Имидж государственного служащего в средствах массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1.Показать как имидж может влиять на отношение к государственному служащему со стороны СМИ и общества.
Задачи работы:
1. Определить факторы, влияющие на формирование имиджа политика.
2. Для чего необходимо создавать имидж.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
I.Теоретические основы формирования имиджа. 6
1.1 Понятие «Имидж». 6
1.2 Задачи и проблемы формирования имиджа политического лидера и властных структур. 13
1.3 Понятие «имидж политика». 26
1.4 Роль средств массовой информации (СМИ) в формировании имиджа. 32
II. Методы анализа политического имиджа. 33
2.1 Имидж можно преподнести по разному. 33
2.2 Об имидже политика в общем 41
III.Неоднозначность имиджа государственного служащего. 44
3.1 Структура имиджа 44
3.2 Имидж на примере Шайхразиева Василь Габтелгаязовича 51
Заключение 53
Список литературы 58

Работа содержит 1 файл

Идрисовой ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 88.70 Кб (Скачать)

 

Опыт выборов последних лет  позволяет говорить о снижении авторитета самого института демократических  выборов. Прежде всего, об этом свидетельствует  низкая явка избирателей на выборы, и постоянно увеличивающееся  число голосующих «против всех». У специалистов даже появился специальный  термин - «кандидат «против всех»«, которому избиратели отдают все большее  количество голосов.

 

Созданный PR-специалистами имидж  должен обладать определенной способностью к изменению, если этого требует  сложившаяся социально-политическая ситуации (в этом случае особенно важен  доступ к СМИ, и наличие или  отсутствие коммуникационных барьеров, которые способны создать «не  заинтересованные стороны»). Имидж  можно направленно формировать, уточнять или переделывать с помощью  модификации деятельности, поступков  и заявлений социального субъекта.

 

Но при этом нужно отметить, что  сам «каркас» имиджа должен оставаться практически неизменным. Радикальное  изменение имиджа, это, скорее, крайняя  мера, и возможна она только в  процессе длительной, тщательно выверенной и просчитанной работы (не говоря уже  о необходимых ресурсах, и в  первую очередь финансовых, которые  для этого требуется). В противном  случае политический лидер рискует  остаться без своих сторонников  и не обрести поддержки тех, на кого он рассчитывал.

 

Нельзя не учитывать и необходимости  обратной связи имиджа с реальностью  то, что было актуально вчера, сегодня  в связи с изменившейся общественно  политической ситуацией, может быть не востребовано, или востребовано в значительно меньшей мере.

Выше уже обсуждался тезис о  том, что формирование имиджа общественного  политического лидера невозможно без  серьезной и продуманной работы со средствами массовой информации, как  минимум – это бесперспективно.

 

СМИ же, как правило, достаточно жестко ограничены рамками собственного имиджа. Если речь идет о прессе, то можно  говорить о про правительственных, оппозиционных, «красных», «левых», «умеренных», «желтых» газетах и т. п. Имидж, сформированный в сознании аудитории во многом определяет позицию, которую занимает СМИ по отношению к тому или иному  кандидату, той или иной политической силе. И это именно та позиция, которой  постоянная аудитория ожидает от «своего» СМИ.

 

Фактически, выбирая (или постоянно  «потребляя») газету, радио или телевизионную  передачу определенной социальной направленности, избиратель не редко уже потенциально готов согласиться с[Комаровский  В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 101]

 той точкой зрения о политическом  лидере, которая будет предложена  данным СМИ. (Сказывается потребительский  феномен веры не самой информации, а источнику). Авторитет СМИ может  очень сильно влиять на доверие  к той или иной информации. Отношения политического лидера  со СМИ в демократическом государстве  не бывают простыми. Даже у  признанного лидера на определенном  этапе могут возникнуть сложности  с освещением его деятельности  в СМИ, политическая ориентация  которых не полностью совпадает  с его взглядом на способы  решения стоящих перед обществом  проблем. Невозможно быть «хорошим»  для всех.

Существует множество подходов и типологий лидерства. Классическая типология господства, разработанная  М. Вебером выделяют три типа политических лидеров:

1. Традиционные лидеры — их  власть основывается на традиции, является привычной и ни у  кого не вызывает сомнений; например, при восшествии на престол  законного наследника династии  он становится политическим лидером  страны по праву традиции престолонаследия.

2. Легальные лидеры — они  приходят к власти благодаря  действию правовых механизмов, то  есть избираются или назначаются  на вакантные руководящие должности.  Такое лидерство, хотя и зависит  во многом от личных качеств  избираемого, наполовину заключено  не в нем самом, а в должности,  которую он занял. Потеряв должность,  он потеряет и власть.

3. Харизматические лидеры ближе  всего к вождям, вернее, власть  вождя типологически подпадает  под эту категорию. Власть харизматического  лидера опирается на реальные  или воображаемые личностные  качества, имеющие сверхъестественную  или, по крайней мере, иррациональную  природу. Когда массы убеждаются  в отсутствии или ослаблении  таких качеств лидера, их интерес  к нему пропадает и он теряет  власть.

 

Типологии политического лидерства, могут образованы по разным признакам, таким как: авторитарный стиль управления или демократический; консервативный тип решения проблем или революционно-реформаторский. Так как стили деятельности политиков  значительно разнятся, то в одних  случаях следует больше внимания уделять социально-политическим аспектам стиля политического лидера, в  других - профессионально-организационным, в третьих - психологическим особенностям.

 

В свою очередь, например, в психологическом  аспекте по стилю деятельности можно  выделить три основных типа: импульсивный, драматизирующий и беспристрастный. Лидер первого типа отличается жестким  поведением, стремлением к четкой и строгой организации своих действий. Драматизирующий лидер старается вызвать эмоциональную поддержку у масс. Беспристрастный лидер пытается действовать как бы полностью объективно, эмоционально находясь «над схваткой».

 

Политическое лидерство встроено во властную вертикаль, и какими личными  качествами не обладал бы политический лидер, в своей деятельности, он должен не только аккумулировать интересы большинства  населения, но и соотносить свои возможности  с возможностями государственных  структур осуществляющих власть –  с возможностями властных структур.

 

В научной литературе преобладает  мнение, что для формирования имиджа политического лидера важны такие  составляющие, как:

 

- степень проникновения в образ  лидера, принятие его «типажа», речи, поступков, манеры держаться и  т. д. ;

 

- степень инициативности лидера, ориентация на перспективу, модификация  его замыслов и поведения. При  этом известность повышает шансы  политика на успех, банальность  инициатив - понижает;

 

- степень усвоения населением  его инициатив; здесь многое  зависит от своевременной и  неоднократной информации населения  об инициативах, правдивой оценки  их последствий и «цены» реализации;

 

- четкое определение форм и  способов поддержки лидера со  стороны населения и заинтересованных  политических групп; при этом  поощряется тактичное и умелое  использование «чужой» социальной  базы;

 

- степень противостояния другим  политическим лидерам и умение  быть гибким в тактике, не  обострять отношения по непринципиальным  вопросам, но и не «прогибаться»  в принципиальных вопросах, важных  для населения и собственной политической позиции.

Демократический путь развития общества повлек за собой увеличение категорий  субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа, в том числе властных структур и, прежде всего представителей тех  властных структур, чей срок действия зависит от доверия избирателей, т. е. от выборов. В Великобритании действует  весьма важная аксиома – властные структуры, должны не только работать эффективно, но и все граждане должны быть убеждены в том, что оно работает эффективно. «Население ждет от властных структур решения своих вопросов, а[Комаровский В. С. Государственная  Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 102] не рассказов о трудностях их решения. Власть – это символ решения проблемы, но не символ колебания или вопросительности».

 

Граждане выбирают представителей властных структур (президентов, губернаторов, мэров) на определенный срок под решение  определенных стоящих перед гражданским  обществом задач. Политический лидер  подбирает себе команду, которая  поможет ему реализовать его  идеи (те идеи, которые получили поддержку  избирателей, те идеи, с которыми он победил на выборах). Фактически избранный  государственный деятель, к какому бы рангу он не принадлежал, несет  ответственность, пусть и не прямую, за деятельность всех государственных  служащих находящихся в его подчинении, ибо госслужащие, как профессиональный слой выполняют задачи государственного менеджмента. Госслужащий – это  менеджер (управленец) «нанятый» государством. Таким образом, имидж госслужбы  оказывается связанным с имиджем  лидера и с имиджем государственных  структур в целом. Система управления в настоящее время настолько  усложнилась, что простые граждане не в состоянии понять ее и с трудом могут получить доступ к нужной им службе, что вызывает общественную апатию и общее разочарование граждан, ощущение бессилия перед государством и представляющими его чиновниками на всех уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятие «имидж политика».

 

Словосочетание «имидж политика»  у всех на слуху. Мифы и реальность переплетаются здесь самым замысловатым образом. Поэтому актуальность проблемы обусловлена не только важностью  вопроса – как в социальном, так и политическом смыслах, особенно в свете приближающихся выборов, – но и продолжающимся углублением  интереса к ней со стороны социальных наук и прежде всего – психологии.

 

Современные тенденции нарастания социальных коллизий в мире, их эмерджентность, проявляющиеся тесные связи социальных с геополитическими, геофизическими, планетарными процессами, заставляет по-новому оценивать соотнесенность психического и социального. Выявление  более широкого спектра факторов, участвующих в процессе формирования имиджей, «населяющих» картину мира каждого представителя электората, позволяют под новым углом  зрения увидеть не только роль субъекта в социальных процессах, но и иначе  оценить технологические особенности  управления и манипулирования сознанием  в общественной и политической жизни. В свете этого выстраивается  проблема выявления общих закономерностей  и факторов, определяющих динамику и стабилизацию имиджа политика у  электората.

 

В рамках развиваемого нами социально-психологического подхода имидж политика понимается как многомерный образ-представление, существующий на уровне сознания и  подсознания электората, который  функционирует как интегральное образование, включающее в себя когнитивную, наглядно-образную, семиотическую, аффективную  компоненты и проявляет себя как  неравновесная система, устойчивость и изменения которой определяются проявляемыми социопсихологическими  характеристиками политика, социальным самочувствием и социальным настроением  электората, а также спецификой социально-событийного фона. Компоненты имиджа зависимы от внутренних (социально-психологических) или внешних (социально-событийных) факторов.

 

Динамика имиджа политика определяется, в свою очередь, различными факторами, значимость которых зависит от соотношения  характеристик политика, электората и социально-событийного фона. Основным фактором динамики является соотношение  позитивных и негативных оценок политика, вынесенных в результате получения  прямой (наблюдение) или косвенной  имиджформирующей информации (полученной из опросов общественного мнения, рейтингов «доверия-недоверия» и  т.п.).

 

Данное утверждение проверялось  результатами нашего исследования на базе статистических данных лонгитюдных  исследований, проводившихся Фондом «Общественное мнение» посредством  интервьюирования по месту жительства. В качестве объекта проведенного эмпирического исследования выступал электорат (1500 респондентов) из 100 населенных пунктов 44 областей, краев и республик  России обоего пола, всех возрастов  и социальных групп.

 

Исследовалась связь 12 характеристик  состояния электората с позитивной или негативной составляющей имиджа действующего политика (президента Путина вне контекста выборов).

 

Анализ факторов влияния на динамику имиджа на основе расчетов корреляций показал, что наиболее значимы с  точки зрения динамики формирования позитивной составляющей имиджа политического  деятеля:

- хорошее социальное настроение  реципиента – положительное влияние  (0,3900 – здесь и далее в скобках  значения корреляций);

- плохое социальное настроение  реципиента – отрицательное влияние  (-0,3751).

 

Было выявлено влияние социального  контекста позиционирования политика на его имидж, а именно:

- контекст событий из жизни  известных людей, спорта, науки,  праздников  и развлечений –  сильное отрицательное влияние  (-0,5837);

- контекст событий за рубежом  – сильное положительное влияние  (0,5426);

- контекст военных конфликтов, в частности военных действий  на Северном Кавказе – сильное  отрицательное влияние (-0,3800);

 

Положительная оценка политика в опросах  общественного мнения прямо влияет на динамику формирования позитивного  имиджа (0,1643), отрицательная оценка оказывает слабое влияние (0,0080).

 

Для ведущих российских политиков  наиболее эффективным рычагом формирования позитивного имиджа является позиционирование на фоне событий за рубежом (0,5426).

 

Достаточно рискованным средством  формирования положительного имиджа оказалось  позиционирование политика в контексте  событий во властных структурах, деятельности правительства и ведущих политиков (-0,2908).

 

Позиционирование на фоне событий, связанных с катастрофами, преступлениями, скандалами является малоэффективным  с позиции динамики формирования положительного политического имиджа (0,0780).

 

Не слишком эффективным выглядит и использование событий, связанных  с жизненным уровнем населения  и решением социальных проблем (0,1364).

 

Факторы наиболее значимые с точки  зрения динамики улучшения негативной составляющей имиджа политического  деятеля:

- хорошее социальное настроение  реципиента – прямое влияние  (0,1645);

- плохое социальное настроение  реципиента – обратное влияние  (-0,1703).

 

Позиционирование в контексте:

- катастроф, преступлений, скандалов  – обратное влияние (-0,2663);

- событий из жизни известных  людей, спортивных событий, научных  событий, развлечений, праздников  – обратное влияние (-0,3554);

- событий за рубежом – прямое  влияние (0,2634);

- событий, связанных с жизненным  уровнем населения, решением социальных  проблем – прямое влияние (0,2508).

Информация о работе Имидж государственного служащего в средствах массовой информации