Исследование востребованности социальных услуг системы социального обслуживания населением северного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить востребованность социальных услуг системы социального обслуживания населением города Ухты, для повышения результативности деятельности учреждения.
Задачи курсовой работы:
1) ознакомится с деятельностью учреждений социального обслуживания в городе Ухте;
2) изучить нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений социального обслуживания города Ухты;
3) рассмотреть категории населения, включенных в систему социального обслуживания;
4) дать классификацию и характеристику основных видов социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения на территории города Ухты;
5) провести эмпирическое исследование по выявлению наиболее востребованных социальных услуг, предоставляемых Территориальным центром социального обслуживания города Ухты;
6) проанализировать результаты эмпирического исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация социального обслуживания населения г.Ухты…...7
1.1. Деятельность учреждений социального обслуживания населения в г.Ухте…………………………………………7
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений социального обслуживания г.Ухты………………….16
1.3. Характеристика категорий населения, включенных в систему социального обслуживания……………………..20
Глава 2. Оценка эффективности социальных служб по предоставлению услуг………………………………………27
2.1. Виды услуг, предоставляемые социальными службами населению г.Ухты ………………………………………27
2.2. Программа социологического исследования………………………...34
2.3. Анализ социологического исследования…………………………….36
Заключение …………………………………………………………………45
Список источников и литературы…………………………………………48
Приложение…………………………………………………………………57

Работа содержит 1 файл

курсовик3.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

На основе результатов видно, что большая часть (45%) респондентов имеют уровень образования ниже среднего, так как их возраст колеблется от 50 до 80 лет,  их детство и юность пришлось на военное и послевоенное время и  главной ценностью был труд (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Уровень образования респондентов (в процентах от числа опрошенных)

85% респондентов являются женщины, начиная с К. Юнга, ученые высказывают предположение, что стили совладающего поведения у мужчин и женщин с возрастом изменяются по-разному[46]. Мужчины в старости переходят от активного стиля к пассивному. После того как они почти всю жизнь несли ответственность за других, содержали семью и принимали решения, они, вероятно, чувствуют себя вправе выразить всю сложность своей личности, включая и те ее черты, которые принято считать женскими. Чем старее они становятся, тем больше продвигаются от активного к пассивному стилю. Женщины с возрастом начинают в большей мере проявлять "мужские" черты: властность, агрессивность и практичность.

Анализ данных, позволяющих оценить знания граждан о существовании возможности предоставления социальных услуг населению показал что,  почти все (96%)  респонденты ответили положительно на поставленный  вопрос (диаграмма 3). Так же большинству (91%) респондентов известно, каким учреждением предоставляется  социальные услуги. Это свидетельствует об эффективной и качественной информационной деятельности, проводимой Центром среди населения в сфере предоставления социальных услуг.                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Диаграмма 3

Знаете ли Вы о возможности предоставления населению

социальных услуг (в процентах от числа опрошенных)

 

Процент положительного ответа на вопрос о доступности социальных услуг составляет 70%, из этого можно сделать вывод, что социальные услуги доступны значительной части населения, что так же высоко оценивается деятельность специалистов центра.

Так как опрос был проведен среди граждан посетителей Центра социального обслуживания, то закономерно, что большая часть (80%) респондентов пользуются социальными услугами; 20 % опрашиваемых пришли с целью получения информации о предоставлении социальных услуг, о возможности получения государственной социальной помощи в  виде предоставления мер социальной поддержки, получении консультации или просто пообщаться с другими гражданами.

Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельностью, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы[47]. Наиболее острой проблемой является определённое ограничение жизнедеятельности пожилых людей. В результате исследования было выявлено, что большинство (84%) отдало предпочтение дополнительным социальным услугам и значительная часть (67%) респондентов пользуются социально-бытовыми услугами (в них входят: покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; содействие в приготовлении пищи; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости; услуги по уборке жилых помещений; парикмахерские услуги и т.д.).

Граждане, пользующиеся социально-психологическими услугами, составили 52% от общего числа опрошенных. Востребованность данных услуг объясняется тем, что в Центр социального обслуживания в основном общаются пожилые и одинокие люди, которые остро нуждаются в человеческой теплоте и доброте. Социально-психологические услуги необходимы для их морального и психологического благополучия. Респонденты указали, что беседы со специалистами помогают им преодалевать жизненные трудности, находить правильные решения той или иной проблемы.

Социально-медицинскими услугами пользуются 45%  - это содействие в проведении медико-социальной экспертизы; содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера; оказание санитарно-гигиенических услуг; организация квалифицированного медицинского консультирования и другие. Необходимость в социально-экономических услугах испытывают 25% респондентов и 26% в социально-правовых (диаграмма 4).

 

 

 

Диаграмма 4

Какие услуги, на Ваш взгляд, являются наиболее востребованными среди населения города Ухты (в процентах от числа опрошенных)

 

 

Качество социальных услуг – степень развития социальных услуг, отвечающая необходимости наиболее полного и своевременного удовлетворения индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах[48]. Изучая ответы на вопрос об удовлетворенности качеством предоставления социальных услуг позитивно то, что большая часть (58%) респондентов ответила, что частично удовлетворены, каждый четвертый удовлетворен полностью, каждый десятый  частично неудовлетворенны  и 7% ответили, что они неудовлетворенны качеством оказания социальных услуг. Качество предоставляемых социальных услуг в значительной мере зависит от ряда факторов различного характера, учитываемых при формировании системы качества учреждений социального обслуживания. К этим факторам можно отнести: наличие и состояние документации, в соответствии с которой функционирует учреждение (Устав учреждения, положения о его структурных подразделениях, служебные инструкции, правила, методики технологий для регламентирования процесса предоставления услуг, методы их предоставления и контроля, национальные стандарты); условия размещения учреждения, обеспечивающие его эффективную работу (наличие специально предназначенного здания или помещения, по размерам и состоянию отвечающего требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, его доступность, в т.ч. для маломобильных групп населения); укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация (полная укомплектованность кадрами с учетом требуемой квалификации, постоянное повышение их квалификации, четкое распределение обязанностей между специалистами, воспитание у всех сотрудников учреждения высоких моральных и морально-этических качеств); специальное и табельное техническое оснащение учреждения (наличие оборудования, аппаратуры и приборов, отвечающих требованиям соответствующих стандартов и обеспечивающих надлежащее качество предоставляемых услуг); состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам, т.к. без правильно организованной информационной работы невозможно обеспечить качество предоставляемых услуг, соответствующее запросам и нуждам клиентов. Система качества в деятельности учреждения социального обслуживания населения в обязательном порядке должна отражать такие вопросы, как обеспечение постоянного удовлетворения клиентов предоставляемыми услугами; повышение качества услуг и эффективности их предоставления; принятие профилактических мер по предупреждению или урегулированию претензий и жалоб клиентов. Эффективность системы качества учреждения определяется по результатам ее оценок, получаемых при проверках (как внутренних, так и внешних). Полученные ответы свидетельствуют о необходимости улучшения работы социальных работников  (диаграмма 5).

Диаграмма 5

Удовлетворяет ли Вас качество предоставления социальных услуг (в процентах от числа опрошенных)

              На вопрос «способствует ли социальные услуги улучшению вашего социально-экономического положения» 65%  респондентов ответили положительно на вопрос, 5% отрицательно и 30%  респондентов частично помогают социальные услуги в улучшения социально-экономического положения. Деятельность социальных работников по обеспечению  граждан жизненными благами для удовлетворения их потребностей имеет положительную динамику.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что наиболее востребованные социальные услуги, предоставляемые различным категориям граждан для повышения результативности и эффективности деятельности территориального центра социального обслуживания являются дополнительные социальные и социально-бытовые услуги. Так же большинство респондентов удовлетворенны качеством предоставления данных услуг, что говорит об эффективной работе социальных работников, однако даже незначительная часть неудовлетворенных предоставлением социальных услуг предполагает необходимость продолжить работу в данном направлении, например: усилить систему контроля по оценке качества предоставления услуг. При контроле и оценке качества услуг учреждение должно: проверять и идентифицировать услуги на соответствие нормативным документам, регламентирующим их предоставление; обеспечить самоконтроль персонала, предоставляющего услуги, как составную часть процесса контроля; обеспечить приоритет клиентов в оценке качества услуг; практиковать в учреждении регулярную оценку степени удовлетворенности клиентов услугами путем проведения социологических опросов. Сравнение оценок клиентов и исполнителей услуг должно проводиться постоянно, чтобы оценить совместимость двух мер их качества и, при необходимости, провести корректирующие действия и определить, насколько деятельность исполнителей услуг отвечает потребностям и запросам клиентов. Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, своевременности предоставления этих услуг, а также их результативности. Для осуществления контроля качества и оценки результативности предоставляемых услуг и, соответственно, эффективности работы учреждения социального обслуживания, необходимо наличие в каждом учреждении собственной документально оформленной службы контроля.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальной защиты населения является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп. Основные уровни органов социальной работы: федеральный уровень (республика); регион; трудовой коллектив; негосударственные (благотворительные) общественные организации. Республиканский уровень органов социальной работы представляет Агентство Республики Коми по социальному развитию. С 1 января 2010 года работают Центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, которые взяли на себя выполнение всех тех функций, которые выполняли управления социальной защиты населения. Выделяются четыре основных направления социальной защиты населения: социальная защита детей, трудоспособного населения, нетрудоспособных граждан и защита семьи

Таким образом, социальная защита населения – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Основной нормативный правовой акт на уровне Республики Коми – Закон РК №84-РЗ от 31 декабря 2004 года  «О социальном обслуживании населения в РК». Но, не смотря на все принятые нормативно-правовые акты, современное состояние социальной сферы в России и Республике Коми характеризуется рядом особенностей, предопределяющих её слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям.

Реализация социальной политики призвана обеспечивать достойную жизнь и одинаковые возможности для реализации своих духовных и материальных потребностей следующих категорий граждан: люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, несовершеннолетние, малообеспеченные, многодетные, неполные семьи. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом. Услуги, предоставляемые социальными учреждениями города Ухты, регламентированы Постановлением Правительства Республики Коми и перечислены в Республиканском перечне гарантированных социальных услуг.

Целью данной курсовой работы было: провести эмпирическое исследование и выявить востребованность социальных услуг системы социального обслуживания населением города Ухты, для повышения результативности деятельности учреждения. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что наиболее востребованные социальные услуги являются дополнительные социальные и социально-бытовые услуги. Так же большинство респондентов удовлетворенны качеством предоставления данных услуг, что говорит об эффективной работе социальных работников, однако даже незначительная часть неудовлетворенных предоставлением социальных услуг предполагает необходимость продолжить работу в данном направлении, например: усилить систему контроля по оценке качества предоставления услуг. Для осуществления контроля качества и оценки результативности предоставляемых услуг и, соответственно, эффективности работы учреждения социального обслуживания, необходимо наличие в каждом учреждении собственной документально оформленной службы контроля.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Конституция Российской Федерации. - М.: Приор, 2001.

2.      О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федеральный закон №81-ФЗ от 19.05.1995 г. //СПС «КонсультантПлюс» - 2010.

3.      О государственной социальной помощи: федеральный закон №178 от 17.07.1999г. // СПС «КонсультантПлюс» - 2010.

4.      О социальной защите инвалидов: федеральный закон№181 от 24.11.1995г. // СПС «КонсультантПлюс» - 2010.

5.      О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федеральный закон №122 от 02.08.1995г.// СПС «КонсультантПлюс» - 2010.

6.      Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон №124 от 24.07.1998г. // СПС «КонсультантПлюс» - 2010.

7.      Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: федеральный закон №195 от 10.12.1995г. // СПС «КонсультантПлюс» - 2010.

8.      О социальном обслуживании населения в Республике Коми: республиканский закон №84 от 31.12.2004г. // СПС «КонсультантПлюс» - 2010.

9.      О республиканском перечне гарантированных социальных услуг и перечне дополнительных социальных услуг, предоставляемых населению Республики Коми социальными службами: постановление Правительства Республики Коми №150 от 24.06.2005г. // СПС «КонсультантПлюс» - 2010.

10. Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидов муниципальными учреждениями социального обслуживания населения: решение РЭК №17/1 от 10.09.2004г. // СПС «КонсультантПлюс» - 2010.

11. О переименовании некоторых территориальных органов — управлений социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию в городах: приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию № 1986 от 22.12.2009г.

12. Аленикова С.М. Оценка эффективности работы Центра социального обслуживания и его структурных подразделений / Социальное обслуживание, 2004, №2.

13. Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России: Исследовательский центр качественной подготовки специалистов. М., 2006г.

14. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань:Белка, 2004

15. Байгереев С.А. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям. М.:Человек и труд, 1999

16. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. – Мн.: Тетра Системс, 2000.

17. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

Информация о работе Исследование востребованности социальных услуг системы социального обслуживания населением северного города