Использование социологических исследований в СО

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы является изучение методов социологических исследований на примере агентства маркетинговых коммуникаций «Ре-брейн». Необходимо понимать, для каких ситуаций и проблем, какой метод является наиболее подходящим. Для этого, необходимо определить ряд задач, без которых, невозможно достижение данной цели.
Основные задачи теоретической части:
Изучение программ социологического исследования
Анализ классификации социологических методов
Изучение методов сбора социологической информации

Содержание

Введение …………………………………………………………….……...3

Глава 1. Применение социологических методов исследования в PR…...4
1.1 Программа социологических исследований……………................................................……………..........4
1.2 Методы сбора социологической информации.……………...…..........9
Вывод по главе 1…………………………………………………………...25
Глава 2. Проведение социологического исследования в рамках pr-деятельности на примере коммуникационного агентства “ Ре-брейн”..28
2.1 Факт-лист……………………………………………………………….28
2.2 Корпоративная культура………………………………………………34
2.3 Разработка программы социологического исследования корпоративной культуры в компании «Ре – брейн»……………………………………….37
Выводы по главе 2 ………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………..42
Список используемой литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Использование социологических методов в СО.docx

— 332.28 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Выводы по главе 1

В первой главе «Методология социологических  исследований»  были поставлены следующие  задачи:

  • Изучение программ социологического исследования
  • Анализ классификации социологических методов
  • Изучение методов сбора социологической информации

В первом параграфе были проанализированы различные классификации  таких авторов, как В.А Ядов, В.Г. Королько, Г.В. Осипов, А.Н. Елсуков, С.С. Фролова, А.В. Антонова.

Было выявлено, что существуют следующие виды социологических  исследований:

  • Теоретико-прикладные исследования.
  • Прикладные социологические исследования
  • Теоретические и эмпирические
  • Качественные и количественные  
  • Первичные,
  • Вторичные,
  • Разовые и повторные,
  • Панельные
  • Кагортные когда
  • Трендовые,
  • Лонгитюдные
  • Разведывательные, описательные и аналитические.

Из всех представленных классификаций, автор выделил классификацию  на первичные и вторичные исследования, поскольку считает ее наиболее оптимальной, поскольку она довольно проста и понятна. Любой метод подходит либо под одну, либо под другую категорию. Исследователь всегда знает, с какого рода информацией он имеет дело: первичной или вторичной, поэтому данная классификация будет очень удобной для него.

Определившись  с классификациями, необходимо было проанализировать методы сбора информации, как первичной, так и вторичной. Изучив специальную  литературу, автор определил достоинства  и недостатки каждого метода и  пришел  к выводу, что нет идеальных. Для исследований различных проблем, необходимы различные методы. К тому же, результаты всегда нуждаются в перепроверке.

Достоинства и недостатки каждого из методов приведены  ниже в таблице:

Таблица №7

Метод сбора информации

Достоинства

Недостатки

Интервью

 Этот метод дает  возможность следить за реакцией  интервьюируемого, его отношением  к проблеме, можно задавать дополнительные  вопросы. При проведении интервью  гораздо легче отследить искренность  ответов. Таким образом, интервью  считается наиболее точным методом  сбора социологической информации.

                                                

.

Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов

Анкетирование

Позволяет  в кратчайшие сроки получить большой массив информации,  а также производить точные расчеты, сопоставления и измерения.

Среди недостатков можно  отметить  отсутствие личного контакта с испытуемым, отсюда проблема искренности  ответов, поскольку исследователь  не может быть уверенным на 100%, что  имеет дело  с реальным мнением.

Фокус-группа

Данный метод дает возможность  свободно дискутировать в группе улучшает качество получаемой информации, возможность получить в короткое время информацию от большого числа  людей, отсутствует влияние модератора на группу опрашиваемых, в связи  с более раскрепощённой обстановкой  снимаются психологические барьеры  и реакции опрашиваемых становятся более эмоционально окрашенными, групповое  взаимодействие позволяет ознакомиться с различными точками зрения;

 

Данный метод является очень дорогим, поскольку подразумевает  специально оборудованное помещение.  К тому же, особое отношение, приятные люди, хорошая атмосфера – все  это может подкупить участников фокус-группы, что в свою очередь ведет к искажению мнений и неискренности. К тому же, нельзя приписывать мнение небольшой группы людей большой массе.

Наблюдение

Среди достоинств можно выделить такие, как высокая точность путем устранения отвлекающих и иных препятствующих факторов,  невозможность скрыть реальные эмоции.

Среди недостатков стоит  отметить сложность в интерпретации  поведения исследуемых, возможность  исследовать лишь немногочисленную группу. Важно также учитывать, что  полученные результаты имеют отношения  только к исследуемой группе, на любую другую они не распространяются. К тому же, наблюдение затрачивает  очень много времени.

 

Анализ документов

(Контент – анализ)

Подводя итог, стоит отметить, что контент – анализ позволяет обрабатывать большие массивы информации, проводить точные измерения. Подобный метод отлично подходит для исторических исследований.

Сложность данного метода заключается  в том, что исследователю  тяжело интерпретировать написанный текс, поскольку автор мог вкладывать  в него совершенно иной смысл. К тому же, многие документы заведомо фальсифицируют

Биографический метод

   

Коммуникационный аудит

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проведение социологического исследования в рамках pr-деятельности

            1. Факт – лист

Коммуникационное агентство  Re-brain существует на петербургском рынке рекламных услуг с 2009 года. Официальным днем рождения компании считается 30 июля, именно в этот день компания была официально зарегистрирована.

В агентстве  маркетинговых коммуникаций «Ре-брейн» нет четко выраженной организационной структуры. В агентстве существует несколько отделов: отдел маркетинга, отдел координации BTL, отдел PR. Соответственно, примерная организационная структура компании представлена на рисунке 1.

В компании реализован принцип  разделения административного и  производственного управления. Административное руководство осуществляет генеральный директор компании. Он решает вопросы внутреннего распорядка, материально-технического снабжения, отпусков, больничных и все остальное, не относящееся непосредственно к организации работ по выполнению проекта. Производственное управление осуществляют руководители направлений. В разные моменты времени сотрудник может подчиняться разным руководителям проектов в зависимости от того, над каким проектом он сейчас работает.

 

Рисунок 1. - Организационная структура ООО «Ре-брейн»

Должностные обязанности  сотрудников представлены в таблице №8.

Таблица №8

 Обязанности сотрудников  ООО «Ре-брейн»

Должность

Обязанности

1

2

Генеральный директор

Руководит производственно-хозяйственной  и финансово-экономической деятельностью  предприятия, неся всю полноту ответственности  за последствия принимаемых решений.

Организует работу и эффективное  взаимодействие всех сотрудников.

Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед  федеральным, региональным и местным  бюджетами, заказчиками, кредиторами.

Принимает меры по обеспечению  предприятия квалифицированными кадрами, созданию  безопасных и благоприятных  условий труда.

Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия.

Защищает имущественные  интересы в суде, арбитраже.

Главный бухгалтер

 

 

 

 

 

Обеспечивает:

полный учет поступающих  денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а  также своевременное отражение  в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;

точный учет результатов  хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в соответствии с  установленными правилами;

государственное социальное страхование, погашение в установленные  сроки задолженности банкам по кредитам;

составление достоверной  бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских  записей, представление ее в установленные  сроки соответствующим органам;

сохранность бухгалтерских  документов, оформление и передачу их в установленном порядке в  архив.

1

2

Исполнительный директор

Организует работу на предприятии  по кругу вопросов, входящих в его  функциональные обязанности;

Проверяет правильность ведения  и оформления документации;

Осуществляет ежедневный контроль готовности предприятия к  работе;

Организует и контролирует проведение рекламных кампаний;

Принимает участие в проведении инвентаризаций на предприятии;

Рассматривает жалобы клиентов, подрядчиков, принимает по ним решения;

Информирует Генерального директора  об имеющихся недостатках в работе предприятия, принимаемых мерах  по их ликвидации;

Соблюдает сам и контролирует соблюдение работниками трудовой и  производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требований противопожарной безопасности, гражданской  обороны;

Обеспечивает доведение  до сведения работников и исполнение ими распоряжений и приказов администрации  предприятия.

Менеджер по маркетингу

Анализирует рынок и системы  дистрибуции;

Анализирует деятельность по продажам и перспективы продаж;

Осуществляет маркетинговые  исследования;

Проводит исследования по связанным с областью работы вопросам;

Проводит презентации  продуктов;

Разрабатывает маркетинговую  стратегию;

Разрабатывает ценовую стратегию;

Управляет и координирует деятельность персонала;

Оценивает спрос на продукты и услуги;

Заключает контракты;

Следит за тенденциями  рынка и поведением потребителей;

Осуществляет общий финансовый анализ;

Готовит отчеты.

Бухгалтер-кассир

Выполняет работу по организации  и учету кассовых операций.

Выполняет работу по приему, выдаче и хранению наличных денег.

Ведет первичную документацию по приему и выдаче наличных денег.

Ведет на основе ведомостей выплату зарплаты работникам.

Осуществляет контроль за первичной документацией по кассовым операциям и готовит их к счетной обработке.

PR-менеджер

Организует работу по связям с общественностью и средствами массовой информации;

Руководит отделом PR-специалистов или иных подчиненных ему работников предприятия, распределяет между ними задания, контролирует выполнение поставленных перед ними задач;

Разрабатывает: стратегию  общения с представителями общественности и средствами массовой информации; общие контуры фирменного стиля  предприятия; план мероприятий по формированию или корректировке имиджа корпоративной  культуры предприятия;

Разрабатывает план проведения PR-кампаний, составляет прогнозы влияния  на имидж предприятия тех или  иных планируемых акций;

Организует пресс-конференции, брифинги, медиа-киты, бэкграунды, интервью руководителей предприятия в средствах массовой информации;

Организует подготовку пресс-релизов  о деятельности предприятия;

 

Анализирует предложения  по участию предприятия в организации  разнообразных акций (выставок, пресс-конференций, презентаций, “круглых столов”, фестивалей, благотворительных акций и пр.), дает заключение о возможности совместного  участия в PR-акциях, проводимых сторонними организациями;

Анализирует эффективность  проведенных PR-кампаний;

Анализирует PR-стратегии  конкурентов;

Представляет отчеты о  проделанной работе руководству  предприятия.

Координатор BTL-акций

Разработка и проведение BTL-акций;

Разработка документации для проведения акции;

Подбор и обучение промоутеров и супервайзеров;

Распределение промо-персонала по точкам;

Координация работы персонала;

Ведение отчетности;

Контроль проведения BTL-акций;

Проводит анализ эффективности  проведения BTL-акций.





Компания Re-brain занимается рекламной деятельностью по направлениям BTL, ATL, TTL, Event. Основным направлением деятельности агентства является проведение мероприятий по стимулированию сбыта.

На рисунке 2 представлены основные виды услуг в сфере маркетинговых коммуникаций, которые компания Re-brain предлагает своим клиентам. Также видно, какие эффекты могут быть достигнуты за счет применения данных маркетинговых инструментов.

Рисунок 2 – Услуги, предоставляемые агентством Re-brain

Проекты, проводимые агентством, могут быть отображены на диаграмме (рисунок 3).

Рисунок 3 – Проекты, проводимые коммуникационным агентством Re-brain, и их доли в общем объеме предоставляемых услуг

Агентство маркетинговых  коммуникаций Re-brain работает в секторе B2B (Business to Business – Бизнес для Бизнеса), то есть ее клиентами являются компании. В соответствии с направленностью услуг, формат клиентов отличается.

Клиенты BTL широко представлены сферой продуктов питания и напитков такими как молочные, алкогольные напитки (крепкие спиртные напитки, вина, пиво), мясо и мясные изделия, полуфабрикаты, безалкогольные напитки, хлебобулочные и кондитерские изделия, вкусовые товары (кофе, чай, специи, соусы), снеки, табачные изделия, рыба и морепродукты.

Немного меньший сегмент  клиентов представляют компании из таких  сфер деятельности как розничная  торговля  - гипермаркеты, супермаркеты, сети, в т.ч. и фармацевтические, торговля одеждой и обувью; телекоммуникационные компании, компании по производству косметики  и бытовой химии.

Но все больший круг компаний использует инструменты BTL.

Клиенты Event marketing в отличии от BTL, представлены такими сферами деятельности, как техника (бытовая, офисная и пр.), автомобильная промышленность, банки, строительные товары и строительство, страхование, энергетика, телекоммуникации, медицина, розничная торговля, различные холдинги. Небольшой сегмент компании представлен продовольственной отраслью (компании разного формата – алкоголь, мясопродукты и др.)

Клиенты Media рекламы на данный момент представлены различными компаниями, т.к. сами услуги в меньшей степени предполагают специализацию клиентов в той или иной отрасли.

Отдельной группой клиентов следует выделить агентства, преимущественно  московские. Re-brain имеет партнерские отношения с агентствами Москвы, которые выступают заказчиками услуг в Санкт-Петербурге (иногда в Северо-Западном регионе) для своего клиента. К таким клиентам относятся агентства BeeTL, City-A, Ключевое звено, PRP Group и др.

Следует отметить, что для  рекламного агентства немаловажное значение имеет наличие собственного сайта в интернете. ООО «Ре-брейн» имеет удобный сайт с хорошим дизайном, на котором коммуникационное агентство круглосуточно обеспечивает своих клиентов актуальной информацией о предоставляемых услугах и проведенных проектах.

Компания ООО «Ре-брейн» придерживается лояльной ценовой политики. Агентство вышло на рынок в кризисный 2009 год, но ценовая политика компании позволила привлечь многих клиентов.

Коммуникационное агентство ООО «Ре-брейн» пользуется рыночными методами ценообразования при определении цен на свою продукцию. Таким образом, она придерживается существующей ценовой политики, поддерживая равенство цен и предоставляя клиентам услуги, сравнимые по качеству с мультинациональными брендами, по более конкурентной цене.

Несмотря на то, что Ре – брейн предоставляет довольно широкий спектр услуг, штат сотрудников агентства насчитывает 5 человек. К тому же, в компании наблюдается довольно большая текучесть кадров, что является явным препятствием для создания корпоративного климата.  PR – отдел активно работает в направлении формирования корпоративной культуры, но на данный момент,  она находится на стадии разработки и существует лишь в виде письменных стандартов.

Не трудно заметить, что  в компании существует реальная проблема корпоративной культуры. Прежде, чем  исследовать и описывать  ее, необходимо определиться с этим понятием, выяснить,  почему так важно уделять какие  аспекты в нее входят, какие  функции выполняет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           2.2 Корпоративная культура

Проблема корпоративной культуры во многих компаниях стоит очень  остро. Многие недооценивают ее значение.  Прежде, чем говорить о свойствах  корпоративной культуры, необходимо определиться с данным понятием.

М.А. Шишкина определяет корпоративную  культуру, как совокупность ценностей, норм, мнений, которые отражаются в  поступках сотрудников на всех уровнях  организации и образуют неписаный  кодекс поведения.[19. C. 367]

По ее мнению возможными ценностями и нормами организации могут  являться [19.c.368]:

  • предназначение организации (миссия)
  • значение различных руководящих должностей и функций (важность руководящих постов, роли и полномочия отделов и служб).
  • стиль руководства и управления
  • процессы принятия решения (кто принимает решения, с кем консультируется)
  • распространение и обмен нформацией
  • характер контактов (предпочтение личным, либо письменным контактам, установившиеся правила каналов служебного общения, возможность контакта с высшим руководством.

Мы выяснили, что могут представлять собой ценности и нормы корпоративной  культуры. Теперь необходимо определить почему она так важна для организации и в чем заключается ее главная цель.

Кондратьев Э.В и Абрамов Р.Н  пишут о мотивации. Благодаря ей у работников компании появляется интерес и стимул работать хорошо. Уровень мотивации включает систему аттестаций – оценки работы персонала на основании принятых  в организации критериев; систему вознаграждений, систему социальных трансфертов (трудовых и социальных льгот); систему идентификации. [20, с. 135]

Шишкина на этот счет говорит, что  корпоративная культура дает людям  возможность отождествлять себя организацией, воспитывает чувство  приверженности, ответственности за все происходящее, осознавая важности коммуникаций, создает основу для  стабильности, экономит  средства предприятия  и  увеличивают капитализацию, т.е стоимость ведения всего бизнеса.

На данный момент мы определились с преимуществами и выгодами корпоративной  культуры. Теперь необходимо узнать, с  помощью каких инструментов можно достичь всего вышесказанного.

Как сообщает один интернет – портал, для укрепления корпоративного духа, необходимо следующее [21].

  • Лояльность с первых шагов (Непосредственный руководитель должен встретить нового сотрудника, провести его по офису, познакомить с коллегами. Идеальным средством донесения необходимой информации о компании является вводная лекция, на которой менеджер по персоналу или внутренним коммуникациям расскажет о миссии компании, истории, менеджменте, структуре, позиции на рынке, достижениях и планах на будущее).
  • Информированность персонала (новости на корпоративном, письма руководства компании о стратегических, форум по офисным вопросам, корпоративные СМИ).
  • Обратная связь с сотрудниками
  • Спорт и благотворительность
  • Публичное признание заслуг сотрудников
  • Самореализация сотрудников

Это еще не полный перечень того, что можно делать  в рамках формирования корпоративной культуры, сюда можно также отнести различного рода корпоративные мероприятия, отличительные корпоративные атрибуты (форма, значки, галстуки), мифы, легенды компани  и многое другое.

Проанализировав данный материал, напрашивается вывод о том, что  все эти мероприятия необходимо проводить для того, чтобы мотивировать  сотрудников для дальнейшего  качественного выполнения свой работы. Они должны отождествлять себя с  компанией и тогда ее успехи или  поражения они будут воспринимать, как свои личные,  и как следствие  появится интерес и желание работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Разработка программы социологического исследования корпоративной культуры в компании «Ре – брейн».

Информация о работе Использование социологических исследований в СО