Интернет и политика в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в выявлении новых возможностей, вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных технологий.

Содержание

Взаимодействие Интернета и Политики в современном мире:
Часть I
Глава 1 Свойства и возможности сети Internet
1.1. Интернет и политический процесс
1.2 Опыт электронного правительства
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет
Часть II
Глава 1 Интернет в политической жизни России
1.1. Зарождение интернет-технологий в России
1.2 Социальная основа российского Интернета
1.3 Основные акторы политического Рунета
Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий
Глава 3 Уровень присутствия в Интернете регионов России

Работа содержит 1 файл

Internet i politika.docx

— 83.98 Кб (Скачать)

2.1 Политический PR в  сети: опыт выборов 1999-2000 

Выборы в России 1999-2000 годов дают множество характерных  примеров применения политических технологий в рамках представленной выше типологии. Попробуем кратко проанализировать некоторые из них: 

PR-Технология: Демонстрация  приобщения политика к символизирующим  прогресс современным технологиям 

Пример: Встреча 28 декабря 1999г. В.В.Путина с представителями  российского интернет-сообщества. В  тот же день состоялось открытие сайта  правительства РФ, на котором была размещена программная статья премьер-министра "Россия на рубеже тысячелетий". Отставка Ельцина спустя три дня после  встречи и ранний старт избирательной  кампании дали в дальнейшем повод  трактовать это событие как предвыборное мероприятие. Действительно, встреча стала для Путина весьма удачным имиджевым ходом, однако следует отметить, что она готовилась заранее, с начала ноября 1999 года.  

К участию в данном мероприятии были привлечены ряд  министров, а также видные представителями  интернет-сообщества: А.Колесников ("Россия Онлайн"), А. Платонов (РосНИИРОС), А. Солдатов ("Релком"), М. Якушев ("Global One"), А. Лебедев ("Студия А. Лебедева") и др.  

Содержательно встреча  отразила характерные для того времени  настроения обеих принимавших участие  в диалоге сторон. Чиновники делали заявления о том, что Интернет "надо как-то регулировать", представители  сетевого сообщества говорили о том, что Интернет - это саморегулирующаяся среда. Руководители провайдеров при  этом подчеркивали готовность сотрудничать с государством, а редакторы интернет-СМИ  возражали против любых попыток  покуситься на сетевые свободы. Путин  в неожиданно бурную дискуссию не вмешивался, но четко выразил свое отношение к предмету спора: "мы не будем искать баланса между  государственным регулированием сети и свободой. Выбор всегда будет  в пользу свободы".  

В результате встречи  с представителями интернет-сообщества, открытия сайта правительства и  публикации в Интернете программного текста В.В. Путин сразу стал восприниматься как политик, не чуждый новых технологий и лично гарантирующий свободное  развитие российского сегмента всемирной  Сети.  

PR-Технология: Создание  видимости поддержки политика  интернет-аудиторией. 

Пример: Организованное интернет-голосование сторонников  Явлинского (февраль-март 2000 г.) В качестве инструментов продвижения стали  опросы на сайте "Независимой газеты", ценные в первую очередь тем, что  их результаты неизменно публиковались  в печатной версии газеты. Начиная  с конца октября 1999 года, редакция "НГ" еженедельно задавала посетителям  своего сайта вопрос "Кто будет  избран следующим президентом России?" По данным первого опроса В.В. Путин  с небольшим преимуществом побеждал Е.М. Примакова, а Г.А.Явлинский с  Г.А.Зюгановым имели втрое меньший  по сравнению с лидерами результат. Однако, начиная с конца января с каждым очередным сетевым президентским  замером " Независимой газеты" Явлинский набирал все больше голосов, в результате чего занимавшая далеко не "прояблочную" позицию  газета была вынуждена выходить с  заголовками: "Рейтинг Путина резко  упал", "Примаков поделился голосами с Явлинским", "Явлинский сохраняет  лидерство в сети", "Путин  вплотную приблизился к Явлинскому" и т.д. Согласно опросу 4-6 марта 2000 г. 44 % голосовавших на сайте "Независимой газеты " считали, что будущим президентом России будет избран Явлинский, и лишь 40,4 % - Путин. 

Наконец, в середине марта редакция газеты объяснила  стабильное лидерство Явлинского в  интернет-опросах искажающим достоверную  картину из-за умышленного массового  голосования сторонников "Яблока" и сменила тему вопроса на сайте. Попутно Явлинский был обвинен  в виртуальности своей позиции  на российской политической сцене, но к тому времени тема лидерства  Явлинского в Интернете уже попала в другие печатные СМИ. Результатом  всего этого стал оторванный от контекста  рейтинг.  

PR-Технология: Предъявление  средствам массовой информации  позиции политика в Интернете,  адекватной его положению в  политической жизни 

Пример: Движение "Против всех" (февраль-март 2000 г.) На идее об адекватности интернет-присутствия  положению персоны/структуры в  жизни (в том числе политической) основана большая часть российской интернет-индустрии. Отсюда - создание интернет-представительств, соответствующих  представлению о качественном сетевом  присутствии (дорогой дизайн, специальные  возможности, интерактивность и  т.п.), стремление к лидерству в  различных интернет-рейтингах и  голосованиях. На ожидаемом аудиторией соответствии присутствия политического  субъекта в Интернете его положению  в реальности были построены проекты, в которых имитировалась деятельность реальной политической структуры. Создатели  таких сайтов обычно делали вид, что  за ними стоят серьезные силы, устраивали сетевые акции, отчитывались в новостях сайта о своей деятельности, о  массовой поддержке своих начинаний - тогда как на самом деле вся  эта активность могла быть результатом  усилий одного администратора сайта[29] .  

Зачастую качественно  оформленный и активно рекламируемый  в Интернете сайт политического  субъекта действительно воспринимался  несведущей аудиторией в качестве отражения  в Интернете силы, которая имеет  значение в реальной политической жизни. Одним из наиболее характерных примеров имитации деятельности политической структуры  посредством Интернета явилась  кампания "Против всех". 

Безусловное лидерство  Путина в условиях отсутствия значимых политических соперников привело к  возникновению в СМИ клише  о безальтернативности президентских  выборов. Подобное представление в  общественном сознании для фаворита выборов было крайне опасно, поскольку  грозило массовой неявкой к избирательным участкам и перспективой второго тура. Примером материализации в масс-медиа виртуальной угрозы Путину стала раскрутка центральным телевидением сайтов, которые призывали голосовать "против всех". Технологически кампания была выстроена в виде подачи в СМИ нескольких случайных явлений как единого общественного движения. "Доказательством" существования такого движения послужили сайты, а также кадры уличных пикетов молодых людей, агитировавших голосовать "против всех".  

Итак, подведем итоги. Все рассмотренные примеры свидетельствуют, что сколько-нибудь значимыми были лишь те политические PR-проекты в  Интернете, в которых были активно  задействованы традиционные СМИ. В  отличие от бизнес-PR в сети, где  возможно прямое обращение к целевым  аудиториям, российский опыт использования web-технологий в целях политического PR показывает, что наиболее эффективными становятся те проекты, где интернет-событие (сайт или кампания) выступает в  качестве информационного повода для  дальнейшего освещения в традиционных СМИ[30] . 

И по сей день создавать  политические PR-проекты в Интернете  имеет смысл лишь в том случае, если они являются частью более обширной кампании, включающей традиционные средства коммуникации . 

Тем не менее, в течение  последних лет рост статуса сетевых  изданий показывает, что некоторые  интернет-СМИ сами по себе уже могут  выполнять необходимую функцию "усилителя" слабого сигнала политической инициативы. Поэтому весьма перспективными представляются политические вложения в тематические проекты и сетевые СМИ. 

Интересен тот факт, что технологии, зарекомендовавшие  себя на прошедших выборах, не были столь же эффективными на выборах  в 2003-2004 годах. Очевидно, что общепринятым стандартом стало формальное присутствие  в Интернете политиков и политических структур, то есть создание и поддержка  официальных сетевых представительств. Но сегодня просто сайтом уже никого не удивишь, поэтому уникальная возможность  проявить себя на политической сцене  за счет только факта приобщения к  Интернету как таковому уже в  прошлом. Персональный сайт необходимо делать просто потому, что его делают все, однако его политическое влияние  является крайне незначительным. Произошедшая за последние годы интернетизация СМИ  сегодня не позволяет играть на плохом понимании журналистами специфики  интернет-среды. Например, труднее стало  выпускать ресурсы сомнительного  содержания и получать на них положительные  отзывы, что было весьма распространено несколько лет назад. Абсолютное большинство пишущих об Интернете  журналистов теперь хорошо разбираются  и ориентируются в Сети. Положительным  является то, что пресса научилась работать с Интернетом как с источником информации - один только этот фактор может быть доказательством того, что проанализированные выше PR-технологии не сработали в чистом виде на выборах 2003-2004 годов. Интернет – это крайне динамичная среда, и успешным в ней может быть лишь тот, кто постоянно изобретает что-то новое. 

Глава 3 Уровень присутствия  в Интернете регионов России 

Всестороннее исследование взаимодействий Интернета и политики не представляется возможным без  учета регионального аспекта. Взаимодействие общего (общенационального) и особенного (регионального) непосредственно относится  к самой логике процесса становления  интернет-технологий в России. 

Сегодня не допустимо  считать, что Интернет начал играть большую роль в политической жизни  всей страны, т.к. все, о чем говорилось выше, имеет пока отношение только к общероссийскому уровню, а также  к Москве и Санкт-Петербургу, за пределами  которых фактически можно вести  речь об Интернете как об «информационной  политической пустыне с небольшими оазисами»[31] . 

В регионах страны вместе с отставанием развития Интернета  вообще, в такой же степени отстает  и уровень использования сети в региональной политической жизни. Только примерно в десятке регионов, в которых Интернет по уровню своего развития постепенно приближается к  столицам, можно утверждать, что  сеть играет важную роль в политике. Это в первую очередь Московская область, а также Свердловская, Пермская, Новосибирская, Нижегородская, Самарская, Саратовская области и Приморский край. Для остальных регионов пока можно только говорить о зачатках политической деятельности в сети. 

В качестве доказательства можно привести результаты конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ», проводимого  в рамках мероприятий, предусмотренных  Федеральной целевой программой «Электронная Россия». Анализируя результаты конкурса можно дать полную и объективную  картину степени развития web-технологий в регионах, а также предложить ряд эффективных мер по дальнейшей поддержке и стимулированию этого  развития.  

Итак, конкурс «Лучший  регион в сфере ИКТ» был проведен в 2000 году. Его организацию осуществляла компания «РосБизнесКонсалтинг» в  соответствии с государственным  контрактом, заключенным между РБК  и Министерством экономического развития и торговли РФ.  

В ходе конкурса регионы-лидеры в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) выявлялись по пяти номинациям, соответствующим основным направлениям использования ИКТ для развития региона. К этим направлениям отнесены: государственная поддержка региональной информатизации; доступность информационных технологий; использование ИКТ в  экономике, государственном управлении и социальной сфере региона; человеческий капитал; деловая среда. Итоговая номинация  конкурса выявляет регионы, наиболее полно  и гармонично развивающие все  указанные аспекты и условия  применения ИКТ.  

В рамках подготовки к проведению конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ» специалисты РБК  проанализировали уровень присутствия  в Интернете правительств субъектов  Российской Федерации, в результате чего были оценены достижения регионов на пути к «электронному правительству», а также уровень использования web-технологий в политике. Анализ интернет-представительств регионов был основан на оригинальной методике, совместно разработанной  специалистами компаний «РосБизнесКонсалтинг»  и «Процесс Консалтинг». В ее основе лежала бальная оценка контентного  наполнения и функциональных характеристик  сайта каждого субъекта Федерации  по сорока критериям (структура сайта, удобство навигации, графический стиль  и визуальная концепция, возможности  поиска и т.д.).  

При анализе выяснилось, что в Интернете представлены официальным сайтом 83 российских региона. Интернет-представительств Ненецкого, Таймырского, Корякского, Агинского  Бурятского автономных округов, а также  Камчатской и Курской областей в  Сети обнаружить не удалось. Сразу стоит  оговориться, наличие у субъекта Федерации официального интернет-портала  еще не означает, что портал выполняет  функции, отвечающие, например, концепции  «электронного правительства». Многие веб-представительства администраций  являются таковыми скорее номинально, лишь потому, что на сайте перечислены  руководители администрации и департаментов  правительства. В остальном такие  сайты в большей степени похожи на новостную ленту региона или  развлекательно-информационный портал с описанием местных достопримечательностей, афишами и анонсами культурной жизни. Безусловно, такая информация не может  быть лишней, но ее предоставление не является основной функцией официального правительственного портала региона.  

Здесь, на мой взгляд, уместно сравнить реальную ситуацию, сложившуюся в российских регионах, с рассмотренными в первой части  курсовой работы современными стандартами  технологии «электронного правительства».  

По результатам  конкурса, сегодня на официальных  сайтах российских регионов наиболее успешно реализована информационно-новостная  функция. Почти все интернет-порталы  субъектов содержат типовой «портрет региона», включающий географическое положение, территориально-административное устройство, государственную символику, историю развития региона и краткую  характеристику социально-экономического положения.  

К необходимой для  официальных сайтов можно отнести  также информацию о структуре  органов власти субъекта, в которую  входят (максимально):  

Информация о работе Интернет и политика в современном мире