет ряд этапов

Первый этап – подготовительный. Здесь необходимо разработать программу и методику социологического исследования, продумать организацию всего процесса исследования, сделать выборку (определить, кого именно будем опрашивать).

Второй этап – полевой. На этом этапе изучается мнение людей, т.е. идёт сбор социологической информации (анкетного, интервью и т.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.

Третий этап – подготовка и обработка информации. Информация, полученная на полевом этапе, нуждается в проверке. Просматриваются материалы на предмет полноты и качества заполнения, выбраковываются те из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ.

Четвёртый этап – анализ полученной информации и подготовка итоговых документов. Степень анализа зависит от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа выявляются социальные связи, противоречия, тенденции, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования в виде:

    1. информационной справки;
    2. информационной записки;
    3. аналитической записки;
    4. отчёта о научно-исследовательской работе.

Аналитическая записка и отчёт  должны содержать выводы и рекомендации по разрешению проблемы, изучению которой было посвящено социологическое исследование.

Социологические исследования делятся  на три основных вида, что зависит от степени сложности исследования, или от глубины изучения интересующего нас предмета. Различают:

    • пилотажное (разведывательное) исследование;
    • описательное исследование;
    • аналитическое исследование.

Пилотажное (разведывательное) исследование является пробным, предваряющим основное. Оно не требует сложной программы, в нём используется сжатый по объёму инструментарий, возможен опрос небольших совокупностей. С его помощью можно оперативно получить социологическую информацию. В этом случае не изучаются какие-либо глубинные процессы, причины их возникновения, а собирается информация, лежащая как бы на «поверхности».

Описательное исследование более простое. Его цель состоит в получении данных, которые дают более или менее целостное представление об изучаемом явлении и его структурных элементах. Описательное исследование применяется, когда объектом анализа выступает большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В таком исследовании можно сравнить и сопоставить характеристики, интересующие исследователя, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Самое сложное из социологических исследований - аналитическое. В его основе положены глубоко продуманная программа и тщательно проверенный инструментарий (анкета, бланки интервью). В таком исследовании выясняются глубинные причины, лежащие в основе явлений.

 

Программа прикладного  социологического исследования

Социологическое исследование начинается с составления его программы.

Программа – это один из важнейших  социологических документов. Она  представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. Она состоит из двух основных частей: методической и процедурной. Все составляющие части программы взаимосвязаны и подчинены общему замыслу научного поиска.

В идеальном варианте программа  включает в себя следующие элементы:

  1. анализ проблемы и определение проблемной ситуации;
  2. определение объекта исследования и его предварительный анализ;
  3. определение предмета исследования и его предварительный анализ;
  4. определение целей и задач исследования;
  5. формулирование гипотез;
  6. вычленение основных понятий и их интерпретация.

Начальный пункт в разработке программы  – это анализ возникшей проблемы и формулирование проблемной ситуации. Социальная проблема – это ситуация, требующая анализа в целях выработки решения. Проблемная ситуация глубоко связана с проблемой, но не тождественна ей. Проблема может быть шире проблемной ситуации. Но может быть и так, что проблемная ситуация включает или порождена несколькими проблемами. Например, у нас в республике не существует резко выраженной проблемы трудовой занятости населения. Но в конкретном социологическом исследовании в рамках данной проблемы может рассматриваться в качестве проблемной ситуации нежелание молодых людей занимать низкооплачиваемые должности.

Социальные  проблемы различаются по своим масштабам. Одни не выходят за рамки коллектива (групповые), другие затрагивают интересы целых регионов, больших социальных групп, третьи  - интересы и потребности общества в целом.

Следующий этап – определение объекта исследования. Но социальная проблема не существует сама по себе, она предполагает носителя, - какую-то группу людей, общность. Объектом социологического исследования являются люди, объединённые в различные общности, группы, организации или вовлечённые в различные социальные процессы. Например, исследуя проблему реформы высшего образования в Беларуси, мы причислим к объекту всех тех, кто имеет к ней отношение. Это работники министерства, законодатели, преподаватели, представители государственных органов на местах, занимающихся вопросами высшего образования, студенты. Объект социологического исследования должен отвечать таким требованиям как:

  1. профессиональная принадлежность (вид изучаемой деятельности, коммерция, образование и т.д.);
    1. пространственная принадлежность (регион, город, деревня);
    1. временная определённость (период и сроки проведения исследования).

Любой объект является носителем множества  проблем. Поэтому необходимо выделить предмет исследования, т.е. те свойства и стороны объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемое социальное явление.

Следующим шагом исследования является определение его цели. Цель –  это общая направленность исследования, проект действия, то, чего требуется  достичь. Чёткая формулировка цели –  это важнейшее методологическое требование к программе. В эмпирическом исследовании цель необходимо согласовать с заказчиком. Постановка прикладной цели подчёркивает необходимость получения информации для определения направлений выхода из конкретной ситуации.

На основе цели разрабатывается  система основных и не основных задач. Задачи формулируют вопросы, на которые  должен быть получен ответ для  реализации целей исследования. Основные задачи вытекают непосредственно из предмета исследования, отвечают его целевой установке. Дополнительные задачи направлены на изучение отдельных сторон проблемы для подготовки будущих исследований, проверки не связанных с данной проблемой гипотез.

Следующий этап в разработке программы  – выдвижение рабочих гипотез. Рабочая  гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Основные требования к гипотезам: ясность, проверяемость и непротиворечивость.

При разработке программы необходимо выделить основные понятия. Эти понятия носят абстрактный характер. Затем они переводятся в совокупность конкретных наблюдаемых признаков. Эта процедура называется «операционализация понятий».

Этим заканчивается методологическая часть программы и начинается работа над процедурной её частью. Процедурная часть включает в себя:

  1. определение общего плана исследования;
  2. построение требуемого планом типа выборки;
  3. определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Это может быть монографическое  исследование, которое ориентировано на изучение одного социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.

Планом должно быть предусмотрено пилотажное (разведывательное) исследование. Его цель – уточнить применяемый инструментарий.

Выбирается и обосновывается тип  инструментария, с помощью которого обеспечивается сбор эмпирических социологических  данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.).

Определяются этапы проведения исследования, содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов.

Теперь можно лучше представить  себе, для чего нужна программа. Если сразу начать с составления вопросов анкеты, то, во-первых, будет много  лишних вопросов и может не оказаться нужных; во-вторых, можно «утонуть» в полученном материале, не зная как его обработать. Значение программы в том, что она задаёт направление работы, позволяет обобщить то, что уже известно о предмете исследования и выяснить то, что ещё необходимо узнать.

 

Выборочный метод в  социологическом исследовании

Составление программы и разработки рабочего плана, соответствующей анкеты еще недостаточно для проведения социологического исследования. Надо установить, кого именно опрашивать (круг респондентов). Поэтому одной из центральных является проблема построения выборки. Рассмотрим, что такое выборка, для чего она нужна, каковы методы ее построения.

Необходимость составления выборки  возникает из-за того, что объектом социологических исследований являются, как правило, большие совокупности людей, дифференцированные по различным социально-демографическим признакам и рассредоточенным на большой территории, вследствие чего организация их сплошного опроса затруднена. К тому же результаты социологических исследований показывают, что можно получить одинаковую информацию, опросив как 5000 человек, так и 250. Вся проблема состоит в том, как выбрать эти 250 человек из 5000.

Для ее решения следует исходить из генеральной совокупности, выборочной совокупности и репрезентативности.

Генеральная совокупность – вся совокупность единиц наблюдения, имеющая отношение к данной проблеме. Она бывает ограничена территорией, временем, отраслью или профессией, функциональными рамками.

Информация о работе Лекции по "Социологии"