Игровые технологии в организации семейного досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обосновать роль игры в формировании семейного досуга.
Объект исследования – игровые технологии в семье.
Предметом данного исследования является исследование игровых технологий в организации семейного досуга.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач в данной работе:
определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи в игре;
рассмотреть роль игры в семье;
рассмотреть использование игровых технологий;
провести исследование по организации семейного досуга.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы использования игровых технологий в организации семейного досуга 4
1.1.Семья и семейный досуг на современном этапе развития общества 4
1.2.Игра в структуре семейного досуга 13
1.2.1.Роль игры в семейном воспитании 18
1.3.Использование игровых технологий в организации семейного досуга 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.1.Изучение особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.2.Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного досуга 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Игровые технологии в организации семейного досуга.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

А между тем, педагогика и  психология  видят в игре  такие  важные особенности как: полифункциональность – возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного «потребителя» информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.

Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает  себя  объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности. Игра – это такое средство, где воспитание  переходит в самовоспитание. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.

В ранние, дошкольные годы жизни  ребенка игра является тем видом  деятельности, в котором формируется  его личность. Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок  все лучше овладевает ими: игра становится  для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра-практика развития.[21]

Игра подготавливает детей  к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая  в нем способности  и качества, необходимые для той  деятельности, которую им в будущем  предстоит выполнить. В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности  в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается  путь от чувства  к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.

В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые  для учения в школе, обуславливающие  готовность к обучению. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.[8]

Игра – сложное социально-психическое  явление уже потому, что это  не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и  способность включаться в игру характеризуется  особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания.

Потребность в игре, вероятно, зависит от творческих возможностей личности. Ведь творчество обязательно  связано с переживанием радости  от самого процесса деятельности. В  работах Л.С. Выготского показана возрастная тенденция к снижению стихийно возникающих  игр. Как правило, у детей к подростковому возрасту свертывается интерес к творчеству, подросток начинает критично относиться к нему. Такое же свертывание детской фантазии мы видим в том, что у ребенка пропадает интерес к наивным играм более раннего детства.

Однако ряд авторов (Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, О.С. Газман) указывают, что получение удовольствия, радости, положительных эмоций также является одной из побудительных сил, порождающих игру.

Взрослый человек, который  уже совершил выбор одного из возможных  жизненных путей, живет в сфере  узкого канала воронки, а игра позволяет  ему в условном плане прочувствовать  другие возможные варианты жизни, не использованные в реальном плане. Умение людей входить в игру влияет на эмоциональную атмосферу общения, создаёт настроение окружающим.

Игра – это сложное  социально-психологическое явление, при достаточно осознанном отношении  она становится  средством стрессового  контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения.

Игра – это, прежде всего, процесс творческий, но у многих складывается стереотип, что творчество – удел избранных, но Л.С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте», опровергает эту мысль. Если понимать творчество: «как необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины, и в чем заключается суть этого нового, все равно будет ли это созданное… какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства…». То легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе, как в самом раннем детстве, так и у взрослых людей.

С  возрастом люди получают массу возможностей воздействовать на мир, в то время  как в детстве  игра – доминирующий способ в силу недостаточной развитости, «взрослых» способов познания и действия.

Но главное, пожалуй, в  следующем. С детства люди привыкли слышать: «хватить играть, пора делом  заняться». С детства лепится  жесткий стереотип: игра – это  то, что несерьёзно. Игра отождествляется  с тем, что «легкомысленно», что  «развлечение». И взрослые люди компенсируют отсутствие игры многозначительными хобби, погружением в созерцание телевизионных  программ, играми по правилам (шахматы, карты), спортивным «болением» и т.п.

И еще одна немаловажная причина. Игра (как внешняя, так и  внутренняя) требует определенных душевных усилий. Компенсирующие игру занятия  и увлечения более легки для  ощущения.

Между тем, уже давно обнаружено, что игра не представляет собой чего-либо случайного, она неизменно  возникает  на всех стадиях культурной жизни  у самых разных народов  и представляет неустранимую и  естественную особенность  человеческой природы.

Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается  как форма включения ребенка  в мир  человеческих действий  и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда  высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие  в нем ребенка, тогда как условия  воспитания  формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым. Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной потребностью детского организма – развитии, осуществляемым через игру. Игра по своему  происхождению и содержанию социальна.

Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются  социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Классификация игр.

  • игры с фиксированными и открытыми правилами;
  • игры со скрытыми правилами.

Примером игр первого  типа является большинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).

Ко второму типу относятся  игры, в которых на основе жизненных  или художественных впечатлений  свободно и самостоятельно воспроизводятся  социальные отношения или материальные объекты.

Обычно выделяются такие  типы игр:

  1. подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья  детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться  под неё;
  2. строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
  3. дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);
  4. сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

Сюжетно-ролевые игры уже  давно были выделены психологами  и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут  на себя какие-либо роли и разыгрывают  различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность. Творческая ролевая  игра школьников имеет свое содержание, свои внутренние правила. Стремясь воплотить  в игре реальную жизнь, школьники  действуют по соответствующим правилами этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет школьников стремиться, максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться (тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества.

Среди игр, содержащих большие  воспитательные возможности, можно  выделить несколько видов:

игры драматизации;

игры «на преодоление этапов»;

игровой тренинг (для старших подростков).

Семья – это то первое социальное окружение, в котором  человек усваивает нравственные основные ценности, получает первичные  знания и обретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и не восполняется совсем, в дальнейшей жизни. И потери эти  во многом являются следствием того, что  в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.

Если посмотреть, что делает ребенок, то получим увидим: он играет. Игра есть именно характерная для детства деятельность, и притом деятельность до крайности неутомимая, почти не знающая перерывов. Давно уже справедливо отмечено, что нормальный ребенок всегда занят и что скука и лень – почти всегда плод дурного воспитания.

Игровая и досуговая деятельность детей в большинстве семей  не пересекается с досуговой деятельностью  родителей. Часто родительское понимание  воспитания не идет дальше того, что  детей нужно увещевать и следить  за тем, чтобы они не делали чего-нибудь недопустимого. Пока ребенок мал, с  ним играют, забавляются. Недаром  говорят, что первый ребенок –  это последняя кукла. Но вот он начинает, проявлять самостоятельность  и родители с радостью предоставляют  его самому себе. Наступает такой  момент, когда ему говорят. Что  он уже большой и должен играть сам. Родителей можно понять. Кроме  забот о ребенке у них масса  других. Но ребенок по-прежнему требует  внимания к себе. Он не может осваивать  мир сам. Ему нужно отвечать на бесконечные «почему», принимать  участие в его игре, сопереживать ей. Обычные реакции на такую детскую  активность – «Не мешай папе, займись чем-нибудь сам. Тебе что, игрушек  мало?» и т. п.

Считается, что ребенку  уделили достаточно внимания, когда  приобрели много игрушек. Особенно дорогих, механических или электронных. Давно подмечено, что выбор таких  игрушек диктуется не столько  интересами ребенка, сколько самих  родителей. Папа покупает дорогую машину, и первое время забавляется сам, а мама готовностью шьет платье для  необычайно раздетой куклы. Потом происходит нечто с родительской точки зрения непозволительное. Дорогая машина оказывается  разобранной, кукла в каких-то лоскутьях. Следует выговоры, наказания, угрозы никогда больше не покупать хороших  игрушек и т.п.

Современное воспитание ведет  к тому, чтобы ребенка нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода, закалка его духа, сила его требований и стремление. Удобный Ребенок – это ребенок, который играет сам, не портит игрушек, не строит из подушек пещеру, не превращает стулья в автобус, не устраивает демонстрацию мод из маминых туалетов и не катается нарядить кошку.

Воспитание в целом, как  в семье, в частности, – это  влияние. Влияние путем личного  примера и созданием соответствующей  обстановки, изменяя или направляя  процесс формирования мышления, фантазии и действия детей.

Самые яркие впечатления  у детей остаются тогда, когда  они вместе с родителями ездят  отдыхать. Дети с восторгом рассказывают о том, где они были и что  видели, как вместе с папой и  мамой обирали грибы, удили рыбу. Самые обыденные действия, такие, например, как собирание хвороста для костра или найденный гриб, которым взрослый не придаст никакого особенного значения, вдруг приобретут силу и вес как важнейшее средство воспитания.

Никакой мультфильм, никакая  сказка не заменят собственных впечатлений, собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда и собственного действия.

Начиная с 5-6 лет, игрушка  все меньше и меньше определяет игру и вес, больше содержание игры определяет игрушку. Да и сама игрушка постепенно уходит на второй план, а затем и  вовсе исчезает. Интерес переключается  на действие с реальными предметами. Ребенок начинает придумывать различные  сюжетные коллизии с действующими лицами, с их ролями, характером взаимоотношений.

Во многих семьях достаточно распространенным является взгляд на детскую игру как на пустое занятие: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Отсюда – некорректные замечания, требования, комментарии детской игры. (Зачем перевернул стул? И в кого же ты решил стрелять?) Поэтому дома дети облюбовывают для игры укромные уголки (за креслом, под столом на подоконнике).

Информация о работе Игровые технологии в организации семейного досуга