Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в выявлении новых возможностей, вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных технологий.
Взаимодействие Интернета и Политики в современном мире:
Часть I
Глава 1 Свойства и возможности сети Internet
1.1. Интернет и политический процесс
1.2 Опыт электронного правительства
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет
Часть II
Глава 1 Интернет в политической жизни России
1.1. Зарождение интернет-технологий в России
1.2 Социальная основа российского Интернета
1.3 Основные акторы политического Рунета
Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий
Глава 3 Уровень присутствия в Интернете регионов России
исполнительная власть
— президент/губернатор, его администрация,
правительство субъекта и представительства
федеральных органов власти в
субъекте;
органы местного
самоуправления (городов и районов
субъекта);
законодательная власть
— госсовет/дума/
судебная власть.
Но такая развернутая
структура власти представлена на сайтах
регионов крайне редко, в основном порталы
ограничиваются исполнительной властью.
Главе субъекта (губернатору/президенту)
на портале посвящены, как правило,
отдельный сайт либо раздел. Полноценную
же структуру власти представляют на
сайте только Карелия, Татарстан
и Ханты-Мансийский автономный округ.
В большинстве случаев
Оперативная информация
— новости, планы мероприятий, календари
событий региона — достаточно
распространенный для официальных
порталов ресурс. Тем не менее, особенностью
наших региональных политических сайтов
является то, что новости на них
не являются тематически связанными,
т.е. сортируются либо по дате, либо
по источнику информации. Из 83-х субъектов
РФ, имеющих интернет-порталы, новостную
информацию на сайте публикуют 74. Из
них новости, разделенные по различной
тематике (экономика, культура, внешние
связи региона и т.п.), предлагают
лишь 17 субъектов. Самое основательное
тематическое деление новостной
информации предложено на сайте Кировской
области.
Актуальная аналитическая
информация, а также публикации и
интервью на темы социальной политики,
внешних связей и т.п. зачастую заменяются
статьями региональных комитетов по
статистике (из сборников «Социально-
Хотелось бы отметить
также, что доступ к массивам данных,
таким как база нормативно-правовых
документов, должен быть легким и удобным
для посетителя. Пользователю довольно
затруднительно «скачивать» все
интересующие его документы в
формате архивных файлов вместо того,
чтобы просмотреть их непосредственно
на сайте.
Законодательная база
субъекта Федерации, безусловно, относится
к информации, которая обязательно
должна присутствовать на его официальном
портале. Причем необходимо, чтобы публиковались
полные тексты принятых в регионе
нормативно-правовых актов, а не просто
перечень их названий, как, например, на
сайте Свердловской области, где
есть даже алфавитно-предметный указатель
правовых актов, но свободный доступ
к их текстам не предусмотрен. Вместо
этого предлагается оформить подписку.
Желательно также,
чтобы на сайтах присутствовало деление
нормативно-правовых документов по нескольким
принципам: по тематике (инвестиции, культура,
социальная защита и т.д.), по статусу
нормативных актов (законы, постановления,
распоряжения и пр.), а также по дате принятия.
Наиболее удачно представлена база по
местному законодательству у Татарстана
(с делением по дате), Самарской области
(по статусу и дате) и Ханты-Мансийского
АО (по тематике и статусу).
Заметим, что помимо
статистической и законодательной
информации, контентное наполнение, представленное
на порталах, весьма скудно. В большинстве
случаев местные базы данных представлены
телефонным справочником и БД по предприятиям
и организациям региона. Ведомственных
баз данных региональным политическим
порталам явно не достает.
Отметим положительную
тенденцию, связанную с предоставлением
органами власти подробной информации
по инвестиционным предложениям, проектам,
реализуемым в регионе. Поскольку
при создании портала наряду с
общими целями каждый орган управления
преследует вполне конкретные цели, то
закономерно, что для администрации
субъекта Федерации наиболее важным
может быть донести до потенциальных
партнеров возможности
Информация, представленная
на официальном интернет-портале, безусловно,
должна отражать разработку программ
развития региона по различным направлениям,
их реализацию, т.е. осуществление намеченных
в программах мероприятий, итоги
деятельности органов управления во
всех сферах жизни региона. Большое
внимание программам, реализуемым в
регионе, уделяется на портале Ярославской
и Ростовской областей. Правительство
Чувашской республики подводит на сайте
итоги деятельности большинства
органов управления, программы развития
при этом представлены также по конкретным
департаментам и направлениям.
Функция взаимодействия
органов управления и пользователей
реализована на сайтах субъектов
существенно слабее, чем информационно-справочная.
Как отмечалось ранее, эта стадия
развития «электронного правительства»
является одной из базовых, но реализовать
в России интерактивное взаимодействие
в полной мере пока невозможно. Однако
всем субъектам Федерации доступны
возможности по организации на веб-узле
таких средств, как проведение онлайн-конференций
и форумов по актуальным проблемам
региона, публикация комментариев и
ответов на вопросы аудитории
и т.д. Надо отметить тот факт, что
возможность задать вопрос органам
управления, организована на многих региональных
политических порталах. Так, на вопросы
своих жителей охотно отвечают руководители
таких регионов, как Республика Чувашия,
Кемеровская область (примечательно, что
отвечают представители тех органов власти,
в чьем ведении находится заданный вопрос),
а также губернатор Мурманской области.
На правительственном портале Пермской
области проводятся онлайн-конференции,
где можно обратиться с вопросом к губернатору.
Портал Карелии предполагает анонсирование
и освещение телефонных «горячих линий»
и телевизионных прямых эфиров с главой
республики.
Несомненно, все это
являет собой пример больших достижений
на путях приобщения регионов к интернет-технологиям.
Однако, различные технические и
технологические аспекты
Заключение
Подводя итоги анализа
взаимодействия Интернета и политики
в современном мире, можно сделать
вывод о том, что на сегодняшний
день Интернет технологии предоставляют
политической сфере грандиозные
возможности, которые, однако, требуют
от последней не менее грандиозной
перестройки.
Эти возможности
связаны, главным образом, с изменением
характера самой политической коммуникации.
В условиях развития
информационного общества происходит
снижение издержек на получение и
передачу информации, в результате
постепенно увеличивается группа людей,
имеющих возможность принимать
участие в выработке и принятии
политически значимых решений, открываются
реальные предпосылки уменьшения неравенства
политических возможностей граждан. Возрастает
давление на правительства, которое вынуждает
их совершенствоваться и постоянно повышать
эффективность своей деятельности на
основе электронных технологий.
Одновременно с
этим, при определенных условиях обеспечения
равного доступа к сети, власть
совершенствует само общество, способствует
закреплению демократических
Необходимо помнить,
что интернет, по мере расширения сферы
его использования в
Теснейшим образом
с этой проблемой связан вопрос о
государственном регулировании
сети, который выражается в определении
дозволенных границ и пределов вмешательства
власти в Интернет. Парадоксальным
противоречием здесь является то,
что при либеральном подходе
государственных структур к развитию
Интернета возникает серьезная
угроза того, что система будет
использована дезинтегрирующими силами.
В то же время, если сеть берется
под полный государственный контроль,
в руках власти оказывается реальный
ключ к созданию общества тотальной
управляемости.
Взаимосвязь web-технологий с происходящими в обществе социальными процессами отчетливо прослеживается на примере развития политического сегмента Рунета в нашей стране. На основании разобранного материала можно сделать выводы о том, что в России основными факторами развития сети, в качестве средства политической коммуникации, стали неразвитость инфраструктуры для формирования коммерческого сектора интернета, медиатизация российской политики, феномен включенных в медиа-политическую систему сетевых СМИ, а также специфика аудитории и мифологизация интернет-пространства в общественном сознании. В результате, интернет в России оказался включенным в существующую систему обмена информацией, выступив в качестве нового коммуникативного инструмента, который позволил нашей стране быстро преодолеть отставание от «цивилизованного мира» и выстроить свою модель «онлайновой» коммуникации между обществом и властью.