Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:47, дипломная работа
Цель данной работы - раскрыть потенциал и возможности культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.
Цель предопределила следующие задачи:
- проанализировать научные труды, посвященные особенностям социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;
- раскрыть сущность культурно – досуговой деятельности социального работника;
- определить особенности, формы и методы социальной работы в культурно досуговой деятельности;
- обобщить российский и зарубежный опыт культурно-досуговой деятельности социальных учреждений;
- разработать программу организации культурно-досуговой деятельности.
Введение 2
Глава I. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы. 2
§ 1.1. Основные понятия культурно-досуговой деятельности в социальной работе. 2
§ 1.2. Функции и принципы культурно-досуговой деятельности социального работника. 2
Глава II. Деятельность социальных служб по организации досуговой деятельности. 2
§2.2. Британские модели культурно-досуговой деятельности социального работника 2
§ 2.1. Организация культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях: региональный опыт. 2
Глава III. Программа «Культурно-досуговая деятельность студентов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии» 2
Информационная карта программы 2
Концепция программы 2
Заключение 2
Список литературы 2
Приложение 2
Приложение 1 2
Приложение 2 2
Приложение 3 2
Приложение 4 2
Приложение 5 2
Приложение 6 2
Приложение 7 2
Приложение 8 2
Приложение 9 2
Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристическими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации»123.
А.С. Ковальчук124 в учебном пособие рассматривает функции культурно-досуговой деятельности, к которым относит:
Исследователь Г.А. Васильева125 к основным функциям культурно-досуговой деятельности относит:
Батнасунов А.С.126 в своей диссертации выделяет три большие и ответственные социальные функции:
Однако наиболее последовательно и полно функции досуга были изложены отечественным социологом А.С. Орловым127, выделившим следующие функции:
Учитывая специфику культурно-досуговой деятельности социального работника, в том числе особенностей ее взаимодействия с другими институтами общества, необходима дифференциация функций.
В своей диссертации Илья Петрович Удовенко128 рассматривает ряд функций культурно-досуговой деятельности, воздействующих на профессиональную адаптацию молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. «В связи с особенностями данной социальной группы особую значимость приобретает социально-защитная функция, которая выражается в праве на получение дополнительного образования, в том числе и профессионального, как гарантии будущего ресурсного самообеспечения; реализации свободы выбора разнообразных видов досуга удовлетворения разнообразных потребностей в сфере культуры и досуга; обучение определенному ремеслу с целью развития их способностей и ориентирования на дальнейшее трудовое самоопределение.
Социально-развивающая
функция досуга и ее влияние на
профессиональное формирование личности
здесь рассматривается как
Важной функцией является формирование психологических установок молодых людей на социально-культурную самореализацию в социокультурный условиях, направленных на выработку у них умений и навыков рациональной самоорганизации свободного времени. Такое социально-педагогическое взаимодействие с инициативными объединениями129 является гарантией успешной самоактуализации как воплощения индивидуальных интересов и личностного роста молодых инвалидов.
Непосредственное значение имеет профориентационная функция, обеспечивающая становление жизненной, личностной карьеры, помогающая им профессионально определиться и получить необходимые начальные профессиональные знания, умения, навыки, в связи с чем культурный досуг осуществляет профессиональную идентификацию через обеспечение подростков с ограниченными возможностями профессиональными пробами.
Аксиологическая функция - одна из основных функций культурной, а следовательно, и культурно-досуговой деятельности, обеспечивает механизм усвоения ценностных ориентаций старшего школьного возраста благоприятного для их образования как устойчивого свойства личности.
В культурном досуге можно
выделить функцию целеполагания, так
как в ценностной и смысловой
сферах культуры фиксируются цели,
перспективы и проекты
С самоопределением юношей и девушек как представителей конкретной культурно-исторической ситуации тесно связана культурообразующая функция, отражающая творческий характер культурно-досуговой деятельности и трактуемая большинством ученых как:
Специфические формы
культурного досуга подростков и
молодежи определяются наличием в нем
элементов рекреационно-
Также необходимо отметить гуманистическую, компенсаторно-гармоническую и информационную функции».
В диссертации Пачиной О.А. среди функций культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми выделяются: «социокультурная адаптация и реабилитация; коммуникация; психотерапевтическая и коррекционная; жизнеорганизующая; информационно-развивающая; релаксия и укрепление здоровья, а так же духовное обогащение. Результатом культурно-досуговой деятельности с лицами пожилого возраста является повышение уровней их социальной активности и преодоление чувства одиночества»130.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что каждая функция культурно-досуговой деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.
На данный момент в Британии накоплен достаточно большой как теоретический, так и практический опыт организации досуга в молодежной среде.
Модель «фокальная теория досуга», предложенная Л. Гендри, - это попытка осмыслить культурно - досуговую деятельность подрастающего поколения в рамках молодежной организации. Она достаточно четко отражает основные этапы процесса их социализации в течение переходного периода к взрослости. В общем виде она может быть представлена таким образом. Специфика и механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи оказывает влияние на процесс их социализации, тесно связанной с вхождением этой категории населения в структуру британского общества (См.: Приложение 2)131.
Педагогические принципы воспитательного процесса, его динамика, содержание и формы соответствуют этапам интеллектуального и эмоционального развития подростка, а досуг является одним из доминирующих элементов молодежной субкультуры, ценность которого зависит от способностей детей, подростков и молодых людей регулировать свою досуговую деятельность. При этом потенциал культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения может быть поэтапно максимально реализован в соответствии с возрастными особенностями молодых людей.
Таким образом, по Л. Гендри первый этап решения проблем подростков должен быть тесно связан с организованным проведением досуга, т.е. с клубной деятельностью (13 – 14 лет).
Второй этап по Гендри называется «непостоянное или случайное проведение досуга», которое совпадает с возрастом 15 лет.
Третий этап переходного периода соответствует возрасту 17 – 18 лет и характеризуется широким приобщением молодых людей к коммерческим видам досуга132.
Группа британских ученых (Ф. Коффилд, С. Маршалл, К. Борилл) создали свою модель организации досуга подрастающего поколения, графически представленную в виде пятиконечной звезды, углы которой обозначают различные внешние факторы, влияющие на взросление подростка и его социализацию. Так, во время проведения исследований в середине 80-х годов в Англии, эти исследователи обратили внимание на тот факт, что политические и экономические факторы влияют как на организацию досуга, так и на социализацию молодежи (См.: Приложение 3)133.
Политические и экономические факторы в большей степени определяют возможности в выборе жизненного пути, предоставляемые молодежи, влияют на весь процесс социализации, включая и организацию досуга молодых людей.
Несмотря на реализацию многочисленных программ и проектов, направленных на профессиональную социализацию молодых людей, в Великобритании продолжает сохраняться довольно тяжелое положение с безработицей среди молодежи, которая в ряде регионов стала хронической. Безработица, по мнению ряда ученых, приводит к апатии, правонарушениям, насилию и не способствует разумному проведению досуга.
В этой связи возрастает значимость роли молодежных организаций в проведении досуга молодых людей, которые не трудоустроены. Совершенно очевидно, что организуемые социальной службой мероприятия не могут заменить безработному рабочее место. Тем не менее, клуб или центр могут создать в своих стенах ситуацию востребованности индивидуально-творческих способностей индивида и расширить возможности для их реализации. Кроме того, молодежная служба старается разнообразить диапазон социальных ролей молодого человека, обучая его навыкам самовыражения в условиях безработицы.
В предложенной модели к региональным факторам относятся проживание в местных общинах. В британском обществе население проживает в общинах в соответствии со своим социальным и экономическим статусом.
К институциональным факторам нужно отнести такие институты социализации как школу, предприятия, церковь, молодежные организации и т.п. Каждый из этих институтов по-своему оказывает влияние на подрастающее поколение местной общины.
Групповые факторы (сверстники) оказывают особое влияние на возникновение стрессовых ситуаций у молодых людей в период их полового созревания, обращаясь за поддержкой, помощью, сопереживанием к своим друзьям и не получая их, сами молодые люди нередко высказывают недовольство своими компаниями, не всегда находят себе место в них.
К индивидуальным факторам относят физическое, сексуальное, интеллектуальное, когнитивное и эмоциональное развитие134.
Исследователь В.И. Петрищев135 отмечает, что в Великобритании проведение культурно - досуговых форм деятельности осуществляется под эгидой молодежной службы в рамках разветвленной сети детских, юношеских и молодежных центров и клубов.
Молодежный центр136 – многопрофильный клуб по интересам, работающий с подростками местной общины.
Центры по своему характеру полифункциональные: наряду с обеспечением досуга подростков, выполняют и образовательно-воспитательные функции. С одной стороны, такие центры имеют официальный статус, а с другой – это объединения, где от молодежи не требуется формальной принадлежности, членства. Атмосфера центра в значительной степени определяется командой специалистов по работе с молодежью, являющихся, как правило энтузиастами своего дела.
Первостепенная задача молодежных лидеров, работающих в этих центрах, заключается в том чтобы центр стал местом обучения и развития комплекса навыков, которые должны помочь подростку в жизни.
Большую роль в организации досуга социально уязвимых групп населения играют центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, а так же комплексные центры социального обслуживания137.
С течением времени главным местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания детей и подростков, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Для многих детей из неблагополучных семей и одиноких пожилых людей такие клубы становятся вторым домом, местом, где несовершеннолетние в процессе общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности, а пожилые люди получают общение, которого им не хватает, и ощущают себя значимыми и нужными138.
Информация о работе Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы