Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в выявлении новых возможностей, вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных технологий.
Взаимодействие Интернета и Политики в современном мире:
Часть I
Глава 1 Свойства и возможности сети Internet
1.1. Интернет и политический процесс
1.2 Опыт электронного правительства
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет
Часть II
Глава 1 Интернет в политической жизни России
1.1. Зарождение интернет-технологий в России
1.2 Социальная основа российского Интернета
1.3 Основные акторы политического Рунета
Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий
Глава 3 Уровень присутствия в Интернете регионов России
2.1 Политический PR в
сети: опыт выборов 1999-2000
Выборы в России
1999-2000 годов дают множество характерных
примеров применения политических технологий
в рамках представленной выше типологии.
Попробуем кратко проанализировать
некоторые из них:
PR-Технология: Демонстрация
приобщения политика к
Пример: Встреча 28 декабря
1999г. В.В.Путина с представителями
российского интернет-
К участию в данном
мероприятии были привлечены ряд
министров, а также видные представителями
интернет-сообщества: А.Колесников ("Россия
Онлайн"), А. Платонов (РосНИИРОС), А.
Солдатов ("Релком"), М. Якушев ("Global
One"), А. Лебедев ("Студия А. Лебедева")
и др.
Содержательно встреча
отразила характерные для того времени
настроения обеих принимавших участие
в диалоге сторон. Чиновники делали
заявления о том, что Интернет
"надо как-то регулировать", представители
сетевого сообщества говорили о том,
что Интернет - это саморегулирующаяся
среда. Руководители провайдеров при
этом подчеркивали готовность сотрудничать
с государством, а редакторы интернет-СМИ
возражали против любых попыток
покуситься на сетевые свободы. Путин
в неожиданно бурную дискуссию не
вмешивался, но четко выразил свое
отношение к предмету спора: "мы
не будем искать баланса между
государственным регулированием сети
и свободой. Выбор всегда будет
в пользу свободы".
В результате встречи
с представителями интернет-
PR-Технология: Создание
видимости поддержки политика
интернет-аудиторией.
Пример: Организованное
интернет-голосование
Наконец, в середине
марта редакция газеты объяснила
стабильное лидерство Явлинского в
интернет-опросах искажающим достоверную
картину из-за умышленного массового
голосования сторонников "Яблока"
и сменила тему вопроса на сайте.
Попутно Явлинский был обвинен
в виртуальности своей позиции
на российской политической сцене, но
к тому времени тема лидерства
Явлинского в Интернете уже попала
в другие печатные СМИ. Результатом
всего этого стал оторванный от контекста
рейтинг.
PR-Технология: Предъявление
средствам массовой информации
позиции политика в Интернете,
адекватной его положению в
политической жизни
Пример: Движение "Против
всех" (февраль-март 2000 г.) На идее об
адекватности интернет-присутствия
положению персоны/структуры в
жизни (в том числе политической)
основана большая часть российской
интернет-индустрии. Отсюда - создание
интернет-представительств, соответствующих
представлению о качественном сетевом
присутствии (дорогой дизайн, специальные
возможности, интерактивность и
т.п.), стремление к лидерству в
различных интернет-рейтингах
Зачастую качественно
оформленный и активно
Безусловное лидерство
Путина в условиях отсутствия значимых
политических соперников привело к
возникновению в СМИ клише
о безальтернативности
Итак, подведем итоги.
Все рассмотренные примеры
И по сей день создавать
политические PR-проекты в Интернете
имеет смысл лишь в том случае,
если они являются частью более обширной
кампании, включающей традиционные средства
коммуникации .
Тем не менее, в течение
последних лет рост статуса сетевых
изданий показывает, что некоторые
интернет-СМИ сами по себе уже могут
выполнять необходимую функцию "усилителя"
слабого сигнала политической инициативы.
Поэтому весьма перспективными представляются
политические вложения в тематические
проекты и сетевые СМИ.
Интересен тот факт,
что технологии, зарекомендовавшие
себя на прошедших выборах, не были
столь же эффективными на выборах
в 2003-2004 годах. Очевидно, что общепринятым
стандартом стало формальное присутствие
в Интернете политиков и
Глава 3 Уровень присутствия
в Интернете регионов России
Всестороннее исследование
взаимодействий Интернета и политики
не представляется возможным без
учета регионального аспекта. Взаимодействие
общего (общенационального) и особенного
(регионального) непосредственно относится
к самой логике процесса становления
интернет-технологий в России.
Сегодня не допустимо
считать, что Интернет начал играть
большую роль в политической жизни
всей страны, т.к. все, о чем говорилось
выше, имеет пока отношение только
к общероссийскому уровню, а также
к Москве и Санкт-Петербургу, за пределами
которых фактически можно вести
речь об Интернете как об «информационной
политической пустыне с небольшими
оазисами»[31] .
В регионах страны вместе
с отставанием развития Интернета
вообще, в такой же степени отстает
и уровень использования сети
в региональной политической жизни.
Только примерно в десятке регионов,
в которых Интернет по уровню своего
развития постепенно приближается к
столицам, можно утверждать, что
сеть играет важную роль в политике.
Это в первую очередь Московская
область, а также Свердловская, Пермская,
Новосибирская, Нижегородская, Самарская,
Саратовская области и
В качестве доказательства
можно привести результаты конкурса
«Лучший регион в сфере ИКТ», проводимого
в рамках мероприятий, предусмотренных
Федеральной целевой программой
«Электронная Россия». Анализируя результаты
конкурса можно дать полную и объективную
картину степени развития web-технологий
в регионах, а также предложить
ряд эффективных мер по дальнейшей
поддержке и стимулированию этого
развития.
Итак, конкурс «Лучший
регион в сфере ИКТ» был проведен
в 2000 году. Его организацию осуществляла
компания «РосБизнесКонсалтинг» в
соответствии с государственным
контрактом, заключенным между РБК
и Министерством экономического
развития и торговли РФ.
В ходе конкурса регионы-лидеры
в сфере информационно-
В рамках подготовки
к проведению конкурса «Лучший регион
в сфере ИКТ» специалисты РБК
проанализировали уровень присутствия
в Интернете правительств субъектов
Российской Федерации, в результате
чего были оценены достижения регионов
на пути к «электронному правительству»
При анализе выяснилось,
что в Интернете представлены
официальным сайтом 83 российских региона.
Интернет-представительств Ненецкого,
Таймырского, Корякского, Агинского
Бурятского автономных округов, а также
Камчатской и Курской областей в
Сети обнаружить не удалось. Сразу стоит
оговориться, наличие у субъекта
Федерации официального интернет-портала
еще не означает, что портал выполняет
функции, отвечающие, например, концепции
«электронного правительства». Многие
веб-представительства
Здесь, на мой взгляд,
уместно сравнить реальную ситуацию,
сложившуюся в российских регионах,
с рассмотренными в первой части
курсовой работы современными стандартами
технологии «электронного правительства».
По результатам
конкурса, сегодня на официальных
сайтах российских регионов наиболее
успешно реализована
К необходимой для
официальных сайтов можно отнести
также информацию о структуре
органов власти субъекта, в которую
входят (максимально):