Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – обосновать роль игры в формировании семейного досуга.
Объект исследования – игровые технологии в семье.
Предметом данного исследования является исследование игровых технологий в организации семейного досуга.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач в данной работе:
определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи в игре;
рассмотреть роль игры в семье;
рассмотреть использование игровых технологий;
провести исследование по организации семейного досуга.
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы использования игровых технологий в организации семейного досуга 4
1.1.Семья и семейный досуг на современном этапе развития общества 4
1.2.Игра в структуре семейного досуга 13
1.2.1.Роль игры в семейном воспитании 18
1.3.Использование игровых технологий в организации семейного досуга 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.1.Изучение особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.2.Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного досуга 28
Заключение 34
Список литературы 36
Но правомерно поставить вопрос: почему родители и дети мешают друг другу? Может быть, потому, что во время прогулок у них нет общего интереса. Это вполне естественно: у взрослых и детей в силу возрастной психологии интересы различны. Но ведь есть и должны быть общие интересы. Это уже зависит от идейно-нравственной атмосферы семьи, которую нужно создавать и которой нужно регулировать.[19]
Очень важно в организации культурного досуга в семье развивать любительские занятия (коллекционирование, техническое конструирование, вязание, фотография, сбор грибов, выращивание цветов, рыбалка и т.п.), туризм, проведение интеллектуально насыщенных семейных вечеринок и т.д. Главное — надо воспитывать хорошие привычки культурного отдыха и помнить при этом, что они утрачиваются легче, чем приобретаются. Привычки положительного досуга остаются надолго, если становятся традицией. Создание и поддержание семейно-бытовых традиций и организация культурного досуга в семье — условие формирования личности.
Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.
Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.
По статистике две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.
Формы работы с семьей:
Эксперимент проводился в апреле 2010г. в детский сад!!! г.Рубцовска. С целью изучения особенностей организации семейного, оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста, мы взяли 20 родителей и 20 детей, и провели с ними анкетирование и беседу, а так же проанализировали педагогическую документацию детский сад!!!
В эксперименте мы использовали метод анкетирование и беседу.
1.Анкета с родителями включала в себя 10 вопросов следующего типа:
В ходе проведённого анкетирования с родителями было выявлено, что 12 родителей из 20 отвечали, что играют и гуляют со своими детьми в своё свободное время, гуляют с ними в парке, на детской площадке, летом ходят с детьми в туристические походы; отвечали, что их дети, в большинстве, любят такие подвижные игры как: «гуси-лебеди», «путешественники», «разведчики» и др. Говорили о любимом виде спорта их детей таких как: художественная гимнастика, спортивная гимнастика, катание на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках, занятие бегом. Высказывали своё мнение по поводу сохранения здоровья их детей, в основном это закаливающие мероприятия, принятие солнечных ванн, прогулки на свежем воздухе. 6 родителей из 20 отвечали то, что из за занятости на работе и проблемами в быту не всегда играют и не гуляют со своими детьми в парке, на площадке, а так же из-за финансов не всегда ходят с ними в туристический поход, который доставляет детям удовольствие. Знают не все игры, которые предпочитает их ребёнок и любимый вид спорта. 2 родителя из 20 отвечали, что так же из-за занятости на работе не всё своё время уделяют своему ребёнку, не всегда могут с ним погулять, но знают любимый вид спорта, подвижные игры, которые нравятся их ребёнку, а так же стараются заботится о здоровье своего ребёнка, проводя с ним закаливающие мероприятия.
Теперь рассмотрим анкетирование, которое проводилось с детьми.
2.Анкета с детьми включает 10 вопросов следующего типа:
В ходе проведённого нами анкетирования с детьми было выявлено, что 14 детей из 20 отвечали на наши вопросы то, что они делают утреннюю гимнастику, играют и гуляют со своими родителями в парке, сквере, на площадке; называли свои любимые подвижные игры; любимый вид спорта их, говорили, что с родителями делают закаливающие мероприятия. 2 ребёнка из 20 детей отвечали на заданные нами вопросы то, что они не делают утреннюю гимнастику, очень редко играют и гуляют со своими родителями из-за их работы, очень редко ходят в туристические походы. И оставшиеся 4 ребёнка из 20 детей отвечали то, что они не всегда делают утреннюю гимнастику, играют и гуляют с родителями, когда у них есть свободное время, не часто гуляют с ними в сквере, парке.
В связи с целью изучения особенностей организации семейного досуга детей старшего дошкольного возраста, была проанализирована педагогическая документация данного детского сада.
Анализ педагогической документации.
Физическое воспитание и развитие детей детского сада осуществляется в соответствии с требованиями программы «Воспитания и обучения в детском саду».
Проводя анализ педагогической документации, было обращено внимание на оформление методического кабинета, где создаются условия для повышения квалификации воспитателей, их самостоятельной работы над книгой и другими материалами. Ознакомились с методической литературой по вопросам физического воспитания – книги, журналы, отдельные статьи, сборники подвижных игр и физических упражнений, а так же с образцами перспективного и календарного планов работы в соответствии с программой, с планами и конспектами физкультурных занятий, описания физкультурно-оздоровительных мероприятий – утренней гимнастики, физкультминутки, закаливающие процедуры. Так же изучили альбомы с фотографиями, отражающие проведение занятий, игр, утренней гимнастики, закаливающих процедур, физкультурных праздников. В данном детском саду продемонстрировали папки-передвижки с различной тематикой, касающиеся физического развития ребёнка, его оздоровление.
Наряду с этим воспитатель проводит родительские собрания. При планировании тематики выступлений воспитатель определяет оптимальное соотношение сведений общего характера и конкретных сведений о результатах двигательной деятельности детей. [19]
Из проделанной работы и проведённого констатирующего эксперимента, где мы использовали метод анкетирование, можно сделать следующий вывод о том, что данные, полученные нами при проведении анкетирования с родителями и с детьми, свидетельствуют о том, что большинство родителей (90%) уделяют свободное время ребёнку, организуя его деятельность. Однако есть и родители (10%), которые недостаточно времени проводят со своим ребёнком, что может отразиться на дальнейшем его развитии. С детьми мы получили следующие результаты: большинство детей (80%) отвечали, что их родители большое количество времени проводят с ними. Остальные 20% детей ответили, что не достаточное время родители с ними проводят. В ходе проведённого анкетирования с родителями было выявлено, что 12 родителей из 20 отвечали, что играют и гуляют со своими детьми в своё свободное время, гуляют с ними в парке, на детской площадке, летом ходят с детьми в туристические походы; отвечали, что их дети, в большинстве, любят такие подвижные игры как: «гуси-лебеди», «путешественники», «разведчики» и др. Говорили о любимом виде спорта их детей таких как: художественная гимнастика, спортивная гимнастика, катание на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках, занятие бегом. Высказывали своё мнение по поводу сохранения здоровья их детей, в основном это закаливающие мероприятия, принятие солнечных ванн, прогулки на свежем воздухе. 6 родителя из 20 отвечали то, что из за занятости на работе и проблемами в быту не гуляют со своими детьми в парке, на площадке, а так же из-за финансов не всегда ходят с ними в туристический поход, который доставляет детям удовольствие. Знают не все игры, которые предпочитает их ребёнок и любимый вид спорта. 2 родителя из 20 отвечали, что так же из-за занятости на работе не всё своё время уделяют своему ребёнку, не всегда могут с ним поиграть и погулять, но знают любимый вид спорта, подвижные игры, которые нравятся их ребёнку, а так же стараются заботится о здоровье своего ребёнка, проводя с ним закаливающие мероприятия.
В ходе проведённого нами анкетирования с детьми было выявлено, что 14 детей из 20 отвечали на наши вопросы то, что они делают утреннюю гимнастику, играют и гуляют со своими родителями в парке, сквере, на площадке; называли свои любимые подвижные игры; любимый вид спорта их, говорили, что с родителями делают закаливающие мероприятия. 2 ребёнка из 20 детей отвечали на заданные нами вопросы то, что они не делают утреннюю гимнастику, очень редко играют и гуляют со своими родителями из-за их работы, очень редко ходят в туристические походы. И оставшиеся 4 ребёнка из 20 детей отвечали то, что они не всегда делают утреннюю гимнастику, играют и гуляют с родителями, когда у них есть свободное время, не часто гуляют с ними в сквере, парке.
В связи с этим были разработаны для родителей методические рекомендации по проблеме организации семейного досуга детей старшего дошкольного возраста.
Когда за окном слякоть, мало солнца, самое время помечтать о летнем отпуске. Для тех, кто любит путешествовать и не боится трудностей, но не имеет достаточного опыта в организации совместных с детьми туристических походов, можно обратиться к советам Бочаровой Н.И. При этом не стоит забывать о том, что все походы и любой активный отдых можно организовать в игровой форме. Тогда это будет более интересно и увлекательно для детей и родителей. Например, собираясь в поход можно играть в пиратов или индейцев и т.д.
Первый совет. Прежде всего, оцените физические возможности самого младшего ребенка. Известны случаи, когда туристами становились уже в грудном возрасте, преодолевая расстояния сначала за спиной у родителей. Годовалый малыш может размещаться в специальном рюкзаке. Самостоятельно дети могут участвовать в путешествии уже с трех-четырех лет. Начинающим туристам рекомендуется постепенно овладевать навыками походной жизни.
Второй совет. Правильно определите состав групп. Оптимальным является объединение двух-трех семей, в составе которых по одному, два ребенка. Хорошо, если в группе будут дети-ровесники. В этом случае гораздо легче организовать их общение и отдых на привале.
Третий совет. Прежде чем отправиться в поход, необходимо тщательно подготовиться: определить цель путешествия, его длительность и способ передвижения. Затем следует обсудить маршрут. Весной маршрут рекомендуется прокладывать по открытым местам, чтобы в полной мере использовать целебные силы света, тепла и воздуха. Летом лучше двигаться лесной тропинкой, а в жаркую погоду - вдоль рек и озер.
Готовность к походу определяется по наличию снаряжения. Для старшего дошкольника лучше приобрести хороший рюкзак, который послужит не одному поколению. Вес рюкзака с содержимым для ребенка пяти-шести лет не должен превышать 1,5кг.
Для организации отдыха во время привала необходимо иметь индивидуальные коврики для взрослых и детей. Следующим этапом подготовки к походу является подбор обуви и одежды для всех членов семьи. Основной принцип, которого необходимо придерживаться, - одежда не по сезону, а по погоде. Одежда должна быть удобна для выполнения активных движений.
Если группа собирается в многодневный поход, то перечень туристского снаряжения заметно пополняется. В первую очередь это палатка. В любом походе с ночевкой необходимо иметь спальные мешки. У туриста любого возраста должна быть личная посуда. Во время путешествия необходимо соблюдать питьевой режим. Поэтому нельзя пить даже в сильную жару, как на марше, так и на коротких привалах.
Информация о работе Игровые технологии в организации семейного досуга