В отделении организованы
культурно - досуговые программы: выпуск стенгазеты совместно
с детьми; спектакли для
малышей, организованные силами подростков; игровые программы
(конкурсы, викторины); спортивные праздники; праздники дворов; день именинника.
В отделении ОПСиД
работают клубы: клуб семейного общения; спортивный клуб;
клуб "Развитие"; родительский клуб;
военно-патриотический клуб "Витязь";
клуб "Давайте дружить".
В отделении ОПСиД
работают кружки: кружок "Мастерицы"; кружок "Своими
руками"; кружок "Коллекция идей";
кружок "Солнышко" ИЗО студия; кружок
"Аленький цветочек"; кружок "Театралы";
кружок "Лучик".
Так же необходимо отметить
работу КЦСО «Бибирево», основной целью
деятельности которого является возрождение или поддержание жизненной
активности пожилых людей. Отделение дневного
пребывания является полустационарным
структурным подразделением Комплексного
центра и предназначается для социально-бытового,
культурного, медицинского доврачебного
обслуживания граждан, сохранивших способность
к самообслуживанию и активному передвижению,
организации их питания и отдыха, привлечение
к посильной трудовой деятельности и поддержания
активного образа жизни. Деятельность
ОДП способствует социальной, физической
и психологической реабилитации обслуживаемых
граждан.
В отделении
существуют следующие клубы: клуб "Движение – жизнь" - любителей
танцев; психологический клуб "Познание";
клуб "Сад и огород"; клуб "Я
люблю свой город"; клуб "Как прекрасен
мир кино"; клуб любителей песни "Аккорд"
; кружок "Марья – искусница".
Большой вклад внес Российский
государственный социальный университет,
в стенах которого уже 4 года функционирует
я социальный центр под руководством Екатерины
Завражновой (грант РГСУ) (См.: Приложение
8), а так же в филиалах РГСУ создаются творческие
лаборатории, например, в филиале г. Брянска
существует лаборатория куклотерапии
(См.: Приложение 9).
Проведения анализа
различных программ, полностью или
частично посвященных вопросам культурно-досуговой деятельности в социальной работе,
дает возможность сделать следующие выводы.
Рассмотренные программы
очень разнородны по содержанию и
имеют различное методическое обеспечение.
Однако все программы имеют социальную
значимость и подтверждают эффективность культурно-досуговой деятельности в
решении социальных проблем. Так же необходимо
отметить инноватику многих программ.
Глава III. Программа «Культурно-досуговая
деятельность студентов факультета социальной
работы, педагогики и ювенологии»
Информационная
карта программы
- Полное название программы: программа обучения студентов специальность – Социальная работа факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета технологии культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.
- Название организации, проводящей программу: Российский государственный социальный университет
- Цель программы: обучить студентов технологии культурно-досуговой деятельности, которая способствует решению ряда социальных проблем.
- Кадры
№ |
Наименование
должности |
Количество
единиц |
1. |
Ректор РГСУ |
1 |
2. |
Декан факультета социальной
работы, педагогики и ювенологии |
1 |
3. |
Зав. кафедрой теории и
методологии социальной работы |
1 |
4. |
Зав. кафедрой социальных
технологий |
1 |
5. |
Руководитель программы |
1 |
6. |
Студенты-волонтеры |
|
- Краткое содержание программы: обучение студентов технологии культурно-досуговой деятельности в социальной работе и организация социальных акции в различные социальные учреждения.
- Направления программы:
- обучение студентов технологии культурно-досуговой деятельности;
- организация студентами социальных акций.
Концепция программы
На данный момент существует
большое количество студенческих социальных
служб, однако существует ряд негативных моментов, одноразовые
акции, редкость проведения, а так же отсутствие
знаний и опыта в организации культурно-досуговой
деятельности.
Данная программа предполагает
шефскую работу, каждый курс находит
себе социальное учреждение и на протяжении всего обучения работает с ним.
Данная работу будет намного эффективнее
как для студентов, так и для клиентов.
Цели программы:
- получение студентами дополнительных навыков, особенно культурно-досуговой деятельности;
- организация досуга незащищенных слоев населения.
Задачи программы:
- обучение студентов технологии культурно-досуговой деятельности;
- помочь в развитии творческого потенциала каждого студента;
- научить студентов работать в группе;
- помочь студентам приобрести некоторые профессионально-значимые навыки и качества;
- научить студентов работать с детьми и пожилыми людьми;
- организовать досуг в различных социальных учреждениях;
- психолого-педагогическая работа с детьми и пожилыми людьми;
- провести профилактику вредных привычек и девиантного поведения среди детей школьного возраста и научить любить и ценить природу.
Содержание
программы:
- Обучение студентов технологии культурно-досуговой деятельности:
- проведение обучающих семинаров по культурно-досуговой деятельности социального работника;
- организация мастер – классов и тренингов ведущих специалистов;
- культурное просвещение студентов.
- Организация студентами социальных акций:
- организация досуговой деятельности и кружковой работы для целевых групп категорий населения;
- создание туристического агентства для незащищенных слоев населения, где в роли экскурсоводов – студенты;
- проведение благотворительных балов, ярмарок, аукционов;
- организация любительских спектаклей, где актеры – пожилые люди;
- создание клубов для молодежи, пожилых людей и инвалидов;
- проведение массовых мероприятий;
- организация социальных акций;
- и т.д.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня информированности студентов о технологии культурно-досуговой деятельности;
- приобретение навыков организации культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях;
- достижение максимальной эффективности культурно-досуговой деятельности студентов в социальных учреждениях;
- повышение уровня подготовки специалистов социальной работы.
Заключение
Изучив культурно - досуговую
деятельность как ресурс социальной
работы можно сделать некоторые выводы:
- В понятийно – категориальном аппарате культурно-досуговой деятельности можно выделить две основные группы понятий. Одну группу составляю термины и понятия, которые не являются специфическими категориями культурно-досуговой деятельности в социальной работе. Среди них можно выделить такие понятия, как социальная реабилитация, социальная недостаточность, дети-сироты, туризм, образование и т.д. Вторая группа понятий относиться преимущественно к культурно-досуговой деятельности в социальной работе: социально-культурная сфера, социально-культурная реабилитация, социально-культурная недостаточность, благотворительные балы, благотворительные ярмарки и т.д.
- Так же в заключении необходимо отметить, что каждая функция культурно-досуговой деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.
- Рассмотренные программы очень разнородны по содержанию и имеют различное методическое обеспечение. Однако все программы имеют социальную значимость и подтверждают эффективность культурно-досуговой деятельности в решении социальных проблем. Так же необходимо отметить инноватику многих программ.
- Сравнительный анализ опыта культурно-досуговой деятельности в социальной работе показывает, что зарубежные программы главным образом направлены на молодежь и делаются акцент на клубную работу. В отечественном опыте культурно-досуговая деятельность направлена на различные категории населения: на детей, на пожилых, на инвалидов и т.д. Так же в отечественном опыте социальной работы применяются различные формы культурно-досуговой деятельности.
- При интеграции зарубежных и отечественных подходов можно определить конечные цели культурно-досуговой деятельности в социальной работе: профилактика девиантного поведения сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же подростков; ликвидации детской беспризорности; преодоления одиночества пожилых людей; развития личности ребенка – инвалида; профилактика алкоголизма и наркомании в подростковой среде и т.д.
Список литературы
- Закон г. Москвы «О погребении и похоронном деле в городе Москве» №25 от 4 июня 1997.
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 от 27 мая 2000.
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159 от 21 декабря 1996.
- Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: диссертация… кандидата социологических наук. – Ставрополь, 2004.
- Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. - Санкт-Петербург, 2005.
- Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. - Санкт-Петербург, 2005.
- Бенда Л.В. Клубная работа в центре семьи//Отечественный журнал социальной работы. – 2006, №4.
- Берковченко Е.С. Досуг российских бедных: социологический анализ: диссертация… кандидата социологических наук. – Новочеркасск, 2004.
- Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: учебное пособие. - Ярославль, 2005.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М., 1994.
- Герасимова И.А. Социально-культурная деятельность интернатных учреждений как фактор профилактики девиантного поведения сирот: диссертация… кандидата педагогических наук. - Москва, 2006.
- Глоссарий социальной работы. Автор составитель Е.И. Холостова. – Москва, 2006.
- Демидова Т.Е. Социальная работа: теория и практика, - Москва, 2003.
- Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – Москва, 2000.
- Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник для студентов вузов. - Москва, 2004.
- Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность: учебное пособие для вузов. - Орёл, 2000.
- Крючек В.К. Социально-культурная деятельность детей и подростков: теория и технология: учебное пособие для студентов вузов. - Волгоград, 2004.
- Лучанкин А.И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. – Екатеринбург, 1997.
- Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1995.
- Мамеева Т.Н. Социально-культурная деятельность государственных и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в Москве в 20-х – начале 30-х гг. XX века: диссертация… кандидата исторических наук. – Москва, 2004.
- Новаторов В.Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры: монохрестоматия: учебное пособие для студентов вузов. - Омск, 2007.
- Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник. - Омск, 2002.
- Орлов А.С. Социология рекреации. – Москва, 1995.
- Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие.- Москва, 2006.
- Пачина О.А. Социально-культурная деятельность как средство преодоления одиночества людей третьего возраста: диссертация… кандидата педагогических наук. – Тамбов, 2006.
- Петрищев В.И. Великобритания: социальная среда и досуг молодежи. – Красноярск, 1999.
- Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и нерабочего времени. – Москва, 1972.
- Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие/ Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – Москва, 2004.
- Суртаев В.Я. Социально-культурное пространство молодежи: методология, теория, практика. - Санкт-Петербург, 2006.
- Терра - Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – Москва, 2008.
- Трегубов Б.А. Свободное время молодежи. – Санкт-Петербург, 1991.
- Удовенко И.П. Культурный досуг в системе профессиональной адаптации молодых инвалидов: диссертация… кандидат педагогических наук. - Москва, 2005.
- Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. - Москва, 2005.
- Шапочкин А.В. Клубная деятельность как средство социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в России XX веке: диссертация… кандидата педагогических наук. - Великий Новгород, 2000.
- Энциклопедический словарь. – М., 1995.
- http://www.glossary.ru/
- http://www.mzsrrf.ru/
- http://www.minzdravsoc.ru/
- http://www.cso1.ru/
Приложение
Приложение 1
Глоссарий социальной
работы:
основные понятия культурно-досуговой деятельности
социального работника
А
Адаптация социальная – процесс приспособления индивида к изменившейся
социальной среде [12].
Адаптация социальная – процесс и результат активного приспособления
индивида, слоя, группы к условиям новой
социальной среды, к изменяющимся общественным
условиям жизни [24].
Адаптация социальная – процесс освоения относительно стабильных
условий социальной среды, решения повторяющихся,
типичных проблем путем использования
принятых методов социального поведения,
действия [15].
Адаптация социально-бытовая – процесс оптимизации режимов общественной
и семейно-бытовой деятельности человека
в конкретных социально-средовых условиях
и приспособления к ним инвалида [15].
Адаптация социально-культурная – процесс восстановления способности
индивида эффективно взаимодействовать
с окружающими его людьми в системе межличностных
отношений, включая восстановление адекватного
уровня коммуникабельности или общительности,
то есть способности к спонтанной коммуникативной
активности, а также владение навыками
общения, устойчивые типы реакции при
социально-психологическом взаимодействии
[15].
Б
Библиотека - информационное, культурное, образовательное
учреждение, располагающее организованным
фондом тиражированных документов и предоставляющее
их во временное пользование физическим
и юридическим лицам [36].
Д
Досуг - часть нерабочего времени, которая остается
у человека после исполнения непреложных
непроизводственных обязанностей [36].
Досуг – свободное от трудовой, учебной или
профессиональной деятельности время,
используемое человеком по собственному
выбору и в собственных интересах, не имеющих
сугубо прагматического значения [18].
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых
умерли оба или единственный родитель[3].
Дети-инвалиды
– дети, страдающие тяжелыми поражениями
опорно-двигательного аппарата и задержкой
умственного развития [12].
И
Игра - деятельность, направленная на удовлетворение
потребностей в развлечении, удовольствии,
снятия напряжения, а также на развитие
определенных навыков и умений [36].
Игра - форма свободного самовыражения человека,
не связанная с достижением утилитарной
цели, доставляющая радость сама по себе
[36].