Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:47, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть потенциал и возможности культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.
Цель предопределила следующие задачи:
- проанализировать научные труды, посвященные особенностям социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;
- раскрыть сущность культурно – досуговой деятельности социального работника;
- определить особенности, формы и методы социальной работы в культурно досуговой деятельности;
- обобщить российский и зарубежный опыт культурно-досуговой деятельности социальных учреждений;
- разработать программу организации культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение 2
Глава I. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы. 2
§ 1.1. Основные понятия культурно-досуговой деятельности в социальной работе. 2
§ 1.2. Функции и принципы культурно-досуговой деятельности социального работника. 2
Глава II. Деятельность социальных служб по организации досуговой деятельности. 2
§2.2. Британские модели культурно-досуговой деятельности социального работника 2
§ 2.1. Организация культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях: региональный опыт. 2
Глава III. Программа «Культурно-досуговая деятельность студентов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии» 2
Информационная карта программы 2
Концепция программы 2
Заключение 2
Список литературы 2
Приложение 2
Приложение 1 2
Приложение 2 2
Приложение 3 2
Приложение 4 2
Приложение 5 2
Приложение 6 2
Приложение 7 2
Приложение 8 2
Приложение 9 2

Работа содержит 1 файл

Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы.doc

— 3.75 Мб (Скачать)

Одним из таких учреждений является муниципальное предприятие по работе с детьми, подростками и населением по месту жительства «Алые паруса», было организованно и учреждено 30 марта 1992 года с целью организации внешкольной работы с детьми и подростками по месту жительства и на сегодняшний день объединяет 17 клубов в различных микрорайонах города Новгорода, в которых занимается около 5 тысяч детей и подростков. Основными направлениями деятельности «Алых парусов» являются:

  • организация работы с детьми, подростками и с их родителями по месту жительства с использованием всех имеющихся средств, форм и методов досуговой деятельности;
  • создание условий для здорового общественно-полезного досуга и общения несовершеннолетних по месту жительства;
  • развитие прикладного творчества, создание условий для творческой инициативы детей и подростков;
  • работа по возрождению традиционной новгородской культуры и ремесел;
  • организация отдыха детей и подростков в каникулярное время на летних площадках, создаваемых при клубах;
  • организация работы, выявление и создание условий для адаптации и развития творческих способностей, оздоровление детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • профилактика правонарушений и создание условий для занятий спортом и прикладным творчеством детей и подростков, совершивших или склонных к совершению правонарушений;
  • создание условий для укрепления здоровья, формирования общей культуры и здорового образа жизни детей и подростков;
  • развитие трудовых навыков у детей и подростков.

В клубы по месту жительства принимаются абсолютно все желающие дети и подростки любого возраста, начиная от младшего школьного возраста и заканчивая старшеклассниками, где они в соответствии со своими интересами и склонностями могут найти для себя занятие по душе. При клубах действуют спортивные секции по вольной борьбе, борьбе дзюдо, самбо, карате, различным видам восточных единоборств, футболу, волейболу, настольному теннису, кружки аэробики и шейпинга для девочек, атлетизма и общефизической подготовки для мальчиков и девочек, секции туризма и спортивного ориентирования, автомобильного ориентирования. В других четырех клубах желающие могут заняться изучением иностранного языка, существует клуб математических и логических игр. В тесной связи с идеями эстетического и трудового воспитания проходят занятия в кружках игры на гитаре, хореографии, бальных танцев, изостудиях, детской театральной студии «Арлекин», детской телестудии «Садко, кукольном театре «Дорофей». В кружках по основам рукоделия дети учатся основам прикладного творчества: бисероплетению, макраме, вышивке, вязанию. В кружке плетения из бисера и лозы, ткачества и столярного дела изучаются и поддерживаются древние традиции новгородских ремесел. Фольклорная студия «Весты» при спортивно-оздоровительном комплексе «Фея» для детей и подростков с ограниченными возможностями приглашает желающих приобщиться к народным русским обрядам, праздникам, играм и песням. В клубе «Рать» подростки от 14 лет могут заняться изготовлением исторической одежды, кольчуг, экипировки, муляжей вооружения древнерусских воинов, а также изучить основы древнерусского рукопашного боя139.

В Сергиевопосадском  районе в центре «Семья» хорошо налажена работа клубов.

В настоящее время  в отделении психолого-педагогической помощи работают больше 10 клубов, среди  них клуб «Мастерилки», клуб раннего  развития «Малышок». Эти клубы ориентированны на детей дошкольного и младшего школьного возраста и созданы с целью коррекции взаимоотношений родителей с детьми, ранней профилактики дальнейших отклонений во взаимоотношениях, повышения педагогической компетентности родителей. В клубах занимаются дети из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, дети-инвалиды, дети родителей с низким педагогическим интеллектом. На занятиях обязательно присутствие родителей.

Работают Клуб поддержки  для детей с ограниченными  возможностями (целью работы клуба является создание условий для успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями, раскрытия и развития способностей детей), клуб матерей детей с ограниченными возможностями «Вероника» (цель работы клуба – поддержка семей в сложной жизненной ситуации, формирование педагогической компетентности, расширение представлений как о возможностях детей, так и о возможностях семей, воспитывавших детей с ограниченными возможностями). Занятия в клубах ведут специалисты по социальной работе и психологи.

Клуб подростков «Основы  социальной педагогики» стремится  дать несовершеннолетним знания в области  «выстраивания» нормальных взаимоотношений  со сверстниками и родителями, с  ближайшим социальным окружением.

Целью работы клуба является профориентационная и коррекционная работа с подростками, повышение их  психолого-педагогической грамотности, участие в социальных проектах Центра. В клуб привлекаются дети из малообеспеченных семей и семей «группы риска».

Клуб «Семейная колыбель»  оказывает различные виды консультативной помощи по медико-социальным, социально-правовым, психолого-педагогическим и другим вопросам молодым семьям, ожидающим появления ребенка. В клубе проходят занятия с молодыми супругами по вопросам семейного права, психологии семейных отношений, планирования семьи, здорового образа жизни, вопросам воспитания детей. Особое внимание в клубе оказывают несовершеннолетним будущим мамам.

Рассчитанный на пожилых  людей клуб «Для тех, кто молод  душой» предоставляет различные  виды консультативной помощи по социально-правовым, медицинским, психологическим вопросам, организации досуга. Работа клуба строится по принципу создания групп взаимной поддержки.

Работа в клубах позволяет  охватить психолого-педагогической помощью  население различных возрастов, но наибольшее внимание уделяется несовершеннолетним140.

Еще одним не мало важным опытом является разработка комплексной  экспериментальной программы по предупреждению девиации среди сирот  в процессе социально-культурной деятельности интернатных учреждений г. Волгограда (См.: Приложение 4)141.

Основа данной программы  заключается в направленной профилактической деятельности по предупреждению девиантного  поведения сирот через применение в программе интернатных учреждений развивающих средств социально-культурной деятельности, которые способствуют:

  • активному включению ребенка в социально-культурный процесс (воспитание, обучение, развитие), мотивированному определенными интересами, потребностями, развитию творческих усилий и способностей, интеллектуальному и духовному обновлению,
  • развитию общечеловеческих ценностей и гуманизации отношений между воспитанниками;
  • изменению поведения и воспитанию здорового образа жизни.

Данная программа реализовывалась  в период с 2003 по 2005 гг. на базе Волгоградской  школы - интернат №11 и социально-реабилитационного  центра «Исток» г. Волгоград.

«Клубы для пожилых  людей в России начали появляться после второй мировой войны.

Так же существуют клубы  для пожилых людей. Задачей клуба  является удовлетворение разнообразных  духовных потребностей его участников.

Территорию вокруг клуба любители садоводства могут использовать для того, чтобы продемонстрировать свои способности. Здесь же можно разместить скамейки и столы под тентами. На самочувствие пожилых членов клуба может оказать благоприятное влияние и дизайн помещения клуба. Мебель в клубе должна иметь нормальную высоту – с низких и мягких кресел пожилым людям трудно вставать. Наиболее подходящим являются полумягкие стулья с удобными сиденьями и спинками, снабженными поручнями. В состав оборудования входят так же шкафы для различных материалов, пластинки, книги, проектор, проигрыватель, настольные игры, стойка ежедневной прессы.

По нескольким данным, оптимальное количество членов клуба 40-50 человек. Некоторые клубы выдают членские билеты и собирают членские взносы; тайным голосованием избирают правление клуба (из 6-7 человек), перевыборы проводятся ежегодно.

Клуб для пожилых  людей должен наладить связь с  местной общественностью, избирая  различные формы сотрудничества. Одновременно он может стать центром, в котором решаются различные вопросы, касающиеся пожилых людей. Программа занятий спланирована и приспособлена к потребностям стареющих людей. Наиболее популярные формы занятий – просветительские лекции, работа кружков по интересам и т.д. Большое внимание уделяется туризму, организации экскурсий.

В ряде клубов создается  секция социальной помощи, задача которой  – выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба.  Устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях. Именно клубы пожилых людей могут стать эффективным средством возрождения групп самопомощи. Вовлечение пожилых людей в деятельность клуба, которая осуществляется под воздействием социального работника, может, бесспорно, принести оздоровительный эффект, поскольку в процессе общения восстанавливаются навыки и интерес, создается определенная социальная среда, изменяются личностные установки, возникает более оптимистичное восприятие себя и других. Однако далеко не каждый пожилой человек стремиться стать членом клуба, а некоторые физически не в состоянии прийти в клуб. В этом случае основные задачи социального работника следующие:

  1. выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании;
  2. установление и поддержание связи с трудовым коллективом, в котором ранее работали ветераны войны и труда и инвалиды;
  3. налаживание контактов с комитетами Красного Креста, советами ветеранов войны и труда, другими общественными организациями для оказания шефской помощи одиноким пенсионерам;
  4. содействие в оформлении необходимых документов при установлении опеки или попечительства, а также помещении в Дома-интернаты или территориальные центры;
  5. предоставление разнообразных услуг одиноким пенсионерам (доставка на дом обедов, полуфабрикатов, сдача вещей в химчистку, стирку и т.п.);
  6. выполнение просьб, связанных с перепиской с родственниками, друзьями, выполнение других разовых поручений;
  7. организация погребения умерших одиноких пенсионеров»142.

По данной программе  работают большинство клубов для  пожилых людей.

Интересным опытом на карте России является программа  любительского объединения «Клуб  «Золотой возраст» (См.: Приложение 5)143. Для людей пожилого возраста, на базе социальных центров Октябрьского и Советского районов г. Тамбова было создано любительское объединение клубного типа под условным названием «Клуб «Золотой возраст».

Стержнем является социально-культурная деятельность в форме секции «Наш театр» и литературно - музыкальных  вечеров.

Основные направления  и тематика занятий клуба следующие:

    1. проведение выставок-вечеров поделок членов клуба по разным темам, например «Бабушкины пироги», «Мир вышивки», «Научись вязать», «Красота дерева» и т.п.;
    2. встречи с интересными людьми (здесь предполагаются встречи со специалистами соцзащиты, местными поэтами, музыкантами и т.п.);
    3. клуб здоровья (лекции врачей, обсуждение периодики на тему здорового образа жизни и т.п.);
    4. литературно-музыкальные вечера, подготовленные силами членов клуба;
    5. «Тряхнем стариной» (спортивно - развлекательные мероприятия для лиц пожилого возраста);
    6. для самых маленьких (пожилые люди занимаются с детьми художественная самодеятельность);
    7. песня остается с человеком (песенное направление работы клуба).

Культурно-досуговая  деятельность любительского объединения  под названием «Клуб «Золотой возраст»» проходила в течении 4 месяцев.

По окончанию программы  была проведена диагностика, которая  показала следующие результаты: у  пожилых людей повысился уровень  удовлетворенности жизнью, умение устанавливать  тесные эмоциональные контакты с  людьми, у пожилых людей появились цели в жизни, повысилась активность, естественность поведения и пр.

В Комплексных центрах  социального обслуживания г. Москвы, так же применяют культурно –  досуговую деятельность в социальной работе с различными категориями  граждан: КЦСО «Отрадное» с детьми (См.: Приложение 6); КЦСО «Сокольники» с пожилыми людьми (См.: Приложение 7)  и т.д.

Отделение помощи семье и детям КЦСР «Отрадное» создано для оказания социально-психологической, социально-экономической, адресной помощи и поддержки семье, детям. Деятельность отделения направлена на предоставление семье, детям конкретных социальных услуг для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. Однако самым важным инструментом работы с детьми является культурно-досуговая деятельность: кружки по интересам: бисероплетение, вязание, флористика; инструктор по ЛФК проводит занятия с детьми, имеющими нарушения здоровья, в соответствии с показаниями врачей; походы; культурно-массовые мероприятия и т.д.

Организована работа по программам адаптации детей и родителей: тренинги для детей; тренинги для родителей; профориентация; лекции медработников; лекции по истории г. Москвы; изучение разговорного английского языка; спортивные праздники; творческая работа в кружках («Флористика», «Крючок и спицы»); группы ЛФК для детей с ограниченными возможностями.

Информация о работе Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы