Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:25, курсовая работа
Главной целью работы является изучение методов социологических исследований на примере агентства маркетинговых коммуникаций «Ре-брейн». Необходимо понимать, для каких ситуаций и проблем, какой метод является наиболее подходящим. Для этого, необходимо определить ряд задач, без которых, невозможно достижение данной цели.
Основные задачи теоретической части:
Изучение программ социологического исследования
Анализ классификации социологических методов
Изучение методов сбора социологической информации
Введение …………………………………………………………….……...3
Глава 1. Применение социологических методов исследования в PR…...4
1.1 Программа социологических исследований……………................................................……………..........4
1.2 Методы сбора социологической информации.……………...…..........9
Вывод по главе 1…………………………………………………………...25
Глава 2. Проведение социологического исследования в рамках pr-деятельности на примере коммуникационного агентства “ Ре-брейн”..28
2.1 Факт-лист……………………………………………………………….28
2.2 Корпоративная культура………………………………………………34
2.3 Разработка программы социологического исследования корпоративной культуры в компании «Ре – брейн»……………………………………….37
Выводы по главе 2 ………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………..42
Список используемой литературы…………………………………
Министерство образования Российской Федерации
Санкт - Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Открытый факультет
Кафедра связи с общественностью
Курсовая работа по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью»
Тема: «Использование социологических исследований в СО»
Студент: Ярощук Илона Артуровна, группа №9842
Руководитель: Ранчин А.В
Содержание
Содержание …………………………………………………………….......
Введение …………………………………………………………….……...
Глава 1. Применение социологических методов
исследования в PR…...4
1.1 Программа социологических исследований…………….............
1.2 Методы сбора социологической информации.……………...…..........
Вывод по главе 1…………………………………………………………...25
Выводы по главе 2 ………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………….48
Приложение 2……………………………………………………………….49
Приложение 3………………………………………………………………..50
Исследования имеют огромное значение для специалиста по связям с общественностью. Они помогают изучить и проанализировать различные социальные явления или события. Благодаря им, PR – специалист может распознать существующие проблемы, определить их происхождение, возможные последствия, а также определять пути их решения. Все это является неотъемлемой частью его деятельности. Именно поэтому данная проблема является очень актуальной.
Главной целью работы является изучение методов социологических исследований на примере агентства маркетинговых коммуникаций «Ре-брейн». Необходимо понимать, для каких ситуаций и проблем, какой метод является наиболее подходящим. Для этого, необходимо определить ряд задач, без которых, невозможно достижение данной цели.
Основные задачи теоретической части:
После выполнения данных задач, необходимо применить изученный теоретический материал на примере реальной компании. Для данной цели была выбрано агенство маркетинговых коммуникаций Ре – брейн.
Основные задачи практической части:
Глава 1. Применение социологических методов исследования в PR
Любое социологическое исследование имеет свою программу. Без этого исследование проблемы становится невозможным или нецелесообразным. В данном параграфе мы рассмотрим различные программы социологических исследований, а также классификации этих исследований.
Для подготовки данного материала были изучены следующие авторы: В.А Ядов, В.Г. Королько, Г.В. Осипов, А.Н. Елсуков, С.С. Фролова, А.В. Антонова, Кочеткова А.В, Филиппов В.Н, Скворцов Я.Л, Тарасов А.С. проанализировав которых, автор пришел к выводу, что каждый из них по-разному классифицирует социологические исследования и каждый из них по – своему прав. Нет идеальной и универсальной классификации, исследователь должен выбрать то, что удобно именно ему. Автор выделил для себя первичные и вторичные исследования, т.к они довольно просты и понятны. Любой метод подходит либо под одну, либо под другую категорию, поскольку исследователь всегда знает, с какого рода информацией он имеет дело: первичной или вторичной. Что касается программы социологического исследования, то наиболее подробной и интересной представляется программа Ядова В.А, поскольку она дает целостное представление об изучаемой проблеме.
Прежде, чем приступить к программе социологических исследований, необходимо определиться с понятием исследование. Как сообщает Современный словарь иностранных слов, исследования – это комплекс взглядов, идей и представлений, направленных на объяснение какого – либо явления и дающих целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. [14,с. 602]
После того, как стало известно, что означает понятие исследование, необходимо разобраться в социологических исследованиях, поскольку именно они представляют наибольший интерес для PR – специалистов.
Программа социологического исследования призвана ответить на два основных вопроса.
Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С указывают на то, что социологические исследования начинаются с процесса целеполагания. Для достижения
результата, необходимо четко
формулировать цель, а для
того, чтобы это сделать это
качественно в программе
Цели исследования определяют тип и способ выборки. Затем, необходимо определиться с объектом исследования. Как сообщает интернет – портал lib.socio, объект исследования в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком - люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. После этого выдвигается гипотеза и формируется стратегический план в соответствие с целями и задачами.
Рассмотрим программу социологического исследования другого автора. Ядов В.А убежден том, что тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования. Программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы .[19, с. 22]
Методологический раздел программы:
1.Формулировка проблемы,
определение объекта и
2. Определение цели и постановка задач исследования.
3. Уточнение и интерпретация основных понятий.
4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
5. Развертывание рабочих гипотез.
Процедурный раздел программы:
6. Принципиальный (стратегический) план исследования.
7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
8. Набросок основных процедур
сбора и анализа исходных
Нетрудно заметить, что представленные программы очень похожи и во многом переплетаются. Автору больше импонирует программа Ядова В.А, поскольку она более подробная и требует обоснования каждого шага исследователя. Но для того, чтобы провести эффективное социологическое исследование и правильно составить программу необходимо понимать, какие виды исследований вообще существуют.
Различают следующие социологические методы исследования:
Цель: содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
Направлены на практическое
решение достаточно ясно
Помимо теоретико – прикладных и прикладных существуют теоретические и эмпирические. Елсуков А.Н. [5, стр. 57] к теоретическим исследованиям относит те, которые имеют решающее значение, глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.
В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Однако эмпирическое и теоретическое исследования – две стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие друг друга. В свою очередь эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественном, так и в качественном подходе. [5, стр. 57].
В.Г. Королько[8, стр. 219]. разделяет на качественные и количественные формальные методы. Формальные методы требуются для сбора данных от научно сформированных репрезентативных выборок. Они помогают ответить на вопросы, касающиеся ситуаций, в применении к которым неформальные подходы являются недостаточно адекватными. Неформальные – проводятся без соблюдения определённых правил и процедур, требующих от исследователя точно копировать исследовательский процесс
В качестве примеров неформальных наблюдений В.Г. Королько приводит «ненавязчивые» наблюдения, эксперименты, опыты, не предусматривающие вмешательства в чьи-то или какие-то дела, журналистские расследования, коммуникационный аудит, аудит общественного мнения, анализ паблисити и др.».
Нетрудно заметить, что многие авторы делят исследования на количественные и качественные, считая подобную классификацию довольно удобной.
Рассмотрим таблицу №1, чтобы наглядно увидеть отличия количественных методов исследования от качественных.[13, стр.127]:
Таблица №1
Количественные методы исследования |
Качественные методы исследования |
1. направлены на большие аудитории (опрос 1000 человек) |
1. работа производится с малыми группами или индивидуально |
2. направлены на получение рационализируемой информации, на информацию о фактах |
2. направлены на получение подсознательной, эмоциональной информации |
3. обработка результатов исследования представляет собой статистические процедуры, в результате которых появляются таблицы, графики, гистограммы |
3. обработка результатов осуществляется в виде цитат, значимых высказываний, далее определяется причина расхождения или сходства мнений респондентов |
4. ориентированы на получение фактической информации на то, что произошло в прошлом или происходит сейчас |
4. ориентированы на моделирование ситуации |
Исследования, также делят на первичные, они же полевые, методы исследования и вторичные, или кабинетные. Первые направлены на сбор начальной информации и применяются, как правило, на этапе планирования кампании в СО ипрогнозирования ее результатов. Соответственно, вторичные, или кабинетные, представляют собой поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации (“исследование за письменным столом”). Они используются на этапе проведения кампании и ориентированы либо на подтверждение правильности выбранной стратегии, либо на применение в ряде случаев альтернативных планов действия. [9,с. 131]
Фролов С.С. и Антонов А.В. [16, стр. 58; 3, стр. 94] делят социологические исследования на разовые и повторные, в зависимости от того, как они проводятся, однократно или многократно. Разовые исследования дают информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Повторные исследования используют в том случае, когда необходимо выявить динамику, изменения в их развитии, они могут проходить в два, три этапа и более.
Информация о работе Использование социологических исследований в СО