Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в выявлении новых возможностей, вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных технологий.
Взаимодействие Интернета и Политики в современном мире:
Часть I
Глава 1 Свойства и возможности сети Internet
1.1. Интернет и политический процесс
1.2 Опыт электронного правительства
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет
Часть II
Глава 1 Интернет в политической жизни России
1.1. Зарождение интернет-технологий в России
1.2 Социальная основа российского Интернета
1.3 Основные акторы политического Рунета
Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий
Глава 3 Уровень присутствия в Интернете регионов России
Бесперебойное предоставление
правительственных услуг
Для создания эффективного
электронного правительства требуется
также квалифицированный
Наконец, необходимо
помнить тот факт, что новые
технологии вынуждают правительства
быть особенно внимательными к такой
категории как время. В отличие
от других областей, находящихся в
поле зрения правительства, технологии
эволюционируют очень быстро, и оборудование
морально изнашивается, не отвечая
современным требованиям. Решения,
принимаемые административными
органами сегодня, рассчитаны на будущее,
которое стремительно меняется и
не всегда чётко просматривается. Ошибки
очень дорого обходятся в финансовом
плане, но особенно настораживают из-за
возможного подрыва доверия граждан
и сферы бизнеса, а именно у
этих двух категорий высок уровень
ожиданий. Для всех стран переход
к электронному правительству дает
возможность политикам
Для того чтобы принимать
верные решения и избегать разрушительных
последствий, правительства должны
формулировать и решать насущные
проблемы переходного периода, когда
традиционное и электронное правительства
сосуществуют. Не сосредотачиваясь исключительно
на внедрении ИКТ, правительствам нужно
также делать определенный выбор, направлять
и контролировать процесс трансформации
обычного правительства в электронное.
Это радикальное изменение в
формах и традиционных методах государственного
управления возможно только на основе
налаживания реального
Наконец, необходимо
помнить, что результатом практического
внедрения технологии электронного
правительства в самом широком
плане является более качественное
управление. Такой инструмент позволяет
полнее реализовать политику правительства,
предоставлять более
Глава 2. Государственное
регулирование сети Интернет
Сегодня Интернет, как
средство массовой коммуникации, достиг
такого уровня развития и воздействия
на общественную жизнь, который требует
государственного вмешательства в
виде принятия законов, регулирующих деятельность,
связанную с распространением новых
технологий.
С целью определения
направления такого регулирования
в ряде стран проведены специальные
исследования, созданы общественные
объединения, разрабатываются кодексы
поведения в Интернете, принимаются
законы. Все документы, которые будут
упомянуты мной в данной главе, доступны
в интернете, что делает излишним
их пересказ или детальный анализ.
Вместе с тем краткая их характеристика
дает возможность понять само направление
развития законодательства и опыта
регулирования Интернета.
"Интернациональная"
природа сети позволяет
В 1997 году в Канаде
был подготовлен доклад "Киберпространство
– не земля вне закона" [13] ("The
Cyberspace is not a "No land Law". A Study of the Issues of
Liability for Content circulating on the Internet"). В нем
рассматриваются проблемы, связанные
с уголовной и гражданской
ответственностью, возникающие в
ходе работы в сети Интернет, как
пользователей, так и поставщиков
содержания и информационных услуг.
В контексте канадского уголовного
кодекса рассмотрены такие
В Германии в том
же году был принят закон об информационных
и коммуникационных услугах (Informations
und Kommunikationsdienste Gesetz) в котором определен
статус цифровой подписи, введены поправки
в уголовный кодекс, в законы о
запрете на распространение морально
вредной для юношества
Во Франции создан
официальный сайт Хартии Интернет (Charte
de l'Internet), в которой определяются
принципы добровольных обязательств пользователей
и создателей информационных услуг
и продуктов, связанных с Интернетом.
В США с инициативами
государственного регулирования Интернет
технологий выступала еще Администрация
Б. Клинтона. Речь шла о создании
Интернета следующего поколения (Next
Generation Internet), концепция которого предполагает
не только значительно более высокие
скорости передачи информации, но и
развитие интерактивных услуг в
общенациональном масштабе [15] . Подчеркивалась
ведущая роль государства в организации
научных исследований и разработок,
в создании технологий для сети следующего
поколения.
В докладе Федеральной
комиссии США по связи "Цифровое
торнадо: Интернет и телекоммуникационная
политика" (Digital Tornado: the Internet and Telecommunications
Policy, March 1997)[16] дается анализ правовых,
экономических и социальных проблем, связанных
с Интернетом. В работе подчеркивается
необходимость не обременять Интернет
ненужным государственным регулированием
и воздействием. Именно ограниченным государственным
вмешательством в развитие Интернета
объяснятся его быстрый рост.
В связи с этим,
уместно привести позицию американского
политолога Р.Лайтена по данной проблеме.
В работе "Право и политика
в век Интернета" он попытался
дать ответ на вопрос, по каким основаниям
государство должно строить свою
политику в отношении Интернет-
Вообще, в политической
науке известны три различных
ответа на вопрос следует ли государству
устанавливать правила для сети
интернет, аналогичные тем, что существуют
в оффлайн-мире, или оно должно
дать возможность рыночным механизмам
и развивающимся высоким
Первоначально политики
и ученые придерживались мнения, согласно
которому Интернет должен оставаться
сферой, свободной от регулирования.
Сеть рассматривалась как идеальный
образец беспланового, частного, инновационного
сегмента экономики, польза от которого
может быть уничтожена незрелым и
неподготовленным государственным
вмешательством.
Второй подход –
интервенционистский - опирается на
тезис о том, что Интернет имеет
слишком большое значение, чтобы
остаться вне сферы регулирования.
Аргументы здесь таковы: правила
в Интернете устанавливают не
законодатели, а составители программ
("кодов"); "коды" накладывают
на пользователей больше ограничений,
чем политика в реальном мире и, если
государство не будет вмешиваться,
оно выпустит Интернет из-под контроля
и будет вынуждено
Наконец, третий подход
можно обозначить как прагматический.
Он предполагает, что проблемы должны
решаться с помощью рыночных и
технологических механизмов в комбинации
с государственным
В качестве примера
можно привести также Проект закона
о безопасности и свободе через
шифрование (Security and Freedom Through Encryption Act of),
который предполагает свободу использования
и продажи средств шифрования
и установление запрета на обязательный
доступ к ключам шифрования со стороны
государственных структур. Предлагается
признать законным использование шифрования
независимо от используемых алгоритмов,
длины кода, технологий и средств
шифрования. Никого нельзя обязать
передать ключи шифрования другому
лицу, кроме как в случае проведения
расследований в соответствии с
установленной законом
Между тем, очевидными
остаются основные проблемы, с которыми
приходиться иметь дело государству
в сфере регулирования Интернет
технологий, это:
- защита частной
сферы (до сих пор никто не
может гарантировать, что
- защита интеллектуальной
собственности (речь идет о
разработке программ, с помощью
которых можно распространять
аудио- и видеозаписи через
Сеть таким образом, что
- налогообложение
(смысл этой проблемы в том,
как обеспечить условия
Кроме того, огромную
важность имеет проблема юрисдикции
в Сети. Сегодня в сознании рядовых
пользователей прочно укрепляется
двойной стандарт: законы должны соблюдаться,
но только не в сети. Текущая ситуация
раздвоения реального и виртуального
мира таит в себе колоссальную опасность.
Причины ее многогранны и их можно условно
разделить на: технические, социально-психологические
и правовые.
К первым можно отнести
влияние природы информации на электронных
носителях (электронные данные в
нашем материальном мире выглядят чрезвычайно
изменчивыми и нестабильными), колоссальные
массивы данных и "текучесть" информации
в сети Интернет, а также незащищенность
протоколов обмена информацией.
Социально-психологическими
причинами процесса становления
двойного стандарта являются отсутствие
понимания места и роли Интернет
в человеческом обществе и эфемерный
статус автономности личности, дающий
возможность наслаждаться анонимностью
и кажущимся могуществом. К правовым
причинам относятся известная
Примечательно, что
в принципе не существует никакого
органа, который устанавливал бы правила
коммуникации в интернет. Напротив,
сеть управляется структурами, часто
независимыми от каких бы то ни было
правительственных учреждений. Каким
законодательством будут