Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в выявлении новых возможностей, вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных технологий.
Взаимодействие Интернета и Политики в современном мире:
Часть I
Глава 1 Свойства и возможности сети Internet
1.1. Интернет и политический процесс
1.2 Опыт электронного правительства
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет
Часть II
Глава 1 Интернет в политической жизни России
1.1. Зарождение интернет-технологий в России
1.2 Социальная основа российского Интернета
1.3 Основные акторы политического Рунета
Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий
Глава 3 Уровень присутствия в Интернете регионов России
Пока власть не может
ни распространять информацию о своей
деятельности, ни координировать работу
ведомств. Правовое регулирование Интернета
также осуществляется весьма своеобразно
(примеры — закон об электронной
цифровой подписи, предельно затрудняющий
ее использование, и не менее абсурдный
закон о лицензировании отдельных
видов деятельности, в котором
ИТ вместо трех регулируются 12 видами
лицензий).
Попытки законодательного
регулирования такой функции
спецслужб, как сбор доказательств
преступной деятельности с помощью
информационных технологий, оказались
безрезультатными. Власть, решившая переложить
финансовое обеспечение контроля на
бизнес, натолкнулась на жесткое сопротивление.
Закончилось противостояние громким
судебным разбирательством, приведшим
к снижению престижа власти. Затем
последовал запрет на применение в
РФ продвинутых криптографических
средств.
Более удачно, на первый
взгляд, власть решает задачу формирования
в Сети собственного имиджа. Здесь
можно отметить встречу В.Путина
с представителями интернет-
Информационная наполненность
сайтов органов власти в значительной
степени определяется личностью
руководителя и степенью его знакомства
с сетевыми реалиями; иногда смена
руководства приводит к сокращению
затрат средств и человеко-часов
на поддержание сайта[23] . Достаточно
сравнить сайт Министерства по налогам
и сборам при А. Починке и его
преемниках.
Таким образом, органы
власти сегодня не готовы использовать
преимущества, которые дает им сеть,
однако у них сохраняется преимущество
в распространении своего влияния
в Интернете, по крайней мере, до
тех пор, пока там не возникли иные
юрисдикции, способные составить
им конкуренцию в виртуальном
политическом пространстве. Выбор между
проектами создания “демократии
участия” или установления тотального
контроля над гражданами властью
тоже пока не сделан.
б) Средства массовой
информации
СМИ одними из первых
осознали преимущества и возможности
Интернета, особенно связанные с
его использованием в политическом
процессе. В 1996 г. Российский Интернет
выходит из рамок узкопрофессиональной
компьютерной среды и уже к 1998
г. становится значимым фактором российской
политики. СМИ очень быстро перешли
от подписных листов рассылки (скорее
ориентированных на использование
электронной почты, нежели Интернета
как такового) к многофункциональным
информационным ресурсам. Вместе с
тем списки рассылки существуют до
сих пор и отмирать не собираются.
Авторитет и аудитория
Долгое время монополистом
на рынке политических новостей была
сводка Национальной службы новостей
— http://www.nns.ru. Небольшую конкуренцию
ей составляли политические вкрапления
в ленту новостей «Росбизнесконсалтинга».
Крупные информационные агентства
(ИТАРТАСС, РИАН, «Интерфакс») давали исключительно
избранные заголовки новостей, причем
только преимущественно на сайтах зарубежных
партнеров.
Расцвет политических
новостных лент случился после кризиса
августа 1998 г. Появляется проект Полит.ру
(http://www.polit.ru), и три кита политновостей,
созданные на средства ФЭП, Газета.ру
(http://www.gazeta.ru ), Лента.ру (http://www.lenta.ru ) и
Вести.ру (http://www.vesti.ru). После года «раскрутки»
два из трех проектов были проданы
Фондом эффективной политики: «Газета»
— ЮКОСу, «Лента» — «Русским инвесторам».
Практически с самого
начала своего существования большинство
новостных сайтов, прежде всего, воспринималось
как издания с собственной
ярко выраженной идеологической позицией.
Например, Вести.ру позиционировали
себя как праволиберальное издание,
а созданный тем же ФЭП аналитический
сайт СМИ.ру (http://www.smi.ru) — как государственническое.
В 2000 г. ФЭП презентовал новый
амбициозный проект «национальной
информационной службы» Страна.ру (http://www.strana.ru),
призванный совместить «выражение государственной
позиции» с привлечением частных
инвестиций. По последним данным проекту,
несмотря на высокий рейтинг, не удалось
добиться самоокупаемости, на которую
рассчитывали его создатели.
Оказавшиеся в оппозиции
офлайновые медиаолигархи с конца
1999 г. приступили к выстраиванию своих
империй. В декабре 1999 г. «МедиаМост»
купил у частных акционеров группу
сайтов «Нетскейт» и создал на ее основе
свое сетевое подразделение «
Офлайновые информационные
агентства большой тройки — ИТАРТАСС,
РИАН, «Интерфакс» ориентируются
на платный доступ, почему и стоят
на невысоких местах в сетевых
рейтингах.
Электронные версии
газет в лице «Известий» (полный
текст) и «Независимой газеты» (только
первая страница) появились в бесплатном
доступе в сети в порядке эксперимента
еще в 1995 году, однако эксперимент
этот не дал желаемого результата,
и бесплатный доступ был вскоре закрыт.
В 1997—1998 гг. платный доступ к онлайновым
версиям открыли «Коммерсантъ»,
«Русский телеграф», «Известия».
Количество СМИ
в Интернете огромно, однако в
ближайшее время ожидается
Таким образом, СМИ
в Интернете практически теряют
свою специфическую функцию, зачастую
выступая в качестве не актора, а
инструмента в руках
в) Политические партии
и их лидеры
Осознание и использование
возможностей сети Интернет в своей
политической деятельности стало индикатором
"продвинутости" политических партий
и движений, индикатором их образа
жизни. Однако если в качестве критерия
оценки взять эффективность
Яркая специфика
российского партийного сайтостроительства
проявляется в том, что лишь наиболее
крупные и известные политики
страны имеют собственные сайты
в сети, которые в большинстве
случаев совмещаются с сайтами
тех партий и движений, которые
они возглавляют. Из 450 депутатов Государственной
Думы предыдущего состава в конце 1999 г.
собственные страницы в сети имели только
39 депутатов (из них 10 - члены фракции "Яблоко"),
но в большинстве случаев их сайты содержали
только биографию и отчет о том, к каким
законопроектам в той или иной мере был
причастен этот депутат. О сайтах депутатов
новой Думы пока говорить рано, по моим
подсчетам их насчитывается примерно
35, в основном это те депутаты, которые
имели собственные сайты еще до выборов.
Хотя значимость Интернета на интуитивном
уровне признается многими депутатами,
его возможности остаются, практически,
не задействованы.
Для современной
российской политики Интернет, выступает
скорее как место формального
размещения сайта и средство для
“слива” компромата. Особняком
стоят лишь попытки создания виртуальных
политических организации посредством
Интернета. В качестве примера, можно
привести проект «Россия молодая» Б.
Немцова (http://www.rosmol.ru ). В целом он
оказался успешным. Во-первых, у Немцова
появилась возможность
Еще одной попыткой
создания виртуальной партии была попытка
владельца достаточно посещаемого
сайта «Либертариум» А. Левенчука
создать из своих постоянных посетителей
«Партию свободы». Эти начинания
так и не завершилась, поскольку
количество желающих вступить в партию
не достигло цифры, заявленной А. Левенчуком
как порог, начиная с которого
имеет смысл предпринимать
В свете сказанного,
можно сделать вывод о том,
что политические партии и их лидеры
пока до конца не осознали, что Интернет
является не только местом, где можно
разместить сайт-листовку, но и мощнейшим
средством ведения предвыборной
кампании, а также организационным
и даже финансовым ресурсом.
Глава 2. Российский
Интернет, как инструмент политических
технологий
Парламентские и
президентские выборы 1999-2000 гг. оказали
существенное влияние на развитие интернета
в России. Политические инвестиции
в сетевые СМИ, широкое распространение
интернет-представительств субъектов
политического процесса, использование
интернета для осуществления
информационных и пропагандистских
операций - все это способствовало
развитию российского интернета
как средства политической коммуникации.
Включение сети в
качестве еще одного коммуникативного
инструмента в существующую систему
обмена смыслами между субъектами политического
процесса было предопределено рядом
факторов, решающим из которых был
процесс медиатизации российской политики
- фактического перемещения политической
жизни в символическое
Распространение стереотипных
представлений об интернете активно
использовалось политическими субъектами
для достижения необходимых имиджевых
результатов. Особенно часто интернет
в политике был востребован как
олицетворение прогресса, символ будущего,
воплощение технологий завтрашнего
дня. В политических целях были использованы
и другие мифы вокруг интернета, например,
популярное представление об обилии
компромата в сети.
Обобщение опыта
использования сети в России позволяет
построить следующую типологию,
реализуемых посредством
демонстрация в
масс-медиа приобщения политика (политической
структуры) к интернету как к
символу прогресса;
предъявление средствам
массовой информации позиции политика
в интернете, адекватной его положению
в политической жизни;
конструирование (имитация)
в интернете действующего политического
субъекта;
создание видимости
поддержки политика интернет-аудиторией;
использование интернета
как канала коммуникации, не имеющего
жестких содержательных, стилистических,
форматных и иных ограничений
традиционных СМИ;
легитимация информации
посредством ее публикации в интернете
и ретрансляции в традиционных СМИ;
удовлетворение информационных
запросов различных аудиторий о
политике (политической кампании, структуре)
посредством интернета.