Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:25, курсовая работа
Главной целью работы является изучение методов социологических исследований на примере агентства маркетинговых коммуникаций «Ре-брейн». Необходимо понимать, для каких ситуаций и проблем, какой метод является наиболее подходящим. Для этого, необходимо определить ряд задач, без которых, невозможно достижение данной цели.
Основные задачи теоретической части:
Изучение программ социологического исследования
Анализ классификации социологических методов
Изучение методов сбора социологической информации
Введение …………………………………………………………….……...3
Глава 1. Применение социологических методов исследования в PR…...4
1.1 Программа социологических исследований……………................................................……………..........4
1.2 Методы сбора социологической информации.……………...…..........9
Вывод по главе 1…………………………………………………………...25
Глава 2. Проведение социологического исследования в рамках pr-деятельности на примере коммуникационного агентства “ Ре-брейн”..28
2.1 Факт-лист……………………………………………………………….28
2.2 Корпоративная культура………………………………………………34
2.3 Разработка программы социологического исследования корпоративной культуры в компании «Ре – брейн»……………………………………….37
Выводы по главе 2 ………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………..42
Список используемой литературы…………………………………
Как и любой социологический метод, эксперимент имеет свои правила проведения. Таким образом, эксперимент включает 5 стадий[10,с. 78]:
Эксперименты бывают различными. Ядов В.А. [19,стр.54]предлагает следующую классификацию экспериментов.
Таблица №4
Название |
Описание |
Лабораторный |
Проводится в специальных |
Полевой |
Проводится в естественных условиях; испытуемые не обязательно знают, что участвуют в эксперименте |
Истинные |
Учитываются все требования научного метода |
Квазиэксперимент |
Нарушаются какие-либо требования научного метода |
Натурный |
Изучается реально существующая ситуация.
Ученый теоретически или по вторичным
признакам восстанавливает |
Мысленный |
Манипулирование без вмешательства |
Натуралистический |
Экспериментатор искусственно создает
необходимую для сбора |
Линейный (последовательный) |
Анализируется одна группа на предмет изменения ее состояния до и после введения независимых переменных |
Параллельный |
Изменения в контрольной группе производятся в соответствии с изменениями в экспериментальной группе |
Наблюдение как метод исследования является довольно эффективным и имеет свои достоинства и недостатки. Среди достоинств можно выделить такие, как высокая точность путем устранения отвлекающих и иных препятствующих факторов, невозможность скрыть реальные эмоции. Среди недостатков стоит отметить сложность в интерпретации поведения исследуемых, возможность исследовать лишь немногочисленную группу. Важно также учитывать, что полученные результаты имеют отношения только к исследуемой группе, на любую другую они не распространяются. К тому же, наблюдение затрачивает очень много времени.
В Public Relations эксперимент не является таким популярным методом, как те, которые были рассмотрены ранее. С помощью эксперимента можно проследить, как люди поведут себя при определенных обстоятельствах, в определенной ситуации. Например, можно выяснить какое отношение и эмоции вызывает рекламный ролик компании, для того, чтобы спрогнозировать реакцию аудитории.
Ранее мы рассмотрели методы сбора первичной информации, такие как интервью, анкетирование, фокус – группы, наблюдения. Перейдем к вторичным методам сбора информации, а именно: контент-анализ, биографический метод и коммуникационный аудит. Начнем с первого, а именно, контент – анализа.
По Чумикову А.Н. и Бочарову М.П.[ 17, стр.270 ], «контент-анализ» – систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. Контент-анализ снабжает нас методом - вернее, серией методов, - с помощью которого мы можем обобщать те или иные материальные проявления поведения и отношений различных типов политических субъектов.»
По Катлипу и Сентеру «контент-анализ[ 6, стр. 248 ] – методика объективного количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации . Эта методика включает в себя составление диаграмм или подсчет выпадения либо совпадения частных величин, относящихся к совокупности предопределяемых категорий. С помощью этого метода исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Контент-анализ может документально, с помощью объективных, количественных индикаторов показать, являются ли наши смутные ощущения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными. Он поставляет воспроизводимые, точные результаты на основании исследования текста.
Как видно из определений контент – анализ – это сложный и трудоемкий процесс. Безусловно, данный метод должен обладать некоторой формулой, по которой можно высчитать результаты данного анализа. . Антонов А.В предлагает следующую формулу для оценки "удельного веса" смысловых категорий в общем объёме текста .[3, стр. 15]
Укс - "удельный вес" данной смысловой единицы
Кгл - число случаев, когда смысловая единица оказалось главной
Квт - число случаев, когда та же единица оказывается второстепенной
Мы выяснили, каким образом можно измерить результат контент – анализа, теперь необходимо рассмотреть явные достоинства и недостатки данного метода. Для этого рассмотрим таблицу №
У этого метода, как и у любых других, есть достоинства и недостатки. Краткая их характеристика приведена в таблице №5 [6, стр. 297] : Таблица №5
|
Подводя итог, стоит отметить, что контент – анализ позволяет обрабатывать большие массивы информации, проводить точные измерения. Подобный метод отлично подходит для исторических исследований. Сложность данного метода заключается в том, что исследователю тяжело интерпретировать написанный текс, поскольку автор мог вкладывать в него совершенно иной смысл. К тому же, многие документы заведомо фальсифицируют. Таким образом, необходимо понимать и правильно оценить пользу данного метода прежде, чем применять его в исследовании.
В PR данный метод используется довольно активно. В частности, мониторинг СМИ не может обойтись без контент – анализа. Его используют для выявления отношения к компании, к личности, для того, чтобы в соответствие с этим выстраивать дальнейшую PR – политику.
Рассмотрим еще один метод сбора вторичной информации. Биографический метод, особе внимание которому уделяют В.Г. Королько [8, с.98] и В.А. Ядов [19, с 115], направлен на исследование "истории" индивидуальной жизни человека.
Согласно «Энциклопедии
Биографический метод
Ярким примером использования биографического метода в связях с общественностью являются предвыборные кампании, когда исследование биографии кандидатов становится особенно ценным. Подобный метод используется для разных целей. В одном случае для того, чтобы повысить в глазах избирателей того или иного депутата, в другом случае, для того, чтобы, напротив, очернить его перед общественностью.
Информационный и коммуникационный аудит
Перейдем к последним методам сбора вторичной информации, а именно к информационному и коммуникационному аудиту. Прежде, чем приступить к описанию данного метода, необходимо разобраться с двумя понятиями, а именно: информация, коммуникация и аудит.
Как сообщает словарь терминов и персоналий по курсу связей с общественностью, коммуникация - это обмен различными представлениями, идеями, интересами и настроениями[2, с.162]. Информация – сообщение о чем – либо. Что касается аудита, то он определяется как проверка любой деятельности.
Суммируя два понятия в одно,
можно сказать, что коммуникационный/
Чумиков А.Н и Бочаров М.П говорят о том, что информационный аудит – это анализ массива средств массовой информации ,включая пространство Интернета, в целях получения ориентиров для составления информационной стратегии организации или персоны [17. С.79]
После того, как мы определили, что означает данное понятие, необходимо изучить его суть и понять, чем данный метод отличается от других.
Основной целью
Главным источником материалов для информационного аудита являются СМИ. В качестве итогового документа обычно фигурирует медиапортрет – образ исследуемого объекта. Для того, чтобы правильно составить медиапортрет, необходимо использовать следующую схема анализа:
По итогам информационного аудита, компания разрабатывает стратегию информационного присутствия. Но довольно часто, для полноты анализа и глубины стратегии требуется проведение коммуникационного аудита.
Теперь необходимо определиться с понятием коммуникационный аудит. Он предполагает изучение наличия знания персоналом информации о миссии, истории, структуре организации; биографии ведущих руководителей; специфики восприятия информации о ее товарах и услугах. [17.с.83]
Таким образом, стоит отметить, что данные методы очень схожи по своей сути. Они различаются лишь тем, что информационный аудит отслеживает внешнюю информацию, а коммуникационный внутреннюю. Не трудно заметить сходство инфоаудита с контент – анализом. Но в отличие от контент – анализа, инфоаудит опирается на мнения, которые иногда представлены не в официальных источниках.
Данный метод очень интересен и эффективен. Он может включать в себя другие первичные методы сбора информации, как анкетирование, интервью. Данный метод не является дорогим, но требует много времени. Также, стоит отметить субъективность мнений различных СМИ и интернет – порталов.
В СО данный метод используется для изучения мнения об организации, в целях формирования позитивного имиджа, а также для изучения проблемы корпоративной культуры.
Проанализировав различные методы исследования, можно сформулировать следующий вывод: не существует идеального метода, для каждой проблемы необходимо подбирать свой, а после получения результатов необходимо анализировать и перепроверять их.
Наглядно увидеть все
Таблица №6
Метод сбора информации |
Достоинства |
Недостатки |
Интервью |
Этот метод дает
возможность следить за . |
Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов |
Анкетирование |
Позволяет в кратчайшие сроки получить большой массив информации, а также производить точные расчеты, сопоставления и измерения. |
Среди недостатков можно отметить отсутствие личного контакта с испытуемым, отсюда проблема искренности ответов, поскольку исследователь не может быть уверенным на 100%, что имеет дело с реальным мнением. |
Фокус-группа |
Данный метод дает возможность свободно дискутировать в группе улучшает качество получаемой информации, возможность получить в короткое время информацию от большого числа людей, отсутствует влияние модератора на группу опрашиваемых, в связи с более раскрепощённой обстановкой снимаются психологические барьеры и реакции опрашиваемых становятся более эмоционально окрашенными, групповое взаимодействие позволяет ознакомиться с различными точками зрения;
|
Данный метод является очень дорогим, поскольку подразумевает специально оборудованное помещение. К тому же, особое отношение, приятные люди, хорошая атмосфера – все это может подкупить участников фокус-группы, что в свою очередь ведет к искажению мнений и неискренности. К тому же, нельзя приписывать мнение небольшой группы людей большой массе. |
Наблюдение |
Данный метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Дешевизна - обычный атрибут, присущий этому методу. невозможность скрыть реальные эмоции. |
Среди недостатков стоит отметить сложность в интерпретации поведения исследуемых, возможность исследовать лишь немногочисленную группу. Важно также учитывать, что полученные результаты имеют отношения только к исследуемой группе, на любую другую они не распространяются. К тому же, наблюдение затрачивает очень много времени.
|
Эксперимент |
Среди достоинств можно выделить такие, как высокая точность путем устранения отвлекающих и иных препятствующих факторов, невозможность скрыть реальные эмоции. |
Дорогостоящий метод исследования; Невозможность повторения или существования экспериментальной ситуации в действительности |
Анализ документов (Контент – анализ) |
Подводя итог, стоит отметить, что контент – анализ позволяет обрабатывать большие массивы информации, проводить точные измерения. Подобный метод отлично подходит для исторических исследований. |
Сложность данного метода
заключается в том, что исследователю
тяжело интерпретировать написанный текс,
поскольку автор мог |
Биографический метод |
Биографический метод позволяет проникнуть в ситуацию, содержит детали, которые можно использовать в дальнейших исследованиях [5, с.104] |
недостатками [5,с.104;12, с.114] являются сложность обобщающих выводов, частая нехватка научной строгости, скрупулезности. Биографические исследования требуют затрат времени, обработки большого количества данных, представленных бессистемно. |
Коммуникационный аудит |
Данный метод очень интересен и эффективен. Он может включать в себя другие первичные методы сбора информации, как анкетирование, интервью. Данный метод не является дорогим. |
Данный метод требует много времени. Также, стоит отметить субъективность мнений различных СМИ и интернет – порталов. |
Информация о работе Использование социологических исследований в СО