Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:47, дипломная работа
Цель данной работы - раскрыть потенциал и возможности культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы.
Цель предопределила следующие задачи:
- проанализировать научные труды, посвященные особенностям социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;
- раскрыть сущность культурно – досуговой деятельности социального работника;
- определить особенности, формы и методы социальной работы в культурно досуговой деятельности;
- обобщить российский и зарубежный опыт культурно-досуговой деятельности социальных учреждений;
- разработать программу организации культурно-досуговой деятельности.
Введение 2
Глава I. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы. 2
§ 1.1. Основные понятия культурно-досуговой деятельности в социальной работе. 2
§ 1.2. Функции и принципы культурно-досуговой деятельности социального работника. 2
Глава II. Деятельность социальных служб по организации досуговой деятельности. 2
§2.2. Британские модели культурно-досуговой деятельности социального работника 2
§ 2.1. Организация культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях: региональный опыт. 2
Глава III. Программа «Культурно-досуговая деятельность студентов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии» 2
Информационная карта программы 2
Концепция программы 2
Заключение 2
Список литературы 2
Приложение 2
Приложение 1 2
Приложение 2 2
Приложение 3 2
Приложение 4 2
Приложение 5 2
Приложение 6 2
Приложение 7 2
Приложение 8 2
Приложение 9 2
Социальная реабилитация представляет собой систему юридических, медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего, по разным причинам, постоянно или временно функциональные ограничения в различных сферах своей жизнедеятельности69. Социальная реабилитация как достаточно сложный, многокомплектный процесс включает в себя: социальную адаптацию70, социально-бытовую адаптацию71, социально-средовую ориентацию72, социально-психологическую73 и социально-культурную адаптацию74, оказание комплекса самых различных социальных услуг.
«Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц с ограниченными возможностями (детей и взрослых-инвалидов, пожилых людей и других) – это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно - досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.
В более узком смысле
под социально-культурной реабилитацией
человека с ограниченными возможностями
подразумевается адресная, личностная
помощь этому человеку, совместное
выявление с ним его
Так же необходимо рассмотреть инфраструктуру учреждений и организаций, предназначенную для социальной, и в частности социально-культурной, реабилитации людей с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Она включает в себя службы социальной защиты76 и социального обеспечения77, центры социального обслуживания78 и социальной экстренной психологической помощи79, реабилитационные центры80, центры восстановительного лечения и творчества81, интернаты82 и пансионаты83, детские дома84 и специализированные школы85; советы ветеранов86 и общественные объединения87 и организации инвалидов88 (общество инвалидов, ВОС, ВОГ и другие); общественные фонды89 и ассоциации социальной поддержки90; клубы91, Дома культуры92 и библиотеки93, литературно – музыкальные, туристические, спортивные и другие объединения по интересам94.
Рассмотрев понятия социальной стороны культурно-досуговой деятельности, необходимо и определить понятийно-категориальный аппарат развлекательного досуга.
Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека.. Коммерциализация культуры в целом обусловила появление новых видов досуга, в качестве которых утвердились прогулки по магазинам и покупки – новое понятие шопинг. В то же время, городская культура современного общества оказалась неразрывно связанной с природой, что стимулировало развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг95, серфинг96, водные лыжи, круизы97 и катание на лошадях; различных видов слалома98 и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства.
Однако необходимо отметить, что все вышеперечисленные виды досуга дорогостоящие, в связи с этим возникает проблема досуга бедных людей, что приводит к ряду социальных проблем.
Таким образом, подводя итоги, хочется заметить, что в понятийно-категориальном аппарате присутствуют термины и понятия, которые не являются специфическими категориями культурно-досуговой деятельности в социальной работе. Среди них можно выделить такие понятия, как социальная реабилитация, социальная недостаточность, дети-сироты, туризм, образование и т.д. Особое внимание хотелось бы уделить понятиям, которые относятся преимущественно к культурно-досуговой деятельности в социальной работе: социально-культурная сфера, социально-культурная реабилитация, социально-культурная недостаточность, благотворительные балы, благотворительные ярмарки и т.д.
Культурно – досуговая деятельность социального работника формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы. Являясь специфическим видом деятельности, социально-культурная деятельность характеризуется тем, что она осуществляется в свободное время, является добровольной, отличается активностью индивидуума или группы людей, обусловлена национально-этическими особенностями и традициями, отличается многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи, детей и глубокой личностной направленностью, носит гуманистический, культурологический и развивающий характер99.
Анализ сущности культурно-досуговой деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно классифицировать следующим образом:
Социальный статус культурно-досуговой деятельности закономерно требует рассмотрения ее функции100 и принципов101. Необходимо отметить, что культурно-досуговая деятельность отличается множественностью принципов и функций. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бывают различные подходы, а также расхождения обусловлены так же разными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социокультурную ситуацию в обществе и социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных локальных социальных факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.
В данной исследовательской работе рассмотрены различные точки зрения нескольких исследователей культурно-досуговой деятельности в социальной работе.
М.В. Фирсов и Е.Г. Студенова102 считают, что наиболее важными из этих принципов являются:
В качестве принципов Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников103 рассматривают основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности.
К принципам культурно-досуговой деятельности исследователи относят:
Исследователь культурно-досуговой деятельности А.С. Ковальчук104 считает, что возможности социально-культурной деятельности в социальной работе эффективно реализуются при условии соблюдения ряда принципов:
Исследователь Г.А. Васильева105 отмечает, что в настоящее время формируется новая система принципов культурно-досуговой деятельности. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, процессами демократизации и гуманизации, изменениями в политической и экономической жизни общества, в потребностях и интересах людей. Среди принципов культурно-досуговой деятельности исследователь выделяет следующие:
Исследователь Пачина О.А.106 в своей диссертации дифференцировала принципы культурно-досуговой деятельности и выделила среди отдельную группу принципов культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми к которым отнесла: гуманистической направленности, доброжелательности, целостности и комплексности, добровольности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, активности, инициативности, целенаправленности, свободы выбора видов деятельности.
Совокупность социальных
функций культурно-досуговой
Исследователи Т.Г. Киселева
и Ю.Д. Красильников к основным постоянным
функциям социально-культурной деятельности
относят: коммуникативную, информационно-просветительскую
«Одной из характерных
для культурно-досуговой
Содержание коммуникативной
функции применительно к социал
Наиболее полно развивающее
начало воплощает в себя и информационно-
Исследователи отмечают, что именно эта функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на широкий арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные из других источников114.
«Культуротворческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали115, олимпиады116, смотры117, конкурсы118, каникулярные объединения119, туристические походы120, школы актива121 и т.д.)»122.
«Специфической является
рекреативно-оздоровительная
Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера-отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.
Информация о работе Культурно досуговая деятельность как ресурс социальной работы