Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:29, дипломная работа
Повышение уровня и качества жизни лиц пожилого возраста, укрепление защиты их прав и интересов, предоставление социальных услуг и адресной социальной помощи является одной из важнейших задач социальной политики.
Таким образом, можно сделать вывод, что тема актуальна, так как проблемы пожилых граждан остаются в общей своей части не решенными, не смотря на все проводимые мероприятия социальной политики. И рассмотрение данной проблемы очень важна и велика, потому что пожилые − это часть нашего общества, которая имеет полное право на достойную жизнь и счастливую старость.
Введение 5
1 Теоретические основы к изучению социальных программ и
проектов направленных на улучшение качества жизни лиц пожилого
возраста в России и РМ 10
1.1 Теоретические основы определения «качества жизни» лиц
пожилого возраста в России 10
1.2 Организационные основы социальных программ направленных
на улучшение качества жизни лиц пожилого возраста
(в Республике Мордовия) 22 2 Исследование практических основ реализации социальных
программ направленных на совершенствование качества жизни лиц
пожилого возраста в РМ 30
2.1 Анализ опыта реализации социальных программ
в Республике Мордовия 30
2.2 Анализ результатов авторского социологического исследования
на тему «Качество жизни пожилых граждан в Республике Мордовия» 42
2.3 Основные направления совершенствования социальной
политики государства по улучшению качества жизни пожилых граждан 64
Заключение 75
Список использованных источников
Основные программные мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: 1) Организационно-правовые и научно-методологические основы укрепления защиты граждан старшего поколения (предусматривается осуществление мероприятий по правовой защите, обеспечение доступа к информации о предпринимаемых мерах по улучшению правового и социального положения пожилых людей); 2) Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения (предусматривает меры по предоставлению адресной социальной помощи; развитие новых форм социального обслуживания; обеспечение квалифицированными специалистами; работа над формированием общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий (ОГБД)); 3) Меры, направленные на укрепление здоровья пожилых граждан (предусматривает совершенствование системы укрепления здоровья граждан старшего поколения, замедление процесса старения населения) 1).
Более подробный план
мероприятий программы
Всего за период реализации Программы: средства Республиканского бюджета Республики Мордовия 18000,0 тыс. рублей. Источники финансирования реализации мероприятий Программы представлены в Таблице 1.
Таблица 1 − Источники финансирования мероприятий Программы
Источники финансирования Программы |
Сумма, Всего (тыс. руб.) |
в т.ч. по годам | ||
2008 год (тыс. руб.) |
2009 год (тыс. руб.) |
2010 год (тыс. руб.) | ||
Республиканский бюджет Республики Мордовия |
18000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
Источниками финансирования реализации мероприятий Программы являются средства Республиканского бюджета Республики Мордовия.
Осуществление программных
мероприятий будет
Общее руководство и контроль за ходом реализации Межведомственной целевой программы «Старшее поколение» на 2008-2010 годы осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Республики Мордовия и Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
Следующая программа, реализующаяся в Республике Мордовия по улучшению качества жизни пожилых граждан, является Республиканская целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».
В РМ данная программа
по социальной поддержке инвалидов
реализовалась ранее благодаря
Республиканской целевой
Разработка и реализация мероприятий Программы позволят решить одну из важнейших задач государства − обеспечение более полной социальной защиты и восстановление социального статуса инвалида, достижение его материальной независимости, трудовой и социальной адаптации путем проведения медицинских, профессиональных и социальных реабилитационных мероприятий. Основанием для разработки Программы «Социальная поддержка инвалидов 2006-2010 гг.», явились следующие нормативные акты: 1) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; 2) Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2005 г. № 832; 3) Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 15 августа 2005 г. № 863-р [47].
Основные принципы Программы
«Социальная поддержка
Рисунок 2 – Принципы
Программы «Социальная
Количественными целевыми
индикаторами и показателями
результативности Программы
Программа «Социальная поддержка инвалидов» рассчитана на 2006-2010 годы и состоит из трех этапов:
Первый этап − (2006 год) включает выполнение первоочередных мероприятий в интересах инвалидов. Производится уточнение программных мероприятий и объемов финансирование на последующие годы. Второй этап − (2007-2009 годы), наряду с осуществлением запланированных мероприятий, включает при необходимости подготовку в установленном порядке предложений по их корректировке. Третий этап − (2010 год), являясь завершающим, предполагает проведение оценки эффективности реализации Программы, подготовку предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности в интересах инвалидов [47].
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел первый «Медицинская реабилитация» предусматривает осуществление мероприятий по восстановлению или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей инвалида до социально значимого уровня, улучшению качества медицинского обеспечения инвалидов и лиц пожилого возраста.
Раздел второй «Социальная реабилитация» предусматривает осуществление процесса восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности, включает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.
Раздел третий «Профессиональная реабилитация»
предусматривает проведение мероприятий
для восстановления конкурентоспособности
инвалидов на рынке труда и включает профессиональную
ориентацию, профессиональное образование,
профессионально-
Более подробный план проводимых мероприятий представлен в Приложении Г.
Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 28988,4 тыс. рублей. По разделам Программы указанные средства распределяются следующим образом:
− медицинская реабилитация −1068,0 тыс. рублей;
− социальная реабилитация − 22651,4 тыс. рублей;
− профессиональная реабилитация − 5269,0 тыс. рублей.
В ходе реализации
Программы отдельные
В рамках Программы проводятся совещания, семинары, заседания круглого стола и другие организационные мероприятия, способствующие решению поставленных задач.
Вопросы о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств рассматриваются на коллегиальных заседаниях Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия. Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия совместно с Министерством экономики Республики Мордовия, Министерством финансов Республики Мордовия осуществляют контроль за выполнением мероприятий Программы [47].
Исполнители мероприятий Программы обеспечивают их реализацию в пределах выделенных средств и о ходе их выполнения информируют Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия ежегодно до 15 января. Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия ежегодно до 15 февраля представляет обобщенную информацию о выполнении мероприятий Программы в Правительство Республики Мордовия и Министерство экономики Республики Мордовия.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит снизить инвалидность, повысить эффективность реабилитации инвалидов, создать предпосылки к обеспечению равных возможностей в общественной жизни, образовании, профессиональной деятельности, расширить возможности интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями.
Таким образом, данные две
Республиканские целевые
В Республике Мордовия реализуются не только межведомственные программы, которые распространяются на все субъекты РФ, но и создаются свои городские программы (городская целевая программа «Об обеспечении доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения в городском округе Саранск на 2009-2012 гг.»), которые должны улучшить благосостояние пожилых, в этом случае пожилых инвалидов. Все перечисленные выше программы объеденяет одно – это повышение качества жизни лиц пожилого возраста. Несмотря на четкие действия и организационные основы, которые сформулированы в данных программах, результат не всегда соответствует задуманной цели, что свидетельствует реализация этих программ на ранних этапах. Все это требует доработок, внедрение инновационных действий, совершенствование законодательных основ не только на федеральном, но и на региональном уровне, и создание новых программ и проектов по улучшению качества жизни пожилых лиц.
2 Исследование практических основ реализации социальных программ направленных на улучшение качества жизни лиц пожилого возраста в РМ
2.1 Анализ опыта реализации социальных программ в Республике Мордовия
Повышение уровня и качества жизни пожилых, укрепление защиты их законных прав и интересов, предоставление социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности − остается одной из первоочередных задач проводимых социальных программ в Республике Мордовия.
Министерством социальной
защиты населения Республики Мордовия
совместно с другими
Во исполнение постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года» был составлен реестр на 1693 граждан указанных категорий для получения безвозмездных субсидий. В 2008 году объем субвенции, выделенный из федерального бюджета составил 21500,0 тыс. рублей. Жилищные субсидии получили 49 граждан, в том числе 27 инвалидов вследствие общего заболевания и пожилые инвалиды [70].
В РМ в 2008 признано инвалидами всего 22751 человек, из них 5990 человек пенсионного возраста, что составляет чуть больше 23 % от общего количества инвалидов.
Опыт реализации программ показал, что в Республике Мордовия проводится определенная работа по решению жилищных проблем пожилых инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Одним из компонентов повышения качества жизни, является улучшение жилищных условий пожилых граждан. В реестре граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года значатся 890 инвалидов вследствие общего заболевания. В 2007 году сертификаты на получение жилищных субсидий получили 9 инвалидов и участников Вов 4).
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» 252 инвалида и участника ВОВ с группой инвалидности в 2008 году получили автомобили марки «Ваз 21074», 102 инвалида и участника ВОв в декабре 2008 года по их желанию получили единовременную денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей взамен легкового автомобиля.
По данным Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» в РМ признано инвалидами всего 22751 человек, из них лица пожилого возраста составляет 5990 человек из общего числа инвалидов [47].