Игровые технологии в организации семейного досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обосновать роль игры в формировании семейного досуга.
Объект исследования – игровые технологии в семье.
Предметом данного исследования является исследование игровых технологий в организации семейного досуга.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач в данной работе:
определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи в игре;
рассмотреть роль игры в семье;
рассмотреть использование игровых технологий;
провести исследование по организации семейного досуга.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы использования игровых технологий в организации семейного досуга 4
1.1.Семья и семейный досуг на современном этапе развития общества 4
1.2.Игра в структуре семейного досуга 13
1.2.1.Роль игры в семейном воспитании 18
1.3.Использование игровых технологий в организации семейного досуга 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.1.Изучение особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.2.Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного досуга 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Игровые технологии в организации семейного досуга.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

К подготовке похода привлекаются все члены семьи. Каждый участник похода получает определенное поручение  с учетом своих возможностей и  интересов. Это особенно важно для  воспитания ответственности и самостоятельности  дошкольников.

Четвертый совет. Правильно  определите физическую нагрузку для  детей во время движения по маршруту. Она зависит от возраста ребенка  и состояния его здоровья. Первый привал рекомендуется делать после 15-20минут ходьбы. В это время  можно устранить неполадки в  одежде и обуви. Еще один прием, позволяющий  регулировать физическую нагрузку и  следить за состоянием детей,- это  построение участников похода. Первыми  за руководителями идут самые слабые, которые задают темп движению, замыкающими- опытные туристы.

Пятый совет. Продумайте, где  лучше устроить большой привал и  как интересно провести время. Очень  важно продумать организацию  свободного времени на привале. Поход, полный шуточных игр и аттракционов, надолго остается в памяти его  участников, как веселый праздник. Чтобы не вызвать физического  и психического утомления дошкольников, в походе рекомендуется следовать  привычному режиму дня.

Шестой совет. Семьи могут  проводить самостоятельные туристские слеты, праздники на природе. Такого типа мероприятия лучше планировать  в конце летнего сезона: заранее  обсудить содержание соревнований, призы, праздничное меню. Предложить детям  подготовить специальный концерт  у костра. В таком походе каждый может проявить фантазию и выдержку. [1, с. 83 – 89].

Первый вопрос, с которым  сталкивается большинство семей, планирующих  свои выходные дни или отпуска, это  с какого возраста можно брать  детей в поход. Самостоятельно дети могут участвовать с трёх-четырёхлетнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.

Следующий вопрос, с которым  сталкивается семья, это необходимость  определения состава группы. Конечно, можно пойти одной своей семьёй. В этом случае старшие дети будут хорошими помощниками в решении многих проблем, возникающих в походе, и станут просто незаменимыми на случай, если произойдёт непредвиденная ситуация.

Прежде чем отправиться  в поход, необходимо тщательно подготовиться. Этот процесс достаточно трудоёмок  и длителен. Но обязательность такой  подготовки незамедлительно скажется на настроении и физическом состоянии  всех членов группы. Прежде всего, это  организационная подготовка. Первое – это определение цели и маршрута похода. Чтобы путешествие доставило  удовольствие, сблизило, а не разъединило  его участников, в группе должно быть единство в определении основной цели и содержания похода.

По длительности походы делятся  на однодневные, двух- и многодневные. Начинающим туристским семьям рекомендуется постепенно овладевать опытом походной жизни: сначала в коротких туристических прогулках, а затем, по мере приобретения специального снаряжения, переходить к самым романтическим и для детей и для родителей походам с одной, двумя и более ночёвками.

После того, как определены цель, вид и продолжительность  похода, взрослые участники собираются для обсуждения маршрута. Для разработки маршрута можно использовать различные  источники материалов: книги, туристические  карты и схемы, планы городов, атласы автодорог и др. Учитывая возрастные особенности и интересы детей необходимо продумать остановки  в наиболее живописных и привлекательных  местах.

Готовность к походу определяется по наличию группового и личного  снаряжения. Для однодневной туристической  прогулки не нужно большого перечня  специального инвентаря. Но обязательным является приобретение рюкзаков для  каждого участника похода. Для  старшего дошкольника лучше приобрести хороший рюкзак, который прослужит  не одному поколению и будет передаваться по наследству. Родителям следует научить ребёнка заботится о сохранности и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и укреплении. Вес рюкзака для детей 5-6 лет должен составлять 1-1,5 кг., 7-8 – до 2-3 кг.

Для организации отдыха родителей  и детей во время коротких и  длительных привалов необходимо предусмотреть  индивидуальные коврики. Длина его  должна быть не меньше роста человека, чтобы можно было обеспечить отдых  позвоночнику и ногам во время  привалов. Наиболее распространённым видом туристических ковриков является пенополиуретановый – сокращённый «пенка».

Следующим этапом в подготовке к походу является подбор обуви и  одежды для ребёнка и взрослых. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, - одежда должна быть не по сезону, а по погоде. Обувь ребёнка должна быть разношенной, удобной. Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристские ботинки, особенно если намечается поход по горной местности  или в сырую прохладную погоду. Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но, даже, если запланирован поход в лес, не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов и т.д. Так же следует предусмотреть для каждого члена группы накидку-плащ, позволяющий закрыть от дождя не только туриста, но и его рюкзак. Необходимо так же продумать и головной убор. Это может быть спортивная кепка-бейсболка или спортивная панама. Если же группа идёт в многодневный поход, то перечень туристского снаряжения пополняется. В первую очередь это палатка. В любом походе с ночевкой необходимо иметь спальные мешки. У каждого старшего и младшего туриста должна быть личная посуда (ложка, кружка, миска).

В походе в связи со значительной физической нагрузкой требуется  калорийное и полноценное питание.

Чтобы поход не превратился  в длительную монотонную ходьбу по лесу, необходимо предусмотреть разнообразные  задания и сюрпризные моменты  для детей.

Очень важно продумать  организацию свободного времени  на привале. Опыт многочисленных туристических  семей подтверждает, что поход  надолго остаётся в памяти взрослых и детей, если он превращается в весёлый  совместный праздник, полный шуточных игр и аттракционов. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные команды из детей и взрослых и  организовать игры-эстафеты, соревнования на поляне. Если привал организован  у водоёма, то интересное развлечение  можно провести на воде. Такие маленькие  праздники обеспечивают неоценимый оздоровительный эффект. Тщательно  продумывая организацию похода, следует  предусмотреть время на самостоятельные  игры детей, их творческую деятельность. В поход можно взять фломастеры и краски и предложить ребёнку  запечатлеть в рисунке запомнившийся  пейзаж. Если ребёнок любит мастерить, то рекомендуется взять с собой  пластилин, с помощью которого создаются  поделки из природного материала.

Содержание деятельности детей и взрослых на привале должно быть согласовано с возможностями  ребёнка, чтобы не вызвать у него физического и психического переутомления. Поэтому рекомендуется следовать  привычному режиму дня. Дневной сон, организованный в палатке, поможет сохранить силы ребёнка, обеспечит отдых, необходимый для детей. Особенно важно следовать этому требованию в многодневных походах и в жаркие дни. Если с первого дня будет установлено такое правило, то требования родителей не вызовут отрицательных реакций, а будут восприниматься как должное.

Время и способ возвращения  домой планируется заранее, и  оно должно произойти засветло. Если участниках похода предстоит пройти достаточно большое расстояние, то прокладывается кратчайший маршрут.

Лыжные прогулки с дошкольниками  организуются с учётом возможностей детей и погодных условий. Два  основных условия, при которых прогулка доставит участникам удовольствие. Первое – уровень овладения ходьбой на лыжах. Второе условие – правильный подбор лыж, палок и креплений. Высота лыж для дошкольника может быть с рост или немного выше роста ребёнка. Продолжительность семейных лыжных прогулок должна быть не более 4 часов. В прогулку лучше отправляться при температуре воздуха не ниже 12 градусов мороза и отсутствие ветра. Всего длительность передвижения со старшими дошкольниками в один конец должна составлять не более 40-45 минут.

Необходимо тщательно  продумать содержание деятельности ребёнка в дороге. Если поездка  спланирована на личном автомобиле и  достаточна продолжительна по времени, то она обязательно должна предусматривать  кратковременный отдых в лесополосе, где дети со взрослыми могут выполнить несколько игровых упражнений и поесть.

Если спланировано путешествие  железнодорожным транспортом, то в  дорогу необходимо взять настольные игры, дорожные электронные игрушки, книги.

Отдых на море связан, к сожалению, не только с приятными впечатлениями, но и может быть омрачён переживаниями  и болезнями, если родители не придерживаются принципа постепенности в подборе  средств оздоровления. В этом случае солнце и вода могут стать не друзьями, а врагами ребёнка. В связи  с этим, родители должны продумать  жёсткий режим дня, которому необходимо следовать и объяснять его  целесообразность детям.

Купание в море для большинства  детей связано только с приятными  ощущениями, и они готовы долгое время проводить в воде. Поэтому  родителям следует дозировать время  купания.

Чтобы времяпровождение на пляже было содержательным и весёлым, можно организовать совместные игры детей с родителями «Салки», «Собачка».

Вечер у моря – прекрасное время для занятий изобразительной  деятельностью.

Можно спланировать совместный отдых, не уезжая далеко от дома. Это  может быть отдых на даче. Каждая семья определяет для себя наиболее приемлемые формы организации отдыха на даче. Если подойти к данному  вопросу с выдумкой и фантазией, то родители вместе с детьми могут  составить интересную оздоровительно-развлекательную  программу совместного отдыха. Дети должны быть главными лицами этой программы  и решать самые ответственные  вопросы.

Хороший совместный отдых  тот, который заранее спланирован. [2, 96с.].

Общие рекомендации по проведению мероприятий активного отдыха.

Практический опыт проведения мероприятий активного отдыха с  туристской направленностью выявил некоторые особенности методики:

  1. Физкультурным развлечениям и праздникам должны предшествовать познавательные и физкультурные занятия с использованием средств туризма.
  2. Содержание занятий во всех сезонных блоках объединено единым сюжетом.
  3. Общение детей и сказочного персонажа в процессе проведения физкультурных мероприятий происходит с помощью писем, адресованных туристам.
  4. Целесообразно организовать двигательную деятельность дошкольников 6-7 лет, разделив их по уровню физической подготовленности на группы.
  5. Для повышения активности детей, формирования эстетических чувств, развития интереса к занятиям физической культурой и туризмом следует красочно оформлять место проведения занятий, при этом рекомендуется соблюдать определённые ритуалы, сложившиеся в походной туристской жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, сплочения  семейных отношений при организации  и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

1.Содержание игры должно  служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:

  1. эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
  2. познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить с помощью родителей);
  3. игры должны быть социально ориентированные.

2.Основная цель - последовательно  руководить процессом формирования  самостоятельной игры у каждого  ребенка и семьи в целом,  т.к. только игра в форме  детской самостоятельности в  наибольшей степени влияет на  психическое развитие ребенка.  В этом заключается её педагогическая  ценность. Необходимо, чтобы игра  не потеряла своей ценности, свободы  и непринужденности.

3.Необходим учет индивидуальных  и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий  игра будет служить развитию семейного  досуга.

Принципы игрового общения, обеспечивающие саморазвитие личности следующие:

1.Самоцельность и самоценность. Сущность игры в её процессе, а не в продуктовом результате, который если и может иметь место в игре то, как артефакт, в плане игры не предусмотренный и необязательный.

2.Основной мотив вступления  в игровое общение-потребность  человека не как биологического  или социального существа, а как  существа культурного. Игра в  этом ключе вырабатывает механизмы  саморазвития. Человек  в игре  постигает свои жизненные смыслы, приобщается к высшим жизненным  ценностям коллектива.

3.Добровольность. Роли в  игре не назначаются, а выбираются  самими играющими, вырабатываются  в процессе игры.

4.У игры своя особая  пространственно-временная организация.  Игра искусственна, идеальна, поскольку  условна. У неё  есть свои  правила, свои роли, вой сюжет,  вои игровые задачи. Вне правил  игра бессмысленна.

5.Игра всегда конкретна,  ситуативная, уникальна, неповторима.

6.Трехплановость. Каждый  участник игры сочетает в себе  одновременно жизненную позицию,  социальную функцию и игровую  роль. Последняя задаётся условиями игры. Социальная функция дана субъекту как члену определенного социума (каждый объект в этом случае функционер). Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.

Информация о работе Игровые технологии в организации семейного досуга