Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:47, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть потенциал и возможности культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.
Цель предопределила следующие задачи:
- проанализировать научные труды, посвященные особенностям социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;
- раскрыть сущность культурно – досуговой деятельности социального работника;
- определить особенности, формы и методы социальной работы в культурно досуговой деятельности;
- обобщить российский и зарубежный опыт культурно-досуговой деятельности социальных учреждений;
- разработать программу организации культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение 2
Глава I. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы. 2
§ 1.1. Основные понятия культурно-досуговой деятельности в социальной работе. 2
§ 1.2. Функции и принципы культурно-досуговой деятельности социального работника. 2
Глава II. Деятельность социальных служб по организации досуговой деятельности. 2
§2.2. Британские модели культурно-досуговой деятельности социального работника 2
§ 2.1. Организация культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях: региональный опыт. 2
Глава III. Программа «Культурно-досуговая деятельность студентов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии» 2
Информационная карта программы 2
Концепция программы 2
Заключение 2
Список литературы 2
Приложение 2
Приложение 1 2
Приложение 2 2
Приложение 3 2
Приложение 4 2
Приложение 5 2
Приложение 6 2
Приложение 7 2
Приложение 8 2
Приложение 9 2

Работа содержит 1 файл

Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы.doc

— 3.75 Мб (Скачать)

В отделении организованы культурно - досуговые программы: выпуск стенгазеты совместно с детьми; спектакли для малышей, организованные силами подростков; игровые программы (конкурсы, викторины); спортивные праздники; праздники дворов; день именинника.

 В отделении ОПСиД работают клубы: клуб семейного общения; спортивный клуб; клуб "Развитие"; родительский клуб; военно-патриотический клуб "Витязь"; клуб "Давайте дружить".

 В отделении ОПСиД  работают кружки: кружок "Мастерицы"; кружок "Своими руками"; кружок "Коллекция идей"; кружок "Солнышко" ИЗО студия; кружок "Аленький цветочек"; кружок "Театралы"; кружок "Лучик".

Так же необходимо отметить работу КЦСО «Бибирево», основной целью  деятельности которого является возрождение или поддержание жизненной активности пожилых людей. Отделение дневного пребывания является полустационарным структурным подразделением Комплексного центра и предназначается для социально-бытового, культурного, медицинского доврачебного обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха, привлечение к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. Деятельность ОДП способствует социальной, физической и психологической реабилитации обслуживаемых граждан.

В отделении существуют следующие клубы:  клуб "Движение – жизнь" - любителей танцев;  психологический клуб "Познание";  клуб "Сад и огород";  клуб "Я люблю свой город";   клуб "Как прекрасен мир кино"; клуб любителей песни "Аккорд" ;  кружок "Марья – искусница".

Большой вклад внес Российский государственный социальный университет, в стенах которого уже 4 года функционирует  я социальный центр под руководством Екатерины Завражновой (грант РГСУ) (См.: Приложение 8), а так же в филиалах РГСУ создаются творческие лаборатории, например, в филиале г. Брянска существует лаборатория куклотерапии (См.: Приложение 9).

Проведения анализа  различных программ, полностью или  частично посвященных вопросам культурно-досуговой деятельности в социальной работе, дает возможность сделать следующие выводы.

Рассмотренные программы  очень разнородны по содержанию и  имеют различное методическое обеспечение. Однако все программы имеют социальную значимость и подтверждают эффективность культурно-досуговой деятельности в решении социальных проблем. Так же необходимо отметить инноватику многих программ.

 

Глава III. Программа «Культурно-досуговая деятельность студентов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии»

Информационная  карта программы

  1. Полное название программы: программа обучения студентов специальность – Социальная работа факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета технологии культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.
  2. Название организации, проводящей программу: Российский государственный социальный университет
  3. Цель программы: обучить студентов технологии культурно-досуговой деятельности, которая способствует решению ряда социальных проблем.
  4. Кадры

Наименование  должности

Количество  единиц

1.

Ректор РГСУ

1

2.

Декан факультета социальной работы, педагогики и ювенологии

1

3.

Зав. кафедрой теории и  методологии социальной работы

1

4.

Зав. кафедрой социальных технологий

1

5.

Руководитель программы

1

6.

Студенты-волонтеры

 

 

  1. Краткое содержание программы: обучение студентов технологии культурно-досуговой деятельности в социальной работе и организация социальных акции в различные социальные учреждения.
  2. Направления программы:
    1. обучение студентов технологии культурно-досуговой деятельности;
    2. организация студентами социальных акций.

Концепция программы

На данный момент существует большое количество студенческих социальных служб, однако существует ряд негативных моментов, одноразовые акции, редкость проведения, а так же отсутствие знаний и опыта в организации культурно-досуговой деятельности.

Данная программа предполагает шефскую работу, каждый курс находит  себе социальное учреждение и на протяжении всего обучения работает с ним. Данная работу будет намного эффективнее как для студентов, так и для клиентов.

Цели программы:

  • получение студентами дополнительных навыков, особенно культурно-досуговой деятельности;
  • организация досуга незащищенных слоев населения.

Задачи программы:

  • обучение студентов технологии культурно-досуговой деятельности;
  • помочь в развитии творческого потенциала каждого студента;
  • научить студентов работать в группе;
  • помочь студентам  приобрести некоторые профессионально-значимые навыки и качества;
  • научить студентов работать с детьми и пожилыми людьми;
  • организовать досуг в различных социальных учреждениях;
  • психолого-педагогическая работа с детьми и пожилыми людьми;
  • провести профилактику вредных привычек и девиантного поведения среди детей школьного возраста и научить любить и ценить природу.

Содержание  программы:

    1. Обучение студентов технологии культурно-досуговой деятельности:
      • проведение обучающих семинаров по культурно-досуговой деятельности социального работника;
      • организация мастер – классов и тренингов ведущих специалистов;
      • культурное просвещение студентов.
    2. Организация студентами социальных акций:
  • организация досуговой деятельности и кружковой работы для целевых групп категорий населения;
  • создание туристического агентства для незащищенных слоев населения, где в роли экскурсоводов – студенты;
  • проведение благотворительных балов, ярмарок, аукционов;
  • организация любительских спектаклей, где актеры – пожилые люди;
  • создание клубов для молодежи, пожилых людей и инвалидов;
  • проведение массовых мероприятий;
  • организация социальных акций;
  • и т.д.

Ожидаемый результат:

    1. повышение уровня информированности студентов о технологии культурно-досуговой деятельности;
    2. приобретение навыков организации культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях;
    3. достижение максимальной эффективности культурно-досуговой деятельности студентов в социальных учреждениях;
    4. повышение уровня подготовки специалистов социальной работы.

 

 

Заключение

Изучив культурно - досуговую  деятельность как ресурс социальной работы можно сделать некоторые выводы:

    1. В понятийно – категориальном аппарате культурно-досуговой деятельности можно выделить две основные группы понятий. Одну группу составляю термины и понятия, которые не являются специфическими категориями культурно-досуговой деятельности в социальной работе. Среди них можно выделить такие понятия, как социальная реабилитация, социальная недостаточность, дети-сироты, туризм,  образование и т.д. Вторая группа понятий относиться преимущественно к культурно-досуговой деятельности в социальной работе: социально-культурная сфера, социально-культурная реабилитация, социально-культурная недостаточность, благотворительные балы, благотворительные ярмарки и т.д.
    2. Так же в заключении необходимо отметить, что каждая функция культурно-досуговой деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного  образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.
    3. Рассмотренные программы очень разнородны по содержанию и имеют различное методическое обеспечение. Однако все программы имеют социальную значимость и подтверждают эффективность культурно-досуговой деятельности в решении социальных проблем. Так же необходимо отметить инноватику многих программ.
    4. Сравнительный анализ опыта культурно-досуговой деятельности в социальной работе  показывает, что зарубежные программы главным образом направлены на молодежь и делаются акцент на клубную работу. В отечественном опыте культурно-досуговая деятельность направлена на различные категории населения: на детей, на пожилых, на инвалидов и т.д. Так же в отечественном опыте социальной работы применяются различные формы культурно-досуговой деятельности.
    5. При интеграции зарубежных и отечественных подходов можно определить конечные цели культурно-досуговой деятельности в социальной работе: профилактика девиантного поведения сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же подростков; ликвидации детской беспризорности; преодоления одиночества пожилых людей; развития личности ребенка – инвалида; профилактика алкоголизма и наркомании в подростковой среде и т.д.

 

Список литературы

  1. Закон г. Москвы «О погребении и похоронном деле в городе Москве» №25 от 4 июня 1997.
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 от 27 мая 2000.
  3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159 от 21 декабря 1996.
  4. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: диссертация… кандидата социологических наук. – Ставрополь, 2004.
  5. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. -  Санкт-Петербург, 2005.
  6. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. -  Санкт-Петербург, 2005.
  7. Бенда Л.В. Клубная работа в центре семьи//Отечественный журнал социальной работы. – 2006, №4.
  8. Берковченко Е.С. Досуг российских бедных: социологический анализ: диссертация… кандидата социологических наук. – Новочеркасск, 2004.
  9. Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: учебное пособие. - Ярославль, 2005.
  10. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М., 1994.
  11. Герасимова И.А. Социально-культурная деятельность интернатных учреждений как фактор профилактики девиантного поведения сирот: диссертация… кандидата педагогических наук. - Москва, 2006.
  12. Глоссарий социальной работы. Автор составитель Е.И. Холостова. – Москва, 2006.
  13. Демидова Т.Е. Социальная работа: теория и практика, - Москва, 2003.
  14. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – Москва, 2000.
  15. Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник для студентов вузов. - Москва, 2004.
  16. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность: учебное пособие для вузов. - Орёл, 2000.
  17. Крючек В.К. Социально-культурная деятельность детей и подростков: теория и технология: учебное пособие для студентов вузов. - Волгоград, 2004.
  18. Лучанкин А.И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. – Екатеринбург, 1997.
  19. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1995.
  20. Мамеева Т.Н.  Социально-культурная деятельность государственных и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в Москве в 20-х – начале 30-х гг. XX века: диссертация… кандидата исторических наук. – Москва, 2004.
  21. Новаторов В.Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры: монохрестоматия: учебное пособие для студентов вузов. - Омск, 2007.
  22. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник. - Омск, 2002.
  23. Орлов А.С. Социология рекреации. – Москва, 1995.
  24. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие.- Москва, 2006.
  25. Пачина О.А. Социально-культурная деятельность как средство преодоления одиночества людей третьего возраста: диссертация… кандидата педагогических наук. – Тамбов, 2006.
  26. Петрищев В.И. Великобритания: социальная среда и досуг молодежи. – Красноярск, 1999.
  27. Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и нерабочего времени. – Москва, 1972.
  28. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие/ Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – Москва, 2004.
  29. Суртаев В.Я. Социально-культурное пространство молодежи: методология, теория, практика. - Санкт-Петербург, 2006.
  30. Терра - Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – Москва, 2008.
  31. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи. – Санкт-Петербург, 1991.
  32. Удовенко И.П. Культурный досуг в системе профессиональной адаптации молодых инвалидов: диссертация… кандидат педагогических наук. - Москва, 2005.
  33. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. - Москва, 2005.
  34. Шапочкин А.В. Клубная деятельность как средство социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в России XX веке: диссертация… кандидата педагогических наук. - Великий Новгород, 2000.
  35. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
  36. http://www.glossary.ru/
  37. http://www.mzsrrf.ru/
  38. http://www.minzdravsoc.ru/
  39. http://www.cso1.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

Приложение

 

 

Приложение 1

Глоссарий социальной работы:

основные понятия культурно-досуговой деятельности социального работника

А

Адаптация социальная – процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде [12].

Адаптация социальная – процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся общественным условиям жизни [24].

Адаптация социальная – процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых методов социального поведения, действия [15].

Адаптация социально-бытовая – процесс оптимизации режимов общественной и семейно-бытовой деятельности человека в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалида [15].

Адаптация социально-культурная – процесс восстановления способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, то есть способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакции при социально-психологическом взаимодействии [15].

Б

Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам [36].

Д

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей [36].

Досуг – свободное от трудовой, учебной или профессиональной деятельности время, используемое человеком по собственному выбору и в собственных интересах, не имеющих сугубо прагматического значения [18].

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель[3].

Дети-инвалиды – дети, страдающие тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата и задержкой умственного развития [12].

И

Игра - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений [36].

Игра - форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе [36].

Информация о работе Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы