Исследование практических основ реализации социальных программ направленных на совершенствование качества жизни лиц пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:29, дипломная работа

Описание работы

Повышение уровня и качества жизни лиц пожилого возраста, укрепление защиты их прав и интересов, предоставление социальных услуг и адресной социальной помощи является одной из важнейших задач социальной политики.
Таким образом, можно сделать вывод, что тема актуальна, так как проблемы пожилых граждан остаются в общей своей части не решенными, не смотря на все проводимые мероприятия социальной политики. И рассмотрение данной проблемы очень важна и велика, потому что пожилые − это часть нашего общества, которая имеет полное право на достойную жизнь и счастливую старость.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы к изучению социальных программ и
проектов направленных на улучшение качества жизни лиц пожилого
возраста в России и РМ 10
1.1 Теоретические основы определения «качества жизни» лиц
пожилого возраста в России 10
1.2 Организационные основы социальных программ направленных
на улучшение качества жизни лиц пожилого возраста
(в Республике Мордовия) 22 2 Исследование практических основ реализации социальных
программ направленных на совершенствование качества жизни лиц
пожилого возраста в РМ 30
2.1 Анализ опыта реализации социальных программ
в Республике Мордовия 30
2.2 Анализ результатов авторского социологического исследования
на тему «Качество жизни пожилых граждан в Республике Мордовия» 42
2.3 Основные направления совершенствования социальной
политики государства по улучшению качества жизни пожилых граждан 64
Заключение 75
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

диплом касаткин.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

Как видно из результатов  нашего исследования, не смотря на усиленную работу государства, федеральных и региональных властей, качество жизни лиц пожилого возраста остается на низком уровне. Проводимые программы и проекты не дают должных результатов. Конечно, утверждать, что ничего не изменилось за последнее время нельзя. Социальная защита в России постоянно развивается и совершенствуется. Социальная политика государства с каждым годом становится все более гибкой.

Но, к сожалению проблемы пожилого населения остаются  одни и те же: низкое материальное обеспечение, дорогостоищие лекарственные средства, жилищные проблемы, проблема одиночества, проведение досуга и т. д.

По итогам исследования устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого  образа жизни граждан старшего поколения должно осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

1) Обеспечение обоснованности  принимаемых решений, федеральных и региональных целевых программ, направленных на поддержку граждан старшего поколения.

2) Осуществление экспертизы  законопроектов и проектов нормативных  правовых актов на федеральном  и региональном уровне на предмет  их возможного воздействия и ожидаемых последствий для жизнедеятельности граждан старшего поколения. Упрочение правового механизма и экономических гарантий предоставления социальных и социально-медицинских услуг [3, 17].

Разработка и реализация программ правового просвещения, разъясняющих права граждан старшего поколения на государственную поддержку.

3) Усиление правовой  защиты граждан пожилого возраста  путем продвижения в действующее  законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных  гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей.

4) Обеспечение, пожилым  людям при наличии соответствующих  показаний доступности всех форм  медицинской помощи, в том числе  амбулаторной, стационарной и скорой  медицинской, при условии постоянного контроля ее объема и качества, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Создание в РФ разветвленной системы геронтологической помощи населению, состоящей из специализированных кабинетов и учреждений и располагающей соответствующим кадровым потенциалом.

Формирование системы  паллиативной помощи, включая специальные  учреждения - хосписы, отделения паллиативной помощи в больницах, кабинеты паллиативной помощи в  амбулаторно-поликлинических  учреждениях [64, 89]. Улучшение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Обеспечение доступности для пожилых людей индивидуальных средств передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию [71, 165].

5) Содействие повышению  роли семьи в уходе за пожилыми  людьми, экономическая, социальная  и психологическая поддержка  семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет гендерных различий при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей [15, 59].

6) Содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища, улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха.

7) Оптимизация сети  и развитие материально-технической  базы учреждений, обслуживающих  пожилых людей в различных  отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг.

8) Предоставление адресной  социальной помощи лицам пожилого  возраста, в первую: очередь одиноким  гражданам и пожилым супружеским  парам, утратившим способность  к самообслуживанию, тяжело больным  пожилым людям, (одиноким пожилым  женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, лицам  без  определенного  места  жительства) [68, 3].

9) Стимулирование социального  участия и поддержка социально-  ориентированных инициатив пожилых  людей, содействие деятельности  общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации.

10) Организация эффективной  психологической помощи пожилым  людям, включая подготовку к  смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, потере близких, одиночеству [57, 51].

11) Обеспечение доступности  пожилым людям информации о  предпринимаемых мерах по улучшению  их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста.

       12) Последовательное  повышение реального содержания  пенсий с учетом роста потребительских  цен и динамики среднемесячной  заработной платы в стране. Проведение мероприятий по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции.

13) Развитие сети учреждений, оказывающих социальную помощь  и предоставляющих социальные  услуги пожилым людям в привычной  для них обстановке, прежде всего на дому. Последовательная реализация принципа индивидуального подхода, соответствия предоставляемых услуг и материально-бытовых условий потребностям пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания [46, 42].

14) Внедрение инновационных моделей социального обслуживания в нестационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания как более эффективных и приближенных к нуждам пожилых людей.

15) Обеспечение разработки  и реализация на региональном  и муниципальном уровне новых программ, предусматривающих строительство и реконструкцию обустроенного жилья для пожилых с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию.

16) Организация просветительской  работы среди населения пожилого возраста о правильных методах питания.

17) Разработка мероприятий,  направленных на предоставление  гражданам старшего поколения  возможности для посильной занятости  в государственном и негосударственном  секторах экономики. [31, 88].

18) Организация работы по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей путем укрепления функциональных структур, ориентированных на обеспечение гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной социально-культурной жизни.

19) Разработка и реализация программ по обеспечению деятельности образовательного, просветительского, культурно-развлекательного и информационного характера, адресованных различным группам пожилых людей, с акцентом на преодоление социального отчуждения, освоение требований  изменяющегося  окружения и  взаимодействие  с  ним  [29, 4]. Создание условий для расширения неформальных контактов через организацию различных клубов для пожилых людей, интенсификацию работы служб доверия, развитие сети спортивно-развлекательных центров и туризма пожилых людей.

20) Предупреждение недобросовестной  рекламы и методов сбыта, основанных  на эксплуатации проблем пожилых  людей и их материальных ресурсов.

21) Приобщение пожилых  людей к средствам массовой  коммуникации за счет специальных рубрик в печатных и электронных СМИ. Привлечение государственных средств массовой информации к реализации программ социализации пожилых людей, широкому распространению позитивного опыта участия пожилых людей в жизни общества. Поддержка общественных объединений и средств массовой информации, внедряющих ознакомительные программы для потребителей пожилого возраста.

22) Укрепление равноправного  партнерства органов исполнительной  власти с общественными объединениями,  особенно благотворительной ориентации. Содействие созданию и поддержка функционирования объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития [10, 15].

23) Изучение правовых, демографических, социально-экономических  геронтологических, гериатрических, педагогических и других аспектов старения населения и проблем граждан старшего поколения.

24) Разработка и реализация  научно-исследовательских и учебных  программ по изучению специфики  образа жизни и положения пожилых  людей. Обеспечение координации и устойчивого финансирования научных исследований. Совершенствование системы демографической и социальной статистики, характеризующей процесс старения населения и его влияние на социально-экономическое развитие России [69, 203].

25) Формирование консолидированных гарантированных источников финансирования мероприятий государственной социальной политики, программ и планов мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности граждан старшего поколения на федеральном и региональном уровне. Активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств страховых, благотворительных и частных фондов, для достижения целей государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения [49, 54].

26) Создание на федеральном  и региональном уровне государственно-общественных органов, координирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старшего поколения.

27) Развитие международного  сотрудничества и обмена информацией  о практической деятельности  в интересах пожилых людей  в области прав человека и  развития, разработки и реализации  политики и программ в интересах  пожилых людей, проведения научных исследований по проблемам старения, подготовки медицинских, социальных работников и других специалистов для работы с пожилыми людьми [13, 70].

На наш взгляд, необходимо введение в Министерстве социальной защиты населения структурных подразделений по реализации законов о пожилых людях, развитию единого геронтологического поля; развитию социального партнерства органов власти с неправительственными организациями в сфере оказания социальных услуг этой категории населения. Такое расширение управленческого воздействия на систему социального обслуживания Российской Федерации, на наш взгляд, позволит поднять систему социального обслуживания пожилых людей на должный уровень сферы социальной политики, так как до сих пор система социальной работы с пожилыми людьми занимает неопределенное место.

При работе с пожилыми людьми важной является мотивация социальных работников. Необходимо, чтобы случайные  люди не попадали в эту сферу обслуживания. Альтруистическая, милосердная мотивация - это главное, что делает работника особо ценным. В связи с этим встает вопрос о совершенствовании нового типа этики и деонтологии социально  работника. Развитие этики социально работника должно идти по путям учета национальных традиций, культурных норм и особенностей.

Социальные программы и проекты, направленные на улучшение качества жизни лиц пожилого возраста, должны создаваться не только на федеральном уровне, но и на региональном, необходимо усовершенствование форм и методов работы с пожилым населением.

На наш, взгляд при  Министерстве социальной защиты РМ, должен сформирован коллегиальный аппарат по разработке социальных программ и проектов, какое-либо ведомство по организации, реализации задуманных  идей.

Безусловно, денежные средства необходимы для реализации задуманных проектов. Должно происходить привлечение финансирования путем сотрудничества с частными благотворителями и общественными организациями. Проблемы пожилых людей, должны интересовать не затрагивать не только власть и государство, но и общество в целом.

Должно происходить постоянное внедрение новых организационных форм и методов работы, как на федеральном, так и на региональном уровне, увеличение числа частных благотворителей и общественных организаций, занимающихся проблемами пожилых людей - все это способствует тому, чтобы граждане нашего государства проживали достойную старость.

Учреждения социальной защиты и социального обслуживания должны постоянно разрабатывать  и проводить в жизнь новые  проекты, улучшающие жизнь пожилых  людей. Уже типовым стал проект, позволяющий инициировать общение старых людей и сирот из детских домов. Идея проста: организовать такое общение, от которого станет тепло обеим сторонам. Дети смогут получить заботу и ласку взрослого, а пожилой человек − заботу и ласку ребенка.

Это на пользу обеим сторонам, пожилые почувствуют теплоту и общение с молодым поколением, в их сознании отложиться, что про них не забыли. Молодому же поколению есть многому поучиться у стариков, в процессе общения и прививается чувство уважения  к старшему поколению, что мы, к сожалению, сейчас наблюдаем редко.

На наш взгляд, дальнейшим шагом в совершенствовании действия механизма управления системы социального обслуживания граждан пожилого возраста в РМ станет:  целенаправленно вести кадровую политику (подготовку, повышение квалификации кадров социального обслуживания);  в выработке перспектив развития социального обслуживания усилить контроль за развитием коммерческих структур, оказывающих услуги на платной основе, особенно на условиях передачи жилья в фонд структур; должно происходить дальнейшее развитие межотраслевого сотрудничества; также развитие социального партнерства с неправительственными организациями в сфере оказания социальных услуг с созданием необходимых структур в органах социальной защиты по всей иерархии отрасли.

Информация о работе Исследование практических основ реализации социальных программ направленных на совершенствование качества жизни лиц пожилого возраста