Интернет и политика в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в выявлении новых возможностей, вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных технологий.

Содержание

Взаимодействие Интернета и Политики в современном мире:
Часть I
Глава 1 Свойства и возможности сети Internet
1.1. Интернет и политический процесс
1.2 Опыт электронного правительства
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет
Часть II
Глава 1 Интернет в политической жизни России
1.1. Зарождение интернет-технологий в России
1.2 Социальная основа российского Интернета
1.3 Основные акторы политического Рунета
Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий
Глава 3 Уровень присутствия в Интернете регионов России

Работа содержит 1 файл

Internet i politika.docx

— 83.98 Кб (Скачать)

В сентябре 2000 года в  США стартовал проект «FirstGov» (http://www.firstgov.gov) (название может быть условно переведено как «первый шаг к открытому/электронному правительству США»). В процессе реализации проекта был создан Интернет-портал, обеспечивающий доступ к правительственным  и другим сайтам. В него были включены примерно 30 миллионов домашних страниц  с обновлением каждые 2 недели.  

Стоит отметить, что  “Электронное правительство” для  США настолько устоявшаяся тема, что она уже успела пройти значительную часть жизненного цикла всякого  начинания — от параноидальной популярности идеи до падения внешнего интереса к ней. Относительное снижение внимания не есть дискредитация идеи, просто из многообещающего новшества она  превратилась в рутинную деятельность, которая хотя и изменила общество, но уже стала в США настолько  привычной, что не вызывает бурных эмоций. Внешний интерес к этой теме существенно  ослаб, в то время как заметно  вырос бизнес-интерес[5] . Действительно, уже трудно замаскировать тот  факт, что в данной области фигурируют миллиарды долларов и сектор неуклонно  растет. Общая сумма, которую тратит только федеральное правительство  США в год на информационные технологии, составляет примерно 43 млрд. долл., что  почти вдвое превышает бюджет России. А помимо этого есть еще  огромный рынок региональных правительств (уровня штатов и графств). Однако из этой немалой суммы всего лишь 2,2 млрд. долл. относится к тому, что  называется “электронным правительством”.  

Подобные проекты  действуют и в других странах  мира. И уже сегодня в отдельных  государствах граждане имеют возможность  через Интернет, к примеру, регистрировать автотранспорт, продлевать водительские лицензии без физического посещения  учреждений и простаивания в длинных  очередях. Так или иначе, это приводит к увеличению степени вовлеченности  граждан в политику и процессы управления. Происходит ослабление позиции  бюрократии в обществе, значительно  уменьшается риск коррупции, оборот делопроизводственной документации становится рядовой функцией государственной  машины. Считается, что последняя  стадия перехода традиционного правительства  в электронное определяется существованием единого веб-портала, на котором  можно найти любую правительственную  информации. Все правительственные  услуги возможны в он-лайн режиме и  вся административная деятельность осуществляется с помощью электронных  средств, т.е. на безбумажной основе. Специалисты считают эту стадию практически недостижимой. О стремление её достигнуть заявили только две  страны (Великобритания и Сингапур). 

Однако, даже без  достижения финальной стадии развития электронного правительства, сегодня  эта технология приносит весомые  преимущества для правительства  и общественности. 

Преимущества для  Правительства: 

Управление всеми  видами правительственной информации, которая сама по себе является стратегическим ресурсом; 

Обработка и администрирование  данных об общественном мнении; 

Возможность быстрой  и экономичной реализации планов; 

Экономичный инструмент связи с местными правительствами  и НКО;  

Возможность улучшить планирование и управление на микро - и местном уровне;  

Средство разрешения проблем пассивного отношения населения  к правительству и его планам.  

Преимущества для  общественности: 

Ощущение причастности к принятию правительственных планов и проектов  

Ускорение процесса рассмотрения жалоб  

Возможность распространять информацию и идеи, внося вклад  в достижение конкретных политических результатов 

Повышение степени  общественного контроля за работой  правительства 

У людей, живущих  и работающих заграницей, появляется возможность участвовать в делах  своего отечества и в большей  мере ощущать свою национальную принадлежность;  

По двусторонним каналам связи можно осуществлять множество бесплатных обучающих  программ, повышая уровень образования  населения. 

Таким образом, в  самом общем виде выгоды от использования "электронных правительств" можно  сформулировать так: 

Граждане и бизнес получают свободный доступ к правительственной  информации и услугам.  

Качество обслуживания повышается за счет увеличения скорости обслуживания по средствам обеспечения  полного цикла услуг в режиме он-лайн. 

Гражданам открываются  более широкие возможности для  участия в политическом процессе [6] . 

К концу 2001 года Американским Обществом Государственного Управления (APSA) и Отделом государственной  Экономики и Управления (UNDPEPA) при  Департаменте по Экономическим и  Социальным вопросам ООН (UNDESA) было проведено  исследование, целью которого было изучение положения электронного правительства  в 190 странах-членах ООН. Главным результатом  стал подсчет "индекса развития е-правительств" (E-Government Index), т.е. уровня развития государства  в области использования интернет для предоставления гражданам информации и услуг. Индекс подсчитывался с  учётом следующих показателей: уровень  интернет-развития страны, количество компьютеров на 100 человек, количество интернет-хостов на 10000 человек, число  пользователей, количество телефонных линей на 100 человек, мобильных телефонов  на 100 человек, телевизоров на 1000, уровень  человеческого развития, уровень  доступа к информации и количество городского населения к общему числу  жителей. Применялись две методики:  

1. Web-сайты национальных  органов государственного управления  анализировались на предмет предоставления  ими информации и услуг, которыми  с наибольшей вероятностью может  пользоваться средний гражданин.  В соответствии с наличием  или отсутствием тех или иных  возможностей определялась количественная  оценка уровня национального  прогресса;  

2. Проводились статистический  анализ и сопоставление инфраструктур  информационных и коммуникационных  технологий (ИКТ), а также потенциала  человеческих ресурсов.  

На основе полученных данных все страны были поделены на четыре группы: с высоким уровнем  развития (индекс от 3,11 до 2) , со средним (от 1,96 до 1,60), минимальным (от 1,59 до 1) и  недостаточным (менее 1). Лидирующее положение  заняли США (3,11), далее Австралия (2,60), Новая Зеландия (2,59), Сингапур (2,58), Норвегия (2,55), Канада (2,52), Великобритания (2,52), Нидерланды (2,51), Дания (2,47) и Германия (2,46). Индекс России составил 1,89 (эта же цифра  является средней для мира)[7] .  

В настоящее время  выделяют следующие пять основных стадий развития е-правительств: 

Становление – официальное  присутствие органов государственного управления в Интернете; 

Расширенное присутствие  – увеличение числа «госсайтов», имеющих более совершенные функции  и предлагающих динамически обновляемую  информацию; 

Интерактивное взаимодействие – для пользователей обеспечиваются интерактивные услуги в Интернете, они имеют доступ к регулярно  обновляемому информационному наполнению сайтов и, наряду с прочим, могут  загружать с них типовые формы  различных официальных документов, а также направлять официальным  лицам сообщения по электронной  почте и взаимодействовать с  последними через Интернет; 

Осуществление сделок – пользователи могут оплачивать услуги и совершать сделки через  Интернет; 

Эффективная интеграция – полная интеграция электронных  услуг, не сдерживаемая административными  границами [8] .  

Как показало исследование, в 2001 г. в странах – членах ООН  отмечалось быстрое развитие национальных программ создания е-правительств. У  тех правительств, чье присутствие  в Интернете прежде ограничивалось одной-двумя статическими страницами, появились сайты, отличающиеся насыщенным содержанием, хорошим дизайном и, главное, ориентацией на удовлетворение потребностей граждан.  

Тем не менее, в большинстве  стран национальные программы развития е-правительств находятся лишь на стадии становления. Причем в разных государствах полнота использования возможностей Интернета для предоставления высококачественной информации существенно различается. Наибольших успехов достигли те страны, руководство которых признало: информация стала таким же важным и ценным общественным ресурсом, как и материальные активы, и является основой экономики, ориентированной на знания.  

Состояние развития электронных правительств в 190 государствах – членах ООН характеризуется  следующими цифрами:  

в 169 странах правительства  используют Интернет;  

в 84 странах существуют Web-сайты национальных правительств; 

в 36 странах имеются  единые порталы, обеспечивающие доступ к услугам правительства через  Интернет;  

в 84 странах существуют Web-сайты местных органов власти; 

в 17 странах реализованы  возможности осуществления сделок с государством через Интернет [9] .  

Барьеры, препятствующие развитию электронного правительства, сегодня имеют не только бюджетное, но и законодательное (нормативное), а также цифровое измерение [10] . Для  того чтобы электронные услуги нашли  широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие  им «бумажные» процедуры. Кроме того, необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в режиме on-line смогут успешно развиваться.  

Неоднозначность юридических  норм также является мощным препятствующим фактором на путях развития технологий электронного правительства в мире. Действующие структуры должны чётко  представлять границы и меру дозволенного, прежде всего в сферах информационной безопасности и технических стандартов.  

Во многих странах  бюджетные проекты в реальности оказываются противодействующими  введению эффективного электронного правительства  в силу традиционных подходов в финансировании, расходящихся с признанием затрат на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в качестве инвестиций. Организациям необходимы стимулы для реализации работ межведомственных проектов и  механизмы, позволяющие оценивать  предполагаемую прибыль на инвестиции. Этого можно достичь за счет полномасштабной  государственной оценки и преимуществ  электронного правительства и получаемой в результате его функционирования экономии. Финансирование бесперебойных  правительственных услуг и общей  инфраструктуры, предполагает такое  бюджетное регулирование, которое  способствует созданию механизмов совместного  финансирования, таких как скоординированные  финансовые предложения для новых фондов и слияние фондов. Кроме того, затраты на ИКТ должны рассматриваться в качестве инвестиций, с учетом будущей прибыли и определенных гарантий будущего финансирования.  

Органы управления сталкиваются с проблемой стимулирования развития электронного правительства, хотя до сих пор всё ещё существует значительная неопределенность, касающаяся научно-технологических подвижек и  негативных последствий (например, уязвимость систем и незаконные виды деятельности). Технологические разработки прогрессируют  очень быстро, поэтому трудно точно  спрогнозировать будущие последствия  в деталях.  

Тормозом для использования  преимуществ электронного правительства  может быть также цифровое неравенство. Суть его заключается в том, что  доступ в режиме on-line имеет преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме off-line, например, обобщение  информации, возможности независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам. Однако между  странами существует значительное различие в уровнях обеспечения доступа  к Интернету. Можно сказать, что  большинство стран, испытывающих трудности, имеет минимальные возможности  доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если такие страны не смогут организовать доступ к услугам электронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых им. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных пользователей  услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость  активизации усилий по сокращению цифрового  неравенства. 

На мой взгляд, для успешного функционирования электронного правительства необходимо включать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в комплекс мер по модернизации государственного администрирования, а также делать ставку на институт политического лидерства. Именно лидерство  и энтузиазм отдельных личностей  и организаций будет способствовать существенному прогрессу в развитии электронного правительства. Лидерство  требует видения перспективы, ответственности  и конкретных, соответствующих задаче действий. На ранних этапах становления  электронного правительства лидерство  необходимо, чтобы обеспечить признание  концепций и получаемых преимуществ, а также ввести в практику определенные нормы. На более продвинутой стадии лидерство позволит контролировать изменения и поддерживать проект, особенно когда появление позитивных результатов требует времени. В  действительности оно необходимо на всех уровнях – от политического  до административного. Политическое лидерство  выводит электронное правительство  в сферу приоритетов и задает направление преобразованиям, включая  их в более широкий контекст. В  административных структурах лидеры помогут  претворять намеченные перспективы  в конкретный план действий. 

Информация о работе Интернет и политика в современном мире