Интернет и политика в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в выявлении новых возможностей, вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных технологий.

Содержание

Взаимодействие Интернета и Политики в современном мире:
Часть I
Глава 1 Свойства и возможности сети Internet
1.1. Интернет и политический процесс
1.2 Опыт электронного правительства
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет
Часть II
Глава 1 Интернет в политической жизни России
1.1. Зарождение интернет-технологий в России
1.2 Социальная основа российского Интернета
1.3 Основные акторы политического Рунета
Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий
Глава 3 Уровень присутствия в Интернете регионов России

Работа содержит 1 файл

Internet i politika.docx

— 83.98 Кб (Скачать)

Интернет изменил  политический радиус деятельности отдельных  личностей и общественных организаций. Благодаря коммуникации в режиме on-line и ее невысокой стоимости  можно создавать виртуальные, охватывающие весь мир коалиции, так называемые «недифференцированные сообщества». Они могут объединять единомышленников и тех, кто ставит перед собой  идентичные цели. Их члены помогают друг другу, обмениваясь информацией, разрабатывая или реализуя на деле стратегию действий. Рассеянных по миру одиночек превращает в мощную коалицию не географическая близость их проживания, а очень конкретные и узкие цели. Вместе, в широких рамках акции "местная проблема - это глобальная проблема" они могут оказывать необходимое давление на правительства. Интернет облегчает достижение сплоченности и, тем самым, способствует созданию глобального мирового гражданского общества.  

В мире сегодня насчитывается  не меньше 30 тыс. неправительственных  общественных организаций, и их количество продолжает расти, не в последнюю  очередь благодаря Интернету. В 1995 году, когда Организация по экономическому сотрудничеству и развитию начала переговоры на предмет подписания договора о  регулировании международных инвестиций, образовался союз, протестовавший против этого. 600 совершенно различных по своим  целям и задачам организаций  из 70 стран мира, начиная от "Amnesty International" и "Oxfam" и кончая "Sierra Club", оказались едиными в своем  активном неприятии проекта договора. В 1998 году путем скоординированных  действий через сеть интернет они  все же заставили правительства  отказаться от этого намерения.  

Другим примером может служить международная  акция по запрету противопехотных  мин, в которой приняли участие  почти 1300 неправительственных общественных организаций. В результате их выступления  был заключен договор о запрете  противопехотных мин (данная кампания была удостоена Нобелевской премии мира).  

Все чаще Интернет используется в целях эффективного информационного  протеста в связи с проведением  важных международных встреч и конференций. Наглядным образом это демонстрируют  конференции Всемирной торговой организации, Международного валютного  фонда, Всемирного банка, а также  саммиты «Большой восьмерки». В этой связи Интернет представляет собой  новый, в высшей степени эффективный  инструмент, содержащий в себе международный  и даже глобальный потенциал. Этот потенциал  с учетом поставленной проблемы и  характера коалиции позволяет путем  давления на мировую общественность и на правительства по возможности  большего количества стран блокировать  или, наоборот, помогать проводить ту или иную политику.  

Интернет дает возможность  для создания виртуальных партий, основанных на неизвестных для современной  политической системы принципах  членства, которые потенциально будут  способны оперативно реагировать на изменения позиций своих членов по важнейшим вопросам и, таким образом, наиболее близко подходить к идеалу адекватной репрезентации интересов тех или иных социальных групп в политическом процессе. 

Существует несколько  сайтов, которые поднимают данную проблему, говорят о возможности  и необходимости перенесения  партийной деятельности в Сеть. Среди  преимуществ виртуальных структур, в том числе и партий, называются следующие:  

непосредственный  учет мнения каждого члена партии (или организации) по любому вопросу;  

оперативный обмен  информацией;  

возможность проведения традиционных мероприятий (например, съездов) в виртуальном режиме и т.д.  

Повышенное внимание сегодня уделяется проблемам  голосования с использованием Интернет технологий. Первые эксперименты в  этом направлении уже были проведены  в рамках федеральной Программы  содействия выборам (Federal Voting Assistance Program) в ноябре 2000 года, когда он-лайн проголосовали 84 избирателя, находившихся за границей. В январе 2003 года в одном из населённых пунктов Швейцарии так же прошло онлайновое голосование по одному из муниципальных вопросов. Эстония  стремится освоить эту технологию уже в этом году, а Германия заявила  о проведение голосования через  Интернет в 2006 году. Конечно, в будущем  процедуру выборов можно существенно  улучшить, сделав её удобнее как  для избирателей, так и для  самих кандидатов (ускорение процесса выборов, при получении более  точных результатов). Вместе с тем, голосование  через Интернет имеет не только плюсы, но и минусы. Потенциальная опасность, по мнению политолога Василия Зорина, состоит в том, что упрощение  процедуры подачи гражданами петиций  сделает возможным появление  целой волны политических инициатив, а повседневная вовлеченность населения  в процессы управления не будет соответствовать  принятому на западе идеалу представительской  демократии, когда ответственность  за принятие решений лежит на избранных  народом лидерах. Таким образом, пишет Зорин, «подобная кибердемократия, в сочетании с упрощенной системой электронного голосования, может вернуть  нас в далекое прошлое - к прямой демократии древних Афин, стоявшей на грани вырождения во власть толпы»[4] . 

На данный момент невозможно с определенностью утверждать, как развитие подобных интернет технологий скажется на политическом процессе, но приходится признать, что этот движение содержит в себе потенциал способный  в корне изменить многие представления  о демократическом управлении. Несомненно, что политикам будущего придется уделить самое серьезное внимание проблеме голосования через Интернет и найти механизмы, которые обеспечат  повышение явки избирателей, рост политической активности населения и, в то же время, не позволят поколебать основополагающие принципы и традиции демократической  системы.  

1.2 Опыт электронного  правительства 

Ещё одна технология, которая из категории экспериментальных  постепенно переходит в разряд повседневно  используемых средств – это электронное  правительство.  

Электронное правительство (e-Government) — это новая модель государственного управления, построенная на возможностях современных информационных технологий, это система взаимодействия государства  и общества при помощи Интернет. Доминирующей задачей электронного правительства является трансформация  внутренних и внешних взаимоотношений  на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей.  

Термин "электронное  правительство" появился в русском  языке от английского слова Electronic Government или e-government, которое имеет  несколько значений. В их числе  – правление или управление как  действие или процесс. Именно в этом значении употребляется слово government в данном случае. E-government определяется как "использование" (Интернет), "способ" (предоставления информации и услуг), "обеспечение" (доступа к информации и услугам). То есть, понятие electronic government относится к формам и методам  деятельности правительства ("электронное  правление" или "электронное государственное  управление"), а не к правительству  как субъекту этой деятельности. В  русском языке слово "правительство" раньше было близко по смыслу к указанному выше значению английского слова government и означало "правленье, управленье, начальствованье". В современном  русском языке "правительство" означает исключительно "совокупность органов государственной власти" или "исполнительный и распорядительный орган государственной власти в  стране". Таким образом, использование  словосочетания "электронное правительство" в качестве русского эквивалента electronic government не вполне точно отражает смысл  этого понятия. У людей непосвященных  при упоминании "электронного правительства" возникают ассоциации, далекие от того, что имеется в виду.  

Создание электронного правительства связано с оптимизацией предоставления государственными структурами  услуг населению и бизнесу, расширением  степени участия всех избирателей  в процессах руководства и  управления страной, а также обеспечением открытости, подотчетности правительства - гражданам и граждан - правительству. За этой формулировкой скрывается одна из важнейших современных тенденций  в развитии государственного управления в мире. Идея "электронного правительства" появилась именно как следствие  этой тенденции, а не исключительно  благодаря бурному развитию информационных технологий. 

В 70-80-х годах ХХ века многие страны столкнулись с  рядом проблем, связанных с работой  органов государственного управления: большими расходами, неэффективными процессами, неудовлетворительными результатами. 

В ряде стран расходы  на деятельность государственных учреждений стали необоснованно высокими или  росли слишком быстрыми темпами. Все большую обеспокоенность  стали вызывать случаи потерь, задержек, плохого управления и коррупции  в государственном секторе. Все  это приводило к неэффективному преобразованию государственных денег  в услуги государственных учреждений. В частности, решения, которые принимали  государственные служащие, зачастую оказывались весьма далекими от потребностей общественности. Лица, принимающие  решения, оказались очень удаленными от источников информации и реальной жизни. Государственные чиновники  совершенно не несли ответственности  за свои решения и действия перед  теми, на кого их решения и действия влияли. 

В ряде стран государственный  сектор оказался неспособен обеспечить то, он призван был обеспечить: от внешней и внутренней безопасности до поддержки сельского хозяйства, образования, здравоохранения, социальных услуг и т.д.  

В начале 90-х годов  в США и других странах стали  предприниматься последовательные шаги по реформированию органов и  систем госуда-рственного управления с тем, чтобы они "работали лучше, а стоили меньше". Реформы были направлены на: 

Повышение эффективности

 Повышение КПД.  Улучшение соотношения между  затратами "на входе" и  результатами "на выходе".

 

Децентрализацию

 Полномочия в  принятии решений передавались "вниз", на региональный и местный  уровни управления. Смысл такого  перераспределения полномочий заключался  в том, чтобы уменьшить затраты  на централизованное принятие  решений и создать более гибкую  и "отзывчивую" систему.

 

Повышение ответственности

 Государственного  сектора в целом и отдельных  государственных служащих за  принимаемые решения. Идея заключалась  в том, чтобы создать определенное "давление" на государственных  служащих; создать механизм, мотивирующий  их работать качественно; сделать  их более восприимчивыми к  тем, для кого они работали. Это также было средством борьбы  с коррупцией.

 

Улучшение управления ресурсами

 Повышение эффективности  использования человеческих, финансовых  и других ресурсов. Подразумевалось,  что будут пересмотрены и способы  оценки эффективности использования  всех видов ресурсов.

 

Внедрение элементов  рыночных отношений

 Электронное правительство  традиционно делится на три  типа отношений:  

(G2C) Правительство  – граждане (потребители услуг)  доступ к информации посредством  Интернета, интерактивные опросы, публичные дискуссии. 

(G2B) Правительство  - частный бизнес: поставки товаров  и услуг. 

(G2G) Правительство  - правительство: взаимодействие  внутри и между государственными  органами для совместного пользования  информацией и улучшения функционирования.

  

Преобразования подразумевали  сокращение численности государственного аппарата, уменьшение количества внутренних нормативных документов, внедрение  в практику государственных учреждений стандартов качественного обслуживания клиентов. Государственным учреждениям, в частности, предписывалось уточнить категории своих "клиентов" и  изучить их потребности, разработать  стратегии повышения качества услуг, а также критерии и механизмы  оценки качества обслуживания.  

В процессе кардинального  реформирования правительств обнаружилось, что современные информационные технологии могут оказаться хорошим  подспорьем в решении главной  задачи: "работать лучше, стоить меньше".  

В настоящее время  существует значительное количество пилотных проектов, в том числе и на уровне стран Большой восьмерки (проект Government OnLine – GOL). Проект GOL был рассчитан  на период до конца 1998 г. и имел целью  накопление опыта использования  современных средств связи администраций  и государственных органов власти с гражданами. В проекте приняли  участие учреждения более 20 стран  мира, а также ряд авторитетных международных организаций. 

Информация о работе Интернет и политика в современном мире