Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:47, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть потенциал и возможности культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.
Цель предопределила следующие задачи:
- проанализировать научные труды, посвященные особенностям социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;
- раскрыть сущность культурно – досуговой деятельности социального работника;
- определить особенности, формы и методы социальной работы в культурно досуговой деятельности;
- обобщить российский и зарубежный опыт культурно-досуговой деятельности социальных учреждений;
- разработать программу организации культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение 2
Глава I. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы. 2
§ 1.1. Основные понятия культурно-досуговой деятельности в социальной работе. 2
§ 1.2. Функции и принципы культурно-досуговой деятельности социального работника. 2
Глава II. Деятельность социальных служб по организации досуговой деятельности. 2
§2.2. Британские модели культурно-досуговой деятельности социального работника 2
§ 2.1. Организация культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях: региональный опыт. 2
Глава III. Программа «Культурно-досуговая деятельность студентов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии» 2
Информационная карта программы 2
Концепция программы 2
Заключение 2
Список литературы 2
Приложение 2
Приложение 1 2
Приложение 2 2
Приложение 3 2
Приложение 4 2
Приложение 5 2
Приложение 6 2
Приложение 7 2
Приложение 8 2
Приложение 9 2

Работа содержит 1 файл

Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы.doc

— 3.75 Мб (Скачать)

ГОУ ВПО « Российский государственный социальный университет»

Факультет социальной работы, педагогики и  ювенологии

Кафедра теории и методологии социальной работы

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

по специальности (направление подготовки) 040100 

 

На тему: «Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила                                                           ------

Студентка 4 курса                                               _________________________

                                                                              

 

Научный руководитель                                       ------

к.п.н., доцент                                                         _________________________

 

 

Допущено к защите

«____» ___________ 2008 г.                              

Зав. кафедрой                                                      -------                 

Д.и.н., профессор                                                 __________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2008

 

Содержание

 

Введение

Актуальность

Практика социальной работы многообразна. Она обусловлена знанием различных теоретических подходов в процессе взаимодействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризующей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важнейших мест в практическом труде современных социальных работников и социальных педагогов1.

  • Культурно-досуговая деятельность – фактор профилактики девиантного поведения сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же подростков.
  • Культурно – досуговая деятельность – одно из средств ликвидации детской беспризорности.
  • Культурно – досуговая деятельность – средство преодоления одиночества пожилых людей.
  • Культурно – досуговая деятельность – средство развития личности ребенка – инвалидов.
  • Культурно-досуговая деятельность – средство профилактики алкоголизма и наркомании в подростковой среде и т.д.

Однако в настоящее время использование технологии культурно-досуговой деятельности в социальной работе сведено на нет, в связи с тем что теоретиками и практиками социальной работы мало внимания уделяется данной технологии. Именно поэтому существует необходимость изучения этой технологии.

Степень научной  разработанности проблемы. Данной проблеме немало внимания уделяется современными исследователями. В частности были написаны и использованы в данной работе труды Киселевой Т.Г. и Красильникова Ю.Д.2, Ковальчук А.С.3 и Васильевой Г.А.4, в которых подробно освещаются принципы, функции культурно-досуговой деятельности в социальной работе. Широко использовались при подготовке данной работы труды таких ученых, как Жарков А.Д.5, Новаторов В.Е.6, в которых рассматриваются системо - образующие понятия культурно-досуговой деятельности в социальной работе. Большой научный интерес могут представлять собой при дальнейшей разработке данной темы диссертации Батнасунова А.С.7, Берковченко Е.С.8, Герасимовой И.А.9, Матвеевой Т.Н.10, Пачиной О.А.11, Татаренко С.Ю.12, Удовенко И.П.13, Шапочкина А.В.14, Шеховцова Е.Ю.15 и Шубиной И.В.16. Они ценны инновационными программами в области культурно-досуговой деятельности социально-незащищенных слоев населения. Так же необходимо отметить труды таких исследователей, как Фирсов М.В. и Студенова Е.Г.17, в которых рассматриваются вопросы затрагивающие конкретно культурно - досуговую деятельность как ресурс социальной работы.

Однако анализ использованных источников позволяет сделать вывод  о возможности и необходимости  дальнейшей разработки темы, т.к. мало внимания уделяется раскрытию потенциала культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.

Объектом исследования данной работы является непосредственно культурно-досуговая деятельность в социальной работе, а предметом выступают основные признаки и особенности культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.

Цель данной работы - раскрыть потенциал и возможности культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.

Цель предопределила следующие задачи:

- проанализировать научные труды, посвященные особенностям социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;

- раскрыть сущность культурно – досуговой деятельности социального работника;

- определить особенности, формы и методы социальной работы в культурно досуговой деятельности;

- обобщить российский и зарубежный опыт культурно-досуговой деятельности социальных учреждений;

- разработать программу организации культурно-досуговой деятельности.

Методология научного исследования. При подготовке данной работы применялся комплекс общенаучных методов познания, в частности структурно-системный, логический и другие.

 

Глава I. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы.

§ 1.1. Основные понятия культурно-досуговой деятельности в социальной работе.

Теоретической проблемой на сегодняшний день остается отсутствие единой точки зрения на взаимосвязь и содержание понятий «свободное время18», «досуг19» и «культурно-досуговая деятельность20». В подавляющем большинстве исследований свободное время приравнивается к досугу, а культурно-досуговая деятельность представляется как сложное, многофакторное явление21. Но как в России, так и на Западе, существуют различные точки зрения. Различны также семантические основы – слово «досуг происходит от латинского слова, означающего «узаконить», «разрешить». Досуг – не свободное время, а продукт законодательной системы.

Сторонники противоположной  точки зрения используют другой перевод  данного термина. Досуг – от глагола «досягнуть». Буквально досуг – возможность что-то сделать, чего-то достичь. «Досужесть» в прошлом означает умелость, мастерство, а сущность досуга проявляется в возможности действовать, развиваться, искать, экспериментировать22.

В работе «К цивилизации  досуга» Ж. Дюмазедье дает следующее определение: «Досуг есть совокупность знаний, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информацию или образование, свое добровольное социальное участие – после выполнения профессиональных, семейных и общественных обязанностей»23.

В работах Дж. Ландберга, М. Каплана, Р. Хавиерста под свободным временем понимается «такое время, в которое мы не выполняем формальных и очевидных обязанностей, оплачиваемых как работа или другая обязанность, возложенная на нас», а для американского социолога Р. Климейера свободное время выступает временем, не проводимым в оплачиваемой работе24.

Г.А. Пруденский дал следующее определение  свободного времени: «Свободное время – это та часть внерабочего времени, которая затрачивается на учебу, повышение квалификации, общественную работу, отдых и т.д., то есть то время, которое люди используют за пределами рабочего дня для своего всестороннего развития»25.

«Б.А. Грушин под свободным временем понимает «часть внерабочего времени, время, свободное от исполнения разного рода непреложных областей»»26.

Б.А. Трегубов под свободным временем понимает «часть внерабочего времени, являющегося сферой формирования и проявления различных уровней свободной жизнедеятельности, непосредственно направленной на всестороннее и гармоничное развитие трудящихся»27.

«Культурно-досуговая сфера – часть нерабочего времени, используемая для отдыха и развлечений (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д.), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности»28.

«Культурно – досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки»29, такое определение культурно-досуговой деятельности дает Суртаев В.Я.

Культурно-досуговая  деятельность есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается следующим определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности»30.

Для более точного определения  границ, масштабов и наполнения понятия  «социально-культурная сфера» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводственная сфера» и «социальная сфера»31.

«В отличие от сферы производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются: государственное управление, финансы, наука и научное обслуживание, а также обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой.

Являясь составной частью сферы  непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы: 1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию; 2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения; 3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура32,  образование33, искусство34, физическая культура35 и спорт36, здравоохранение37 и социально-культурная реабилитация38, средства массовой информации39, туризм40, гостиничный41 и ресторанный бизнес42 и другие»43.

Специалисты насчитывают  более 600 форм и видов культурно - досуговых занятий. Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов культурно-досуговой деятельности социального работника: благотворительная ярмарка44, благотворительные акции45, благотворительный бал46, благотворительный карнавал47, благотворительный концерт48, благотворительный спектакль49, игра50, клуб51, кружок52, любительские спектакли53, народные гулянья54, народные праздники55 и обряды56, творческие вечера57 и т.д.

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики культурно-досуговой деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан, к самостоятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества58.

Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения59, в первую очередь дети и взрослые – инвалиды60, лица пожилого возраста61 и одинокие пенсионеры62, дети-сироты63 и воспитанники детских домов64, неполные65 и многодетные семьи66 и т.д.67

«Значительную часть этих людей объединяет принятое по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанное с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частично либо полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик»68.

Информация о работе Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы