Институты семьи и брака в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать сегодняшнюю ситуацию в обществе, связанную с институтами брака и семьи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 определить понятия «брак» и «семья», их сущность и взаимосвязь;
 предоставить данные социологического анализа брачности и разводимости в России;
 изучить понятие «свадьба», его сущность, а также свадебные традиции в истории российского общества;
 выявить с помощью сравнительного анализа сходства и различия современной и старообрядческой свадьбы;
 изучить представления студентов ТГТУ о семейной жизни на основе данных прикладного социологического исследования.

Содержание

Введение…………...…………………………………………………………........3
Глава 1. Современные тенденции развития семейно-брачных отношений…...6
§ 1. Сущность и взаимосвязь брака и семьи …………..………………………6
§ 2. Социологический анализ брачности и разводимости в России………….16
Глава 2. Свадьба в системе семейно-брачных отношений……………………22
§ 1. Свадьба: сущность и история развития…………………............................22
§ 2. Сравнительный анализ современной и традиционной свадьбы..............29
Глава 3. Представления студентов ТГТУ о семейной жизни: материалы прикладного социологического исследования………………………………...35
§1. Программа прикладного социологического исследования……………….35
§2. Результаты прикладного социологического исследования……………….43
Заключение………………………………………………………….……………47
Список литературы……………………………...………………………………50
Приложения………….…...………………………………….…...……………...52

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены. В современных городских семьях чаще всего приходится говорить об унилокальности семей, так как наличие жилища опре­деляет локализацию молодоженов (кстати, различают иногда эванкюлелокальные семьи, проживающие в доме родных дяди-тети, и также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме).

Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра). Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяй­ством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).

Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной или сложной нуклеарной семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом бра­ке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им и в новую семью.

Рост разводов увеличил долю таких семей, которые в прошлом возникали практически только из-за смерти одного из супругов. В прошлом дети из повторных семей гораздо реже, чем сейчас, могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей). Соответственно усложнились отношения родства между детьми, имеющими только кровных родителей и имеющими кроме них еще при­емных мать или отца.

Семейный цикл определяется стадиями родительства и начинает­ся с предродительства — периода от заключения брака и до рождения первенца. Затем наступает стадия репродуктивного родительства — период между рождениями первого и последнего детей. Эта стадия частично пересекается (а в случае единственного ребенка — полно­стью исчезает) со стадией социализационного родительства, т.е. пе­риодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка. Завершается семейный цикл стадией прародительства — периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Разумеется, сказанное вы­ше относится только к так называемому полному циклу. Естественно, этот полный цикл в любой момент может стать неполным из-за выпадения одной из его стадий или прерваться из-за развода или смерти одного из супругов.

Семья — это союз лиц, основанный на браке, рождении детей, усыновлении или иных формах принятия детей на воспитание в условиях семьи, цель которого заботиться друг о друге[1,с. 83].

Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и в морально-этическом плане. Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т.п.

Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты.

Социологи выделяют три мотива вступления в брак: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать». В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную[6,с. 41].

Законодательство признает только моногамный брак, то есть единобрачный союз мужчины и женщины. Законодательство России не признает супружескими отношениями союзы, основанные, на полигамной связи. В то же время браки, заключаемые по правилам мусульманской религии, признаются во многих странах Востока. Как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих  в обществе религиозных и иных представлений. Правовые системы  современности обычно признают одну модель брака: моногамную —  страны континентальной и англо-американской системы, полигамную  — страны мусульманского права и африканские страны. Однако взаимопроникновение правовых норм и традиций приводит к тому, что  многие мусульманские страны допускают признание обеих моделей брачного союза. В связи с ростом активности различных сексуальных  меньшинств в странах Европы и Америки стали высказываться предложения о допущении регистрации брака и между лицами одного пола, что противоречит самой природе брака[11,с. 91].

Отношения супружества не могут устанавливаться на определенный срок, они, как правило, пожизненны. Брачное отношение устанав­ливается без определения срока, в нем не преследуется цель реализовать лишь какую-либо одну или несколько возможностей. Поскольку цель брака — создание семьи, рождение и вос­питание детей, она не может быть реализована к конкретному сроку либо ограничена конкретным сроком, а реализуется до того момента, пока стороны имеют возможность и желание ее осуществлять. Как правило, эта цель конституирует брак до тех пор, пока он продолжается: в течение всей жизни супругов либо до момента, когда супруги решили расторгнуть брак.

Рождение и воспитание детей также может рассматриваться в каче­стве одного из признаков брака. Хотя нередки и бездетные браки, однако одной из основных целей брака является продолжение рода. При этом возможно рождение детей и вне брака. В этом случае закон предусматривает такие формы правового регулирования, которые максимально позволяют восполнить отсутствие супружеских отно­шений между родителями, по крайней мере, в целях защиты инте­ресов ребенка.

Одним из основных признаков брака в любой правовой системе является его совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом. Этот признак можно считать единственным, имеющим конститутивное значение для отнесения складывающихся отношений к супружеским.                                                                                                      

Браки могут совершаться по религиозным обрядам либо по свет­ским правилам. Выбор той или иной формы регистрации брака осно­вывается на традициях и степени влияния религии.

По российскому законодательству выделяются следующие юридически значимые признаки брака:

Брак — это союз мужчины и женщины, поскольку в Российской Федерации признается и охраняется государством союз только между мужчиной и женщиной.

Брак — это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

Брак — это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.

Брак — это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.

Выделяют следующие виды брака:

Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В православии и в католицизме бракосочетание является одним из таинств — венчанием.

Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также гражданским браком часто неправильно называется сожительство (фактический брак).

Фактический брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый   «гражданским» — отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признаётся не всеми религиозными направлениями.

Гостевой брак — зарегистрированный надлежащим образом брак, при котором супруги не ведут совместного хозяйства, живут раздельно.

Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися. Своеобразная форма проституции[17].

Поскольку заключение брака создает семью, поэтому брак и семья теснейшим образом связаны между собой. Брак — союз лиц, заключаемый с целью создания семьи. Такое определение брака можно дать именно в такой форме, поскольку на сегодняшний день в мире намечается тенденция еще одного типа семьи, а именно — однополой. Устойчивость такой тенденции связана с увеличением числа стран, легализовавших подобные союзы (США, Голландия, Норвегия, Швеция, Германия, Бельгия, Дания и теперь Канада). Однозначно оценить это явление невозможно. Некоторые авторы категорически против подобных семей, считая их аморальными, другие считают, что раз подобные браки существуют, то нет смысла их игнорировать. Но однозначно то, что подобные союзы необходимо изучать с целью выяснения социальных последствий таких браков для общества[2,с. 25].

Таким образом, можно сказать, что семья — это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Брак, или брачный союз, — это регулируемая обществом (в том числе государством и церковью) семейная связь между мужчиной и женщиной. Поскольку заключение брака создает семью, поэтому брак и семья теснейшим образом связаны между собой. Брак — это союз лиц, заключаемый с целью создания семьи.

 

§ 2. Социологический анализ брачности и разводимости в России

Развод — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами[17].

Причина развода может гнездиться в любом из элементов жизни семьи. Супруги могут изначально иметь разные представления о жизни, и в течение брака пытаться перетянуть на свою сторону другого, тем самым нарушая гармонию и логику внутреннего развития своего супруга и разрушая супружество. Однако, может быть и совсем по-другому: люди, вступающие в брак ладят друг с другом до тех самых пор, пока не появляется необходимость вести общее домашнее хозяйство и воспитывать детей, то есть пока к супружеской подсистеме не прибавляется хозяйственная и родительская. Говоря словами известного поэта, «любовная лодка разбилась о быт».

Основные бракоразводные и демографические показатели в России в разные годы заметно колебались. Например, по сведениям Госкомстата, в 1970 году поженились 1319 тысяч человек и развелись 397 тысяч, а в 2002-м поженились 1020 тысяч, а развелись 854 тысячи. В 2005 году эти цифры составили, соответственно, 1066 тысяч и 605 тысяч. И если количество браков можно назвать стабильным, то статистика разводов неуклонно растет.
У разводов бывают самые разные причины. В списке лидеров значатся алкоголизм или наркомания (51%), отсутствие жилища (41%) и средств к существованию (29%), вмешательство в дела семьи тещи и зятя (18%), невозможность иметь детей (10%), длительное раздельное проживание (8%). Существуют и более экзотические причины. Кое-кто не намерен хранить верность супругу, совершившему противозаконное деяние и попавшему за решетку (3%). Кто-то разводится с супругом, страдающим хронической болезнью (2%). Однако неверность в списке причин разводов в России не фигурирует. Это не повод для развода.

Нынешняя российская ситуация может быть охарактеризована как «превалирование социальных причин развода над личными». Увеличение количества разводов, на которое указывает статистика, – общемировая тенденция. В странах с христианской культурой уже не первое десятилетие наблюдается кризис традиционной семьи как социального института. Растет количество людей, живущих в гражданском браке. Вполне возможно, что семья как институт вскоре отомрет.

По мнению социологов, причина разводов, которую статистики определяют как социальную, кроется в глобальном кризисе института семьи. «Причины расставания, которые супруги указывают в процессе развода, зачастую бывают ширмой для какой-то гораздо более фундаментальной причины, – говорит социолог Сергей Белановский. – Рост индивидуализма в обществе, ослабление сдерживающих факторов, которые раньше держали семью, – вот причина разводов. Здесь скорее следует уже спрашивать, не почему люди разводятся, а почему они все еще заключают браки. Даже пресловутое пьянство – второстепенная причина. Если мужчина пьет, следовательно, он просто не в состоянии нести ответственность за семью».
Кто же из супругов, по мнению россиян, виноват в разводе –  муж или жена, лишь 13% обвиняют мужчин, и только 7% – женщин. 62% уверены, что виноваты оба. Существует мнение, что развод – вроде цунами, в котором никто не виноват, просто «так получилось». 12% твердо уверены, что до развода лучше не доводить, и готовы хранить брак любой ценой. При этом 9% уверены в обратном – при малейшем намеке на дискомфорт следует расставаться. 36% россиян считают, что развод уместен в том случае, если семья уже фактически развалилась.

Информация о работе Институты семьи и брака в современном обществе