Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:47, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть потенциал и возможности культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.
Цель предопределила следующие задачи:
- проанализировать научные труды, посвященные особенностям социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;
- раскрыть сущность культурно – досуговой деятельности социального работника;
- определить особенности, формы и методы социальной работы в культурно досуговой деятельности;
- обобщить российский и зарубежный опыт культурно-досуговой деятельности социальных учреждений;
- разработать программу организации культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение 2
Глава I. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы. 2
§ 1.1. Основные понятия культурно-досуговой деятельности в социальной работе. 2
§ 1.2. Функции и принципы культурно-досуговой деятельности социального работника. 2
Глава II. Деятельность социальных служб по организации досуговой деятельности. 2
§2.2. Британские модели культурно-досуговой деятельности социального работника 2
§ 2.1. Организация культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях: региональный опыт. 2
Глава III. Программа «Культурно-досуговая деятельность студентов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии» 2
Информационная карта программы 2
Концепция программы 2
Заключение 2
Список литературы 2
Приложение 2
Приложение 1 2
Приложение 2 2
Приложение 3 2
Приложение 4 2
Приложение 5 2
Приложение 6 2
Приложение 7 2
Приложение 8 2
Приложение 9 2

Работа содержит 1 файл

Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы.doc

— 3.75 Мб (Скачать)

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефекта, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [2].

К

Клуб – место свободного общения, встреч, объединения по интересам, самодеятельности и самоорганизации, активного общественного участия в решении индивидуальных и коллективных проблем [18].

О

Обряд - традиционные символические действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности индивида, группы, общества, которые являются для них социально значимыми и требуют определенного вида поведения [36].

Обряд – символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке [1].

Ориентация  социально-средовая – процесс структуризации наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной функции индивида с целью последующего подбора на этой основе общественной и семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям [15].

Р

Реабилитация  социальная – система юридических, медицинских психологических, педагогических, социально-экономических и социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего по разным причинам, постоянно или временно функциональные ограничения в различных сферах жизнедеятельности [15].

Ф

Фонды общественные – структуры, объединяющие группы людей, материальные, финансовые культурные и иные ценности, созданные из добровольных отчислений, взносов, пожертвований государственных, общественных организаций, предприятий, коммерческих, финансовых структур, частных лиц в целях гуманитарной, благотворительной деятельности в различных областях общественной жизни [24].

 

 Приложение 2

Фокальная теория проведения досуга по Л. Гендри

 

 

 

 

 

Приложение 3

Интеграционная  модель решения социально-психологических проблем организации досуга молодежи по Коффилду Ф. и др.

 

 

 

Приложение 4

Московский государственный университет  культуры и искусств

Школа-интернат №11 г. Волгограда

Социальное учреждение «Семья-центр»

 

 

 

 

Согласованно:

Директор школы – интернат №11

_______________Л.В. Звонникова

 

Утверждаю:

Директор СУ «Семья – Центр»

______________Т.М. Панченко

 

 

«Профилактика девиантного поведения сирот  в процессе социально-культурной деятельности интернатных учреждений»

 

 

(социальная  программа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2001

 

Информационная  карта программы

  1. Полное название программы: программа обучения преподавателей и воспитанников интернатных учреждений конструктивным способам поведения через использование технологий социально-культурной деятельности «Профилактика девиантного поведения сирот в процессе социально-культурной деятельности интернатных учреждений».
  2. Автор программы: аспирантка кафедры СКД МГУКИ Герасимова Ирина Алексеевна.
  3. Название организации, проводящей программу: школа-интернат №11 Красноармейского района г. Волгограда; Волгоградский областной социально-реабилитационный цент для несовершеннолетних «Исток»; социальное учреждение «Семья-Центр».
  4. Адрес организации: Волгоград, ул. Кедроградская, 1а.
  5. Телефон: (8442)64-07-78; 68-07-35; 34-89-43.
  6. Цель программы: определить основные направления и методы профилактики девиантного поведения, через раскрытие особенностей технологий социально-культурной деятельности, которые способствуют изменению поведения детей-сирот.
  7. Специализация программы: интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения, психологии и медицины, социальной работы (синтез культурного, социального, досугового, обучающего воспитания).
  8. Сроки проведения: 2003 – 2005гг.
  9. Место проведения: г. Волгоград, Красноармейский район, школа-интернат №11, областной социально-реабилитационный центр «Исток».
  10. Кадры:

Наименование должности

Количество единиц

1.

Автор программы

1

2.

Директор СУ «Семья-Центр»

1

3.

Директор школы –  интернат №11

1

4.

Директор центра «Исток»

1

5.

Социальный работник

1

6.

Медицинский психолог

1

7.

Социальный психолог

1

8.

Психолог-педагог

1

9.

Аниматор  (организатор  досуга)

1


 

  1. Условия участия в программе: категория: специалисты и воспитанники школы - интернат №11 Красноармейского района г. Волгограда, областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Исток».
  2. Краткое содержание программы: профилактика девиантным форм поведения детей-сирот в процессе социально-культурной деятельности.

Направления программы: программа состоит из блоков:

  1. психолого-педагогического;
  2. медицинского;
  3. социально-культурного.

Целевые группы:

  1. педагоги, воспитатели, специалисты школы-интерната №11 Красноармейского района г. Волгограда.
  2. воспитанники школы-интерната №11 Красноармейского района г. Волгограда, несовершеннолетние дети социально-реабилитационного центра «Исток» - подростки 11-14 лет.

 

Концепция

программы «Профилактика  девиантного поведения сирот  в процессе социально-культурной деятельности интернатных учреждений»

Число детей – сирот, детей, оставшихся без попечения  родителей, в последнее время  возрастает. Статистика свидетельствует, что по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного комитета России по статистике, сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает 1 место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находятся в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей; 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляются около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

Общество оказалось не способным защитить ребенка от насилия и безнравственности взрослых. Ребенок развивается в условиях стабильной социально-культурной депривации, когда не удовлетворяются его самые элементарные потребности. Высокими темпами растет детская и подростковая преступность. Активно распространяются девиантные формы поведения: наркомания, алкоголизм, проституция, суицид, правонарушения.

Некоторую часть своей  жизни дети-сироты находятся под  опекой, поддержкой и заботой государства. При выходе из интерната многие из них впервые в жизни сталкиваются с «нормальными» условиями жизни.

Моделей социальной адаптации  много. Анализ инновационных проектов показывает, что адаптация к самостоятельной  жизни происходит при определенных условиях:

  • совместная деятельность взрослых и детей направлена на постепенное повышение уровня самостоятельности детей-сирот;
  • у детей есть возможность установить со взрослыми постоянный эмоциональный контакт, который поощряется и поддерживается со стороны наставника;
  • создана социально-педагогическая, социально-реабилитационная среда; работа проводится не менее трех лет.

Вместе с тем не учитывается влияние социально-культурной деятельности на социальную адаптацию  детей-сирот, а ведь в ней взаимодействуют  репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Ведущей чертой социально-культурной деятельности является гуманистический, культурологический, развивающий характер, который, в свою очередь, присутствует в образовательных, воспитательных задачах.

Как показывает опыт, пребывание в интернатных учреждениях накладывает на детей-сирот и подростков определенный отпечаток: находясь на полном государственном обеспечении в течение ряда лет, они лишаются возможности самостоятельно делать выбор, принимать решения. Выходя из стен учреждения в самостоятельную жизнь, на вид взрослые и независимые юноши и девушки становятся совершенно беспомощными перед возникающими проблемами. Это, прежде всего, несформированные ценностные ориентации, семейно-бытовые отношения, коммуникативные способности, умение ставить цели и достигать их, потребность трудиться. Отсутствует культура использования свободного времени, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Наблюдается низкий уровень творческого развития, самореализации, поиска смысла, неумение противостоять трудностям жизни, негативным обстоятельствам, различным формам девиантного поведения, активизировать свой деятельностный потенциал, выработать правильные модели поведения, сформировать духовно-нравственные законы, добиться гармонизации и гуманизации личности.

Специалисты, занимающиеся проблемами социального сиротства, направляют свои усилия н поиски наилучших  путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества.

При вариативности методологических подходов, сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, специалисты социально-культурной деятельности и др., одна – социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической, социально-культурной помощи и поддержки детей-сирот и молодежи.

Решение проблем требует  применения комбинированного подхода: усиление руководства, смягчение социально-экономических последствий, снижение степени уязвимости, активизация профилактических мер, улучшение ухода и поддержки, предоставление помощи, увеличение объема ресурсов.

Не так просто донести  помощь, информацию до тех, кому она предназначена. Еще сложнее побудить молодежь, подростков изменить привычное поведение.

Оградить защитить, подготовить, помочь, объяснить – на это и  должны быть направлены программы по предупреждению девиантных форм поведения  в процессе социально-культурной деятельности.

Именно программа профилактики девиантного поведения детей-сирот  в процессе социально-культурной деятельности поможет решить эти и другие проблемы социальной адаптации детей, живущих  в школах – интернатах и детских  домах.

Не случайно основными  функция культурно-досуговой деятельности являются: коммуникативная, информационно-просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, которые, в свою очередь, способствуют более эффективной адаптации  ребенка к жизни в обществе, получить как можно больше знаний, информации, выработать практические навыки и умения, раскрыть творческие способности, определить духовно-ценностные ориентации, развить коммуникативные и деловые качества – стать полноценным членом общества. А главное, сформировать навыки ответственного и уверенного поведения в различных жизненных ситуациях.

Реализация программы  предполагает повышение уровня информативности  персонала и воспитанников по проблемам девиантных форм поведения  и приобретение навыков осознанного, ответственного поведения.

Задачи программы:

  1. Проведение обучающих семинаров с преподавателями и педагогами школы-интерната.
  2. Проведение практических занятий с детьми – сиротами.
  3. Ранее выявление девиантных форм поведения у детей – сирот.
  4. Формирование навыков безопасного поведения в процессе социально-культурной деятельности.
  5. Поведение социологических исследований с целевыми группами в начале и по завершении программы с целью оценки эффективности проделанной работы.

Содержание  и механизмы реализации программы:

Программа состоит из 3-х блоков:

    1. Психолого-педагогический
      1. Изучение индивидуально-типологических особенностей личности.
      2. Диагностика психологического развития, состояния эмоциональной сферы.
      3. Выявление девиантных форм поведения.
      4. Отработка умения анализировать свои личностные особенности и особенности другого.
      5. Осознание собственных стратегий и тактик,  применяемых в общении, отработок мотивов, лежащих в основе того или иного стиля общения.
      6. Вопросы конфликтологии, способы решения конфликтов.
      7. Развитие личности, ее способностей и задатков.
      8. Определение позитивных факторов и «механизма» их воздействия на личность.
      9. Формирование навыков ответственного и уверенного поведения в различных жизненных ситуациях.
    2. Медицинский
      1. Первичная профилактика зависимостей от психотропных веществ:
        • программы профилактики;
        • построение профилактического урока в интерактивной форме;
        • тренинг проведения профилактического урока.
      2. Проблемы, связанные с наркотиками, и профилактика начала употребления наркотиков:
        • выяснить исходный уровень информативности;
        • дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков;
        • выявить возможные стратегии «правильного» поведения;
        • проверить уровень усвоения информации.
      3. Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД, профилактика ВИЧ – инфекций и инфекций, передающихся половым путем:
        • выяснить исходный уровень информированности;
        • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ;
        • сформировать навыки предотвращения заражения ВИЧ – инфекцией, ИППП;
        • мотивировать к дальнейшему поиску информации по данной проблеме;
        • проверить уровень усвоения информации.
    3. Социокультурный
      1. Развить личность как творца своего будущего, умение самовыразиться, самоутвердиться, достичь полноценной цели.
      2. Сформировать общественно активною личность.
      3. Выработать ценностные ориентиры.
      4. Обусловить нравственно - интеллектуальные мотивы деятельности.
      5. Подвести к пониманию, созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры, которые обеспечивают вовлечение человека в мир культуры.
      6. Изменить и сформировать социально-регулятивные механизмы поведения личности (правосознание, ценностные ориентации, стереотипы поведения, стиль общения и т.д.).
      7. Повысить уровень культуры быта.
      8. Способствовать развитию коммуникативных способностей.
      9. Активизировать и развить духовные силы, творческую деятельность.
      10. Уметь использовать свободное время.

Информация о работе Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы