Институты семьи и брака в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать сегодняшнюю ситуацию в обществе, связанную с институтами брака и семьи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 определить понятия «брак» и «семья», их сущность и взаимосвязь;
 предоставить данные социологического анализа брачности и разводимости в России;
 изучить понятие «свадьба», его сущность, а также свадебные традиции в истории российского общества;
 выявить с помощью сравнительного анализа сходства и различия современной и старообрядческой свадьбы;
 изучить представления студентов ТГТУ о семейной жизни на основе данных прикладного социологического исследования.

Содержание

Введение…………...…………………………………………………………........3
Глава 1. Современные тенденции развития семейно-брачных отношений…...6
§ 1. Сущность и взаимосвязь брака и семьи …………..………………………6
§ 2. Социологический анализ брачности и разводимости в России………….16
Глава 2. Свадьба в системе семейно-брачных отношений……………………22
§ 1. Свадьба: сущность и история развития…………………............................22
§ 2. Сравнительный анализ современной и традиционной свадьбы..............29
Глава 3. Представления студентов ТГТУ о семейной жизни: материалы прикладного социологического исследования………………………………...35
§1. Программа прикладного социологического исследования……………….35
§2. Результаты прикладного социологического исследования……………….43
Заключение………………………………………………………….……………47
Список литературы……………………………...………………………………50
Приложения………….…...………………………………….…...……………...52

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

Когда о дне начала собственно свадьбы было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе. Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных вечерках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали «девью красоту»  –  украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.

Утро свадебного дня начиналось вновь с причета невесты. Фактически продолжался девичник – прощание с красотой, с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался еще с вечера; утром мать чесала сыну кудри – он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от «сглаза», крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое – рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же. В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались.

Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам – по ленте. Косу продавал младший брат, у белорусов –сестра невесты. Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки.

К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. По дороге в дом жениха, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство.

Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином. Громкие звуки отпугивают нечистую силу,  – и с ружьями навстречу поезду выходили парни, стреляли в воздух. И им доставалось угощение.

У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном – все это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоем с матерью благословляли молодых, провожали за свадебные столы. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню.

В определенный момент пира (везде по-разному) молодую «окручивали», «повивали», «перевязывали». Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или «рожков» и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний.

Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть, на сеновал и даже в хлев. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену – чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьезностью. Если невеста «честная» – о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать. В противном же случае лошадям привязывали вместо цветов старые веники, рваные тряпки; родителей невесты в этом случае величали так, что они частенько загодя прятались. Им подавали «на угощение» рюмку без дна.

Второй день свадьбы назывался «пирожными столами». Если молодая доказала свою невинность, все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знаменами шествовали по селу. Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной «баней». В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами подчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испеченный в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, на юге России ещё и свадебным деревцем, наконец, разрезали и угощали гостей.

Иногда пир продолжался и на третий день, и далее – уже в домах родственников. Называлось это «отводины»; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей родней водить «хлеб-соль».

После свадьбы для молодой семьи начиналась нередко трудная жизнь. Молодуха должна была привыкать к чужим людям, к покорности, готовиться к материнству.

Но на Масленку и после Пасхи о молодоженах вновь вспоминали: молодежь катала их с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег (чаще всего поцелуй). После Пасхи молодых «окликали», обряд назывался очень красиво – «вьюнины»,  существовали специальные «вьюнишные» песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать. Только после окликания, в котором участвовали только женатые члены общины, свекровка начинала нагружать невестку тяжёлой работой[20].

Таким образом, в XVI веке сложился порядок проведения свадьбы, четко регламентировавший роль каждого участника, этапы свадьбы, свадебную одежду и даже пищу. Основная масса свадебных обрядов сохранилась со времен языческой Руси, но были и новые, пришедшие с христианством или заимствованные у других народов. При заключении брака одним из самых важных вопросов был имущественный. Поскольку браки заключались, в основном, по договору между родителями  молодых, любовь между женихом и невестой имела мало значения, в первую очередь оценивалось как общественное, так и материальное положение семьи.   В целом свадебные обряды для славян были не просто способом проведения свадебного торжества, а определенными религиозно-магическими действиями, которые должны были подарить новой семье гармонию в отношениях, здоровье, достаток и, конечно, много детей.

 

§ 2. Сравнительный анализ современной и традиционной свадьбы

Для каждого народа на определенной ступени его развития характерен традиционный устойчивый комплекс свадебных обрядов, сочетающийся со всеми видами народного искусства (театрализованные действия, музыка, пение, танцы, игры). Развитые религиозные культы обычно включают в свадебный комплекс религиозный обряд венчания, не вытесняющий при этом народной обрядности, первоначальный смысл которой зачастую забывается, переходит в традицию.

В современной России свадьба обычно совпадает с государственной регистрацией брака. В то же время свадьба — это больше чем просто бракосочетание, это ещё и цикл знаменательных обрядов (свадебный пир, выкуп невесты и т. п.). В наши дни, в России свадьба впитала в себя обычаи многих народов, однако для неё также остались характерны и самобытные обряды. Со временем появляются новые традиции. Так, например, появилась традиция танцевать первый танец молодоженов. Песню для своего первого танца молодожены выбирают сами, либо танцуют под песню предложенную ведущим. Многие пары готовятся к танцу заранее. Еще одним трогательным моментом на современной свадьбе является танец невесты с отцом, также ставший традиционным.

Свадьба всегда считалась важным событием в жизни человека. Поэтому свадебные традиции и свадебные обряды играли важную роль и исполнялись в строгой последовательности. Но в наши дни это праздник, организованный в меру сил, возможностей, знаний родителями, молодыми, свидетелями и творческими работниками ЗАГСа. Хотя, отдельные элементы традиционного свадебного обряда все же сохранились, правда, зачастую в измененном виде[17].

Само слово «свадьбы» произошло от древнего греческого слова, которое обозначало «залог». По сути – это удивительно точное понятием, потому, что вне зависимости от страны, в независимости от культуры, залог или выкуп практически всегда является частью свадебной церемонии. Во время свадебной церемонии жених и невеста отдают себя друг другу. Стоит сказать о то, что в жизни людей не так уж и много церемоний или событий, которые были бы более чистыми, светлыми или более красивыми, чем свадебная церемония[7,c.14].

Стоит сказать о том, что брак – это самый торжественный залог или обещания, которые мы даем на протяжении всей нашей жизни. Традиционно, свадебные обещания даются перед семьей или друзьями, которые являются в данном случае свидетелями. Суть свадебных обещаний или клятв сводиться к тому, что жених и невеста обещают быть верными и преданными друг другу, любить друг друга всю жизнь. Свадебные обещания являются самыми простыми из всех клятв и обещаний человека, однако, в то же время – это самые возвышенные обещания. Вместе с этим, союз двух любящих друг друга людей несет собой самые торжественные из обещания. Брак, воплощает потенциал самой большой радости существования самого человека – это чистая радость, которая идет от двух любящих сердец, бьющихся, как одно. На сегодняшний день, к большому сожалению, существует не так уж и много радостей, которые возникают из источника истинной любви[4,c.18].

Современная свадьба – это «коктейль» из традиций, обрядов и поверий разных эпох со всех уголков планеты. Лишь некоторые этнические группы могут похвастаться «чистотой» ритуала, остальные же перестали разграничивать свои традиции и заимствованные из других культур.

Наиболее распространенный свадебный обычай  – прятать невесту от жениха и посторонних глаз. Древние китайцы, к примеру, на церемонию бракосочетания несли новобрачную в закрытом кресле, а римляне для этого использовали вуаль. Сегодня невесты накидку надевают в исключительных случаях, а на свадьбу прибывают в лимузинах, и все же эта древняя традиция наложила отпечаток на волнующее действо: это обычай прятать от будущего мужа суженую перед бракосочетанием, а также приезжать на торжественный обряд в разных автомобилях.

Кольцо – неизменный атрибут свадьбы или помолвки. В большинстве стран его надевают на безымянный палец левой руки: согласно одному из поверий именно здесь проходит чувствительная вена, или нерв сердца. Если на помолвке кольцо символизирует обладание, то свадебное – единство и гармонию. Чтобы объединить молодых, их просят взяться за руки, которые связывают рушником. В Бирме, чтобы воссоединиться с избранницей, жениху приходится платить выкуп ее родственникам, друзьям и прорываться через преграду из ткани.

Бокалы в конце церемонии разбивают, чтобы отпугнуть злых духов, а колокольный звон призван оповестить жителей городка или деревни о рождении новой семьи. Обычай посыпать молодых конфетти, деньгами или другими мелкими легкими предметами встречается практически во всех культурах. В Древнем Риме, правда, орехи после обряда бракосочетания разбрасывал жених. В Британии молодоженов ждал дождь из настоящих цветов или лепестков. Слово «конфетти» заимствовано из итальянского языка, где оно означает «сладости». Именно конфетами сейчас осыпают итальянских новобрачных. Посыпание новоиспеченных супругов изюмом, орехами и конфетами можно трактовать как пожелания им сладкой жизни. Рис и всевозможное зерно символизируют благополучие и плодовитость.

Туфлям и башмакам также отводилась немаловажная роль. Было время, когда их с пожеланием удачи бросали в новобрачных, но сегодня обуви нашли более безопасное применение: ее чаще привязывают к автомобилю молодых. Даря жениху обувь своей дочери, отец невесты как бы перекладывает ответственность за нее на плечи зятя. К счастью для современных молодых жен, мужчины больше не стучат по ее лбу своим башмаком в знак главенства в семье.

Бросать свадебный букет подругам нареченной начали относительно недавно. Ныне его с нетерпением ждут не только подружки молодой, но и незамужние приглашенные дамы. Согласно поверьям поймавшая букет девушка вскоре выйдет замуж.

Обычай переносить невесту через порог ее нового жилища корнями уходит в те времена, когда женихи воровали строптивых суженых. По другой версии, это приносит в дом удачу. Если невесту перенесут через порог, она не войдет в дом с левой ноги, что считается плохой приметой и сулит несчастье. Индусы свято верят в то, что женщина ни в коем случае не должна коснуться порога. Следуя древним традициям, сразу после свадьбы надо заняться покупкой необходимых вещей. Тот из супругов, который принесет в дом что-то новое первым, и станет главой семьи.

Что касается дурных знаков судьбы, то в день свадьбы лучше не видеть свиней и похороны, а также не слышать кукареканье петухов после рассвета. Счастье молодоженам сулят ягненок, лягушка, паук, голубь, встреча с трубочистом и, вопреки расхожему мнению, черный кот, особенно если они окажутся на их пути. Пока еще нет единого мнения относительно благоприятной для бракосочетания погоды. Одни расценивают дождь как залог богатства и счастья будущей супружеской четы, другие считают признаком неудачи, однако большинство сходится в том, что счастлива та невеста, которой светит солнце. Снегопад в день свадьбы обещает молодой семье процветание и плодовитость, тогда как облака и ветер пророчат проблемы в отношениях друг с другом[19].

Издавна свадьба считалась очень важным и знаменательным событием в жизни человека. Раньше, много лет назад существовал четкий порядок обрядов и традиций, которые выполнялись во время каждой свадьбы. В наши дни такой четкой системы проведения свадеб со всеми ее обрядами не сохранилось. Сейчас свадьба – общее творчество молодых, их родителей и прочих людей, участвующих в данном празднике. Однако и по сей день на многих свадьбах можно встретить былые обряды и традиции, пусть переделанные немного на современный лад, однако от этого они своего истинного значения не теряют[3,c.10].

Единственный обряд, который был схож для всех людских классов в старину – венчание. Остальные же традиции немного отличались, все зависело от типа свадьбы. Например, деревенская свадьба намного отличалась от городской, у нее были свои обычаи и традиции.

Информация о работе Институты семьи и брака в современном обществе