Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:25, курсовая работа
Главной целью работы является изучение методов социологических исследований на примере агентства маркетинговых коммуникаций «Ре-брейн». Необходимо понимать, для каких ситуаций и проблем, какой метод является наиболее подходящим. Для этого, необходимо определить ряд задач, без которых, невозможно достижение данной цели.
Основные задачи теоретической части:
Изучение программ социологического исследования
Анализ классификации социологических методов
Изучение методов сбора социологической информации
Введение …………………………………………………………….……...3
Глава 1. Применение социологических методов исследования в PR…...4
1.1 Программа социологических исследований……………................................................……………..........4
1.2 Методы сбора социологической информации.……………...…..........9
Вывод по главе 1…………………………………………………………...25
Глава 2. Проведение социологического исследования в рамках pr-деятельности на примере коммуникационного агентства “ Ре-брейн”..28
2.1 Факт-лист……………………………………………………………….28
2.2 Корпоративная культура………………………………………………34
2.3 Разработка программы социологического исследования корпоративной культуры в компании «Ре – брейн»……………………………………….37
Выводы по главе 2 ………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………..42
Список используемой литературы…………………………………
Он также указывает на то, что по характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. [16, стр. 105]
Таким образом, проанализировав данный материал, автор пришел к выводу, что программы социологических исследований очень похожи друг на друга и имеют некоторые различия в формулировках. Концепция Ядова В.А кажется наиболее удобной, понятной, поскольку в ней не упущены никакие аспекты.
Что касается классификаций
социологических исследований, тут
стоит отметить, что каждый автор
стремиться по- своему ранжировать
их. Исследователь сам должен выбрать,
какая их классификаций наиболее
удобна для него. Автор считает
первичные и вторичные
2.1 Методы сбора социологической информации.
Мы выяснили, из чего состоит
программа социологических
Для подготовки данного материала были изучены следующие авторы: Королько В.Г, Федотова Л.Н, Елсуков А.Н, Фролов С.С, Чумиков А.Н и Бочаров М.П, Ядов С.С, Осипов Г.В . В результате, автор пришел к выводу, что ….
В данном параграфе мы рассматриваем первичные и вторичные социологические исследования. В свою очередь первичные методы включают в себя:
1.Опрос (анкетирование, интервьюирование, фокус-группы)
2.Наблюдение
3.Эксперимент
4.Коммуникационный аудит
Вторичные методы включают в себя:
Остановимся на каждом из этих методов подробнее.
Опрос
Для того, чтобы начать анализ данного метода исследования, необходимо понимать что означает термин «опрос».
Королько В.Г. [8, стр. 243] считает, что «Социологический опрос — это метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной вербальной информации путём регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования»
Федотова Л.Н [15, стр. 73] определяет опросный методу исследования как метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования».
Многие исследователи такие как, Елсуков А.Н и Фролов С.С.[5,стр.89; 16,стр.55 ] характеризуют опрос как наиболее простой и доступный метод сбора первичной социологической информации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований.
Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных требований.
К основным условиям опроса Федотова Л.Н. относит[15,стр.34 ]:
1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;
2) создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих;
3) тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.
Катлип С.[6,стр.243]разделяет опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и др. . Они классифицируются по методу опроса, выборке, цели и т.д.
Исходя из всего вышесказанного, следует вывод о том, что опрос очень простой и действенный метод исследования. Он позволяет собрать и обработать большой массив информации, а также производить точные сравнения, сопоставления и измерения. Помимо достоинств этот метод имеет и некоторые недостатки. Информация, которую мы получаем от реципиентов, как правило, оказывается поверхностной. Исследователи также не могут быть уверенными в искренности получаемых ответов. При всем при этом опрос остается самым используемым методом исследования.
Рассмотрим различные виды опросов,
такие как интервью, анкетирование
и фокус-группа
Для того, чтобы проанализировать данный метод исследования, необходимо определиться с понятием «интервью».
Интервью Королько В.Г. [8, стр. 295] определяет как опрос «tet-a-tet», устную беседу исследователя и респондента.
Роли участников интервью четко определены: опрашиваемый выступает как объект исследования, другой, исследователь – как субъект. Следовательно, – исследователь нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениями в интервью чаще всего недопустим.
По мнению Ядова В.А.[19, стр. 97] у ПР-специалиста должны быть заготовлены:
1. Рабочая гипотеза, то есть представление о проблеме, ее развитии,
ее месте в изучаемом вопросе, или, если речь идет об интервью-портрете, о
главных чертах героя и так далее. Рабочая гипотеза – это по существу
обдумывание конкретных
целей интервью на новом
конкретизировать цели, вооружившись тщательным изучением предмет, будущего
собеседника.
2. Драматургический стержень беседы. Это тот центральный элемент
беседы, который должен
объединить интересы
Он позволяет разговорить собеседника, заставляет его высказаться серьезно,
не стереотипно,
увлеченно. Часто таким
идей, момент дискуссии. Который заставляет собеседника возражать,
доказывать, раскрываться в споре.
Теперь нам стало известно, что собой представляет интервью. Стоит отметить,что существуют различные виды данного метода. С.С. Фролов выделяет следующие[16,стр. 234]:
Интервью довольно распространенный метод исследования. Как и любой другой метод имеет свои достоинства и свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. Но несмотря на это, этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме, можно задавать дополнительные вопросы. При проведении интервью гораздо легче отследить искренность ответов. Таким образом, интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Подобный метод активно
Но не только интервью является эффективным методом социологического исследования, рассмотрим еще один вид опроса - анкетирование.
Ранее был рассмотрен такой метод социологического исследования как интервью. Теперь необходимо узнать, что собой представляет анкетирование. Под анкетированием Ядов В.А.[19, стр. 89] понимает письменную форму опроса, осуществляющуюся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом, наиболее распространенный способ получения информации о мнениях, склонностях и мотивах деятельности людей и среди методов сбора социологической информации анкетирование занимает доминирующее положение. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования».
Инструментарием исследования
для анкетирования является
После того, как определены понятия анкетирование и анкета, необходимо выяснить, как составляется анкета.
По мнению Фролова С.С.[16,стр.57]анкета состоит из:
а) Введение, в котором указано: кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные;
б) Вступительные вопросы
в) Заключительные вопросы: по содержанию темы должны быть сравнительно нетрудными, поскольку, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другие вопросы в закрытых вариантах.
г) «Паспортичка» занимает последнюю страницу. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса. С нее не принято начинать опрос; сведения о демографических данных опрашиваемого обычно относят в заключительную часть опросного листа. Трудные вопросы тоже не следует ставить вначале, т.к. это может отпугнуть опрашиваемого, что приведет к отказу от участия в опросе. Поэтому наиболее острые вопросы располагают в последней трети анкеты.
д) Обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, т.к. во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество!».
Ядов В.А. делит вопросы анкеты по содержанию на[19,стр.67]:
Независимо от содержания анкеты существуют основные принципы ее построения, Чумиков А.Н. выделяет следующие[17,стр.87]:
Как видно, построение анкеты имеет свои стандарты. Но стоит отметить, что при составлении анкеты необходимо учитывать разные факторы.
Анкетирование имеет свои разновидности. В зависимости от способа проведения анкетный опрос может быть: почтовым, телефонным, прессовым, раздаточным и др. Составляя анкету, нужно учитывать где и как она будет представлена.
Чумиков А.Н. и Бочаров М.П. выделяют следующие виды анкетирования [17,стр.95]:
Таблица №2
Основные классификации |
Вид анкетного опроса |
Недостатки |
Способ распространения среди о |
Почтовая анкета |
Низкий возврат (около 30%) Сложный контроль Сложность формирования репрезентативной выборки |
Прессовый (анкета публикуется в прессе) |
Очень низкий возврат | |
Раздаточный(анкета выдается интервьюером) |
||
Интерактивный (анкета высылается по электронной почте) |
Низкий возврат, однако показатель выше, чем в случае почтового или прессового анкетирования. | |
По числу опрашиваемых |
Групповой | |
Индивидуальный |
Информация о работе Использование социологических исследований в СО