Интернет и политика в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в выявлении новых возможностей, вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных технологий.

Содержание

Взаимодействие Интернета и Политики в современном мире:
Часть I
Глава 1 Свойства и возможности сети Internet
1.1. Интернет и политический процесс
1.2 Опыт электронного правительства
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет
Часть II
Глава 1 Интернет в политической жизни России
1.1. Зарождение интернет-технологий в России
1.2 Социальная основа российского Интернета
1.3 Основные акторы политического Рунета
Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий
Глава 3 Уровень присутствия в Интернете регионов России

Работа содержит 1 файл

Internet i politika.docx

— 83.98 Кб (Скачать)

Интернет и политика в современном мире 

Курсовая работа 

Выполнил: студент  ПЛ. – 32 Григорьев П.В. 

Ярославский государственный  университет имени П.Г. Демидова. 

Кафедра социально-политических Теорий 

Ярославль 2004г. 

Введение 

Широкое применение новых информационных и коммуникационных технологий является необратимой тенденцией мирового развития и научно-технической  революции последних десятилетий [1] . Особая роль в этом процессе принадлежит  глобальной сети Интернет, которая, являясь  специфическим интерактивным средством  массовой коммуникации, уже активно  используется в политическом процессе, бросая вызовы его традиционным институтам и механизмам.  

Важнейшими качественными  признаками новой виртуальной реальности являются ее глобальность и интерактивность. Интернет не признает условностей государственного суверенитета, форм политического участия, иерархических структур, политических партий и других институциональных  субъектов политики. Политические последствия  использования сети противоречивы  и неоднозначны. С одной стороны, интернет позволяет снимать географические и структурные ограничения прямого  политического участия, коллективного  действия, устранять дистанцию между  гражданами и лицами, принимающими решения, расширять горизонты культуры гражданственности. С другой стороны, необходимо учитывать, что современные  информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни, делают общество более уязвимым перед политическим контролем, способствуют наращиванию и совершенствованию инструментария политического господства, создают потенциальную возможность авторитарной социализации и манипулятивного воздействия на личность. Более того, в известной мере развитие новых информационных технологий сегодня бросает вызов интересам общественной и государственной безопасности. Многогранная проблема регулирования этих процессов имеет технические, политические, нравственные, экономические и правовые (в т.ч. международно-правовые) аспекты.  

Таким образом, обращение  к теме "Интернет и политика" объясняется настоятельной необходимостью начала проведения междисциплинарного исследования особенностей существования  и функционирования политики в условиях развития технологий информационного  общества.  

Цель моей курсовой работы заключается в выявлении  новых возможностей, вызовов и  угроз, которые встают перед политикой  в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных  технологий.  

Для достижения данной цели мною будут решаться следующие  исследовательские задачи: 

Формулирование основных понятий важных для анализа роли Интернета в современной политической коммуникации;  

Знакомство с историей зарождения и развития Интернет; 

Уяснение опыта  государственного регулирования сети;  

Выявление новых  возможностей применения интернет в  области политических технологий; 

Понимание политически  значимых последствий распространения  Интернет-коммуникаций в обществе. 

Сразу стоит отметить, что данная проблематика является новой  для российской политической науки. В курсовой работе я попытался  использовать максимально доступный  круг источников, среди которых особое место занимают статьи Д.Г.Иванова  «Российский интернет как средство политической коммуникации», «Политический PR в Интернете: российские реалии», работы Д.Н. Пескова «Интернет в  России: политическая утопия?», Б.В. Овчинникова  «Виртуальные надежды: состояние и  перспективы политического Рунета», а также труды А.В.Дмитриева, Ю.Росича, А.Е. Шадрина, И.И. Засурского и др. Особняком  можно выделить собственные материалы, прошедшие апробацию в ходе XXXII научной студенческой конференции  ЯРГУ 2004. 

Помимо традиционных источников информации, в курсовой работе активно привлекались данные с web-сайтов сети Интернет, в частности  новостные ленты агентства «monitoring.ru», электронные журналы «internet.ru», «polit.ru», «politstudies.ru». Дополнительным материалом также явились результаты первых социологических исследований аудитории  Интернета, проведенные в России в 1999/2000-х гг.  

Научная новизна  работы заключается, на мой взгляд, в попытке осуществить систематизацию накопленного опыта использования web-технологий в политическом процессе, а также во введении в научный  оборот значительного объема информации, представленной в сети Интернет, и  неиспользованной до сегодняшнего дня  российскими политологами.  

Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что  ряд ее теоретических положений  и выводов вносят существенный вклад  в дальнейшую разработку концепции  политического рунета и могут  быть использованы при дальнейшем исследовании динамики политических процессов в  России. 

Часть I  

Глава 1 Свойства и  возможности сети Internet  

Одно из главных  достижений современной цивилизации, один из главных плодов глобализации, которая считается основной тенденцией исторического развития на данный момент, - это Интернет-революция [2] . 

Процесс распространения  информационных технологий ещё не стал всеобъемлющим, но он уже сегодня  коренным образом изменяет нашу жизнь. Это движение идет быстрее, чем кто-либо мог себе представить. Из технического изобретения интернет превратился  в абсолютный феномен, влияющий на все  стороны жизни человечества. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что  развитие Интернет-технологий открывает  перед обществом множество перспектив и дает надежду на качественный прорыв в самых разных сферах. Феномен  Интернета сегодня невозможно не учитывать и в политике.  

Коммуникация крайне важна в политической сфере, и  за любыми значительными изменениями  в коммуникационных технологиях, от появления прессы до телевидения, следовали  большие, часто прогнозируемые изменения  в политике. Между тем, очевидно, что трансформационные процессы современного общества пошли совершенно по иному пути, нежели предсказывали  ведущие теоретики информационного  общества. Особенно это касается моделей  в рамках структурно-функционального  анализа. Речь идет, в частности, о  системной модели Д.Истона, функциональной модели Г.Алмонда, а также о моделях  Д.Белла, З.Бжезинского, К.Дойча и  Э.Тоффлера. Их модели основаны на стереотипном представлении об обществе как о  системе институтов, которые выступают  в качестве объективной по отношению  к индивиду реальности. Но сегодняшняя  действительность во многом предопределила отчуждение индивида от институтов и  перемещение его интересов в  область виртуального, которая постепенно охватывает всю большую часть  повседневности, предполагая общение  человека с образами, симуляциями, а  не с реальными объектами. Интернет выступает уже в качестве особой среды взаимодействия людей, поведение  которых регулируется этикой и нормами  морали, отличными от традиционно  принятых в обществе. Во многом это  связано с доступностью информации, и возможностью анонимно распространять ее среди большого числа получателей. 

Развитие web-технологий в современном мире совпадает  с распространением других сетевых  форм организации человеческой жизнедеятельности, “ползучее разрастание” которых  представляет собой безусловную  угрозу традиционному пониманию  политики как совокупности отношений  по поводу власти. Власть пытается вписаться  в культурные коды, с помощью которых  люди определяют свои отношения на новом информационном поле.  

Таким образом, широкое  использование Интернета способно коренным образом изменить окружающую действительность: не только уничтожить ту часть современной культуры, морали, политики и науки, которая базируется на “статусе” как основе человеческих отношений, но и трансформировать восприятие времени и пространства.  

1.1. Интернет и  политический процесс 

Появление Интернета  породило множество надежд на формирование более совершенного строя, в котором  доступность информации постепенно сократит социальное неравенство, функции  государства окажутся сведены к  минимуму, а подконтрольность властных институтов обществу резко возрастет[3] . В дальнейшем по мере развития новых  коммуникаций уровень оптимизма  заметно снизился. Среди причин растущего  скептицизма можно выделить проблему “цифрового неравенства”, а также  осознание возможности использования  новых технологий для расширения контроля государства над своими гражданами. Однако восприятие интернета  как средства построения принципиально  нового порядка, открывающего перед  обществом множество перспектив и дающего надежду на качественный прорыв в самых разных сферах, по-прежнему широко распространено. 

Проникновение web-технологий в политику это сложный и противоречивый процесс. Условно его можно разделить  на два этапа. Первый этап – информационный. Сущность его состоит в проникновении  в сеть политической информации. В  основном, это сайты политических партий и общественных организаций, отдельных политических лидеров, сайты  газет и журналов, а также чисто  электронные издания аналитических  и исследовательских организаций. Второй этап связан с медиатизацией  политики и попыткой использования  Интернета в качестве инструмента  политической коммуникации и политтехнологий.  

Сегодня победить в  борьбе за власть, не имея доступа к  традиционным (электронным и печатным) СМИ, невозможно. Однако опыт избирательных  кампаний на западе и в России показал, что есть и новый, гораздо менее  трудоемкий способ оказывать влияние  на умы электората - через сеть Интернет. Этот способ имеет ряд преимуществ, главными среди которых являются лёгкость и практическая мгновенность опубликования любой информации, отсутствие пространственно-временных  границ, возможность тематического  поиска и быстрой связи для  мониторинга ситуации. Удельный вес  виртуальной информационной составляющей в политике сегодня имеет устойчивую тенденцию к возрастанию.  

По всей видимости, этот процесс будет продолжаться и в будущем: количество сайтов политических партий и движений будет увеличиваться, информационная роль Интернета - возрастать. Не исключена возможность того, что web-сеть станет ведущим источником политической информации, оттеснив традиционные СМИ  на второй план.  

Весомым аргументом в пользу данного утверждения  может служить тот факт, что  традиционные средства массовой информации работают преимущественно в режиме информационного монолога (односторонней  коммуникации), посредством которой  соответствующие структуры воздействуют на умы и поддерживают контроль над  подвластными субъектами. Компьютерные же технологии открыли возможность  многосторонней коммуникации. Каждый, имеющий доступ к сети, может выступать  как получателем, так и отправителем информации.  

Многие наиболее проницательные политики обратили внимание на преимущества политической рекламы  в Интернете. Если картинка телевизионного ролика «живет» несколько секунд, газетная публикация – несколько  дней, то тексты и видео-файлы в  Сети могут существовать месяцы и  даже годы, тем более, что в условиях ужесточения финансового контроля за предвыборной рекламой и удорожания рекламных услуг традиционных СМИ, Интернет предоставляет весьма заметные преимущества.  

Глобальная Сеть позволяет обеспечить постоянный общественно-политический диспут с возможностью электронной  обратной связи в реальном времени  между властью и гражданами, открывая реальную возможность преодоления  иерархизма властных структур. Следовательно, зависимость граждан от институциональных  посредников, партийных организаций  и групп интересов может быть сведена к минимуму.  

Интернет может  способствовать преодолению негативной тенденции к снижению уровня политического  участия (особенно это относится  к молодому поколению, которое в  основном не проявляет интереса к  политике), упростив прямой контакт  граждан и правительства. Интернет снижает затраты на согласование возможных путей политического  действия между индивидами, придерживающимися  схожих взглядов, но не взаимодействующих  непосредственно в реальном мире. Сегодня виртуальная политика пришла к принципиально новому этапу. Речь идет о создании виртуальных политических структур. Они будут отличаться от любых ранее существовавших объединений, организаций, движений и т.д. Интернет давно поставил на повестку дня вопрос об объединении людей по самым  разным признакам: по политическим убеждениям, интересам, общим проблемам и  т.д. 

Информация о работе Интернет и политика в современном мире