Игровые технологии в организации семейного досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обосновать роль игры в формировании семейного досуга.
Объект исследования – игровые технологии в семье.
Предметом данного исследования является исследование игровых технологий в организации семейного досуга.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач в данной работе:
определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи в игре;
рассмотреть роль игры в семье;
рассмотреть использование игровых технологий;
провести исследование по организации семейного досуга.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы использования игровых технологий в организации семейного досуга 4
1.1.Семья и семейный досуг на современном этапе развития общества 4
1.2.Игра в структуре семейного досуга 13
1.2.1.Роль игры в семейном воспитании 18
1.3.Использование игровых технологий в организации семейного досуга 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.1.Изучение особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.2.Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного досуга 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Игровые технологии в организации семейного досуга.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

Но правомерно поставить  вопрос: почему родители и дети мешают друг другу? Может быть, потому, что  во время прогулок у них нет  общего интереса. Это вполне естественно: у взрослых и детей в силу возрастной психологии интересы различны. Но ведь есть и должны быть общие интересы. Это уже зависит от идейно-нравственной атмосферы семьи, которую нужно  создавать и которой нужно  регулировать.[19]

Очень важно в организации  культурного досуга в семье развивать  любительские занятия (коллекционирование, техническое конструирование, вязание, фотография, сбор грибов, выращивание цветов, рыбалка и т.п.), туризм, проведение интеллектуально насыщенных семейных вечеринок и т.д. Главное — надо воспитывать хорошие привычки культурного отдыха и помнить при этом, что они утрачиваются легче, чем приобретаются. Привычки положительного досуга остаются надолго, если становятся традицией. Создание и поддержание семейно-бытовых традиций и организация культурного досуга в семье — условие формирования личности.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции  семьи. Немаловажную роль в деле организации  семейного досуга играют КДУ, большое  значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в  совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе  друг к другу. Совместные беседы и  конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий  язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции  семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе  друг к другу. Совместные беседы и  конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий  язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

По статистике две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Формы работы с семьей:

  1. Беседы - к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей, прежде всего, состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.
  2. Игровые досуговые программы - это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я - дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная - вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.
  3. Рекреативный семейный отдых - туризм, походы.
  4. Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).
  5. Семейные сеансы в кинотеатрах.
  6. Экскурсионная работа - семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.
  7. Совместное посещение концертов и массовых праздников.
  8. Семейные коллективы художественной самодеятельности - редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей организации семейного  досуга с детьми старшего дошкольного  возраста

2.1.Изучение особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

Эксперимент проводился в апреле 2010г. в детский сад!!! г.Рубцовска. С целью изучения особенностей организации семейного, оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста, мы взяли 20 родителей и 20 детей, и провели с ними анкетирование и беседу, а так же проанализировали педагогическую документацию детский сад!!!

В эксперименте мы использовали метод анкетирование и беседу.

1.Анкета с родителями включала в себя 10 вопросов следующего типа:

  1. Играете и гуляете ли вы с детьми в свободное время?
  2. Как вы проводите свой выходной день с детьми?
  3. Чем вы можете занять своего ребёнка в свободное время, какими играми и играете ли вы в ролевые игры?
  4. Вы ходите с детьми в туристические походы?
  5. Какие необходимые снаряжения вы берёте с собой в поход?
  6. Какие спортивные упражнения вы знаете?
  7. Какие подвижные игры предпочитает ваш ребёнок?
  8. Как вы обеспечиваете безопасность вашему ребёнку во время похода?
  9. Какой любимый вид спорта у вашего ребёнка и с чем это связано?
  10. Что, по вашему мнению, влияет на сохранение здоровья вашего ребёнка?

В ходе проведённого анкетирования  с родителями было выявлено, что  12 родителей из 20 отвечали, что играют и гуляют со своими детьми в своё свободное время, гуляют с ними в парке, на детской площадке, летом ходят с детьми в туристические походы; отвечали, что их дети, в большинстве, любят такие подвижные игры как: «гуси-лебеди», «путешественники», «разведчики» и др. Говорили о любимом виде спорта их детей таких как: художественная гимнастика, спортивная гимнастика, катание на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках, занятие бегом. Высказывали своё мнение по поводу сохранения здоровья их детей, в основном это закаливающие мероприятия, принятие солнечных ванн, прогулки на свежем воздухе. 6 родителей из 20 отвечали то, что из за занятости на работе и проблемами в быту не всегда играют и не гуляют со своими детьми в парке, на площадке, а так же из-за финансов не всегда ходят с ними в туристический поход, который доставляет детям удовольствие. Знают не все игры, которые предпочитает их ребёнок и любимый вид спорта. 2 родителя из 20 отвечали, что так же из-за занятости на работе не всё своё время уделяют своему ребёнку, не всегда могут с ним погулять, но знают любимый вид спорта, подвижные игры, которые нравятся их ребёнку, а так же стараются заботится о здоровье своего ребёнка, проводя с ним закаливающие мероприятия.

Теперь рассмотрим анкетирование, которое проводилось с детьми.

2.Анкета с детьми включает 10 вопросов следующего типа:

  1. Ты делаешь утреннюю гимнастику?
  2. Ты играешь и гуляешь со своими родителями?
  3. Где вы бываете с родителями в свободное время?
  4. В какие игры ты любишь играть?
  5. Был ли ты со своими родителями в походе?
  6. Какой вид спорта тебе нравится?
  7. Где ты бываешь с родителями в выходные?
  8. Какие спортивные упражнения ты знаешь и какие тебе нравятся?
  9. Как ты заботишься о своём здоровье?
  10. Ты любишь бегать?

В ходе проведённого нами анкетирования  с детьми было выявлено, что 14 детей из 20 отвечали на наши вопросы то, что они делают утреннюю гимнастику, играют и гуляют со своими родителями в парке, сквере, на площадке; называли свои любимые подвижные игры; любимый вид спорта их, говорили, что с родителями делают закаливающие мероприятия. 2 ребёнка из 20 детей отвечали на заданные нами вопросы то, что они не делают утреннюю гимнастику, очень редко играют и гуляют со своими родителями из-за их работы, очень редко ходят в туристические походы. И оставшиеся 4 ребёнка из 20 детей отвечали то, что они не всегда делают утреннюю гимнастику, играют и гуляют с родителями, когда у них есть свободное время, не часто гуляют с ними в сквере, парке.

В связи с целью изучения особенностей организации семейного досуга детей старшего дошкольного возраста, была проанализирована педагогическая документация данного детского сада.

Анализ педагогической документации.

Физическое воспитание и  развитие детей детского сада осуществляется в соответствии с требованиями программы  «Воспитания и обучения в детском  саду».

Проводя анализ педагогической документации, было обращено внимание на оформление методического кабинета, где создаются условия для повышения квалификации воспитателей, их самостоятельной работы над книгой и другими материалами. Ознакомились с методической литературой по вопросам физического воспитания – книги, журналы, отдельные статьи, сборники подвижных игр и физических упражнений, а так же с образцами перспективного и календарного планов работы в соответствии с программой, с планами и конспектами физкультурных занятий, описания физкультурно-оздоровительных мероприятий – утренней гимнастики, физкультминутки, закаливающие процедуры. Так же изучили альбомы с фотографиями, отражающие проведение занятий, игр, утренней гимнастики, закаливающих процедур, физкультурных праздников. В данном детском саду продемонстрировали папки-передвижки с различной тематикой, касающиеся физического развития ребёнка, его оздоровление.

Наряду с этим воспитатель  проводит родительские собрания. При  планировании тематики выступлений  воспитатель определяет оптимальное  соотношение сведений общего характера  и конкретных сведений о результатах  двигательной деятельности детей. [19]

Из проделанной работы и проведённого констатирующего  эксперимента, где мы использовали метод анкетирование, можно сделать  следующий вывод о том, что  данные, полученные нами при проведении анкетирования с родителями и  с детьми, свидетельствуют о том, что большинство родителей (90%) уделяют свободное время ребёнку, организуя его деятельность. Однако есть и родители (10%), которые недостаточно времени проводят со своим ребёнком, что может отразиться на дальнейшем его развитии. С детьми мы получили следующие результаты: большинство детей (80%) отвечали, что их родители большое количество времени проводят с ними. Остальные 20% детей ответили, что не достаточное время родители с ними проводят. В ходе проведённого анкетирования с родителями было выявлено, что 12 родителей из 20 отвечали, что играют и гуляют со своими детьми в своё свободное время, гуляют с ними в парке, на детской площадке, летом ходят с детьми в туристические походы; отвечали, что их дети, в большинстве, любят такие подвижные игры как: «гуси-лебеди», «путешественники», «разведчики» и др. Говорили о любимом виде спорта их детей таких как: художественная гимнастика, спортивная гимнастика, катание на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках, занятие бегом. Высказывали своё мнение по поводу сохранения здоровья их детей, в основном это закаливающие мероприятия, принятие солнечных ванн, прогулки на свежем воздухе. 6 родителя из 20 отвечали то, что из за занятости на работе и проблемами в быту не гуляют со своими детьми в парке, на площадке, а так же из-за финансов не всегда ходят с ними в туристический поход, который доставляет детям удовольствие. Знают не все игры, которые предпочитает их ребёнок и любимый вид спорта. 2 родителя из 20 отвечали, что так же из-за занятости на работе не всё своё время уделяют своему ребёнку, не всегда могут с ним поиграть и погулять, но знают любимый вид спорта, подвижные игры, которые нравятся их ребёнку, а так же стараются заботится о здоровье своего ребёнка, проводя с ним закаливающие мероприятия.

В ходе проведённого нами анкетирования  с детьми было выявлено, что 14 детей из 20 отвечали на наши вопросы то, что они делают утреннюю гимнастику, играют и гуляют со своими родителями в парке, сквере, на площадке; называли свои любимые подвижные игры; любимый вид спорта их, говорили, что с родителями делают закаливающие мероприятия. 2 ребёнка из 20 детей отвечали на заданные нами вопросы то, что они не делают утреннюю гимнастику, очень редко играют и гуляют со своими родителями из-за их работы, очень редко ходят в туристические походы. И оставшиеся 4 ребёнка из 20 детей отвечали то, что они не всегда делают утреннюю гимнастику, играют и гуляют с родителями, когда у них есть свободное время, не часто гуляют с ними в сквере, парке.

В связи с этим были разработаны для родителей методические рекомендации по проблеме организации семейного досуга детей старшего дошкольного возраста.

 

2.2.Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного досуга

 

Когда за окном слякоть, мало солнца, самое время помечтать  о летнем отпуске. Для тех, кто  любит путешествовать и не боится трудностей, но не имеет достаточного опыта в организации совместных с детьми туристических походов, можно обратиться к советам Бочаровой Н.И. При этом не стоит забывать о том, что все походы и любой активный отдых можно организовать в игровой форме. Тогда это будет более интересно и увлекательно для детей и родителей. Например, собираясь в поход можно играть в пиратов или индейцев и т.д.

Первый совет. Прежде всего, оцените физические возможности самого младшего ребенка. Известны случаи, когда туристами становились уже в грудном возрасте, преодолевая расстояния сначала за спиной у родителей. Годовалый малыш может размещаться в специальном рюкзаке. Самостоятельно дети могут участвовать в путешествии уже с трех-четырех лет. Начинающим туристам рекомендуется постепенно овладевать навыками походной жизни.

Второй совет. Правильно  определите состав групп. Оптимальным  является объединение двух-трех семей, в составе которых по одному, два  ребенка. Хорошо, если в группе будут  дети-ровесники. В этом случае гораздо  легче организовать их общение и  отдых на привале.

Третий совет. Прежде чем  отправиться в поход, необходимо тщательно подготовиться: определить цель путешествия, его длительность и способ передвижения. Затем следует  обсудить маршрут. Весной маршрут рекомендуется  прокладывать по открытым местам, чтобы  в полной мере использовать целебные силы света, тепла и воздуха. Летом  лучше двигаться лесной тропинкой, а в жаркую погоду - вдоль рек  и озер.

Готовность к походу определяется по наличию снаряжения. Для старшего дошкольника лучше приобрести хороший  рюкзак, который послужит не одному поколению. Вес рюкзака с содержимым для ребенка пяти-шести лет  не должен превышать 1,5кг.

Для организации отдыха во время привала необходимо иметь  индивидуальные коврики для взрослых и детей. Следующим этапом подготовки к походу является подбор обуви и  одежды для всех членов семьи. Основной принцип, которого необходимо придерживаться, - одежда не по сезону, а по погоде. Одежда должна быть удобна для выполнения активных движений.

Если группа собирается в  многодневный поход, то перечень туристского  снаряжения заметно пополняется. В  первую очередь это палатка. В  любом походе с ночевкой необходимо иметь спальные мешки. У туриста  любого возраста должна быть личная посуда. Во время путешествия необходимо соблюдать питьевой режим. Поэтому  нельзя пить даже в сильную жару, как на марше, так и на коротких привалах.

Информация о работе Игровые технологии в организации семейного досуга