Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:47, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть потенциал и возможности культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.
Цель предопределила следующие задачи:
- проанализировать научные труды, посвященные особенностям социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;
- раскрыть сущность культурно – досуговой деятельности социального работника;
- определить особенности, формы и методы социальной работы в культурно досуговой деятельности;
- обобщить российский и зарубежный опыт культурно-досуговой деятельности социальных учреждений;
- разработать программу организации культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение 2
Глава I. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы. 2
§ 1.1. Основные понятия культурно-досуговой деятельности в социальной работе. 2
§ 1.2. Функции и принципы культурно-досуговой деятельности социального работника. 2
Глава II. Деятельность социальных служб по организации досуговой деятельности. 2
§2.2. Британские модели культурно-досуговой деятельности социального работника 2
§ 2.1. Организация культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях: региональный опыт. 2
Глава III. Программа «Культурно-досуговая деятельность студентов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии» 2
Информационная карта программы 2
Концепция программы 2
Заключение 2
Список литературы 2
Приложение 2
Приложение 1 2
Приложение 2 2
Приложение 3 2
Приложение 4 2
Приложение 5 2
Приложение 6 2
Приложение 7 2
Приложение 8 2
Приложение 9 2

Работа содержит 1 файл

Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы.doc

— 3.75 Мб (Скачать)

Социальная реабилитация представляет собой систему юридических, медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего, по разным причинам, постоянно или временно функциональные ограничения в различных сферах своей жизнедеятельности69.  Социальная реабилитация как достаточно сложный, многокомплектный процесс включает в себя: социальную адаптацию70, социально-бытовую адаптацию71, социально-средовую ориентацию72, социально-психологическую73 и социально-культурную адаптацию74, оказание комплекса самых различных социальных услуг.

«Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц с ограниченными возможностями (детей и взрослых-инвалидов, пожилых людей и других) – это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно - досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.

В более узком смысле под социально-культурной реабилитацией  человека с ограниченными возможностями  подразумевается адресная, личностная помощь этому человеку, совместное выявление с ним его собственных духовных ценностей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей в конечном счете помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, самостоятельно достигая желаемых результатов в его досуге, обучении, общении, творчестве»75.

Так же необходимо рассмотреть инфраструктуру учреждений и организаций, предназначенную для социальной, и в частности социально-культурной, реабилитации людей с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Она включает в себя службы социальной защиты76 и социального обеспечения77, центры социального обслуживания78 и социальной экстренной психологической помощи79, реабилитационные центры80, центры восстановительного лечения и творчества81, интернаты82 и пансионаты83, детские дома84 и специализированные школы85; советы ветеранов86 и общественные объединения87 и организации инвалидов88 (общество инвалидов, ВОС, ВОГ и другие); общественные фонды89 и ассоциации социальной поддержки90; клубы91, Дома культуры92 и библиотеки93, литературно – музыкальные, туристические, спортивные и другие объединения по интересам94.

Рассмотрев понятия  социальной стороны культурно-досуговой  деятельности, необходимо и определить понятийно-категориальный аппарат развлекательного досуга.

Современный досуг несет  на себе печать постиндустриального  общества, черты которого пронизывают  всю повседневную жизнь человека.. Коммерциализация культуры в целом обусловила появление новых видов досуга, в качестве которых утвердились прогулки по магазинам и покупки – новое понятие шопинг. В то же время, городская культура современного общества оказалась неразрывно связанной с природой, что стимулировало развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг95, серфинг96, водные лыжи, круизы97 и катание на лошадях; различных видов слалома98 и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства.

Однако необходимо отметить, что все вышеперечисленные виды досуга дорогостоящие, в связи с  этим возникает проблема досуга бедных людей, что приводит к ряду социальных проблем.

Таким образом,  подводя итоги, хочется заметить, что в понятийно-категориальном аппарате присутствуют термины и понятия, которые не являются специфическими категориями культурно-досуговой деятельности в социальной работе. Среди них можно выделить такие понятия, как социальная реабилитация, социальная недостаточность, дети-сироты, туризм,  образование и т.д. Особое внимание хотелось бы уделить понятиям, которые относятся преимущественно к культурно-досуговой деятельности в социальной работе: социально-культурная сфера, социально-культурная реабилитация, социально-культурная недостаточность, благотворительные балы, благотворительные ярмарки и т.д.

§ 1.2. Функции и принципы культурно-досуговой деятельности социального работника.

Культурно – досуговая  деятельность социального работника  формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы. Являясь специфическим видом деятельности, социально-культурная деятельность характеризуется тем, что она осуществляется в свободное время, является добровольной, отличается активностью индивидуума или группы людей, обусловлена национально-этическими особенностями и традициями, отличается многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи, детей и глубокой личностной направленностью, носит гуманистический, культурологический и развивающий характер99.

Анализ сущности культурно-досуговой  деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно  классифицировать следующим образом:

  • творческий – преобладание творческих моментов в деятельности;
  • репродуктивно – творческий – открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;
  • репродуктивный – простое воспроизведение отработанных уже форм, предметов, способов и т.д.

Социальный статус культурно-досуговой  деятельности закономерно требует  рассмотрения ее функции100 и принципов101. Необходимо отметить, что культурно-досуговая деятельность отличается множественностью принципов и функций. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бывают различные подходы, а также расхождения обусловлены так же разными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социокультурную ситуацию в обществе и социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных локальных социальных факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.

В данной исследовательской  работе рассмотрены различные точки  зрения нескольких исследователей культурно-досуговой  деятельности в социальной работе.

М.В. Фирсов и Е.Г. Студенова102 считают, что наиболее важными из этих принципов являются:

  • принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;
  • принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;
  • принцип гуманизации содержания и воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;
  • принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;
  • принцип общественно-государственного самоуправления социально-культурной деятельности, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в культурно-досуговой сфере.

В качестве принципов  Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников103 рассматривают основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности.

К принципам культурно-досуговой  деятельности исследователи относят:

  • принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды;
  • принцип личностного подхода;
  • принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов;
  • принцип ориентации на культурно - ценностные отношения и организацию культуротворчества;
  • принцип культуросообразности технологического процесса;
  • принцип опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д.;
  • принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;
  • принцип диалектического единства и преемственности культурно исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;
  • принцип общественно-государственного соуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики.

 Исследователь культурно-досуговой деятельности А.С. Ковальчук104 считает, что возможности социально-культурной деятельности в социальной работе эффективно реализуются при условии соблюдения ряда принципов:

  • социально-педагогические принципы;
  • принцип историзма;
  • принцип научности;
  • принцип правдивости;
  • принцип синкретизма;
  • принцип ценности и значимости;
  • принцип непрерывности и единства.

Исследователь Г.А. Васильева105 отмечает, что в настоящее время формируется новая система принципов культурно-досуговой деятельности. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, процессами демократизации и гуманизации, изменениями в политической и экономической жизни общества, в потребностях и интересах людей. Среди принципов культурно-досуговой деятельности исследователь выделяет следующие:

  • принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;
  • приоритет всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;
  • признак гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;
  • принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;
  • принцип общественно-государственного соуправления культурно-досуговой деятельности, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

Исследователь Пачина О.А.106 в своей диссертации дифференцировала принципы культурно-досуговой деятельности и выделила среди отдельную группу принципов культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми  к которым отнесла: гуманистической направленности, доброжелательности, целостности и комплексности, добровольности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, активности, инициативности, целенаправленности, свободы выбора видов деятельности.

Совокупность социальных функций культурно-досуговой деятельности является результатом многолетнего социального опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, социальными службами, общественными организациями и движениями.

Исследователи Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников к основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относят: коммуникативную, информационно-просветительскую, культуротворческая, рекреативно-оздоровительную.

«Одной из характерных  для культурно-досуговой деятельности является ее коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности  человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения107, вечера встреч108, дискотеки109, праздники, диспуты110, танцы111, вечеринки112 и т.д.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной культурно-досуговой практики.

Содержание коммуникативной  функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декорирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый»113.

Наиболее полно развивающее  начало воплощает в себя и информационно-просветительская функция культурно-досуговой деятельности.

Исследователи отмечают, что именно эта функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на широкий арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные из других источников114.

«Культуротворческая функция  связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали115, олимпиады116, смотры117, конкурсы118, каникулярные объединения119, туристические походы120, школы актива121 и т.д.)»122.

«Специфической является рекреативно-оздоровительная функция культурно-досуговой деятельности. По существу она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего взаимодействия.

Рекреативно-оздоровительная  функция по содержанию и характеру  ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера-отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.

Информация о работе Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы