Студенческая семья в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие социально-экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.
Задачи:
1. Показать возможные проблемы студенческой семьи.
2. Привести возможные пути решения выявленных проблем.
3. Показать положительные стороны в создании студенческой семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ.……………………………………………………...............................
ГЛАВА 2. ТИПЫ СТУДЕНЧЕКИХ СЕМЕЙ………………………………...
ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ ……………………….
ГЛАВА 4. МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ………………
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ..

Работа содержит 1 файл

Готовый вариант12.docx

— 55.10 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Факультет истории и социологии

Кафедра социологии и специальных социологических дисциплин

 

 

Зюко Марьяна Ивановна

 

 

СТУДЕНЧЕСКАЯ  СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

 

Курсовая  работа

студентки 3 курса дневной формы обучения

 

 

 

 

Научный руководитель:

Доцент  кафедры,

кандидат  социологических наук

Мысливец Николай Леонтьевич

 

 

Гродно 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ.……………………………………………………...............................

ГЛАВА 2. ТИПЫ СТУДЕНЧЕКИХ СЕМЕЙ………………………………...

ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ ……………………….

ГЛАВА 4. МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ………………

ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших задач работы с молодежью в современном  обществе является создание условий  для благоприятного существования  молодой семьи, в нашем случае - студенческой. Студенческая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой; решать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

Создавая семью, молодые люди сталкиваются с множеством разнообразных проблем, таких как: совместимость характеров, преодоление различных кризисов, планирование рождения ребенка и  его воспитание, экономика, профессиональный рост членов семьи.

Из вышесказанного следует, что  актуальность темы: «Студенческая семья в современном обществе» актуальны на данный момент, так как к студенчеству относится большая группа населения, а так же государственная политика, направленная на демографический рост, увеличение рождаемости и здоровье население, заинтересована проблемами семей, в том числе и студенческой.

Студенческая семья - достаточно сложный  и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования, как правило, относятся к концу 80-х, началу 90-х  годов прошлого века.

Целью данной курсовой работы является раскрытие социально-экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.

Задачи:

1.      Показать возможные проблемы  студенческой семьи.

2.     Привести возможные пути решения  выявленных проблем.

3.     Показать положительные стороны  в создании студенческой семьи.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ

 

Студенческая пора - это не только пять лет, когда «от сессии до сессии живут студенты весело». Это, безусловно, ещё и пора любви. Случается, что  пылкие чувства приводят к своему логическому завершению - вступлению в брак.

Под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба  супруга – студенты дневного отделения  высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению  мужа и жены.

   Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет.

В последние десятилетия четко  просматриваются негативные тенденции  в брачно-семейных отношениях среди  молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом  в стране. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия  среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным  связям. В литературе этот факт расценивается  как "свидетельство изменения  социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как  неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом."[1]

Идеальный вариант мы имеем в  студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью  взглядов, интересов, общей целью. Они  практически постоянно находятся  вместе: на занятиях, в общежитии, совместно  проводят досуг и т.д. Поэтому  понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к  другу.

В наше время нет и не может  быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера  для заключения брака. Поэтому, выбирая  себе спутника жизни, юноша или девушка  стремится найти в нем черты  характера, импонирующие ему или  ей.

При серьезных отношениях между  молодыми и мыслях о женитьбе сразу  же возникает целый ряд вопросов: "Где жить студенческой семье?

  На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?" и т.д.

Очевидно, каждая семья имеет свои особенности, но студенческие семьи  выявляют ряд проблем, присущих только им, на которые обратим внимание в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТИПЫ СТУДЕНЧЕКИХ СЕМЕЙ

 

Далее представим материал по изучению студенческих семей, выявлению их типов, и особенностей каждого из них.

Исходным положением при изучении студенческих семей являлось предположение, что эти семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. А именно прогрессивное развитие семьи характеризуется возрастающей ролью нравственно-психологической стороны семейной жизни, студенчество же в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества и для этого ему создаются (или должны создаваться) необходимые условия. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей. Забегая вперед, скажу, что, действительно, студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем успешности и стабильности. Хотя, конечно, не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем.

Определимся в понятиях. Понятия «успешность» и «стабильность» брака некоторые исследователи (Т. А. Гурко, М. С. Мацковский) не разделяют, а используют как синонимы. На наш взгляд, это разные понятия. Стабильность означает устойчивость, прочность. Успешность - нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей существования и функционирования (так считают Э. Тийт, В. Уколова) и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака - это субъективно-объективная оценка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие выполняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных функций, но и удовлетворенность супругов браком.

Чтобы выявить тенденции в развитии семьи, в предыдущих исследованиях я определяла типы семей, исходя из принципов организации семейной жизни. Оказалось, что почти все семьи можно было отнести к тем или иным типам, условно названным нами как демократический, авторитарный, анархический. Что они собой представляют? К демократическим были отнесены семьи, построенные на началах коллективизма, равноправия, уважительных отношений между членами семьи, отличающиеся эмоциональной теплотой и кооперацией в ведении домашних дел. Авторитарные семьи это те, в которых имеется один лидер - глава семьи, принимающий решения и руководящий, остальные ему подчиняются. Членов семьи связывает в основном только привычка. Семьи анархического типа отличаются разобщенностью, каждый живет сам по себе. Эмоциональный настрой выражается чаще всего понятием «безразличие», а иногда и «неприязнь». Анализ показал, что существует тесная зависимость между типом организации семейной жизни и результатами воспитания детей, а также целями, которые преследует семья.

 Выгодно отличаются семьи демократического типа как удовлетворенностью членов семьи существующими внутрисемейными отношениями, так и той направленностью, которой они следуют. Жизненные достижения родителей и жизненные цели детей в основном отвечают интересам общества. Авторитарные же семьи зачастую культивировали меркантильно-гедонистические интересы и стремились их удовлетворить. Эти семьи неплохо готовят детей к будущей семейной жизни, но хуже, чем семьи других типов, к выполнению обязанностей гражданина и труженика. Авторитарная семья устойчивее, стабильно анархической, но менее успешна, так как воспитательная функция осуществляется вразрез с общественными интересами. Оптимальным вариантом, как и следовало ожидать, оказались семьи демократического типа.

Я полагаю, что положенный в основу типологии, семей принцип организации семейной жизни наиболее отвечает решению моих исследовательских задач по выяснению уровней успешности и стабильности студенческого брака. Принципы организации семейной жизни говорят о деятельности семьи и в определенной мере; о личностных качествах ее членов, склонных к тому или иному принципу совместной деятельности.

В молодых, только что образовавшихся семьях, к которым относятся и студенческие, процесс притирки, адаптации, выработки общего образа жизни происходит по-разному. В одних случаях это может происходить быстро, в других медленно. И если супруги еще не определились в оценках своего брака, то объясняется это или небольшим стажем семейной жизни, или по причине неустоявшихся или несформированных представлений о семейных ролях, своих обязанностях.

Для большей наглядности представим художественные образы четырех выявленных типов. Типичная семья демократического уклада - Юлия и Роман. Познакомились во время учебы, встречались больше года. Общались в институте, вместе были в стройотряде, вместе проводили свободное время. Поняли, что вдвоем им будет хорошо. Решили создать семью. Институт предоставил общежитие. Правда, не сразу, а когда Юлия ожидала ребенка. Сынишка родился уже в своей комнате студенческого общежития. Весь этаж этого общежития заселен такими же студенческими семьями, как Юлии и Романа. Частенько присматривать за внуком приезжает бабушка, Юлина мама, благо, живет недалеко от города. Бюджет семьи - небольшой, на питание хватает только-только стипендия обоих плюс Роман иногда подрабатывает. И все же без помощи родителей им не прожить. Родители покупают кое-что из одежды, иногда «подкинут» немного денег, а то вот телевизор подарили. Материально, конечно, трудно, экономить приходится на всем, но Юлия с Романом считают, что трудности у них временные. Через год заканчивают институт начнут зарабатывать.

Как же складываются отношения у этой молодой пары? Они любят друг друга, отношения их бережные и внимательные, нес семейные хлопоты делят по справедливости. Юлия больше времени уделяет сынишке, Роман кухне. И когда нужно срочно простирнуть пеленки просить долго не надо. И в учебе друг другу они помогают, лекции по очереди конспектируют, к экзаменам готовятся вместе. Оба считают, что семейная жизнь учебе не мешает. Трудно, безусловно: учеба, подработки, малыш, но они счастливы оттого, что вместе, что сын так похож на Романа, что впереди работа по избранной специальности.

А вот семья авторитарного типа: Андрей и Ксения. В родительских семьях и Андрея и Ксения отец был главой, он решал важнейшие для семьи вопросы. В молодой семье Андрей сразу почувствовал себя главой, ему нравилось быть хозяином. Ксения не очень сопротивлялась. Она привыкла к такому образу жизни в своей родительской семье, хотя, конечно, идеальной она считала семью, где все решается и делается совместно. Но, любя Андрея, веря в него, она считает - все, что он делает, - - правильно, ее роль в семье - вторична. С одной стороны, так даже лучше. Кто принимает решение, тот берет на себя ответственность. Андрей старше, опытнее он уже на пятом курсе, Ксении еще почти два года учиться. Забеременела она еще до свадьбы. Андрей мечтал о сыне, поэтому, когда Ксения почувствовала, что в ней зародилась новая жизнь, и сказала об этом Андрею, он обрадовался и сказал, что они немедленно распишутся. Родилась девочка, но все равно они были рады. И потом, сразу после свадьбы, он добился комнаты в общежитии института, хотя сделать это было очень и очень нелегко. К «женатикам» в их вузе относились весьма прохладно. Но Андрей зарекомендовал себя хорошим студентом, активно занимался общественной работой,  был, что называется, на виду, ему пошли навстречу. Прожили Андрей с Ксенией уже полтора года.

По хозяйству и с малышом  больше крутится Ксения. Андрей подолгу пропадает в институте - все-таки пятый курс, научная работа, работа в студенческом профкоме. Оба Андрей и Ксения - мечтают еще об одном ребенке, чтобы семья жила в достатке. Ксения хочет быть хорошей женой, верным другом Андрею, быстрее получить отдельную квартиру.

Семья Анастасии и Володи скорее всего анархического типа. Каждый из них живет сам по себе. Познакомились они в общежитии, где жили. Через несколько месяцев после знакомства Анастасия сообщила, что ждет ребенка. Для Володи эта новость была неприятной. Поэтому можно сказать, что брак их был вынужденным. Они собирались вступить в брак, так как считали, что любят друг друга, но не так быстро. После заключения брака начались ссоры. Правда, и до заключения брака они ссорились, но не так часто. Володя бывал груб, Анастасия ревновала его к другим девушкам. Он сердился, считал, что настоящий мужчина может позволить себе легкие отношения с теми, кто ему нравится, супружескую верность считал предрассудком. Семейные неурядицы и маленький сын отнимали у Анастасии много сил и времени, и она после замужества стала хуже учиться. Володя много времени отдавал спорту, общественной работе, встречам с друзьями. Однако его все равно не удовлетворяло то, как он проводит свободное время. Домашним хозяйством Анастасия с Володей почти не занимались. Сынишка часто находился в другом городе, воспитывался бабушкой. Супруги питались в столовой, стирали каждый сам себе. Оба считали свой брак неудачным.

Информация о работе Студенческая семья в современном обществе