Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация
Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.
Организационная структура управления хозяйством региона должна создаваться в два этапа. На первом этапе неизбежно сосуществование административного (в большей мере регулируемого) управления с формированием и становлением рыночных отношений. На втором этапе структуры управления модифицируются в структуры рыночного типа, в которых методы опосредованного воздействия будут преобладать над непосредственными, административными методами. В рыночные отношения будут втягиваться такие сферы деятельности, традиционно находящиеся под контролем государственных органов, как образование, культура, спорт, здравоохранение. Здесь будет возрастать защитная социальная функция региональной администрации. Продолжительность и сроки функционирования структуры управления первого типа будут зависеть от характера и длительности переходного периода, который, как подтверждает практика, не может быть краткосрочным, так как всякая реорганизация, проводимая революционно, сталкивается с непредвиденными трудностями, что неподвластно ни директивам, ни указам.
Когда
социально-экономическая
Практика
внедрения различных
Организационная структура управления хозяйством Красноярского края, построенная на традиционных принципах оргпроектирования, не в полной мере отвечала целям рыночного хозяйства региона, не обеспечивает эффективного взаимодействия структурных подразделений. Оптимизация этой структуры требует перераспределения функций и объема управленческой деятельности руководящих кадров администрации и специалистов структурных подразделений.В предложенной структуре управления хозяйством региона выделено пять крупных блоков.
Первый блок - кадровое и инфраструктурное обеспечение региональной деятельности - обеспечивает потребности всех блоков. В состав этого блока включены два департамента:
Необходимость создания этих департаментов диктуется тем, что в поисках новых источников финансовых средств администрация вынуждена эффективно работать во всех сферах рынка. Она должна вступать в правовые отношения, заключать договоры, отстаивать свои интересы и т.д. Для эффективной деятельности администрации региона в условиях рынка необходимы высокая правовая чистота, научно- правовая база, достоверная и своевременная информация и глубокий факторный анализ социально-экономических процессов. Решение указанных задач осуществляют департаменты второго блока
Второй блок можно определить как блок стратегического обеспечения хозяйственной деятельности региона. Составные части этого блока будут постепенно модифицироваться и сокращаться, уступая место рыночным (коммерческим) структурам, в результате чего наибольшее развитие получит главная управленческая структура - орган управления социальной сферой.
В состав блока могут входить следующие основные шесть основных департаменты:
Названные департаменты формируют основные источники, за счет которых будет развиваться регион. Регион должен не только эффективно использовать собственность, но и уметь получать от нее определенные дивиденды. Так, департамент региональной собственности, кроме учета собственности и соблюдения ее сохранности, должен оперировать этой собственностью с целью получения дополнительного дохода. Собственность можно не только продать, но и приобрести, стать совладельцем доходно функционирующих предприятий. К сожалению, за последние годы во многих регионах были проданы многие региональные предприятия, которые могли бы сейчас приносить немалую прибыль. В новой ситуации департамент региональной собственности будет покупать контрольные пакеты акций своих бывших предприятий, которые могут приносить прибыль. Администрация региона сможет осуществлять перераспределение ресурсов от активной части населения к социально незащищенной или направлять эти средства на решение социальных проблем региона.-
Предлагаемая структура управления хозяйством региона должна обеспечить эффективную работу администрации региона на рынке недвижимости, оказании платных региональных услуг: юридических, рекламных, информационных и др. На такие услуги всегда будет повышенный спрос, так как они будут доступны каждому горожанину.
Департамент управления региональными финансами - это не традиционное финансовое управление региона. Задачи создаваемого департамента" имеют принципиально новый характер - поиск и становление новых (рыночных) источников финансирования, т.е.
каждый рубль, поступивший в региональную казну, должен использоваться с максимальной эффективностью, приносить прибыль. Новая структура предполагает функционирование регионального банка (в качестве регионального можно использовать уже имеющийся банк), региональной страховой компании и других элементов рыночной инфраструктуры.
Департамент взаиморасчетов и долгов должен обслуживать региональный бюджет. Сегодня всем известна устойчивая тенденция сокращения бюджетного финансирования. В этих условиях важнейшая задача - квалифицированно обслужить доходную часть регионального бюджета и организовать мониторинг его расходной части, т.е. постоянно отслеживать рациональность расходования средств и размещения заказов. Следующая важнейшая задача - мониторинг текущего состояния расходной части бюджета и региональных долгов. Региональные долги состоят из двух частей: долгов предприятий и организаций перед администрацией региона и долгов администрации перед предприятиями и организациями. Нормализовать процесс оформления и обращения этих долгов на рынке долговых обязательств, - значит уменьшать их и дополнительно зарабатывать средства. Для этого можно использовать корпоративную, региональную и вексельную системы. Новая структура управления хозяйством региона будет способствовать повышению эффективности использования денежных средств для решения региональных проблем.
Своего рода системообразующим третьим блоком, с точки зрения перспективного развития региона, является блок инвестиционного программирования региональной деятельности, в рамках которого целесообразно выделить два департамента. Это департамент проектного финансирования и департамент управления проектами. Они строят свою деятельность, исходя из программно-целевой реализации аккумулируемых и перераспределяемых инвестиционных ресурсов между приоритетными направлениями социально-экономического развития региона.
Четвертый и пятый блоки — это структуры жизнеобеспечения региона. В четвертый блок - оперативное обеспечение жизнедеятельности могут - входить департаменты жилищно- коммунального хозяйства; строительства и архитектуры; застройки и реконструкции региона; охраны окружающей среды; транспорта и связи.
В пятый блок - текущее обеспечение региональной деятельности - входят департаменты здравоохранения; науки, образования и молодежной политики; социальной защиты населения; по делам национальностей; культуры; физической культуры и спорта; защиты прав потребителей, а также центр занятости населения.
В этих блоках сосредоточены региональные объекты управления, на которые в основном расходуются бюджетные и внебюджетные средства.
Предлагаемая структура управления хозяйством региона, безусловно, не носит универсального характера, но она выявляет основные тенденции трансформации региональных структур управления и одновременно демонстрирует прогрессивные организационные решения применительно к аналогичному региону.
Для развертывания работы по управлению социально-экономическим развитием желательно создать агентство экономического развития. Агентство, как правило, создается как некоммерческое партнерство основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон: местной администрации, местного совета, руководителей градообразующих предприятий, ассоциаций предпринимателей, малого бизнеса, общественности. Широкое представительство в агентстве всех заинтересованных сторон является залогом разработки взвешенной стратегии развития. Процесс разработки стратегического плана экспертами агентства и его широкое обсуждение помогают предпринимателям региона лучше понять роль администрации в обеспечении условий развития бизнеса, а администрации - лучше узнать нужды предпринимателей. Агентство на постоянной основе формирует стратегический план развития, с учетом интересов и мнений всех групп и представителей местного сообщества, а также участвует в его реализации.
Агентство может содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовывать контакты с потенциальными инвесторами, проводить региональный маркетинг, создавать бизнес-инкубатор, выявлять резервы использования нежилых помещений, организовывать совместную работу с торгово- промышленной палатой. Агентство совместно с региональной администрацией может заняться разработкой общественного видения будущего региона (региона), для чего целесообразно проводить в администрации на регулярной основе встречи с предпринимателями для уточнения конкретных вопросов развития региона, проводить обучающие семинары по проблемам экономического развития. Новый подход к экономическому развитию региона состоит в том, что экономическое развитие становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.
Агентство должно располагать квалифицированными кадрами. В мире практикуется создание специальных автономных организаций, например, учреждается фонд или некоммерческое партнерство, которому предоставляют большую свободу найма работников. В то же время нередки случаи, когда такое агентство (оно может называться иначе) формируется в составе соответствующей местной администрации. Кроме специально созданного агентства региональным развитием могут заниматься также и региональные торгово- промышленные палаты, союзы промышленников и предпринимателей и другие аналогичные общественные организации и союзы.
Агентство развития может совмещать в себе несколько функций:
Организации, ответственной за осуществление регионального развития, должны быть предоставлены соответствующие властные полномочия (губернатор области и мэр города, в частности, должны участвовать вместе с ней и по ее требованию в обсуждении проектов потенциальных инвестиций). Организация должна осуществлять свои функции самостоятельно, не дублировать их другими комитетами и комиссиями. Иностранных инвесторов легко отпугнуть, если к ним будут обращаться разные организации, претендующие на представление интересов региона и обещающие обеспечить самые выгодные контракты10. Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, оно формирует рамки для принятия любых, в том числе тактических текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс стратегического планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое в свою очередь является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в рамках стратегического плана.
Стратегическое планирование, как одна из важнейших составляющих современных региональных управленческих технологий, невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления. Безусловно, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительными и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных профессиональных сообществ.