Использование социологических исследований в СО

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы является изучение методов социологических исследований на примере агентства маркетинговых коммуникаций «Ре-брейн». Необходимо понимать, для каких ситуаций и проблем, какой метод является наиболее подходящим. Для этого, необходимо определить ряд задач, без которых, невозможно достижение данной цели.
Основные задачи теоретической части:
Изучение программ социологического исследования
Анализ классификации социологических методов
Изучение методов сбора социологической информации

Содержание

Введение …………………………………………………………….……...3

Глава 1. Применение социологических методов исследования в PR…...4
1.1 Программа социологических исследований……………................................................……………..........4
1.2 Методы сбора социологической информации.……………...…..........9
Вывод по главе 1…………………………………………………………...25
Глава 2. Проведение социологического исследования в рамках pr-деятельности на примере коммуникационного агентства “ Ре-брейн”..28
2.1 Факт-лист……………………………………………………………….28
2.2 Корпоративная культура………………………………………………34
2.3 Разработка программы социологического исследования корпоративной культуры в компании «Ре – брейн»……………………………………….37
Выводы по главе 2 ………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………..42
Список используемой литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Использование социологических методов в СО.docx

— 332.28 Кб (Скачать)

 

Как было выяснено ранее,  в агентстве маркетинговых коммуникаций Ре – брейн существует явная проблема с корпоративной культурой. Теперь  необходимо составить метод диагностики данной проблемы.

В первой главе автор выделил  программу социологических исследований, которую предложил Ядов В.А.  Его  программа подразумевает два  раздела: методологический и процедурный.

Начнем с методологического  раздела.

  1. Сформулируем проблему, определим объект и предмет исследования.

Проблема: Отсутствие Корпоративной культуры в компании Ре-брейн

Объект исследования: постоянные сотрудники компании «Ре-брейн».

Предмет исследования: отношения между сотрудниками компании и отношение сотрудников к компании, отношения руководства к сотрудникам, отношения сотрудников к руководству.

  1. Определим цели и задачи исследования.

Цель: изучить проблему корпоративной  культуры и оценить ее значение для  компании «Ре-брейн» в целом.  выяснить, как она влияет на сотрудников компании «Ре-брейн».

Задачи:  изучить внутреннюю документацию, проведение  интервью руководства и сотрудников, на основе полученной информации, выделить основные элементы корпоративной культуры, проведение наблюдения для поверки истинности поученной информации.

Далее необходимо уточнение  и интерпретация основных понятий.

  1. В рамках данной темы необходимо раскрыть основные понятия PR, Корпоративный PR, Корпоративная культура.

Институт общественных отношений (IPR), созданный в Великобритании в 1948 году, под PR понимает планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью [17, с. 24].

Корпоративный PR - «Задачей внутрикорпоративного пиара является создание благоприятных и доверительных отношений руководства компании с персоналом на всех уровнях управления. Важно также помнить, что работники компании – это носители образа компании, поэтому важной составляющей внутреннего PR является корпоративная культура» [4, с. 168].

Корпоративная культура - «Корпоративная культура - философия, определяющая политику организации в отношении служащих и заказчиков» [11, с. 156].

 

  1. Предварительный системный анализ объекта исследования.

Постоянный штат сотрудников  компании «Ре – брейн» состоит из 5 человек:  генеральный директор, исполнительный директор, маркетолог, PR – менеджер, координатор BTL – проектов.

Подчиненные в компании «Ре  – брейн» являются преимущественно студентами, либо специалистами с высшими образованиями.  Поскольку они находятся на начальной стадии развития своей карьеры, Ре – брейн является первым местом работы по специальности, поэтому главной мотивацией для работы в этой компании является получение официального опыта, закрепленного в трудовой книжке. Стоит отметить, что делегирование полномочий носит формальный характер, поэтому время от времени сотрудникам приходится реализовывать проекты, которые напрямую не относятся к их должностным обязанностям. Оплата работников состоит из фиксированной части и процентов от реализованных проектов. Довольно часто, сотрудники вынуждены задерживаться на работе для того, чтобы выполнить работу в срок. Важен тот факт, что переработка никаким образом не поощряется.

Что касается руководства, то они представляют собой людей, которые  старше 26 лет и имеют высшее образование.  Они ведут довольно лояльную политику в отношении своих сотрудников. С пониманием относятся к тому, что многие из низ студенты и им необходимо время для учебы.

  1. Развертывание рабочих гипотез.

Гипотеза: корпоративная культура в компании «Ре-брейн»  находится на стадии разработки и  практически не функционирует.

Следствия:

    • Текучесть кадров  является результатом отсутствие корпоративного единства.
    • Сотрудники  не отождествляют себя с компанией «Ре-брейн».
    • Сотрудники не имеют мотивации для работы, отсюда, плохая результативность.
    • Руководство  не имеет возможности выяснить внутрикорпоративные проблемы.

После того, как мы закончили  работу над методологическим разделом, необходимо перейти к процедурному разделу программы.

Процедурный раздел программы:

  1. Принципиальный план исследования.

Для исследования проблемы корпоративной  культуры агентства «Ре – брейн» автор выбрал описательный план, поскольку является сотрудником данной компании.

План исследования выглядит следующим образом:

- Изучение внутренних  документов компании, таких как  корпоративный кодекс, корпоративные  стандарты и.т.д.

-Проведение интервью с  руководством компании.

-Проведение интервью с  сотрудниками компании.

-Проведение включенного  наблюдения для проверки полученной  информации и подробного описания  корпоративной культуры.

7.  Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

Единицей наблюдения является постоянный сотрудник компании Ре-брейн. Никаких ограничений нет, поскольку это не является целесообразным,  ввиду того, что агентство маркетинговых коммуникаций «Ре – брейн» состоит из 5 человек.

  1. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Для изучения проблемы отсутствия корпоративной культуры в агентстве  «Ре – брейн» автор выбрал следующие методы социологических  исследований: интервью и метод включенного наблюдения.

Интервью будет проводиться  отдельно  с руководством и отдельно с сотрудниками компании, поскольку  вопросы для одной и для  другой группы будут различаться. (Приложение 1 и 2). Этот метод был выбран неслучайно, поскольку интервью можно провести в виде неформальной беседы для получения  наиболее объективных и соответствующих  действительности данных.

Плюсы данного  метода:

1.быстрое и не требующее особых  затрат представление общей качественной  картины                                                    использования методов прикладной  социологии в деятельности компании;

2.личный контакт с сотрудниками  компании

3.возможность выхода на новые  аспекты обсуждаемой проблемы;

4.возможность расширить круг  обсуждаемых вопросов;

5.возможность менять ход интервью  в зависимости от ситуации.

6. возможность наблюдать за  эмоциями и отслеживать искренность  ответов.

 

  Минусы данного метода:

1.возможность влияния личности  интервьюера на респондента и,  как  следствие, получение необъективной  информации;

2.Наличие в ответах большого  количества лишней  информации.

Как видно, интервью имеет больше достоинств, чем недостатков, поэтому данный метод  исследования подходит для  изучения проблемы корпоративной культуры. Но одного метода недостаточного, для  того, чтобы основываясь на его  результатах делать какие – либо выводы. Все результаты необходимо перепроверять, именно поэтому следующим  методом социологического исследования выбрано включенное наблюдение. Автор  является частью коллектива, которого собирается исследовать. Как было выяснено ранее, наблюдение предполагает предельное внимание со стороны исследователя, а также наличие карточки наблюдений(Приложение №3).

Данный метод выбран неслучайно. После проведения интервью, мы получим  определенное представление по проблеме корпоративной культуры. Наблюдение поможет обратить особое внимание на спорные моменты, а также удостовериться в тех данных, которые кажутся  нам очевидными.

Безусловно, этот метод, как и любой  другой, имеет свои достоинства и  недостатки.

Плюсы данного метода:

  1. высокая точность путем устранения отвлекающих и иных препятствующих факторов, 
  2. невозможность скрыть реальные эмоции.  
  3. Работа с фактами

Недостатки данного метода:

  1. Субъективность оценки исследователя.
  2. Затрачивает много времени, поскольку корпоративные отношения невозможно отследить за один день.

Как видно метод наблюдения наиболее удобен для исследования корпоративной  культуры. Недостатки у данного метода, безусловно, есть, но,  если иметь  их ввиду, можно снизить риск субъективности в оценках.

Таким образом, стоит сделать вывод  о том, что самое главное в  проведении социологических исследований, это грамотно выстроенная программа. Точное определение цели, правильно  выделенные задачи, верный выбор объекта  и предмета исследования, четко сформулированная гипотеза, грамотный выбор методов  социологических исследований –  все это является залогом успешного  проведения исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Выводы по главе 2

Главной целью 2 главы было практическое применение  теоретических знаний, которые были получены ранее. Таким  образом, необходимо было изучить определенную компанию, исследовать ее, определить проблему, а потом, исходя из этой проблемы, составить программу социологического исследования.

Для исследования была выбрана компания «Ре – брейн». Коммуникационное агентство Re-brain существует на петербургском рынке рекламных услуг с 2009 года. В агентстве маркетинговых коммуникаций «Ре-брейн» нет четко выраженной организационной структуры. В агентстве существует несколько отделов: отдел маркетинга, отдел координации BTL, отдел PR. Как выяснилось, штат сотрудников данной компании насчитывает 5 человек,  а также, наблюдается проблема текучести кадров, эти и многие другие факторы привели к выводу о том, что в агентстве существуют серьезные проблемы с корпоративной культурой.

После того, как была определена проблема, необходимо было углубиться в нее  и понять ее суть, именно этому и  был посвящен отдельный параграф второй главы. Изучив литературу, автор  выяснил, что корпоративная культура дает людям возможность отождествлять  себя организацией, воспитывает чувство  приверженности, ответственности за все происходящее, осознавая важности коммуникаций, создает основу для  стабильности, экономит  средства предприятия  и  увеличивают капитализацию, т.е стоимость ведения всего бизнеса.

Далее были изучены инструменты  корпоративной культуры. В итоге  был сформулирован вывод о  том, что корпоративная культура нужна для того, чтобы мотивировать сотрудников к дальнейшей работе.

После того, как была собрана полная информация о корпоративной культуре, необходимо было составить программу  социологического исследования. За образец  автор взял программу, разработанную  Ядовым В.А. Для исследования проблемы  отсутствия корпоративной культуры в компании «Ре – брейн» были выбраны такие методы исследования, как интервью и включенное наблюдение, поскольку автор является сотрудником данной компании. Также, интервью было решено разделить на два вида: интервью руководителей и интервью подчиненных, поскольку, как правило, мнение этих сторон по одному и тому же вопросу расходятся.

Таким образом, подводя итог, автор  сделал вывод о том, что самое  главное в проведении социологических  исследований, это грамотно выстроенная  программа. Точное определение цели, правильно выделенные задачи, верный выбор объекта и предмета исследования, четко сформулированная гипотеза, грамотный  выбор методов социологических  исследований – все это является залогом успешного проведения исследования.

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. .Беленкова А.А. PRостой пиар. – М.: НТ Пресс, 2007
  2. Азарова Л.В. «Паблик рилейшенз», учебное пособие, Санкт-Петербург, 1998.
  3. Алмазов Б.А, Словарь терминов и персоналий по курсу «Связей с общественностью  в физической культуре,  рекреации и спорте».-СПБ.:ГУФК им.Лесгафта, 2008.
  4. Антонов А.В. «Информация: восприятие и понимание» Киев, Наукова думка, 1988.
  5. Елсуков А.Н. «Социология» Минск, ТерраСистемс, 2000.
  6. Катлип С. и др. «Паблик рилейшнз: теория и практика», 8-е издание. Пер с англ. Уч.пос., М., СПб, Киев, изд.Вильямс, 2001.
  7. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью:учебное пособие для высшей школы.-М.: Академический проект,2009.
  8. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М.: – «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001.
  9. Кочеткова А.В, Филиппов В.Н, Скворцов Я.Л, Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. – СПБ.: Питер, 2006. 
  10. Лавриненко А.Н. «Социология – наука об обществе» М., Гардарики,1999.
  11. Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организацией: Учебник. — М.: ТОО «Люкс-арт», 2002
  12. Моисеев В.А. «Паблик Рилейшнз: теория и практика» М.; ООО «ИКФ Омега», 2001.
  13. Осипов Г.В. «Рабочая книга социолога», М.: КомКнига, 2006
  14. Современный словарь иностранных слов. М.,1992.
  15. Федотова Л.Н. «Паблик рилейшнз и общественное мнение», СПб, Питер, 2003г.
  16. Фролов С.С. «Социология» М., Гардарики, 2005.
  17. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. «Связи с общественностью: теория и практика», М: Дело, 2003
  18. Шишкина М.А, Филатова О.Г, А.Д. Кривоносов, Основы теории связей с общественностью.-СПБ.:Питер,2011
  19. Ядов В.А. «Социологическое исследование: методология, программа, методы» М. Наука    1987.

Другие источники

  1. http://sv27.com/content/view/3338/118/
  2. lib.socio.msu.ru/l/library
  3. http://md-marketing.ru/articles/html/article23197.html
  4. Энциклопедия социологии ((http://slovari.yandex.ru/sociology)

 

 Приложение  №1

        Вопросы  для проведения интервью руководителей

 

  1. На Ваш взгляд, что такое корпоративная культура?
  2. Есть ли  в Вашей компании корпоративная культура?
  3. Каковы роль и функции корпоративной культуры в Вашей компании?
  4. Предусмотрен ли в Вашей компании единый письменный корпоративный документ? Если да, то о чем в нем говорится?
  5. Каковы основные ценности и нормы Вашей компании?
  6. Существуют ли у Вашей компании девизы и лозунги, в лаконичной форме отражающие ориентиры и установки компании? Приведите примеры.
  7. Проводятся ли в Вашей компании корпоративные мероприятия? Расскажите о них.
  8. Откуда сотрудники получают какую-либо внутреннюю  информацию?
  9. Неформальные коммуникации (беседы во время обеда, в помещениях для курения, после каких-либо мероприятий) по-вашему также важны, как и формальные (официальные)? Обоснуйте свой ответ.
  10. По-вашему, какой из способов передачи внутренней информации в Вашей компании наиболее эффективный?
  11. Каким образом руководство общается со своими подчиненными, как часто и в какой форме?
  12. Довольно ли руководство работой своих починенных? Ответ поясните.
  13. Имеют ли сотрудники Вашей компании возможность прямого контакта с «верхами», в какой форме они могут обращаться к руководству?
  14. Осведомлены ли вы о проблемах своих подчиненных? Если да, то каким образом до Вас доходит данная информация.
  15. Каким образом сотрудники общаются между собой? Как обращаются друг к другу?
  16. Мотивируете ли Вы своих сотрудников к дальнейшей работе? Если, да, то как.
  17. Как на Ваш взгляд, присутствует ли в Вашей компании атмосфера сплоченности, корпоративности духа? Обоснуйте свой ответ.
  18. Какие действия руководство планирует предпринимать в будущем для улучшения корпоративной культуры?

Информация о работе Использование социологических исследований в СО