Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа
Цель: изучить востребованность социальных услуг системы социального обслуживания населением города Ухты, для повышения результативности деятельности учреждения.
Задачи курсовой работы:
1) ознакомится с деятельностью учреждений социального обслуживания в городе Ухте;
2) изучить нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений социального обслуживания города Ухты;
3) рассмотреть категории населения, включенных в систему социального обслуживания;
4) дать классификацию и характеристику основных видов социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения на территории города Ухты;
5) провести эмпирическое исследование по выявлению наиболее востребованных социальных услуг, предоставляемых Территориальным центром социального обслуживания города Ухты;
6) проанализировать результаты эмпирического исследования.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация социального обслуживания населения г.Ухты…...7
1.1. Деятельность учреждений социального обслуживания населения в г.Ухте…………………………………………7
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений социального обслуживания г.Ухты………………….16
1.3. Характеристика категорий населения, включенных в систему социального обслуживания……………………..20
Глава 2. Оценка эффективности социальных служб по предоставлению услуг………………………………………27
2.1. Виды услуг, предоставляемые социальными службами населению г.Ухты ………………………………………27
2.2. Программа социологического исследования………………………...34
2.3. Анализ социологического исследования…………………………….36
Заключение …………………………………………………………………45
Список источников и литературы…………………………………………48
Приложение…………………………………………………………………57
- граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению;
- лица, находящиеся в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую они не могут преодолеть самостоятельно (далее - трудная жизненная ситуация). Постановлением Правительства РК «О мерах по реализации Закона РК «О социальном обслуживании населения в Республике Коми» определены порядок и условия оплаты социальных услуг (бесплатно, на условиях частичной оплаты, на условиях полной оплаты). Если услуга входит в гарантированный перечень, то это не значит, что она предоставляется гражданину бесплатно, на сегодня существует Решение Региональной энергетической комиссии по утверждению тарифов на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам муниципальными учреждениями социального обслуживания населения»[20].
Четко прописан перечень документов, в соответствии с которыми должно функционировать учреждение социального обслуживания. В состав документов должны входить: федеральные, региональные и отраслевые документы; учредительные документы учреждения; руководства, правила, инструкции, лицензия, методики работы с гражданами и собственной деятельности; эксплуатационные документы на оборудование, приборы, аппаратуру; государственные стандарты социального обслуживания населения; штатное расписание, правила внутреннего распорядка.
Но, не смотря на все принятые нормативно-правовые акты, современное состояние социальной сферы в России и Республике Коми характеризуется рядом особенностей, предопределяющих её слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям. В их числе: недостаточность законодательной базы по данной сфере, что обусловливает отсутствие правовых норм по ряду услуг или условиям их предоставления, разночтения и спорные трактовки; институциональная неустойчивость, проявляющаяся в «недовыполнении» имеющимися институтами своих функций или выполнении их неподобающим образом; неопределенность в организации финансовых потоков, поступающих из разных источников, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств перед группами населения, которым положено предоставление социальных услуг бесплатно или при частичной оплате, вследствие чего обязательства не выполняются; отсутствие, либо необоснованное завышение (или занижение) стандартов по услугам социального характера; имеются явные различия в доступе к социальным услугам населения столицы, крупных и малых городов, а также небольших поселков и сельских поселений, вследствие чего «глубинка» не получает и доли того, что приходится на жителей городов, особенно крупнейших.
1.3 Характеристика категорий населения, включенных в систему социального обслуживания
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации[21].
Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно[22]. Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации являются категориями населения, включенных в систему социального обслуживания.
Реализация социальной политики призвана обеспечивать достойную жизнь и одинаковые возможности для реализации своих духовных и материальных потребностей следующих категорий граждан: люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, несовершеннолетние, малообеспеченные, многодетные, неполные семьи[23].
В Российской Федерации инвалиды попадают в категорию малообеспеченных слоев населения, так как нынешняя ситуация социальной поддержки инвалидов не настолько эффективна, чтобы отнести данный тип граждан к среднеобеспеченным. Сегодня инвалиды занимают одно из главных мест, как объект социальной политике, по улучшению уровня их жизни. Инвалиды – это социально-демографическая группа; ее основополагающая характеристика – наличие юридически оформленного статуса инвалида. Основанием для признания гражданина инвалидом является сочетание следующих трех факторов: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться или ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью; необходимость осуществления мер социальной защиты. Наличие лишь одного из указанных факторов не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория “ребенок-инвалид”. В соответствии с законодательством признание лица инвалидом осуществляется по результатам медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки здоровья и степени ограничения жизнедеятельности на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица[24]. На основе анализа этих данных выносится суждение о сохранности либо о нарушении профессионально-трудового статуса свидетельствуемого лица, вследствие ограничения способности к трудовой деятельности и/или способности к обучению. Комплексная оценка этих позиций позволяет вынести суждение о наличии и степени ограничений отдельных категорий жизнедеятельности у свидетельствуемого лица, наиболее важные для социальной достаточности человека. К ним относится способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, способность к обучению и трудовой деятельности, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение. Степень выраженности ограничений жизнедеятельности может быть различной. Она классифицируется в зависимости от способности инвалида осуществлять ту или иную категорию жизнедеятельности и необходимых для этого условий. Ограничения жизнедеятельности являются социальными последствиями нарушений здоровья, которые могут привести к недостаточности человека, необходимости его социальной защиты или помощи[25]. В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливаются I, II и III группа инвалидности. Малообеспеченными считаются инвалиды, имеющие I и II группы.
В настоящее время основными направлениями социальной политики в отношении этой категории населения является социальная защита инвалидов. Это система гарантированных государством мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможности участия в обществе[26]. Основными причинами, обуславливающими нуждаемость инвалидов в социальной защите, служит их неспособность, вследствие ограничения жизнедеятельности, к самостоятельному проживания, поддержания социальных связей, к обеспечению экономической независимости и т.д. Определение потребности лица, свидетельствуемого по поводу инвалидности, в мерах социальной помощи и защиты включает определение конкретных способов и методов, при помощи которых имеющиеся нарушения функций и ограничения жизнедеятельности могут быть устранены, компенсированы или замещены.
Инвалиды – это категория населения по многим параметрам относимая к маргинальным группам. Такое положение обусловлено их низкими доходами, негативным отношением работодателей к трудоустройству таких работников, несмотря на установленные квоты по трудоустройству и штрафные санкции при их неисполнении, многочисленными проблемами освоения окружающей среды в связи с ее неприспособленностью к психофизиологическим возможностям инвалидов, психологическими факторами. В Российской Федерации приняты и реализуются целевые программы в интересах инвалидов, объеденные в федеральную программу «Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации», которая рассчитана на 2006-2010 гг.
Граждане пожилого возраста – это граждане, достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости[27]. Социальная защита пожилых и старых людей включает в себя все юридические и практические действия в их интересах и состоит из профилактики, поддержки и представительства. Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания. Поддержка представляет собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности. Представительство - защита интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени, для оказания необходимой помощи. Старые люди нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей: в надежном жилье, полноценном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после смерти. Особого внимания заслуживает анализ потребностей старых людей в различных видах медико-социальной и бытовой помощи и разработка новых форм и методов организации такой помощи. Разрешение социально-экономических, семейно-бытовых, эмоционально-психологических проблем старых людей требует объединения усилий государственных и негосударственных структур, широких слоев общественности и, конечно, самих старых людей. Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения, в том числе пожилых и старых людей: социальная помощь (предоставление старым людям льгот и преимуществ); социальное обслуживание; организация пенсионного обеспечения[28]. Основная цель социальной защиты пожилых и старых людей - избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.
Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. Социальная защита предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения)[29]. Малообеспеченные слои населения – это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно– необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют средств на минимальный национальный стандарт потребления, - в Российской Федерации он получил название прожиточный минимум; когда доходы семьи ниже прожиточного минимума.
Для российского общества характерна дифференциация по уровню материального положения различных слоев и групп. Поляризация населения высока. Разрыв в доходах 10% наиболее и 15% наименее обеспеченного населения за последние пять лет увеличился с 4 до 15 раз[30]. В современных условиях малообеспеченными оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшиеся благополучными. К малообеспеченным категориям, то есть нуждающихся в поддержке государства, относятся инвалиды I и II групп, престарелые граждане (80 лет и старше), пенсионеры, многодетные семьи, неполные семьи, семьи с детьми – инвалидами, студенческие семьи, семьи безработных, семьи с малолетними детьми, лица, попавшие в экстремальные ситуации (вынужденные переселенцы; люди, пострадавшие в результате стихийных бедствий; беженцы, бомжи) и девиантные семьи (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей)[31].
Определяющее значение в поддержке малообеспеченных категорий населения имеет государственная экономическая и социальная политика. Социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ