Игровые технологии в организации семейного досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обосновать роль игры в формировании семейного досуга.
Объект исследования – игровые технологии в семье.
Предметом данного исследования является исследование игровых технологий в организации семейного досуга.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач в данной работе:
определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи в игре;
рассмотреть роль игры в семье;
рассмотреть использование игровых технологий;
провести исследование по организации семейного досуга.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы использования игровых технологий в организации семейного досуга 4
1.1.Семья и семейный досуг на современном этапе развития общества 4
1.2.Игра в структуре семейного досуга 13
1.2.1.Роль игры в семейном воспитании 18
1.3.Использование игровых технологий в организации семейного досуга 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.1.Изучение особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.2.Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного досуга 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Игровые технологии в организации семейного досуга.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

4.Коммуникативная функция.

Особую роль в жизни  человека играет общение. Общение - сложный  и многоплановый процесс установления и развития контактов, порождаемый  потребностями, который включает в  себя несколько функций: коммуникативную - обмен информацией, интерактивную - оценка и взаимодействие, и перцептивную - восприятие и понимание людей.

Общение является основой  семейных взаимоотношений. Общение  удовлетворяет потребность членов семьи в человеческих контактах, информации, уважении и взаимопонимании. Коммуникативная функция исполняет  роль духовного и культурного  общения. По многообразию и содержанию коммуникативная функция оказывает  большое воздействие на семейную жизнь. Целью данной функции является установление связей между людьми, супругами и детьми в условиях их совместной жизнедеятельности. Формирование различных социальных культур, ориентации, отношений, духовности и здоровья человека находятся в прямой зависимости  от характера внутри семейного общения: от атмосферы семейного психологического климата, от проявления в поведении и общении тех или иных стереотипов и установок взрослых членов семьи.

Межличностные отношения  - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимодействий, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Оптимальные возможности  для интенсивного взаимодействия младшего и старшего поколений и взаимного  развития семейной культуры осуществляются посредством общения с ближайшим  окружением, родственниками, соседями, друзьями, коллегами. Общение с представителями  разных категорий социума предъявляет  многогранные требования к таким  компонентам культуры личности, как  терпимость, доверие и вариативность  в интересах. Доверие во многом определяет потребность в установлении новых  контактов. Другим фактором коммуникативности является наличие жизненного опыта и критичное и реалистичное его осмысление, т.е. наличие рефлексии. Задача родителей показать ребенку многообразие человеческих проявлений, как положительных, так и отрицательных, с целью обеспечения социализированного развития и становления молодого человека. При утрате доверия и откровенности между подростком и родителями коммуникативную функцию по отношению к подростку исполняют случайные люди. Проводниками подростка во взрослый мир становятся друзья, дворовая компания и все те, кто может удовлетворить потребность подростка в уважении, новых знаниях, чувстве защищенности в значимой группе и причастности к взрослому миру. Задача социализации детей должна решаться в семье, но при дефицитарности ее педагогических возможностей эту проблему необходимо эффективно компенсировать методами социально-культурной деятельности.

5.Эмоциональная функция.

Роль эмоций в жизни  человека трудно переоценить. Взаимодействие в браке и семье происходило  во все времена вне зависимости  от социально-экономической ситуации, на глубокой эмоциональной основе. В народной мудрости бытует мнение, что браки заключаются на небесах, т.е. в душах, где правят чувства.

Великим чувством, которым  живет человек, является любовь. Она  дает ему решимость, силу, знания к  изменению судьбы, к новым свершениям и трудам. Брак без чувств, основанный на удовлетворении абсолютно всех потребностей супругов, в народном сознании не воспринимается как искренний и стабильный. Чувства  обеспечивают членам семьи возможности к перенесению тягот приспособительного периода. Отсутствие этого психологического механизма компенсации ведет к неспособности поддержания стабильных и духовных отношений, проблемам в воспитании детей и ухода за престарелыми родителями. Эмоции имеют приспособительную природу происхождения. Их целью является устранение опасных для жизни человека состояний. Без положительных стимулов невозможно становление человека, полноценного члена общества, достойного семьянина, супруга и родителя.

Чувственная основа человеческого  бытия есть эффективный инструмент последующего общественного воспитания. Во многом они есть объект рекреативной деятельности. Неблагополучная семья  полна тягостными переживаниями, которые  подрывают материальное и духовное ее благополучие, осложняя взаимодействие ее членов, негативно изменяя совместное времяпрепровождение. Семья теряет целостность как группа, у ее членов появляются собственные ценности, ресурсы  семьи используются неэффективно. Деятельность клубов семьи в какой-то мере может  нормализовать жизнедеятельность  таких семей. Относительно благополучные  семьи не испытывают вышеописанных  затруднений или же имеют возможности  эффективно их разрешать. В силу этого  у этих семей отсутствует то противоречие, которое является движущим. Для этих семей наиболее важным в деятельности учреждений социально-культурной сферы  будет наличие досуговых мероприятий.

6.Досуговая функция.

Общеизвестно, что ничто  так не сплачивает семью, не помогает достичь взаимопонимания между  всеми ее членами, как совместный активный отдых - это и походы пешком, на байдарке, велосипеде и т.д.

Важнейшей функцией семьи  в жизнедеятельности является организация  досуга. Ее главная цель - общение, поддержание  гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию  рационального досуга при одновременном  социальном контроле.

Современная жизнь такова, что родители и дети одновременно находятся дома в среднем не более  двух часов, не считая сна. А общаются и того меньше, например, работающие матери - примерно около получаса в  сутки. Кроме того, общение родителей  и детей происходит преимущественно  во время просмотра телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно  реже - при обсуждении книг и журналов, еще реже - в совместных прогулках  на природе, играх и т.п.

В результате роста количества городов и численности их населения произошел переворот и в области использования свободного времени. Если раньше основным местом проведения досуга была семья, то теперь и молодежь, и более старшие поколения стали предпочитать общество своих сверстников и те формы времяпрепровождения, которые им предлагает современная культура города.

Дифференциация интересов  «отцов» и «детей» прослеживается в тенденции современного досуга, в организации отдыха, ориентированного в основном не на семью, а на отдельно взятых ее членов. Остро стоит проблема участия всей семьи в работе социально-культурных и иных учреждений.

Совместный семейный досуг  является достаточно совершенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, достижения общих целей  и ценностей. Через досуговую  деятельность возможно проведение психолого-педагогических мероприятий учреждениями социально-культурной сферы, для восстановления дефицитарности функций семьи и в первую очередь воспитательной, эмоциональной, социального контроля.

Семья – ячейка (малая  социальная группа) общества, важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и  другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения  людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят  от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного  развития общества. Естественно, чем  выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании  и становлении любого человека. Это  фундамент, на котором строится вся  жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит  очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать  о режиме вне дома.

Известную часть времени  ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети, тем  товарищеское окружение играет все  большую и большую роль. Взять  на себя полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

Активное приближение  родителей к жизни детей вовсе  не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует  особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный  фон в семье, отношения между  родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь, и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.[5]

Когда родители обмениваются мнениями и вопросами о воспитании, редко, кто из них задумывается или  поднимает вопрос о развлечениях. В конце концов, как можно поднимать  вопрос о развлечении, когда существует ряд более важных вопросов, таких  как: здоровье семьи, безопасность детей, семейные ценности, питание и образование. Но на самом деле семейные развлечения  играют очень важную роль. Этот пункт  следует обсуждать, как и любые  другие вопросы.

На это есть три причины. Прежде всего, необходимо понять следующее: семейные узы не рождаются в родильной  палате, тем более сразу сильными и крепкими. Со временем семейные узы надо обязательно укреплять.

Семейное времяпрепровождение - это отличный способ укрепить семейные узы с помощью приятно проведенного времени вместе. Даже если вы не можете придумать что-либо специально, для  того чтобы укрепить семейные узы  создать теплые отношения с вашими детьми, то вы можете улучшить ваши отношения  с помощью семейных развлечений. Кстати, специалисты до сих пор  не выяснили, кто получает большее  удовольствие от детских игр –  непосредственно дети, которым по статусу положено в них играть, или родители, в чьей душе еще  сохранилось ребячество. Такие домашние развлечения обычно носят стихийный  характер, и от этого в них больше прелести, свежести, взаимной заинтересованности и энтузиазма.

Пожалуй, к самым популярным домашним играм, в первую очередь, нужно  отнести разные забавы с детьми. Это прятки и жмурки, догонялки  и хороводы и т.д. Такие игры раскрепощают и взрослых, и малышей, здорово  укрепляя дружеские отношения между  ними. Подобные семейные развлечения  – это очень большая эмоциональная  подпитка и для больших, и для  маленьких участников игры. Хорошее  настроение и заряд бодрости вам  обеспечен. Главное в играх с  малышами – искренность, иначе вам  и не грозят все вышеперечисленные  радости жизни.

Во-вторых, если вы хотите научить  своего ребенка чему-либо или хотите помочь ребенку усовершенствовать  какие-либо навыки, то самым лучшим способом будет обучение через игры. Никому, в особенности детям, не нравится обучение, которое происходит путем  «вбивания в голову», чтения скучных  лекций абсолютно монотонным голосом. Однако если удается найти способ утихомирить своих детей и  сделать так, чтобы они сидели и слушали с интересом родительские рассказы о науке, истории или о планете, то при этом родители, несомненно, будут увеличивать запас их знаний. Развлечения могут служить уроком и научить ребенка не только играм. Родителям необходимо помнить, что все забавные научные понятия, мировые знания можно изучить и за пределами музеев.

Семейные развлечения  играют очень важную роль в семейной жизни и потому, что они остаются в памяти у детей. У детей остаются хорошие воспоминания из детства, которые они будут хранить и не забудут, даже когда станут взрослыми людьми, а потом расскажут своим детям. Какие истории вы бы хотели рассказать своим детям, чтобы они, повзрослев, рассказали своим? Какие бы вы хотели оставить воспоминания у ваших детей? Счастливое детство и хорошие воспоминания из детства помогают детям самореализоваться, стать более самостоятельными, иметь высокую самооценку. Это также помогает преодолеть все возникающие в их будущей жизни проблемы. Оставляя такие счастливые воспоминания у вашего ребенка об его детстве, вы тем самым создаете твердую основу для того, чтобы ваши дети стали теми людьми, которыми вы бы хотели их видеть.

Трата своей энергии, времени  и денег на семейные развлечение  стоят того. Это касается каждой семьи и родителя, т.к. эти развлечения помогают укрепить семейные узы, создают возможность для обучения, а также оставляют светлые воспоминания не только в вашей памяти, но и в памяти ваших детей. Если вы вдруг в следующий раз решите, что семейные развлечения - не первостепенная задача, то вспомните все, что вы прочитали сейчас.

 

1.2.Игра в структуре семейного досуга

 

 

Сегодня, как никогда  широко осознается ответственность  общества за воспитание подрастающего  поколения. Преобразование общеобразовательной  и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов  для повышения эффективности  учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются  в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится  игра.

Информация о работе Игровые технологии в организации семейного досуга