Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в выявлении новых возможностей, вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных технологий.
Взаимодействие Интернета и Политики в современном мире:
Часть I
Глава 1 Свойства и возможности сети Internet
1.1. Интернет и политический процесс
1.2 Опыт электронного правительства
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет
Часть II
Глава 1 Интернет в политической жизни России
1.1. Зарождение интернет-технологий в России
1.2 Социальная основа российского Интернета
1.3 Основные акторы политического Рунета
Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий
Глава 3 Уровень присутствия в Интернете регионов России
В сентябре 2000 года в
США стартовал проект «FirstGov» (http://www.firstgov.gov)
(название может быть условно переведено
как «первый шаг к открытому/
Стоит отметить, что
“Электронное правительство” для
США настолько устоявшаяся
Подобные проекты
действуют и в других странах
мира. И уже сегодня в отдельных
государствах граждане имеют возможность
через Интернет, к примеру, регистрировать
автотранспорт, продлевать водительские
лицензии без физического посещения
учреждений и простаивания в длинных
очередях. Так или иначе, это приводит
к увеличению степени вовлеченности
граждан в политику и процессы
управления. Происходит ослабление позиции
бюрократии в обществе, значительно
уменьшается риск коррупции, оборот
делопроизводственной документации становится
рядовой функцией государственной
машины. Считается, что последняя
стадия перехода традиционного правительства
в электронное определяется существованием
единого веб-портала, на котором
можно найти любую
Однако, даже без
достижения финальной стадии развития
электронного правительства, сегодня
эта технология приносит весомые
преимущества для правительства
и общественности.
Преимущества для
Правительства:
Управление всеми
видами правительственной информации,
которая сама по себе является стратегическим
ресурсом;
Обработка и администрирование
данных об общественном мнении;
Возможность быстрой
и экономичной реализации планов;
Экономичный инструмент
связи с местными правительствами
и НКО;
Возможность улучшить
планирование и управление на микро
- и местном уровне;
Средство разрешения
проблем пассивного отношения населения
к правительству и его планам.
Преимущества для
общественности:
Ощущение причастности
к принятию правительственных планов
и проектов
Ускорение процесса
рассмотрения жалоб
Возможность распространять
информацию и идеи, внося вклад
в достижение конкретных политических
результатов
Повышение степени
общественного контроля за работой
правительства
У людей, живущих
и работающих заграницей, появляется
возможность участвовать в
По двусторонним
каналам связи можно
Таким образом, в
самом общем виде выгоды от использования
"электронных правительств" можно
сформулировать так:
Граждане и бизнес
получают свободный доступ к правительственной
информации и услугам.
Качество обслуживания
повышается за счет увеличения скорости
обслуживания по средствам обеспечения
полного цикла услуг в режиме
он-лайн.
Гражданам открываются
более широкие возможности для
участия в политическом процессе
[6] .
К концу 2001 года Американским
Обществом Государственного Управления
(APSA) и Отделом государственной
Экономики и Управления (UNDPEPA) при
Департаменте по Экономическим и
Социальным вопросам ООН (UNDESA) было проведено
исследование, целью которого было
изучение положения электронного правительства
в 190 странах-членах ООН. Главным результатом
стал подсчет "индекса развития е-правительств"
(E-Government Index), т.е. уровня развития государства
в области использования
1. Web-сайты национальных
органов государственного
2. Проводились статистический
анализ и сопоставление
На основе полученных
данных все страны были поделены на
четыре группы: с высоким уровнем
развития (индекс от 3,11 до 2) , со средним
(от 1,96 до 1,60), минимальным (от 1,59 до 1) и
недостаточным (менее 1). Лидирующее положение
заняли США (3,11), далее Австралия (2,60),
Новая Зеландия (2,59), Сингапур (2,58), Норвегия
(2,55), Канада (2,52), Великобритания (2,52), Нидерланды
(2,51), Дания (2,47) и Германия (2,46). Индекс
России составил 1,89 (эта же цифра
является средней для мира)[7] .
В настоящее время
выделяют следующие пять основных стадий
развития е-правительств:
Становление – официальное
присутствие органов
Расширенное присутствие
– увеличение числа «госсайтов»,
имеющих более совершенные
Интерактивное взаимодействие
– для пользователей
Осуществление сделок
– пользователи могут оплачивать
услуги и совершать сделки через
Интернет;
Эффективная интеграция
– полная интеграция электронных
услуг, не сдерживаемая административными
границами [8] .
Как показало исследование,
в 2001 г. в странах – членах ООН
отмечалось быстрое развитие национальных
программ создания е-правительств. У
тех правительств, чье присутствие
в Интернете прежде ограничивалось
одной-двумя статическими страницами,
появились сайты, отличающиеся насыщенным
содержанием, хорошим дизайном и, главное,
ориентацией на удовлетворение потребностей
граждан.
Тем не менее, в большинстве
стран национальные программы развития
е-правительств находятся лишь на стадии
становления. Причем в разных государствах
полнота использования
Состояние развития
электронных правительств в 190 государствах
– членах ООН характеризуется
следующими цифрами:
в 169 странах правительства
используют Интернет;
в 84 странах существуют
Web-сайты национальных правительств;
в 36 странах имеются
единые порталы, обеспечивающие доступ
к услугам правительства через
Интернет;
в 84 странах существуют
Web-сайты местных органов
в 17 странах реализованы
возможности осуществления
Барьеры, препятствующие
развитию электронного правительства,
сегодня имеют не только бюджетное,
но и законодательное (нормативное),
а также цифровое измерение [10] . Для
того чтобы электронные услуги нашли
широкую поддержку, они должны получить
такое же признание, как и соответствующие
им «бумажные» процедуры. Кроме того,
необходимо обеспечить конфиденциальность
и безопасность, прежде чем услуги
в режиме on-line смогут успешно развиваться.
Неоднозначность юридических
норм также является мощным препятствующим
фактором на путях развития технологий
электронного правительства в мире.
Действующие структуры должны чётко
представлять границы и меру дозволенного,
прежде всего в сферах информационной
безопасности и технических стандартов.
Во многих странах
бюджетные проекты в реальности
оказываются
Органы управления
сталкиваются с проблемой стимулирования
развития электронного правительства,
хотя до сих пор всё ещё существует
значительная неопределенность, касающаяся
научно-технологических
Тормозом для использования
преимуществ электронного правительства
может быть также цифровое неравенство.
Суть его заключается в том, что
доступ в режиме on-line имеет преимущества,
которые не могут быть воспроизведены
в режиме off-line, например, обобщение
информации, возможности независимого
поиска и интерактивных консультаций
по политическим вопросам. Однако между
странами существует значительное различие
в уровнях обеспечения доступа
к Интернету. Можно сказать, что
большинство стран, испытывающих трудности,
имеет минимальные возможности
доступа, хотя и нередко там хорошо
налажена обратная связь с властями.
Если такие страны не смогут организовать
доступ к услугам электронного правительства,
они неминуемо окажутся вне зоны
всех преимуществ обеспечиваемых им.
Улучшение доступа в режиме on-line
расширит круг потенциальных пользователей
услуг электронного правительства.
Это с очевидностью доказывает необходимость
активизации усилий по сокращению цифрового
неравенства.
На мой взгляд,
для успешного функционирования
электронного правительства необходимо
включать информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) в комплекс мер по
модернизации государственного администрирования,
а также делать ставку на институт
политического лидерства. Именно лидерство
и энтузиазм отдельных