Исследование комортности жизнедеятельности населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Создание наиболее благоприятной и комфортной среды обитания всегда было и остается самой важной и значимой задачей для человечества. С ростом урбанизации на относительно небольших городских пространствах усиливаются негативные последствия обострения взаимоотношений между обществом и природной средой. Если раньше основной задачей оптимизации развития городов было сдерживание их неуправляемого пространственного, хозяйственного и демографического роста, то на современном этапе все более актуальным становится решение социальных и экологических проблем. В связи с этим необходимость изучения современных процессов, происходящих на урбанизированных территориях, неуклонно возрастает. Оценка комфортности проживания населения на городском уровне представляет большой научный интерес, так как именно в крупном масштабе можно реально проанализировать как природные, так и социально-экономические условия любой территории. Разработка мероприятий по улучшению комфортности проживания населения и их внедрение позволяют сформировать городской ландшафт и среду, наилучшим образом отвечающие требованиям, предъявляемым населением к территории проживания

Работа содержит 1 файл

готовая на сдачу.docx

— 402.17 Кб (Скачать)
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» [58];
  • Постановление Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 
    "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (с изменениями от 11 августа, 29 декабря 2007 г., 10 апреля, 7 ноября 2008 г., 27 января 2009 г.) [59];
  • Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы   (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2006 N 851, от 11.08.2007 N 510, от 29.12.2007 N 979, от 10.04.2008 N 257) [60];
  • Положение о порядке проведения конкурса муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы [61];
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2004 года № 191[62];  
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2004 года № 189 [63]; 
  • Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 г. № 214 [64]; 
  • Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 года № 215 [65];  
  • Федеральный закон РФ от 20 августи 2004 года № 117 [66];  
  • Федеральный закон РФ от 16 июля 1998 года № 102 [67]; 
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" [68].  

     В  декабре – феврале 2010г. центром  стратегических исследований Росгосстраха, было проведено ряд замеров удовлетворенности  россиян своей жизнью. Исследование охватило 138 крупных, средних и малых  городов, расположенных в восьми регионах России [69]. Исследование показало, что наибольшая доля потребителей, довольных своей жизнью, приходится не  на Москву, а на Тюменскую область (Табл. П.4.9).

     Города  с наибольшей долей жителей, довольных  своей жизнью – это Елабуга, Нижнекамск (Республика Татарстан), а также Ханты-Мансийск (Тюменская область). Исследование показало, что большое число городов,  в которых доля  довольного  жизнью  населения превышает 80%,  связано с нефтедобычей  и нефтепереработкой [70]. Показатели удовлетворенности жителей г.Тюмени ( Рис. П.5.3, рис. П.5.4, рис.П.6.5, рис. П.6.6)

     Так же, институтом территориального планирования «Урбаника»[71] был сформирован интегральный рейтинг ста крупнейших городов России [72] на 18.10.2011г, где   г.Тюмень занимает второе место (табл. П.7.10). Цель рейтинга – определить наиболее благоприятный по соотношению показателей «стоимости» и «качества» жизни крупный город для проживания в стране. Это первая попытка в стране оценить город как своеобразный «товар» или «услугу», которую потребляет каждый его житель. Сумма баллов складывалась из двух показателей:

  1. Качество городской среды (Рассматриваются наиболее важные аспекты для среднестатистического жителя города)
    • Обеспеченность жильем на человека   --> 10 баллов
    • Наличие современных форматов потребления  --> 7,5 баллов
    • Уровень загруженности городских дорог  --> 7,5 баллов
    • Уровень преступности   --> 5 баллов
    • Освещенность города    --> 5 баллов
    • Внешняя транспортная доступность --> 5 баллов
    • Уровень городского благоустройства    --> 5 баллов
    • Степень благоприятности природных условий   --> 2,5 балла
    • Уровень экологического загрязнения    --> 2,5 балла

Сумма: 50 баллов

  1. Стоимость жизни (По показателям можно судить о стоимости первоочередных необходимых услуг для обеспечения жизни)
    • Возможность приобретения собственного жилья   --> 10 баллов
    • Возможность аренды однокомнатной квартиры    --> 10 баллов
    • Уровень расходов на потребление   --> 10 баллов
    • Уровень расходов на оплату ЖКХ   --> 10 баллов
    • Покупательская способность населения   --> 10 баллов

Сумма: 50 баллов.

     Все выше сказанное говорит о том, что в рамках города Тюмени активно  реализуются проекты по увеличению комфортности проживания населения, развитию социальной инфраструктуры, что непосредственно  включает в себя увеличение транспортной доступности и доступности жилья.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. . Анализ комфортности проживания населения в Ленинском округе г.Тюмени
 

     Официально  город состоит из 4-х невыпуклых многоугольников, названных по фамилиям советских тузов и сторонам света: Ленинский, Центральный, Калининский и Восточный. Топографически же, город разделен Транссибирской Железной дорогой и рекой Тура [73].

      Так как автор проживает в Ленинском  округе г.Тюмени, то подробнее остановимся  на нем. Ленинский округ был основан  в декабре 1965 года. Впоследствии, в  нем было выделено  несколько  районов: ММС, Мыс, Лесобаза, Тарманы, Матмасы, КПД.

  Географически округ расположен в северно-восточной части Тюмени и имеет достаточную близость к центру города, относительно других районов и округов (таб. П.8.11). Общая площадь, занимаемая Ленинским округом, составляет порядка двадцати двух тысяч гектар. На его территории проживает около 130 тысяч жителей [74].

  Ленинский округ имеет хорошо развитую инфраструктуру (Табл. П.9.12). Сегодня на территории Ленинского округа Тюмени находятся самые крупные предприятия города, растут и развиваются современные жилые кварталы. Полным ходом идет благоустройство симпатичных придомовых двориков, парков и скверов. В прошлом году по случаю дня города, на территории округа был запущен целый каскад великолепных фонтанов, состоящий из двух прямоугольных и трех круглых бассейнов. Управа Ленского округа активно занимается асфальтированием дорог в поселках Антипино, Мыс, Матмассы и Тура, которые входят в его состав. Особое значение предается администрацией строительству игровых площадки и других мест отдыха детей.

     Самой основной задачей управы является благоустройство, озеленение и текущее содержание территории округа. В 2010 году главной  работниками муниципальных служб  была произведена массовая посадка  зеленых насаждений, цветов, деревьев и декоративных кустарников во всех парках, улицах и скверах округа. Вообще на территории округа расположено 96 парков, скверов и зеленых зон.

   Общая протяженность улично-дорожной сети Ленинского округа составляет 222,7 км. На обслуживании управы находится 166,7 км дорог, из них 34,2 км – межквартальные проезды [75].

  В содержание автомобильных дорог входит ежедневная уборка проезжей части, тротуаров, обочин и газонов. Обслуживание улично-дорожной сети и межквартальных проездов на территории округа в 2010 году осуществляло ООО «Дорожник». Также осуществлялось содержание ливневой канализации, протяженность которой составляет 20,5 км.

  С целью обеспечения безопасности дорожного движения производился ремонт и содержание дорожных знаков и ограждений. За отчетный период было установлено 270 дорожных знаков, 398 п.м  ограждений. Нанесена горизонтальная разметка на 302,5 кв. м.

  На территории Ленинского округа в многоквартирной и индивидуальной жилой застройке расположено 278 контейнерных площадок.

  В постоянном режиме квартальными имущественных комплексов проводится работа по заключению хозяйствующими субъектами договоров на сбор и вывоз ТБО, разработаны маршруты и графики по вывозу мусора.

   Все вышеперечисленные данные говорят о том, что постепенно Ленинский округ становится одним из самых комфортных и безопасных мест проживания горожан. Но на взгляд автора работы, чтобы еще больше убедиться в комфортности проживания населения в данном округе, следует заострить свое внимание и проанализировать такие показатели комфортности как  транспортная доступность и доступность жилья, так как именно они имеют  весомое значение при определении уровня комфортности.

  1)Транспортная  доступность.

     От  правильности выбора маршрута и его  доступности зависит степень  удовлетворения потребности населения  в перевозках.

     Многие  десятилетия промышленность, торговля и культурная жизнь наиболее активно  развивались там, где существовали самые благоприятные возможности  для перемещения людей и товаров. Совершенствование транспортной инфраструктуры и рациональная организация грузовых и пассажирских потоков - необходимое  условие полноценного, многостороннего  развития комфортности проживания горожан.  Помимо очевидных преимуществ (вроде  сокращения потерь рабочего времени, вызванных  перемещениями по городу, улучшения  экологической обстановки, повышения  качества жизни в городах) развитие городского транспорта и транспортной инфраструктуры является прямо или  косвенно ключом к решению большинства  проблем современных городов [54].

     Транспортная  доступность Ленинского округа является довольно высокой. На сегодняшний день маршрутная сеть  пассажирского  транспорта данного округа  включает в себя более 50 маршрутов. Основу парка  пассажирского транспорта составляют автобусы и маршрутные такси особо  малого и большого класса вместимости: М2 (особо малой и малой вместимости) и М3 (средней, большой, особо большой  вместимости). Таким образом, общее  количество транспортных средств, работающих на маршрутах Ленинского округа, составляет свыше 300 единиц, что является достаточным  в условиях существующей маршрутной сети.

     В 2011году, по предложению депутата городской  думы, Юрия Бондарчука, была внедрена новая  концепция организации движения общественного транспорта по ул. Харьковской и Елизарова: «В этом районе проживают более 20 тыс. тюменцев, многие из них пожилого возраста. Мы не должны допустить того, чтобы жители остались без транспортной развязки», - уточнил он. Это позволило увеличить удобство передвижения населения по заданному маршруту [76].

     Для того, чтобы добраться до центра города из разных уголков Ленинского округа,  в среднем жители тратят  20-25 минут (Табл. П.12.9), что говорит о достаточной комфортности и доступности передвижения. 

  Картосхемы транспортной доступности центра и отдельных районов дают представление о дифференциации территории, а, соответственно, и населения, по времени достижения определенных частей города. Транспортная доступность центра города равна среднему времени его достижения всеми способами передвижения с учетом интервалов движения транспортных средств в «час пик» и долей каждого вида транспорта в суточных перевозках пассажиров [77].

     Общепризнанным  постулатом является измерение транспортной доступности затратами времени, необходимого на проезд из конкретной точки города до внешних границ центра.

     Ранжированные значения транспортной доступности  могут считаться обоснованным критерием  оценочного зонирования территории города, поскольку они представляют собой количественное выражение  степени пространственного рассредоточения. Интервалы значений целесообразно  принять равными 30 мин., что позволяет  обеспечить рациональные размеры зоны. Таким образом, фрагментация городского пространства по критерию транспортной доступности имеет следующий  вид [88]:

    I зона  – 0 мин (центр города);

    II зона - до 30 мин;

    III зона - от 30 мин. до 1 часа;

    IV зона - от 1 часа до 1 часа 30 мин.;

    V - зона - от 1 часа 30 мин. до 2-х часов;

    VI зона - свыше 2-х часов. 
     
     
     
     
     

Рис.7 карта Ленинского округа г. Тюмени [89]

     Проранжировав территорию Ленинского округа видим, что  к I зоне не относится ни один район,

       IIзона - Тарманы, Матмасы, лесобаза,КПД

Информация о работе Исследование комортности жизнедеятельности населения