Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:47, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть потенциал и возможности культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.
Цель предопределила следующие задачи:
- проанализировать научные труды, посвященные особенностям социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;
- раскрыть сущность культурно – досуговой деятельности социального работника;
- определить особенности, формы и методы социальной работы в культурно досуговой деятельности;
- обобщить российский и зарубежный опыт культурно-досуговой деятельности социальных учреждений;
- разработать программу организации культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение 2
Глава I. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы. 2
§ 1.1. Основные понятия культурно-досуговой деятельности в социальной работе. 2
§ 1.2. Функции и принципы культурно-досуговой деятельности социального работника. 2
Глава II. Деятельность социальных служб по организации досуговой деятельности. 2
§2.2. Британские модели культурно-досуговой деятельности социального работника 2
§ 2.1. Организация культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях: региональный опыт. 2
Глава III. Программа «Культурно-досуговая деятельность студентов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии» 2
Информационная карта программы 2
Концепция программы 2
Заключение 2
Список литературы 2
Приложение 2
Приложение 1 2
Приложение 2 2
Приложение 3 2
Приложение 4 2
Приложение 5 2
Приложение 6 2
Приложение 7 2
Приложение 8 2
Приложение 9 2

Работа содержит 1 файл

Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы.doc

— 3.75 Мб (Скачать)

Осуществление рекреативно-оздоровительной  функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с  творческими, экскурсионно-туристическими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации»123.

А.С. Ковальчук124  в учебном пособие рассматривает функции культурно-досуговой деятельности, к которым относит:

  • информационно - просветительская функция;
  • практическая функция;
  • воспитательно-развивающая функция;
  • коммуникативно-организаторская функция;
  • эстетическая функция;
  • творческая функция;
  • рекреационная функция.

Исследователь Г.А. Васильева125 к основным функциям культурно-досуговой деятельности относит:

  • развивающую функцию;
  • информационно-просветительскую функцию;
  • культурно-творческую функцию;
  • рекреативно-оздоровительную функцию.

Батнасунов А.С.126 в своей диссертации выделяет три большие и ответственные социальные функции:

  • функция реабилитации, восстановления израсходованных в ходе трудовой и бытовой жизнедеятельности сил.
  • функция развития личностных качеств человека, его творческой самореализации, физической и духовной, т.е. все то, что К. Маркс очень точно охарактеризовал как «возвышающую человеческую деятельность».
  • функция поддержания социальной солидарности, известной сплоченности людей разных социальных статусов на основе общих для них досуговых традиций и интересов.

Однако наиболее последовательно  и полно функции досуга были изложены отечественным социологом А.С. Орловым127, выделившим следующие функции:

  • восстановление затраченной в ходе деятельности человека его биологической или социальной энергии;
  • восстановление энергобаланса организма человека путем накопления энергии, компенсирующей ее затраты на энергопревращение;
  • выполнение роли биологического и социального «предохранителя» человека в экстремальных ситуациях;
  • выполнение роли катализатора процессов энергообмена и энергопревращения;
  • компенсация недоданных природой человеку некоторых биологических качеств;
  • соучастие в процессе естественного видового отбора;
  • информационно-игровое начало в структуре сознания;
  • соучастие в процессе социализации;
  • воспроизводство (оказание) рекреационных услуг;
  • соучастие в процессах адаптации и реабилитации.

Учитывая специфику  культурно-досуговой деятельности социального работника, в том числе особенностей ее взаимодействия с другими институтами общества, необходима дифференциация функций.

В своей диссертации  Илья Петрович Удовенко128 рассматривает ряд функций культурно-досуговой деятельности, воздействующих на профессиональную адаптацию молодых людей, имеющих ограниченные  возможности здоровья. «В связи с особенностями данной социальной группы особую значимость приобретает социально-защитная функция, которая выражается в праве на получение дополнительного образования, в том числе и профессионального, как гарантии будущего ресурсного самообеспечения; реализации свободы выбора разнообразных видов досуга удовлетворения разнообразных потребностей в сфере культуры и досуга; обучение определенному ремеслу с целью развития их способностей и ориентирования на дальнейшее трудовое самоопределение.

Социально-развивающая  функция досуга и ее влияние на профессиональное формирование личности здесь рассматривается как преодоление  негативных ролевых ожиданий.

Важной функцией является формирование психологических установок молодых людей на социально-культурную самореализацию в социокультурный условиях, направленных на выработку у них умений и навыков рациональной самоорганизации свободного времени. Такое социально-педагогическое взаимодействие с инициативными объединениями129 является гарантией успешной самоактуализации как воплощения индивидуальных интересов и личностного роста молодых инвалидов.

Непосредственное значение имеет профориентационная функция, обеспечивающая становление жизненной, личностной карьеры, помогающая им профессионально определиться и получить необходимые начальные профессиональные знания, умения, навыки, в связи с чем культурный досуг осуществляет профессиональную идентификацию через обеспечение подростков с ограниченными возможностями профессиональными пробами.

Аксиологическая функция -  одна из основных функций культурной, а следовательно, и культурно-досуговой  деятельности, обеспечивает механизм усвоения ценностных ориентаций старшего школьного возраста благоприятного для их образования как устойчивого свойства личности.

В культурном досуге можно  выделить функцию целеполагания, так  как в ценностной и смысловой  сферах культуры фиксируются цели, перспективы и проекты человеческой деятельности, в том числе планирование профессионального жизненного пути, планирование собственной активности по саморазвитию и достижению поставленных целей.

С самоопределением юношей и девушек как представителей конкретной культурно-исторической ситуации тесно связана культурообразующая функция, отражающая творческий характер культурно-досуговой деятельности и трактуемая большинством ученых как:

    • производство новых знаний, норм, ориентаций и значений, их накопление, хранение и распространение;
    • воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности и творческого новаторства.

Специфические формы  культурного досуга подростков и  молодежи определяются наличием в нем  элементов рекреационно-развлекательной  функции, содействующей нормальному  протеканию бытового, производственного и культурного цикла, эффективной рекреации, восполнению психических сил, восстановлению творческого потенциала.

Также необходимо отметить гуманистическую, компенсаторно-гармоническую и информационную функции».

В диссертации Пачиной О.А. среди функций культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми выделяются: «социокультурная адаптация и реабилитация; коммуникация; психотерапевтическая и коррекционная; жизнеорганизующая; информационно-развивающая; релаксия и укрепление здоровья, а так же духовное обогащение. Результатом культурно-досуговой деятельности с лицами пожилого возраста является повышение уровней их социальной активности и преодоление чувства одиночества»130.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что каждая функция культурно-досуговой деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного  образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.

 

Глава II. Деятельность социальных служб по организации досуговой деятельности.

§2.2. Британские модели культурно-досуговой деятельности социального работника

На данный момент в  Британии накоплен достаточно большой  как теоретический, так и практический опыт организации досуга в молодежной среде.

Модель «фокальная теория досуга», предложенная Л. Гендри, - это  попытка осмыслить культурно - досуговую деятельность подрастающего поколения в рамках молодежной организации. Она достаточно четко отражает основные этапы процесса их социализации в течение переходного периода к взрослости. В общем виде она может быть представлена таким образом. Специфика и механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи оказывает влияние на процесс их социализации, тесно связанной с вхождением этой категории населения в структуру британского общества (См.: Приложение 2)131.

Педагогические принципы воспитательного процесса, его динамика, содержание и формы соответствуют этапам интеллектуального и эмоционального развития подростка, а досуг является одним из доминирующих элементов молодежной субкультуры,  ценность которого  зависит от способностей детей, подростков и молодых людей регулировать свою досуговую деятельность. При этом потенциал культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения может быть поэтапно максимально реализован в соответствии с возрастными особенностями молодых людей.

Таким образом, по Л. Гендри первый этап решения проблем подростков должен быть тесно связан с организованным проведением досуга, т.е. с клубной деятельностью (13 – 14 лет).

Второй этап по Гендри называется «непостоянное или случайное  проведение досуга», которое совпадает с возрастом 15 лет.

Третий этап переходного  периода соответствует возрасту 17 – 18 лет и характеризуется широким  приобщением молодых людей к  коммерческим видам досуга132.

Группа британских ученых (Ф. Коффилд, С. Маршалл, К. Борилл) создали  свою модель организации досуга подрастающего поколения, графически представленную в виде пятиконечной звезды, углы которой обозначают различные внешние факторы, влияющие на взросление подростка и его социализацию. Так, во время проведения исследований в середине 80-х годов в Англии, эти исследователи обратили внимание на тот факт, что политические и экономические факторы влияют как на организацию досуга, так и на социализацию молодежи (См.: Приложение 3)133.

Политические и экономические  факторы в большей степени  определяют возможности в выборе жизненного пути, предоставляемые молодежи, влияют на весь процесс социализации, включая и организацию досуга молодых людей.

Несмотря на реализацию многочисленных программ и проектов, направленных на профессиональную социализацию молодых людей, в Великобритании продолжает сохраняться довольно тяжелое положение с безработицей среди молодежи, которая в ряде регионов стала хронической. Безработица, по мнению ряда ученых, приводит к апатии, правонарушениям, насилию и не способствует разумному проведению досуга.

В этой связи возрастает значимость роли молодежных организаций  в проведении досуга молодых людей, которые не трудоустроены. Совершенно очевидно, что организуемые социальной службой мероприятия не могут  заменить безработному рабочее место. Тем не менее, клуб или центр могут создать в своих стенах ситуацию востребованности индивидуально-творческих способностей индивида и расширить возможности для их реализации. Кроме того, молодежная служба старается разнообразить диапазон социальных ролей молодого человека, обучая его навыкам самовыражения в условиях безработицы.

В предложенной модели к  региональным факторам относятся проживание в местных общинах. В британском обществе население проживает в  общинах в соответствии со своим  социальным и экономическим статусом.

К институциональным  факторам нужно отнести такие  институты социализации как школу, предприятия, церковь, молодежные организации  и т.п. Каждый из этих институтов по-своему оказывает влияние на подрастающее поколение местной общины.

Групповые факторы (сверстники) оказывают особое влияние на возникновение  стрессовых ситуаций у молодых людей  в период их полового созревания, обращаясь  за поддержкой, помощью, сопереживанием к своим друзьям и не получая  их,  сами молодые люди нередко  высказывают недовольство своими компаниями, не всегда находят себе место в них.

К индивидуальным факторам относят физическое, сексуальное, интеллектуальное, когнитивное и эмоциональное  развитие134.

Исследователь В.И. Петрищев135 отмечает, что в Великобритании проведение культурно - досуговых форм деятельности осуществляется под эгидой молодежной службы в рамках разветвленной сети детских, юношеских и молодежных центров и клубов.

Молодежный центр136 – многопрофильный клуб по интересам, работающий с подростками местной общины.

Центры по своему характеру полифункциональные: наряду с обеспечением досуга подростков, выполняют и образовательно-воспитательные функции. С одной стороны, такие центры имеют официальный статус, а с другой – это объединения, где от молодежи не требуется формальной принадлежности, членства. Атмосфера центра в значительной степени определяется командой специалистов по работе с молодежью, являющихся, как правило энтузиастами своего дела.

Первостепенная задача молодежных лидеров, работающих в этих центрах, заключается в том чтобы центр стал местом обучения и развития комплекса навыков, которые должны помочь подростку в жизни.

§ 2.1. Организация культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях: региональный опыт.

Большую роль в организации  досуга социально уязвимых групп населения играют центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, а так же комплексные центры социального обслуживания137.

С течением времени главным  местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания детей и подростков, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Для многих детей из неблагополучных семей  и одиноких пожилых людей такие клубы становятся вторым домом, местом, где несовершеннолетние в процессе общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности, а пожилые люди получают общение, которого им не хватает, и ощущают себя значимыми и нужными138.

Информация о работе Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы