Игровые технологии в организации семейного досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обосновать роль игры в формировании семейного досуга.
Объект исследования – игровые технологии в семье.
Предметом данного исследования является исследование игровых технологий в организации семейного досуга.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач в данной работе:
определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи в игре;
рассмотреть роль игры в семье;
рассмотреть использование игровых технологий;
провести исследование по организации семейного досуга.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы использования игровых технологий в организации семейного досуга 4
1.1.Семья и семейный досуг на современном этапе развития общества 4
1.2.Игра в структуре семейного досуга 13
1.2.1.Роль игры в семейном воспитании 18
1.3.Использование игровых технологий в организации семейного досуга 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.1.Изучение особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.2.Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного досуга 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Игровые технологии в организации семейного досуга.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

Играя, дети вступают в такие  отношения, до которых в других условиях они еще «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, соподчинения, требовательности.

Все виды должны занимать достойное  место в семейном воспитании, ибо  каждая из них обладает своим преимуществом  в развитии у детей тех, или  иных личных качеств и свойств. Вот, например, игры с конструктивным материалом.

Подбирая ребенку настольно-печатные игры, необходимо задумываться о разнообразии их типов. Настольно-печатные игры, как  и другие игры с правилами, учат ребенка  достойно принимать поражение, тем  более что остается надежда, выиграть в следующий раз.

1.2.1.Роль игры в семейном воспитании

 

 

Игра, так же учение и труд, - это вид деятельности ребёнка, в  процессе которой формируется его  личность.

Наблюдая за дошкольниками, нетрудно заметить, что они переносят  в свои игры всё то, что видят. Замечают, слышат вокруг себя. Игры, отражая  окружающую жизнь, развивают творческое отношение детей к жизни. Ребята, исходя из своих первых наблюдений, из того, что им рассказывают, читают, сами выдумывают, дополняют своим  воображением пока ещё ограниченные познания.

Если взрослые систематически проявляют заботу о расширении жизненных  впечатлений своих детей-дошкольников, то это обязательно проявится  в играх. В игре дети начинают познавать  мир, находят выход своей энергии, чувствам, учатся общаться с людьми.

Игра приучает к тем  психическим и физическим усилиям, которые необходимы для взрослой дальнейшей жизни. Она, как и работа, доставляет «радость творчества», «радость побед». В игре дети приобретают  умение распоряжаться собственными силами, рассуждать над своими действиями, преодолевать трудности, приучаются чувствовать  ответственность за выполнение задуманного. Каков ребёнок в игре, таков  во многом он будет в жизни.

Игра раскрывает ребёнка  с разных сторон, показывает, какие  черты характера проявляются  уже сейчас и за что его нужно  ценить, а за что осуждать. Игра поможет  взрослым вовремя обратить внимание на те стороны поведения, характера, которые нужно как можно раньше пресечь.

Игра даёт возможность  родителям сравнивать их ребёнка  с другими детьми. И это очень  важно, для того чтобы в семье  составить правильное мнение о слабых и сильных сторонах формирующегося характера их сына или дочери. Использование  игр как средства воспитания –  проблема актуальная.

В семье, если родители относятся  к детским играм с педагогической мудростью, они могут стать плодотворным средством, воздействующим на ребят  исподволь, без скучных назиданий.

Есть родители, которые  засыпают своего ребёнка новыми игрушками. Однако их обилие приводит к тому, что  они занимают ребёнка только в  первый момент, а потом он их ломает, забрасывает, родители же бранят его  за это, наказывают. В таких случаях  игрушка теряет свою воспитательную роль. Мы часто слышим фразу: «В воспитании нет мелочей». Так вот покупка  каждой игрушки - это тоже не мелочь. Её надо обдумать.

Игра пронизывает всю  жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому  не использовать её как средство воспитания в семье – большое упущение. Но, как и всякое средство педагогического  воздействия, воспитание в игре требует  от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости  время от времени поступиться  своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить  в кино, не поболтать лишний раз. Что ж, это ведь не самые большие «жертвы» из тех, что приносят родители. Всё это окупится укреплением той близости, которая устанавливается у них с детьми.

Как бы широко и интересно  не использовалась игра как средство воспитания, она ещё не станет и  не может стать выражением интересов  детей, их потребностей, не может полностью  удовлетворить страсть ребёнка  к игре. Эта страсть может быть удовлетворена тогда, когда они  будут в полной мере жить игрой, в  игре. Это значит, что в играх  ребёнок находит интересное для  него общество, переживает радости, горести, разочарования. Игра важна, прежде всего, тем, что она способна организовать жизнь ребёнка. В этом состоит  её важнейшая жизненная сила, которую  надо использовать.

Развитие игры ребёнка  осуществляется при активном участии  взрослого. Для того чтобы малыш  полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо научить этому. Вот  почему нельзя ждать от ребёнка, чтобы  он играл даже тогда, когда окружён  множеством игрушек. Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его  развитием, показывая примеры действий, обогащает опыт ребёнка.

Но не думайте, что надо всё время занимать малыша: действия взрослого не должны подавлять детскую  активность, иначе ребёнок привыкнет  к тому, чтобы его всегда занимали, играли с ним, и не захочет играть один.

Если ребёнка всегда забавляли  взрослые, не побуждали его к самостоятельным  действиям, не учили играть, то у  него возникает пассивное, созерцательное отношение к игре: он чаще наблюдает  за действиями других, но сам в игру не включается. Недопустима передозировка  игрушками: когда их слишком много, они рассеивают внимание и, в конечном счете, не приносят радости, а лишь раздражают.

Даже совсем маленькие  дети должны сами убирать игрушки. С  этого начинается воспитание аккуратности, любви к порядку, бережного обращения  с игрушками, вещами. Благодаря игровым  подходам можно легко добиться выполнения любого посильного задания. Когда ребёнок  подрастёт, игровой приём сам собой отпадёт, а привычка послушания, привычка убирать за собой вещи к тому времени уже будет прочной.

Игра – своеобразная школа  чувств ребёнка. Взятая роль захватывает  его. Воздействует на чувства. Вживаясь в роль, он ведёт себя соответственно и проявляет доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость.

Важно, чтобы ребёнок брал на себя положительные роли, приобретая положительный нравственный опыт, игра должна будить лишь добрые чувства.

Если присмотреться к  детям в игре, то можно узнать, чем он является в жизни, среди  людей, в действиях, что впитывает  и что сам способен дать.

Когда родители обмениваются мнениями и вопросами о воспитании, редко, кто из них задумывается или  поднимает вопрос о развлечениях. В конце концов, как можно поднимать  вопрос о развлечении, когда существует ряд более важных вопросов, таких  как: здоровье семьи, безопасность детей, семейные ценности, питание и образование. Но на самом деле семейные развлечения  играют очень важную роль.

К самым популярным домашним играм, в первую очередь, нужно отнести разные забавы с детьми. Это прятки и жмурки, догонялки и хороводы и т.д. Такие игры раскрепощают и взрослых, и малышей, укрепляя дружеские отношения между ними. Согласитесь, невозможно сердиться на карапуза, который разбил вашу любимую вазу или использовал деловые бумаги, чтобы смастерить кораблик, если вы сами, пять минут назад, опрокинули стол, играя в прятки или тот самый кораблик, пытались запустить в дальнее плавание в ванной. Подобные семейные развлечения – это очень большая эмоциональная подпитка и для больших, и для маленьких участников игры. Хорошее настроение и заряд бодрости вам обеспечен. Главное в играх с малышами – искренность, иначе вам и не грозят все вышеперечисленные радости жизни.

Если родители хотят научить своего ребенка чему-либо или помочь ребенку усовершенствовать какие-либо навыки, то самым лучшим способом будет обучение через игры. Никому, в особенности детям, не нравится обучение, которое происходит путем «вбивания в голову», чтения скучных лекций абсолютно монотонным голосом. Однако, если родителям удается найти способ утихомирить своих детей и сделать так, чтобы они сидели и слушали с интересом ваши рассказы о науке, истории или о планете, вы, несомненно будете увеличивать запас их знаний. Развлечения могут служить уроком и научить ребенка не только играм. Помните, что все забавные научные понятия, мировые знания можно изучить и за пределами музеев.

Семейные развлечения  играют очень важную роль в семейной жизни и потому, что они остаются в памяти у ваших детей. У детей  остаются хорошие воспоминания из детства, которые они будут хранить  и не забудут, даже когда станут взрослыми  людьми, а потом расскажут своим  детям. Счастливое детство и хорошие  воспоминания из детства помогают детям  самореализоваться, стать более самостоятельными, иметь высокую самооценку. Это также помогает преодолеть все возникающие в их будущей жизни проблемы.

 

1.3.Использование игровых технологий в организации семейного досуга

 

 

В семейно-бытовых традициях  особое место занимает организация  культурного досуга. С увеличением  свободного времени проблема досуга становится все более важной социальной проблемой. Социологи все чаще пишут  о рационализации, оптимизации досуга, педагоги и родители сетуют на недостаток свободного времени и на возрастающую загруженность школьников; юристы и  правоведы одной из причин преступности и антиправового поведения называют низкую культуру досуга у части населения. Очевидно, все, кто занимается вопросами человековедения, не могут обходить эту проблему. В связи с этим необходимо иметь более четкое представление о досуге и его культурной организации, как в большом общественном масштабе, так и в масштабе семейно-бытовом.[16]

Время досуга — это свободное  от работы или другой обязательной деятельности время. В это время  человек свободно (но в рамках норм и правил человеческого общежития) выбирает те или иные занятия или  проводит время соответственно своим  интересам и склонностям, своим  духовным и физиологическим потребностям. Досуг можно классифицировать как  активный и пассивный (так же, как  и отдых), культурный и бескультурный, индивидуальный и коллективный, семейный, школьный, общественный, увлекательный  и разнообразный и т. п. В любом  случае досуг связывается со свободным  временем.

С ростом образования, культуры, развитием источников информации, которыми располагает современная семья, увеличиваются возможности разнообразия досуга. Специальные исследования показывают, что значительную часть свободного времени передовые рабочие отдают конструированию, изобретательству и  технической рационализации, привлекая  к этой работе своих сыновей. Расширяется  сфера рационального и целесообразного  использования свободного времени, и эту возможность надо использовать как можно шире.

В организации культурного  досуга большое место занимает в  настоящее время телевидение. Но неумеренный просмотр телепередач  детьми нередко приводит к крайне нежелательным последствиям. У детей  не только портится зрение и ухудшается здоровье, но и вырабатывается «всеядность» информации, притупляется эмоциональное  восприятие. Запрещение смотреть все  подряд телепередачи ничего не даст, если родители не будут стремиться разумно, направить деятельность ребенка в часы досуга. Необходимо стремиться к тому, чтобы семейный досуг был активным, разнообразным, способствовал духовному росту и родителей, и детей.[19]

Семейный досуг занимает особое место в развитии нравственно-эстетической культуры. Это, во-первых, объясняется  тем, что в семье создаются  наиболее интимные условия жизнедеятельности  людей, их общения и взаимоотношений. Во-вторых, большинство людей проводят значительную часть свободного времени именно в семейной обстановке. В-третьих, семейный досуг характеризуется относительной стабильностью, связан с семейно-бытовыми традициями и обычаями.

В организации семейного  досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои свободные часы и научить этому  детей. Это умение зависит от организованности, распорядительности, деловитости во всем, от понимания того, что время  — это то богатство, которое ничем  не восполняется. А научить этому  детей надо с установления и поддержания  правильного режима дня, распределения  трудовых обязанностей в семье, выполнения простых правил семейного и общечеловеческого  общежития. Необходимо помнить, что  самыми сильными средствами формирования духовного богатства детей являются чаще всего не формальные воспитательные воздействия, а косвенные: чтение и  рассказывание сказок (позднее —  других книг), беседы о жизни простых  и выдающихся людей; игрушки, а затем  приучение к творческим любительским занятиям; прогулки в лес, совместное посещение кино, театров, выставок, музеев. Разумное и рациональное использование  времени, в том числе времени  досуга, должно быть одной из главных  семейно-бытовых традиций.

В организации досуга огромную роль играет чтение литературы. Однако, как показывают наблюдения и специальные  исследования, уровень читательской культуры у значительной части как  детей, так и взрослых весьма далек  от желаемого. Родители очень редко  оказывают помощь детям в выборе литературы. В брошюре Г. Тереховой  «События семейного значения» говорится  об одном социологическом исследовании, проведенном юношеской библиотекой  РФ в нескольких городах. В результате анкетирования выяснилось, что никто  из школьников не выбирал книги по совету родителей.

Для формирования эмоционального мира детей (да и самих взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры (имеются в виду игры интеллектуального  характера, которые обогащают духовный мир человека). Возьмите, например, домашние географические путешествия (где-то при  случае можно напомнить, что Жюль Верн никогда ни в одном путешествии  не участвовал), такого же рода исторические викторины, различные лингвистические  состязания и т.п. При этом развивается у детей интеллектуальное восприятие окружающего мира. И один из эффективных путей для этого — превращение полезных, увлекательных игр в семейные традиции.

В культурной организации  семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют  коллективные семейные прогулки. Здесь  важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку, стали маленькой семейной традицией (и именно прогулки общие). Ведь часто  бывает, что родители и дети совершают  прогулки врозь. Вроде из тактичных  соображений — не мешают одни другим. А в результате прогулки детей  временами оказываются отнюдь не безобидными.

Информация о работе Игровые технологии в организации семейного досуга