Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа
Цель: изучить востребованность социальных услуг системы социального обслуживания населением города Ухты, для повышения результативности деятельности учреждения.
Задачи курсовой работы:
1) ознакомится с деятельностью учреждений социального обслуживания в городе Ухте;
2) изучить нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений социального обслуживания города Ухты;
3) рассмотреть категории населения, включенных в систему социального обслуживания;
4) дать классификацию и характеристику основных видов социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения на территории города Ухты;
5) провести эмпирическое исследование по выявлению наиболее востребованных социальных услуг, предоставляемых Территориальным центром социального обслуживания города Ухты;
6) проанализировать результаты эмпирического исследования.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация социального обслуживания населения г.Ухты…...7
1.1. Деятельность учреждений социального обслуживания населения в г.Ухте…………………………………………7
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений социального обслуживания г.Ухты………………….16
1.3. Характеристика категорий населения, включенных в систему социального обслуживания……………………..20
Глава 2. Оценка эффективности социальных служб по предоставлению услуг………………………………………27
2.1. Виды услуг, предоставляемые социальными службами населению г.Ухты ………………………………………27
2.2. Программа социологического исследования………………………...34
2.3. Анализ социологического исследования…………………………….36
Заключение …………………………………………………………………45
Список источников и литературы…………………………………………48
Приложение…………………………………………………………………57
Основные уровни органов социальной работы: федеральный уровень (республика); регион; трудовой коллектив; негосударственные (благотворительные) общественные организации[7].
Республиканский уровень органов социальной работы представляет Агентство Республики Коми по социальному развитию. В установленной сфере деятельности, согласно «Положению об Агентстве Республики Коми по социальному развитию» Агентство реализует с участием органов исполнительной власти Республики Коми государственную политику по решению комплексных проблем социального развития в Республике Коми; разрабатывает в пределах своей компетенции проекты нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Агентства, в том числе проекты целевых республиканских программ, и вносит их в установленном порядке на рассмотрение Главе Республики Коми и Правительству Республики Коми; осуществляет анализ социального положения населения в Республике Коми и готовит предложения по совершенствованию его социальной защиты; разрабатывает и организует проведение экспериментов по отработке и внедрению инновационных технологий в области социальной защиты населения; организует предоставление мер социальной поддержки лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми, гражданам пожилого возраста, ветеранам и инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей, ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям), жертвам политических репрессий, предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий иным категориям граждан в соответствии с законодательством Республики Коми и законодательством Российской Федерации в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению установленных федеральными законами мер социальной поддержки; организует работу по назначению, выплате: ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию; единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременного денежного пособия при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях; ежемесячной доплаты на каждого приемного ребенка на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг; ежемесячного вознаграждения приемным родителям (родителю) на каждого приемного ребенка; единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; единовременного денежного поощрения одному из родителей (усыновителей) при награждении орденом "Родительская слава"; ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" или нагрудным знаком "Почетный донор СССР"[8].
Так же Агентство Республики Коми по социальному развитию организует работу по выполнению полномочий в области опеки и попечительства; работу по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; и одна из наиболее важных функций это - организационно-методическое руководство, координация и контроль за деятельностью территориальных органов Агентства, государственных учреждений Республики Коми.
С 1 января 2010 года территориальные органы социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию в городах и районах ликвидированы[9]. Вместо них работают государственные учреждения Республики Коми – центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, которые взяли на себя выполнение всех тех функций, которые выполняли управления социальной защиты населения.
Выделяются четыре основных направления социальной защиты населения. Первое направление - это социальная защита детей, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.
24 июля 1998г. был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[10]. Закон появился вовремя, так как переход к новым социально-экономическим отношениям, изменение внутренней и внешней политики России обусловили появление таких категорий детей, каких не было в советское время. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии и т.д.
Особое значение для социальной защиты детей на современном этапе приобретает создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые призваны оказывать помощь той категории подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь правоохранительные органы в связи с совершением противозаконных действий. Таким образом, социальная защита детей и подростков на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потому обязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни.
Второе направление социальной защиты – это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся»[11]. Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого 17 июля 1999г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, Республики Коми. Социальная поддержка осуществляется в виде выплаты пособий по безработице, единовременной выплаты по беременности и родам и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам защиту от социальных рисков.
Третье направление социальной защиты - это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.
В соответствии с Федеральным законом[12] социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи[13]. В профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Четвертое направление социальной защиты – социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих: сохранению института семьи; созданию и сохранению семьи; проживанию в семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности; развитию семейного досуга и отдыха и др[14].
Социальная защита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.
Для осуществления деятельности по данным направлениям на территории города Ухты функционируют следующие учреждения социального обслуживания: Государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению социальных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» (включающий Территориальный центр социального обслуживания населения); Государственное учреждение Республики Коми «Центр социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий»; Государственное учреждение Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям»; Государственное учреждение Республики Коми «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»; Государственное учреждение Республики Коми «Социальный приют для детей и подростков».
В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:
1. экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.
2. политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.
3. демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.
4. социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан[15].
Таким образом, социальная защита населения – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений социального обслуживания г.Ухты
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов. Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции. Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[16]. Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации, в частности в виде принятия федеральных законов, республиканских нормативно-правовых актах, гарантирующих реализацию этих прав.
10 декабря 1995 года был принят федеральный закон №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Данный закон разъясняет основные понятия в области социального обслуживания (социальная служба, клиент социальной службы, социальные услуги, трудная жизненная ситуация), принципы, виды, плата за социальное обслуживание, понятие об учреждениях социального обслуживания, разъясняет полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти, говорит о кадровом обеспечении социальных служб (специалисты, имеющие профессиональное образование)[17]. Немного позже, 2 августа 1995 года принят федеральный закон №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон, по существу, является базовым для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов. Кодификационным стал федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет[18]. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.
Социальная защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В Республике Коми изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.
Основной нормативный правовой акт на уровне Республики Коми – Закон РК №84-РЗ от 31 декабря 2004 года «О социальном обслуживании населения в РК», им определяется правовое регулирование в области социального обслуживания населения в Республике Коми. Данным законом определено понятие социального обслуживания населения - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации. Дано понятие системы социальных служб (ст.2) – государственные предприятия и учреждения, учреждения иных форм, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица[19]. Определены категории, которые имеют право на социальное обслуживание: