Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курс лекций
Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
При построении своей типовой схемы поведения индивида Парсонс постарался сбалансировать интересы как романтических сторонников «божьего начала» в человеке, так и скептиков, склонных считать абсолютную свободу от общества пустейшим мифом идеалистов. Во-первых, первоисточником созидающей энергии является биолого-психологическая подсистема, питающая личностную подсистему. Личностная подсистема, в свою очередь, придает стимул развития социальной и культурной подсистемам. Во-вторых, в иерархии контроля и нормирования индивидуального поведения наивысший статус принадлежит культурной подсистеме, которая вырабатывает ценности для социальной подсистемы. Социальная подсистема транслирует их на личностный уровень и далее на биолого-психологический уровень. В итоге, в устах классика структурного функционализма проблема взаимоотношения индивида и общества приобрела вид целостной и уравновешенной системы, в которой нашлось место для «свободы воли» индивида, и в то же время получили объяснение очевидные факты явной или неявной обусловленности индивидуального поведения социокультурной средой.
Динамику развития общества от традиционного общества к современному Т.Парсонс рассматривает в пяти дихотомических (двойных) измерениях, в которых фиксируются различия в «проигрывании» индивидами их социальных ролей.
1) Включение / достижение: являются ли ролевые позиции индивидов заданными и фиксированными от не зависящих от их персональной деятельности критериев, таких как пол, возраст, происхождение, этнический статус, или же их приходится приобретать собственными способностями и стараниями?
2) Партикуляризм / универсализм: оцениваются ли люди с точки зрения степени их социальной близости (по принципу «свои и чужие», или одни и те же критерии прилагаются ко всем?
3) Диффузность / специфичность: насколько отчётливыми и ограниченными являются ролевые требования?
4) Аффективность / аффективная нейтральность: позволяется ли чувствам людей воздействовать на их ролевое поведение?
5) Коллективная ориентация / индивидуализм: ожидается ли, что индивид конформистски подчинится требованиям коллектива, или ожидается, что он будет преследовать собственные цели?
Легко можно заметить либеральную направленность методологии Т.Парсонса, поскольку с современной трактовкой социальных ролей он отождествляет именно либеральную ориентацию. Это в своё время придавало структурному функционализму ещё и политическое значение в борьбе западной либеральной демократии против марксизма. В настоящее время структурно-функциональный анализ, невзирая на временное охлаждение к нему со стороны социологов в 60-70-е годы ХХ столетия, всё ещё остаётся самой авторитетной социологической школой, олицетворяющей собой столбовую дорогу социологии как науки.
Лекция 4. Личность и общество
Общество - это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; это продукт взаимодействия людей. Составными элементами общества являются люди, социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности и др.
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность»".
Понятие «человек» употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. В русском языке слово «человек» имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к Творцу. Интересно отметить, что латинский термин «homo» восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках «man» производится от «manus» (рука). Следовательно, даже этимологические характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.
Понятие «индивид» дословно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный «социальный атом», отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.
Индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.
Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
Слово «личность» («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
Таким образом, понятие «личность» отражает в первую очередь тот социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли; это некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Можно сказать, что личность - это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.
Обратимся к проблеме генезиса, т.е. происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос – когда рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности: в каждом новорожденном ребенке уникально запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Таким образом, многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде. Последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой, и в этом смысле предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.
Итак, новорожденный - уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первого опыта общения, взаимодействия с окружающими родными людьми формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы ребёнка имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет его поведение. Такие впечатления носят название «импрессинга» («импринтинга») и могут быть вызваны очень разными причинами, например, счастливым или трагическим семейным событием, потрясшей душу историей.
Дальнейшее развитие личности связано с «прохождением» других возрастных периодов, с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, профессия, круг общения, историческая эпоха и соответствующая той или иной эпохе идеология – все это формирует личность.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек в течение всей своей жизни учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. Все они имеют выраженный культурный контекст. Становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний нервной системы и т.п. В принципе, личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.
В социологии и психологии существует несколько подходов к изучению личности. Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории личности.
Теория «зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид, А. Халлер). Сторонники этой теории понимают личность как совокупность отражений реакций других людей.
Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули в результате многочисленных исследований определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Это человеческое «Я» открывающееся через реакции других, получило название «зеркальное Я». В соответствии с учением Ч.Кули, личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью.
Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», дополняющая и развивающая теорию «зеркального Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида, «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого». Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.
Психоаналитические теории (Зигмунд Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя три уровня:
Такая трёхслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
Ролевая теория личности (Р.Мертон, Р.Минтон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.
Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают ожидаемое обществом поведение, совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе. Личность формирует свой «Я-образ» на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир.
Более подробно ролевая теория личности изложена ниже, при рассмотрении вопроса «Социальные статусы и роли личности».
Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.