Имидж государственного служащего в средствах массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1.Показать как имидж может влиять на отношение к государственному служащему со стороны СМИ и общества.
Задачи работы:
1. Определить факторы, влияющие на формирование имиджа политика.
2. Для чего необходимо создавать имидж.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
I.Теоретические основы формирования имиджа. 6
1.1 Понятие «Имидж». 6
1.2 Задачи и проблемы формирования имиджа политического лидера и властных структур. 13
1.3 Понятие «имидж политика». 26
1.4 Роль средств массовой информации (СМИ) в формировании имиджа. 32
II. Методы анализа политического имиджа. 33
2.1 Имидж можно преподнести по разному. 33
2.2 Об имидже политика в общем 41
III.Неоднозначность имиджа государственного служащего. 44
3.1 Структура имиджа 44
3.2 Имидж на примере Шайхразиева Василь Габтелгаязовича 51
Заключение 53
Список литературы 58

Работа содержит 1 файл

Идрисовой ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 88.70 Кб (Скачать)

 

Как и при формировании позитивной составляющей политического имиджа, положительная или отрицательная  оценки его деятельности в опросах  общественного мнения не являются существенными  для негативного имиджа.

 

Негативную составляющую имиджа приходится учитывать с разных позиций –  как при управлении имиджем политика, так и при использовании технологий контрпропаганды в конкурентной борьбе политических деятелей.

 

Как видно из приведенных данных, факторы уменьшения негативного  имиджа примерно повторяют динамику повышения позитивного, однако корреляции выражены слабее.

 

Фактор, связанный с катастрофами, преступлениями, скандалами, демонстрирует  противофазу в корреляции позитивной и негативной составляющих имиджа, что делает его наиболее интересным с точки зрения потенциала возможностей радикальной реконструкции имиджа в условиях повышенного интереса к этой категории внешних событий.

На примере корреляций факторов «События за рубежом», «Военные конфликты», «События во властных структурах» можно  вновь увидеть единую закономерность, хотя и с меньшим потенциалом  влияния на негативную составляющую имиджа. И только фактор «События, связанные  с жизненным уровнем населения, решением социальных проблем» указывает  на наличие большего потенциала связи  с негативной динамикой имиджа, что  лишний раз указывает на высокий  риск позиционирования в контексте  подобных событий (видимо связанный  с высокой степенью разочарования  нашего избирателя в проводимой сегодня  социальной политике страны).

 

Наука позиционирования

 

Таким образом, для создания и актуализации имиджа политика существенным является влияние факторов социального самочувствия и социального настроения электората, а также изменяющегося социально-событийного  фона. Наиболее эффективным рычагом  формирования позитивного имиджа является позиционирование на фоне событий за рубежом. Позиционирование на фоне событий, связанных с катастрофами, преступлениями, скандалами является малоэффективным. Достаточно рискованным является присутствие  политика в контексте непопулярных событий во властных структурах, деятельности президента страны, правительства и  ведущих политиков. Не слишком эффективным  выглядит и использование в качестве фона событий, связанных с жизненным  уровнем населения и решением социальных проблем, по крайней мере, в условиях России.

 

Актуализация имиджа действующего политика происходит в ситуациях  неопределенности, предшествующих принятию электоратом любых типов решений  по поводу политика: выражения мнения, сравнения, переоценки и т.д. Ситуация неопределенности соответствует моменту  переоценки имиджа политика реципиентом (электоратом) после того или иного  события, или принятия решения по избираемой кандидатуре, или активизации общественного мнения по поводу кандидатуры политика.

 

 

1.4 Роль средств массовой информации (СМИ) в формировании имиджа.

 

Сре́дство ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее  на постоянной основе.

 

К СМИ относятся:

Печатные издания (пресса): газеты, журналы

Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет

 

С течением времени рассмотрение СМИ  как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности  влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. В  связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».

 

 

 

 

 

 

 

II. Методы анализа политического имиджа.

2.1 Имидж можно преподнести по  разному.

 

«Политика в основе своей представляет коммуникативный процесс. Со времен избирательной кампании Никсона  было установлено, что избиратель не имеет к несколько циничному  выводу: можно не менять самого кандидата, поскольку избиратель его не видит, следует в первую очередь менять его имидж».

 

Определений имиджа великое множество, я рассмотрю те определения, которые  наиболее мне близки. По Ф. Китчену, имидж - это набор смыслов и  значений, при помощи которых люди описывают, запоминают и формируют  свое отношению к объекту. Это  результат взаимодействия человеческих убеждений, идей, чувств и впечатлений  об объекте. Мне близко это определение, так как я считаю, что имидж  – это отличный инструмент для  формирования отношения к объекту, с помощью целого спектра чувств, основанных на визуальном и аудиальном восприятии объекта. Я вижу – я  оцениваю, Я слышу - я воспринимаю, в совокупности у меня формируется  собственное отношение к объекту.

 

По несколько образному выражению  Г. Г. Почепцова, имидж представляет собой «публичное "Я" человека». Он предлагает рассматривать имидж  как «свернутый текст» и считает  его коммуникативной единицей, посредством  которой можно работать с массовым сознанием. «Работа с массовым сознанием  отличается тем, что мы не можем передать, например, политика как сообщение  в полном объеме, мы должны его трансформировать в соответствии с требованиями канала. (Таким образом, если мы работаем с  конкретным каналом коммуникации, мы должны учитывать особенности данного  канала. Для телевиденья мы должны делать акцент на одни качества, а на радио несколько другие).

 

В политике под термином «имидж»  понимается некоторое обобщенное, экономное  отображение субъекта или объекта  политической рекламы для его  представления избирателям. Основой  возникновения политической имиджелогии  выступает тот факт, что число  людей, достаточно близко знающих кандидата, способных обоснованно судить о  его деловых и личных качествах, невелико. Особенно это относится  к кандидатам, впервые вступающим на путь политической деятельности. В  этом отношении у политического  имиджа есть большой полюс: формирование имиджа - которую можно преподнести по – разному!

Технология создания политических имиджей чаще всего состоит из творческого развития двух основных элементов: идеального образа политика, существующего в массовом сознании, и реальных черт кандидата, на основе которых нужный имидж может быть сконструирован и вписан в уже  существующие представления, распространенные в данной социальной среде. Следует  также отметить, что для проникновения  имиджа в массовое сознание надо его  туда внедрить и для поддержания - актуализировать. Для политического  успеха необходимо, чтобы имидж формировался на основе реальных особенностей и  присущих личностных черт. Предпочтение во внедрении следует отдавать внешностным  характеристикам и личным качествам, но не политической позиции. При этом из имеющегося набора характеристик  выбираются те, которые необходимым  образом будут влиять на общественное мнение. Таким образом, следует рассмотреть  компоненты имиджа. К компонентам  имиджа по Г.Г. Почепцову относятся:

 

• биологические;

 

• коммуникативные

 

• социальные

 

• мифологические

 

• профессиональные

• контекстные 

 

Но мой взгляд, данные компоненты, лежат в основе формирования политического  имиджа. Я считаю, что политический имидж практически всегда создан искусственно. Компонентами имиджа имиджмейкеры могут и обыгрывать их в разных вариациях. Имидж, сформированный консультантами, может достаточно адекватно отражать действительность, но может представлять собой совокупность искусственно созданных  иллюзий, имеющих весьма отдаленное отношение к личности кандидата. Здесь возникает понятие пластичности имиджа. Политический имидж должен быть пластичным как никакой другой, если в имидже шоу – бизнеса  можно замаскировать некоторые  компоненты, то в политическом имидже все гораздо сложнее – ведь политик не выступает в системе  карнавала, перед конкретной целевой  аудиторией. Он должен быть пластичен  для любой группы людей, подстраиваясь  под разный менталитет, под ситуацию, под разный контекст. Обратимся к  определению: пластичность имиджа - гибкость сконструированного персонального  либо корпоративного имиджа, его способность  видоизменяться при смене обстоятельств, сохраняя при этом узнаваемость. Вообще моделирование политического имиджа - это творческий процесс, зависящий  от множества элементов (социально-экономической  ситуации, менталитета жителей, психологии базовых электоральных групп, имиджа соперников, личных качеств кандидата). Другой вопрос как долго можно  соответствовать данному имиджу, насколько кандидат сможет удержать сформированный экспертами имидж. Возникает  вопрос: насколько искусственно созданный  имидж соответствует личностным (биологическим) возможностям политика. Если имидж соответствует, то политика ждет успех, если нет – то громкий провал. Именно поэтому имиджмейкеры очень тщательно работают над образами политиков.

 

Образ и политик. О. А. Феофанов настойчиво подчеркивал определенные различия в значениях английского слова  «имидж» и русского слова «образ». Он считал, что имидж — это  такое отображение воспринимаемого  явления, при котором ракурс восприятия умышленно смещается, акцентируется  восприятие определенных сторон явления. В том контексте, в котором  термин «имидж» употребляется в  социально-политической литературе, он обозначает более или менее иллюзорное отражение того или иного явления. Однако еще раз подчеркнем: это  отражение, которое возникает в  головах самих людей. Извне им может предлагаться только та или  иная имиджевая модель.

 

Образ включает в себя четыре компонента, которые можно рассмотреть как  уровни структуры политического  имиджа:

 

Первый компонент — это основа, база, некоторый «исходный материал» (политик, его природные качества), предварительно специально обработанный с целью минимизации его негативных и максимизации позитивных черт в  соответствии с основными параметрами  оптимальной модели имиджа, разработанной  специалистом - имиджмейкером.

 

.Второй компонент — это сама  избранная модель имиджа, наложенная  на предварительно подготовленный  исходный материал. (Что говорю? Как  говорю? Для кого говорю?)

 

Третий компонент — неизбежные искажения, вносимые каналами трансляции имиджа (прежде всего средствами массовой информации) и способами его массового  продвижения.(Костюм, аксессуары, оттенки, свет)

 

Четвертый компонент — результат  активной собственной психической  работы с аудиторией. (Как воспринимают мой образ, анализ реакции аудитории).

 

Особый акцент имиджмейкеры делают на имиджевые характеристики, к ним  относятся:

 

1.психофизиологические (такие как  активность, агрессивность, сила  или мощь, а также противоположные  им),

 

2. личностно-коммуникативные (на  практике связанные с каналом  передачи информации, такие как  фото - или телегеничность, тембр  голоса и т. п.), основная задача  специалистов, помимо создания модели, «конструирования имиджа» — поиск  возможностей технической реализации  таких характеристик в вербальной, звуковой, визуальной и, синтетически, в событийной сферах.

 

3. социальные (моделирующие чисто  человеческие качества, воспринимающиеся  людьми как позитивные — доброта,  отзывчивость и т.д.),

 

4. мифо-символические (подводящие  объект к имеющимся у аудитории  стереотипным представлениям)

 

5. профессионально-политические (отражающие  требования и ожидания массовой  аудитории по отношению к внешним  и частично внутренним представлениям  о данной профессии).

 

Все эти характеристики можно корректировать и создавать под конкретного  политика, но этих компонентов будет  недостаточно для создания полного  образа. Именно поэтому, многие специалисты  считают, что одной из наиболее сильных  характеристик имиджа является мифологическая. «Строительство имиджа кандидата идет на всем продолжении кампании, и это встречный процесс — от избирателя к кандидату и от кандидата к избирателю. В ходе этого встречного движения и разыгрывается тот миф, который как бы подспудно лежит в глубинах коллективной психики. В этом смысле предвыборная кампания представляет собой оживший на время мифологический сюжет»Не случайно, что прежде чем актуализировать имидж, нужно придумать легенду, на которой бы строился образ политического деятеля.

 

Легенда и политик. Именно предыстория  может играть ключевую роль в создании политического имиджа. Причем легенда  может работать на имидж кандидата  как в начале политической карьеры, так и «подпитывать» политический имидж на протяжении всей карьеры. Причем это должна быть такая сказка, которая  заведомо понравится аудитории и  вызовет, по крайней мере, желание  дослушать ее до конца. Причем существует очень тесная связь между легендой и репутацией. Если репутация политика оставляет желать лучшего, то очень  сложно управлять легендой, ведь тогда  придется бороться со слухами и сплетнями, которые будут возникать стихийно и мешать построению имиджа. Понятно, что при обычном дефиците времени  и ресурсов имиджмейкеры редко углубляются  в содержательные стороны настоящего имиджмейкинга: разработку имиджевой  легенды и ее вариантов; создание специальных перфомансов, рассчитанных на длительное воздействие. Более того, существует определенный класс ситуаций, в которых политик должен быть сам себе имиджмейкером. Недоучет этого  ведет к выпадению достаточно существенного звена в формировании имиджа. Не надо бояться, что обученный  имиджмейкером политик лишит  его куска хлеба. У него просто физически нет времени, чтобы  самому заниматься всем. Между тем  известно, что в некоторых случаях  участие политика в процессе лепки  имиджа может оказаться предельно  полезным.

 

Политик и реклама: Поскольку имидж  всегда соотносится в сознании людей  с этическим идеалом, он социально  обусловлен, как социально обусловлен и этический идеал. В условиях рыночного общества имидж отражает ценности и идеалы этого общества. Если политика выступает в нем  как разновидность бизнеса, то политические имиджи являются действенным средством  политической рекламы и пропаганды. Я считаю, что политическая реклама  играет огромную роль на имидж. Но не менее  важную роль играет повестка дня, причем повестка дня привлекает к себе больший  интерес, следовательно, имеет более  глобальное и точечное воздействие. Во-первых, именно пресса из любого инцидента  может вытащить нового героя. Во-вторых, пресса основывает свои выводы и комментарии  на той информации, которую дает ей первое официальное лицо высокого ранга. Поэтому политическая реклама  часто выглядит скорее смешной, чем  убедительной. Правда, это не означает, что люди научились защищаться от манипуляций — просто стремительное  развитие имиджелогии иногда чревато  снижением качества продуцируемых  имиджей. Их «конвейерное» производство делает их слишком «прозрачными»  для аудитории. Тем более, что  к политическому «товару» люди относятся  более внимательно, чем к обычному коммерческому.

Информация о работе Имидж государственного служащего в средствах массовой информации