Институты семьи и брака в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать сегодняшнюю ситуацию в обществе, связанную с институтами брака и семьи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 определить понятия «брак» и «семья», их сущность и взаимосвязь;
 предоставить данные социологического анализа брачности и разводимости в России;
 изучить понятие «свадьба», его сущность, а также свадебные традиции в истории российского общества;
 выявить с помощью сравнительного анализа сходства и различия современной и старообрядческой свадьбы;
 изучить представления студентов ТГТУ о семейной жизни на основе данных прикладного социологического исследования.

Содержание

Введение…………...…………………………………………………………........3
Глава 1. Современные тенденции развития семейно-брачных отношений…...6
§ 1. Сущность и взаимосвязь брака и семьи …………..………………………6
§ 2. Социологический анализ брачности и разводимости в России………….16
Глава 2. Свадьба в системе семейно-брачных отношений……………………22
§ 1. Свадьба: сущность и история развития…………………............................22
§ 2. Сравнительный анализ современной и традиционной свадьбы..............29
Глава 3. Представления студентов ТГТУ о семейной жизни: материалы прикладного социологического исследования………………………………...35
§1. Программа прикладного социологического исследования……………….35
§2. Результаты прикладного социологического исследования……………….43
Заключение………………………………………………………….……………47
Список литературы……………………………...………………………………50
Приложения………….…...………………………………….…...……………...52

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

Среди причин, которые служат тормозящими факторами в вопросе расставания супружеских пар, важную роль играет наличие в семье детей. Треть россиян не приемлет развода, чтобы не наносить травму ребенку. Причем, если до него все-таки доходит, то, по мнению респондентов, дети должны оставаться либо с матерью, либо этот вопрос нужно решать в зависимости от конкретного случая. Неприятная процедура развода также фигурирует среди причин, по которым брак остается сохранен. При этом некоторые всерьез опасаются осуждения друзей и родни[13,с. 34].

По словам Александра Синельникова, доцента кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в газете «Комсомольская правда» дела у москвичей на семейном фронте обстоят так: популярность законного брака падает и в Москве, и в России в целом. На каждые 10 браков в Москве сейчас приходится 5-6 разводов. Причина в том, что сегодня женщина стала гораздо самостоятельнее и способна воспитывать детей без помощи законного супруга. «Опросы показывают, что отсутствие любви для половины наших сограждан – это весомая причина для развода даже при наличии детей. А ведь любовь – штука эфемерная: сегодня есть, а завтра и след простыл. Кстати, в семьях, где есть дети, инициаторами развода, по данным разных исследований статистика разводов, в 60-80% случаев являются женщины. Он им выгоднее, чем мужчинам. Потому что после развода супруга, кроме ребенка и алиментов, получает еще и квартиру» – комментирует Синельников.

Число повторных браков вообще очень мало, на этот шаг отваживается меньше половины разведенных москвичей. Социологи отмечают, что чаще всего браки заключаются из-за прописки.

По данным опросов, гражданские браки крайне редко продолжаются дольше 5 лет: как правило, они через пару-тройку лет распадаются или, в конце концов, регистрируются.

«Невесты и женихи в Москве постепенно «стареют». Еще 20 лет назад москвичками в возрасте до 24 лет заключалось больше 50% браков, а сейчас всего 40%. Для мужчин жениться до 24 лет в середине 80-х было нормой: из каждых пяти женихов двое пребывали именно в этом возрасте. А сейчас мужчинам, вступающим в брак, как правило, от 25 до 34 лет».

Обзаводиться потомством люди тоже не торопятся. К примеру, в 1991 году больше половины детей в Москве были рождены молодыми мамами в возрасте до 25 лет, а в 2005 году 55% новорожденных появились на свет у мам в возрасте 25-34 лет. Таким образом, в России все популярнее становится западная модель, при которой рождение ребенка и создание семьи откладывается на период после 30-ти. 15% малышей в Москве зарегистрированы по совместному заявлению родителей, а это свидетельствует о том, что у нас все популярнее становятся свободные браки, в которых, кстати, супруги часто даже не живут вместе.

«Мода на гражданские браки свидетельствует о глубочайшем кризисе института семьи», – считают специалисты. – Люди не желают становиться законными супругами в первую очередь потому, что боятся дележа имущества в случае развода. Суть гражданского брака – недоверие друг к другу. Ни один мужчина не признается подруге в том, что не женится на ней, потому как опасается, что она оттяпает у него жилплощадь. Он скажет что-нибудь романтическое, например: со штампом в паспорте чувства умирают. Конечно, можно заключить брачный контракт и договориться заранее, что кому достанется при разводе. Но у нас это считается чуть ли не оскорблением. Поэтому люди нашли более приемлемую форму выражения недоверия партнеру – гражданский брак»[18].

О таких же тенденциях говорит и Татьяна Гурко, доктор социологических наук, заведующая сектором социологии семьи и гендерных отношений Института социологии РАН, руководитель комитета «Социология семьи» Российского общества социологов. Можно добавить лишь следующее: по анализу данных переписи 2002 года (новой пока не проводилось), около 50% женщин, вступающих в брак, уже имеют беременность — выясняется это сопоставлением дат заключения брака и регистрации ребенка. То есть в половине случаев официальный брак заключается ради ребенка, чтобы он получил желаемый статус в обществе. Если раньше дети были результатом брака, то сейчас брак нередко становится следствием появления детей. Кроме того, брак ведь в том числе есть категория экономическая. Сегодня вопросы собственности, особенно жилищной, стоят очень остро. Поэтому союзы редко заключают в спешке, необдуманно. В этом плане современная молодежь относится к вступлению в брак более серьезно. Другое дело, что осознанность достигается путем долгого сожительства — когда люди привыкают друг к другу, решают, хорошо ли им жить вместе.

В 80-е годы разводы происходили на третьем году совместной жизни и объяснялись тем, что в этот период снижается сексуальная активность пары, угасают чувства и совместный быт становится в тягость. Для современности «кризис третьего года» уже не актуален. Раньше люди готовились к браку в несколько этапов: ухаживание, согласие родителей, помолвка и только потом свадьба. Новобрачные привыкали друг к другу, планировали детей. Сегодня половина женщин выходят замуж уже беременными. То есть изменился нормативный жизненный цикл семьи. Только немногие социальные     группы — верующие или этнические группы, чтущие национальные   обычаи, — придерживаются традиционного цикла.

В 90-е годы для многих венчание было всего лишь красивым обрядом, данью моде. Сейчас ситуация изменилась, отношение к венчанию стало более серьезным. Интересно, что в последнее время многие стали венчаться после десяти, двадцати лет совместной жизни. То есть венчание для таких людей становится не зачином брака, а констатацией факта, что брак состоялся[8,с. 37].

Таким образом, можно сказать, что семья — это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Брак, или брачный союз, — это регулируемая обществом (в том числе государством и церковью) семейная связь между мужчиной и женщиной. Поскольку заключение брака создает семью, поэтому брак и семья теснейшим образом связаны между собой. Развод — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. У разводов бывают самые разные причины. В списке лидеров значатся алкоголизм или наркомания (51%), отсутствие жилища (41%) и средств к существованию (29%), вмешательство в дела семьи тещи и зятя (18%), невозможность иметь детей (10%), длительное раздельное проживание (8%). Среди причин, которые служат тормозящими факторами в вопросе расставания супружеских пар, важную роль играет наличие в семье детей. Но популярность законного брака падает и в Москве, и в России в целом. Отношение к венчанию стало более серьезным. Интересно, что в последнее время многие стали венчаться после десяти, двадцати лет совместной жизни. А на каждые 10 браков в Москве сейчас приходится 5-6 разводов. Причина в том, что сегодня женщина стала гораздо самостоятельнее и способна воспитывать детей без помощи законного супруга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Свадьба в системе семейно-брачных отношений

§ 1. Свадьба: сущность и история развития

Свадьба представляет собой один из обрядов жизненного цикла, отмечающих основные этапы в жизни каждого члена, прежде всего, традиционного общества. Свадебный обряд в традиционной русской культуре относился к типу срединных ритуалов, символизирующих созревание человека, его полноценный статус.

   До конца IX века на Руси все сферы жизни славян были пропитаны языческими ритуалами и традициями. Это касалось и свадеб – поклонение божествам с целью вымолить их расположение к новой семье, танцы вокруг костров, обливания водой – непременный атрибут свадебного торжества эпохи средневековья.

   После крещения Руси начала зарождаться новая культура, новые обычаи, что, безусловно, отразилось и на порядке проведения свадьбы. На протяжении нескольких веков наблюдалась интересная картина: с одной стороны борьба язычества и христианства – новая религия стремилась уничтожить все остатки старой; с другой стороны, происходило постепенное слияние двух верований, образуя новую своеобразную культуру, характерную только для Руси. Главной переменой в вопросах бракосочетания стала необходимость освящения брака церковью, без этого брак не мог считаться заключенным.  Однако в целом свадьба по-прежнему носила характер массового гуляния, с множеством развлечений, пиром, длившимся 3-4 дня, хотя и со временем приобрела больше официальных, обязательных атрибутов. В XVI веке сложился порядок проведения свадьбы, четко регламентировавший роль каждого участника, этапы свадьбы, свадебную одежду и даже пищу[12,c.21].

   В России проведение любого праздника рознилось от местности к местности, а свадьбу вообще проводили, стараясь максимально отличиться и затмить соседей, однако сложившийся порядок, определенные обряды, ставшие уже свадебной традицией, соблюдались довольно строго. Основная масса этих обрядов сохранилась со времен языческой Руси, но были и новые, пришедшие с христианством или заимствованные у других народов. К последним можно отнести существовавшие еще в античности ритуалы, как обмен кольцами, осыпание молодоженов зерном, деньгами. Даже традиционный русский ритуал «хлеб-соль», по мнению многих, заимствован у древних римлян, лишь слегка видоизменившись.

   При заключении брака одним из самых важных вопросов был имущественный. Поскольку браки заключались, в основном, по договору между родителями молодых, любовь между женихом и невестой имела мало значения, в первую очередь оценивалось как общественное, так и материальное положение семьи. Поэтому для многих крестьянских семей рождение дочери означало серьезные траты – семья должна была многие годы во многом себе отказывать, чтобы обеспечить будущей невесте приданное. «Бесприданница» могла остаться без мужа или быть негативно принята новой семьей.

В целом свадебные обряды для славян были не просто способом проведения свадебного торжества, а определенными религиозно-магическими действиями, которые должны были подарить новой семье гармонию в отношениях, здоровье, достаток и, конечно, много детей. Помимо этого, одной из самых главных задач обряда была защита молодых от порчи и сглаза – считалось, что в такой день молодые наиболее уязвимы. Охранять молодоженов должны были и люди и вещи: фата, например, носила функцию оберега, скрывая невесту от злых духов, которые не должны были ее узнать. Подружка невесты и друг жениха в народных поверьях «подменяют» новобрачных: одеваются сходно, находятся рядом, чтобы духи не смогли понять, кто есть кто. Помимо этого, на свадьбе назначался специальный человек, который должен был следить, чтобы на вступающих в брак не наслали порчу, не сглазили.

Нужно отметить, что соблюдение всех обрядов было обязательным лишь в случае, если брак был первым хотя бы у одного из молодоженов, свадьбы овдовевших людей проводились в упрощенном порядке. Третий брак, который в принципе был большой редкостью, проходил без венчания, так как не одобрялся церковью. Четвертый брак и вовсе был запрещен, однако дети от него все же считались полноправными наследниками.

 В целом Средние века на Руси можно назвать периодом становления свадебных традиций. Даже сейчас, столько столетий спустя, редкая свадьба обходится без традиционного каравая, без фаты, и уж точно сложно себе представить свадьбу без обмена кольцами. Увы, для большинства, традиционные свадебные ритуалы стали скорее театральным действом, нежели верой в их значение, но все же эти свадебные традиции продолжают существовать, являясь неотъемлемой частью русской культуры[16].

На Руси существовало несколько этапов, которые предшествовали свадебной церемонии. Имели место досвадебные ритуалы, к примеру, гадания, либо же смотрины. Непосредственно предсвадебные обряды включали сватовство, девичник и забавные мужские посиделки. Само свадебное действо знаменовалось выкупом, венчанием и собственно праздничным застольем. А вот после свадьбы начиналась вереница визитов, и отмечался второй день этого события. Особенную роль играли на свадьбах песни и веселье, а также время проведения самого обряда. В старину нельзя было увидеть праздничного стола в пост, а также на большие православные празднества. Часто свадьбу организовывали осенью, когда все работы на полях подходили к своему завершению. Также благополучным временем для такой цели считался период после Пасхи. Символом свадьбы прослыл свадебный каравай, который украшался своеобразными шишками и птичками[15].

Существует два типа свадеб: драма и праздник. Первый характерен,  прежде всего, для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), семейских Забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала ее мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой. Венчание почти повсеместно гармонично вошло в структуру свадьбы, разделив гулянье в доме невесты (до) и в доме жениха (после). Однако существуют определённые сведения с юга России, что венчание проводилось иногда за год до свадьбы, а окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира[10,c.18]. Можно выделить основные компоненты свадьбы:

Сватовство. Негласное сватовство, когда со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения  двух родов. Где-то это была сваха (Алтай), где-то родители жениха, или родственники-мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, ее обязательно нужно похлопать по левому плечу – тогда она не сможет отказать.

Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства – рукобития. Обязательно избирался дружка – часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крестные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда – крестный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник – полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху – подженишник. Их основная роль – держать венцы над молодыми во время венчания. Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем «стоила» невеста на бранье.

Информация о работе Институты семьи и брака в современном обществе