Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 22:31, реферат
Вопрос о роли семьи и брака в обществе центральный в осмыслении социальной проблематики. Здесь стоит говорить о современных семье и браке, которые явились продуктом длительного развития человечества, ведь их можно отнести к современной не только в историческом времени, одинаковом для всех, но и в социальном, отсчитывающем также и скорость общественных преобразований. Следует отметить, что патриархальный тип семьи не причислять к современным.
Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.
С теоретической точки зрения объективное рассмотрение семьи не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий «зеркало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепка семья — крепка держава» и наоборот. Необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.
Этот подход позволяет абстрагироваться от многих аспектов темы, от всех проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения (дефиниции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др.), отвлечься от некоторого полного обзора результатов конкретных исследований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений. Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может создавать иллюзию того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изыскания является, чуть ли не единственным критерием научности в социологии. Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реализован посредством приобретения какого-либо опыта, не будучи саморазвивающейся системой. Семья сама в себе не содержит большую часть того материала, который мог бы послужить для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно произойти.
Ценностный подход к семье как к социально-культурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии и т.д. Социология, как отрасль психологии, видит семью как особую целостность.
Вопрос о роли семьи и брака в обществе
центральный в осмыслении социальной
проблематики. Здесь стоит говорить о
современных семье и браке, которые явились
продуктом длительного развития человечества,
ведь их можно отнести к современной не
только в историческом времени, одинаковом
для всех, но и в социальном, отсчитывающем
также и скорость общественных преобразований.
Следует отметить, что патриархальный
тип семьи не причислять к современным.
Социология семьи, тесно связанная с психологией, является одной из интенсивно развивающихся специализированных теорий второй половины ХХ века. В каждой стране есть свои лидеры в исследовании современной семьи. К примеру: У. Гуд в США, Р. Кениг в ФРГ, Р. Флетчер в Англии, Л. Руссель во Франции, А. Хорчев в России. Несмотря на разные теоретические подходы в изучении семьи, они выражают активную обеспокоенность кризисным состоянием моногамии, ссылаясь при этом на одни и те же факты: увеличение числа одиноких мужчин и женщин, рост разводов, снижение уровня рождаемости, рост числа неполных семей, активизацию добрачных и внебрачных сексуальных связей и т.п. Однако исследователи различных аспектов семейно-брачных отношений не ставят вопрос о крахе семьи. Речь, по их мнению, идет о том, что современная семья, особенно в условиях крупных городов, находится в стадии интенсивных изменений, переживает переходное состояние от насильственной, патриархальной к добровольной, эгалитарной моногамии. Главное направление эволюции современной семьи - ее трансформация от института к группе. Это означает, что в современной семье происходит ослабление экономической функции, главным в ней становится психологическая атмосфера, личностное взаимодействие супругов. Такая семья в зарубежной социологии получила различные названия: "брачная", "товарищеская", "партнерская" семья. В отечественной социологии формирующаяся новая семья называется "супружеской". Супружеская семья, безусловно, продолжает быть социальным институтом, ибо в ней по-прежнему ведется домашнее хозяйство, рождаются и воспитываются дети, однако супружеская семья является в большей мере социально-психологической группой, где на первое место выходит эмоциональное взаимодействие супругов.
Глубинной причиной эволюции семьи от института к группе является, во-первых, изменение традиций заключения брака, переход от закрытой к открытой системе выбора брачного партнера. До середины ХIХ века в России действовала традиция заключения брака "по сговору родителей" с помощью сватовства. Так называемые браки "самокруткой", т.е. по личной договоренности жениха и невесты без предварительного согласия родителей встречаются редко. К таким союзам общественное мнение относилось враждебно, считая их противозаконными и безнравственными. Во второй половине ХIХ века почти повсеместно зарождается новый «предбрачный» ритуал: молодые люди сами договариваются о женитьбе, но обязательно уведомляли об этом родителей, их мнение по-прежнему имело первостепенное значение1.
В настоящее время сговор родителей, сватовство, непременное их согласие на брак - все это ушло в прошлое. Итак, первая глубинная причина трансформации современной семьи является добровольный брак, т.е. самостоятельный выбор брачного партнера по личным склонностям. Второй предпосылкой формирования семьи супружеского типа является кардинальное изменение социального положения женщин. Трехтысячелетний период полного господства мужчин закончился. Как это ни парадоксально, такое прогрессивное явление как социальное «освобождение» женщин отрицательно отразилось на семейном образе жизни, породило ряд серьезных проблем.
Главное
противоречие состоит в том, что у женщин,
получивших много прав, появилось значительно
больше обязанностей. Современная женщина,
совмещая семейно-бытовые и профессиональные
роли, предельно перегружена. К традиционным
семейно-бытовым ролям добавились и совершенно
новые: распорядитель бюджета, организатор,
психотерапевт, главный воспитатель. Таким
образом, с одной стороны, в результате
эмансипации женщин современная семья
значительно изменила свой облик, превратившись
в добровольный союз. С другой же стороны,
отсутствие реальных условий гармоничного
сочетания профессиональных и семейных
ролей привело к негативным явлениям в
области семейно-брачных отношений: росту
разводов, падению рождаемости, детской
смертности, асоциальному поведению подростков
и т.п. Назрела необходимость поставить
российскую женщину материально и социально
в совершенно другие условия, чтобы она
имела возможность выбора (реальную, а
не декларативную): посвятить ли себя только
дому, уйти только в профессиональную
карьеру или совмещать то и другое2.
Прочность старой семьи держалась на женской
зависимости. В патриархальной семье вполне
обычен был стабильный брак при полной
неудовлетворенности отношениями между
супругами. Стабильность же супружеской
семьи поддерживается исключительно гармонией
семейных отношений: нет гармонии - брак
распадается. Таким образом, в современной
семье, с одной стороны, неизмеримо повышается
"удельный вес" психологической гармонии,
с другой - психологических разногласий
и конфликтов.
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА
И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ
СЕМЬИ
Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности3.
Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брака. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми.
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 25-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот (2008 год является годом семьи в РФ). Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России.
Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность — основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.
Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.
Тенденция к установлению равноправия в семье позитивна по своей сути. В то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психологического комфорта.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Информация о работе Брак и семья как основа государства и общества