Исследование практических основ реализации социальных программ направленных на совершенствование качества жизни лиц пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:29, дипломная работа

Описание работы

Повышение уровня и качества жизни лиц пожилого возраста, укрепление защиты их прав и интересов, предоставление социальных услуг и адресной социальной помощи является одной из важнейших задач социальной политики.
Таким образом, можно сделать вывод, что тема актуальна, так как проблемы пожилых граждан остаются в общей своей части не решенными, не смотря на все проводимые мероприятия социальной политики. И рассмотрение данной проблемы очень важна и велика, потому что пожилые − это часть нашего общества, которая имеет полное право на достойную жизнь и счастливую старость.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы к изучению социальных программ и
проектов направленных на улучшение качества жизни лиц пожилого
возраста в России и РМ 10
1.1 Теоретические основы определения «качества жизни» лиц
пожилого возраста в России 10
1.2 Организационные основы социальных программ направленных
на улучшение качества жизни лиц пожилого возраста
(в Республике Мордовия) 22 2 Исследование практических основ реализации социальных
программ направленных на совершенствование качества жизни лиц
пожилого возраста в РМ 30
2.1 Анализ опыта реализации социальных программ
в Республике Мордовия 30
2.2 Анализ результатов авторского социологического исследования
на тему «Качество жизни пожилых граждан в Республике Мордовия» 42
2.3 Основные направления совершенствования социальной
политики государства по улучшению качества жизни пожилых граждан 64
Заключение 75
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

диплом касаткин.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

Таким образом, основная работа должна проводиться по следующим  направлениям:

−  усиление правовой защищенности пожилых граждан, путем  пересмотра нормативных документов с последующей переправкой или  созданием новых;

−  создание более  новых федеральных и региональных программ и проектов направленных на улучшение качества жизни лиц пожилого возраста;

  −  обеспечение  обоснованности принимаемых решений,  федеральных и региональных целевых  программ, направленных на поддержку  граждан старшего поколения;

− обеспечение пожилых лиц всеми необходимыми условиями благосостояния (решение жилищных проблем, повышение материального положения путем повышения пенсии, предоставление льгот и т. д.);

−  усиление  медицинского и социального обслуживание пожилых  граждан, повышения уровня квалифицированности работников этих служб;

− предоставление всех необходимых  медикаментов, для лечения заболеваний  пожилых;

− предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста;

− содействие повышению  роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам;

− разветвление инфраструктуры социальных и медицинских учреждений для старшего поколения;

−    повышение  качество здоровья и уровня досуга пожилых граждан;

−    внедрение  инновационных форм работы социального  обслуживания пожилых граждан и  разработка новых,  более качественных.

Итак, проводимые меры социальной политикой по отношению к лицам  пожилого возраста недостаточно качественны  для того, чтобы повысить уровень жизни старшего поколения, как и показывают нам данные нашего исследования.

Социальные программы  и проекты должны быть подвержаны изменениям организационного характера. Система мероприятий входящие в  эти программы должны максимально выполняться в заданные сроки. Необходимо постоянное поддерживание созданных программ и проектов для достижения поставленных целей, а в нашем случае для повышения качества лиц пожилого возраста. Финансирование таких мероприятий должно поступать без перебоев и задержек. Должны привлекать к сотрудничеству какие-либо общественные организации или частные благотворители для достижения максимального качества выполняемой работы. Возможно, различные программы могут сотрудничать между собой, дополнять и исправлять. Необходимо создание отдельного ведомства по разработке и совершении социальных идей.

Социальная защита пожилых  граждан должна подвергаться изменениям на федеральном и региональном уровнях, так как только комплексная работа может достичь желаемого результата.

Важен опыт зарубежных стран  в вопросах социального обслуживания пожилых граждан. Россия должна пользоваться опытом и перенимать все самое  лучшее для своего население.

Велика роль создания и внедрения инновационных форм социальной защиты, в том числе  и пожилых людей.

Все это в совокупности, при достижении конечного результата должно повысить качество жизни лиц  пожилого возраста на более высокий  и достойный уровень. Ведь старость это нормальное состояние человека, это часть нашего общества, которая  имеет полное право на достойную жизнь и счастливую старость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственная социальная политика и проводимые социальные программы  и проекты, направленные на улучшение  качества жизни граждан старшего поколения, является неотъемлемой частью государственной социальной политики Российской Федерации и взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях разработки, принятия и реализации решений.

Одной из главных задач  преобразования государственной политики, является  рациональное использование имеющихся возможностей и предложение путей осуществления целенаправленных действий по повышению качества жизни, признание ценности вклада пожилых людей в социальную, экономическую и культурную жизнь страны, гармонизация интересов различных возрастных групп населения.

Реальность сегодняшнего дня − постоянное присутствие  многих пожилых людей среди нас. Происходит решительный отход от мнения о пожилых людях как  бремени для российского общества, дальнейший прогресс которого возможен в контексте общества для людей всех возрастов.

Программы, реализуемые  в Республике Мордовия, а это: Республиканская  целевая программа «Старшее поколение 2008-2010 гг.»; Республиканская целевая  программа «Социальная поддержка  инвалидов на 2006-2010 годы»; Городская  целевая программа «Об обеспечении доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения в городском округе Саранск на 2009-2012 гг.», эти все программы направлены на улучшение благосостояния пожилых граждан нашей республики, мероприятия которых, должны защитить права и интересы пожилых людей, предоставить им адресную социальной помощь, повысить качества жизни  пожилых людей с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья,  доходов, жилищно-бытовых и других условий.

Должно произойти внедрение  новых информационных технологий в систему социальной зашиты населения для улучшения социального обслуживания граждан старшего поколения. Для пожилых инвалидов будет повышена эффективность реабилитации инвалидов, созданы предпосылки к обеспечению равных возможностей в общественной жизни, образовании, профессиональной деятельности, расширение возможности интеграции в общество. Все это, безусловно, должно повысить качество  жизни пожилых и продлить их жизнедеятельность как можно дольше.

Одним из основных направлений государственной социальной политики становится установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специально разработанными государственными мерами в отношении отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.

Повышение уровня и качества жизни пожилых людей как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте −  сложный комплексный процесс, в  ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовным, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением [20, 5].

Социальные программы  и проекты должны быть подвержаны изменениям организационного характера. Система мероприятий входящие в программы должны максимально выполняться в заданные сроки. Необходимо постоянное поддерживание созданных программ и проектов для достижения поставленных целей, а в нашем случае для повышения качества лиц пожилого возраста. Финансирование таких мероприятий должно поступать без перебоев и задержек. Должны привлекать к сотрудничеству какие-либо общественные организации или частные благотворители для достижения максимального качества выполняемой работы. Возможно, различные программы могут сотрудничать между собой, дополнять и исправлять. Необходимо создание отдельного ведомства по разработке и совершении социальных идей.

Социальная защита пожилых  граждан должна подвергаться изменениям на федеральном и региональном уровнях, так как только комплексная работа может достичь желаемого результата.

Велика роль создания и внедрения инновационных форм социальной защиты, в том числе и пожилых людей.

Все это в совокупности, при достижении конечного результата должно повысить качество жизни лиц  пожилого возраста на более высокий  и достойный уровень. Ведь старость это нормальное состояние человека, это часть нашего общества, которая имеет полное право на достойную жизнь и счастливую старость.

Прогноз на ближайшее  время, до 2016 года, подтвержден Всероссийской  переписью населения, весьма неутешителен. Он лишний раз подтверждает, что  старение населения происходит ускоренными  темпами. К 2015 году численность граждан преклонного возраста обещает увеличиться почти на три миллиона человек [6, 15].

Это говорит только об одном – необходимо пристальное  внимание со стороны государства  к своему стареющему населению. В  этих условиях никак нельзя отказываться от существующих социальных программ и проектов, создавать новые программы, предворять их в жизнь и добиваться намеченных планов по поводу повышения уровня качества жизни пожилых граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1.   Агеев Ю.А. Служба помощи и добра / Ю. Агеев // Социальное обеспечение. – 2001. − № 9. – С. 28.
  2.   Альперович В.Д. Геронтология: старость: социокультурный портрет : учеб. пособие / В. Д. Альперович. – М. : Эксперт. бюро, 1998. – 272 с.
  3.   Аникин В.А.   Жизненные проблемы россиян и их запросы к социальной политике / В.А. Аникин // Социологические исследования. − 2006. − № 12. − С. 15-21.
  4.   Белоконь О.В. О положении пожилой семьи в обществе: Российский, Европейский, Индонезийский варианты / О.В. Белоконь // Современные проблемы старения населения в мире : тенденции, перспективы, взаимоотношения между поколениями, − М. : МАКСЛресс, 2004. − С. 131-139.
  5.   Белоконь О.В. Современные проблемы качества жизни пожилых в России / О.В. Белоконь // Успехи геронтологии. − СПб. : Эскулап. – 2005. − № 17. − С. 87-101.
  6.   Бобков В.Н. Социальная безопасность − основа социальной политики / В.Н. Бобков, Н.А. Денисов, Н.С. Маликов // Уровень жизни населения регионов России. − 2009. – № 6. − С. 19-24.
  7. Бобков В.Н. Уровень жизни пенсионеров и пути его повышения / В.Н. Бобков, И.С. Горлов, Л.Г. Лукина // Уровень жизни населения регионов России. − 2008. − №8. − С. 3-17.
  8. Бобков В.О. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России / В.О. Бобков // Общество и кономика.  – 2000. − № 2. − C. 56-78.
  9. Бойцов Б.В. Качество, принципы, структура и управление / Б.В. Бойцов. − М. : АПК, 1997. – 370 с.
  10. Бойченко Т.С. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста / Т. С. Бойченко// Социальное обеспечение. – 2004. − № 7. – С. 14 - 17.
  11. Бочкарев В.К. Интегральный показатель качества жизни / В.К. Бочкарев // Народонаселения. – 2001. − № 3. – C. 48-58.
  12. Братищев И.М. Социально-рыночная экономика и механизм ее становления в России / И.М. Братищев, А.С. Макарян. − М. : Экономика, 2003.  – 265 с.
  13. Васильчиков В.М. Развитие системы социальных услуг пожилым людям и инвалидам в России / В.М. Васильчиков // Отечественный журнал социальной работы. – 2002. – № 1. – С. 68-72.
  14. Васильчиков В.М. Развитие социально-медицинских услуг в системе социальной защиты населения / В.М. Васильчиков // Первый всероссийский научно-педагогический социальный конгресс. Материалы выступлений на пленарном заседании, секциях и «круглых столах». В 2-х т. / гл. ред. В.И. Жуков. – М. : Издательство МГСУ «Союз», 2001. – Т. 1. – С. 209-216.
  15. Владимиров Д. Г. Старшее поколение как фактор экономического развития / Д.Г. Владимиров // Социологические исследования. − 2004. − № 4. − С. 57-60.
  16. Герасимова Б.И.  Интегральная оценка качества жизни населения // Б.И. Герасимова, В.В. Добрышева. − изд. Тамбовского Государственного Технического Университета. –  2004. − № 5. − C. 50-55.
  17. Гонтмахер Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Е.Гонтмахер, Т. Малева // Вопросы экономики. − 2008. − № 2. − С. 61-72.
  18. Госпорян А.Д. Анализ практики социального обслуживания / А. Д.  Госпорян, М. Д. Новикова // Социальное обеспечение. – 2004. − № 11. – С. 2-13.
  19. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации / под общ. ред. Н. Г. Кареловой. – М. : РИА «Ваш дом», 2001. – 228 с.
  20. Данилов А.Д. Защита пожилых на первом месте / А.Д. Данилов // Ветеран. – 2005. – № 38 (847) октябрь. – С. 4-5.
  21. Для пожилых и инвалидов (с коллегии министерства) // Социальное обеспечение. – 2004. − № 10. – С. 34-43.
  22. Дмитреев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / А.В.Дмитреев. − Л. : Наука, 1980. − 103 с.
  23. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России / В. Г. Доброхлеб // Социологические исследования. – 2008. − № 8 – С. 55-61.
  24. Дорофеева З. Е. Социальное положение пенсионеров / З. Е. Дорофеева // Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. Ред. З. Т. Голенкова. – М. : Институт социологии РАН, 2008. − С. 157-168.
  25. Дыскин А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых людей /А.А. Дыскин. − М. : ИНФРА-М, 1996. – 162 с.
  26. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России : учебник / М.Л. Захаров. − М. : БЕК, 2002. – 560 с.
  27. Качина Н.Д. Разрабатывается концепция социальной политики в отношении пожилых людей / Н.Д. Качина // Социальное обеспечение. – 2001. − № 1. – С. 21-26.
  28. Ковалева Н.Г. Пожилые люди − социальное самочувствие / Н.Г. Ковалева // Социологические исследования. − 2001. − № 7. − С. 73-79.
  29. Коваленко И. Досуг пожилых / И. Коваленко // Социальное обеспечение. – 2005. – №  21. – С. 4.
  30. Козлова Т.З. Здоровье пенсионеров / Т.З. Козлова // Социологические исследования. – 2000. − № 12. – С. 89-93.
  31. Козлова Т.З. О социальном положении пенси<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size:

Информация о работе Исследование практических основ реализации социальных программ направленных на совершенствование качества жизни лиц пожилого возраста