Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация
Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.
При формировании стратегии развития на местном уровне точно так же, как и в случае со страной в целом, необходимо исходить из целей и критериев этого развития. Для регионов целесообразно разделять долгосрочные и краткосрочные, стратегические и тактические цели экономического развития. Например, к краткосрочным целям развития можно отнести такие, как преодоление кризиса, достижение тех или иных показателей в следующем году или квартале, к стратегическим - обеспечение жильем по европейским нормам, преодоление излишней дифференциации доходов, повышение уровня образования, достижение среднеевропейского уровня ВВП на душу населения. Можно рассматривать как относительно самостоятельные цели, определяющие экономические, экологические, социальные и другие условия, обеспечивающие достойную жизнь и устойчивое повышение качества жизни населения регионов.
По нашему мнению, практически все цели и критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития, действующие на уровне страны, применимы и на уровне региона. В частности, на уровне региона можно использовать следующие показатели:
Следует особо подчеркнуть, что критерии развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, как необходимые условия успешного развития. Показателями таких тактических целей развития региона могут выступать:
Стандартной
характеристикой оценки экономического
развития региона является оценка уровня
производства (как правило, материального
производства). Такая оценка является
сегодня односторонней и
На основе разработанных международными организациями подходы к оценке экономического развития стран необходимо при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие аспекты, как образование, питание, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культурная жизнь. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человеческого потенциала, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.
В
процессе формирования стратегии социально-
Анализ
таких характеристик как
Начало нового века характеризуется тем, что большая часть российских регионов выходит из экономического кризиса. В реальном секторе отличается положительная динамика роста. Однако вряд ли можно говорить о позитивных сдвигах в динамике социально- экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляющая еще долго будет тормозить продвижение регионов вперед. В настоящее время ближайшие пригороды многих российских городов представляют собой одну большую разрастающуюся свалку. Многие так называемые дачные поселки расположены в месте складирования собственных отбросов. Значительная часть земель безвозвратно утрачивается под напором невежества в экологической сфере, усиленного общим недостатком финансовых средств. Это лишь один незначительный аспект комплексной проблемы экологического благосостояния людей. Во многих районах, как и в Красноярском крае, многократно превышены допустимые нормы загрязнения воды и воздуха. Значительные площади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются для сельскохозяйственного оборота. Негативные тенденции экологического развития оказывают влияние на социально-экономическое состояние всех российских регионов, что требует нового подхода к выбору показателей для формирования стратегии их развития.
В современных условиях сама жизнь на первое место поставила проблемы экологии, потребности физического существования человека. Поэтому прежде всего, при оценке уровня и качества жизни, а также эффективности деятельности органов управления, необходимо учитывать показатели и нормативы чистоты воздуха, воды, земли, продуктов питания.
В
процессе формирования стратегии социально-
Стратегия социально-экономического развития региона лишь тогда может быть признана эффективной, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья, и доступных услуг жилищно- коммунального хозяйства.
Распространение принципов оценки экономического развития стран на регионы - одна из форм реализации ведущего принципа современного мира: "Мыслить глобально, действовать локально". На практике подчас бывает трудно реализовать этот принцип. Традиционными стали отговорки типа: "А что мы можем сделать в регионе, если общая ситуация в стране настолько тяжела?".
Содержание экономического развития разных стран различается в зависимости от уровня и условий их развития. Точно так же содержание развития регионов может сильно различаться. Например, в стратегии развития Новгородской области преобладают привлечение иностранных инвестиций и поиск путей их эффективного использования и дальнейшего расширения. Ивановская область ищет пути реанимации отечественной текстильной промышленности и одновременно альтернативные пути собственного развития. Развитие Тюменской области связано с использованием местных природных ресурсов - нефти и газа. В Калининградской области пытаются использовать географическое положение региона с тем, чтобы превратить его в эффективную особую экономическую зону. Основное содержание развития Орловской области - рациональное сочетание возрождающегося сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей и промышленности. Каждый из названных регионов, как и любой другой регион, использует все перечисленные факторы развития (привлечение иностранных инвестиций, диверсификация производства, использование местных ресурсов и географического положения, эффективное сочетание сельского хозяйства и промышленного производства). Однако в каждом крупном регионе тот или иной фактор развития используется в разной степени.
Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: несмотря на различия, отличающие отдельные регионы, для оценки уровня их развития можно применять достаточно широкий круг одних и тех же критериев и показателей. Этот вывод подтверждается и тем, что развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который необходимо рассматривать с точки зрения совокупности социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно неотделимо от развития социального. Поэтому при разработке стратегии социально-экономического развития крупного региона необходимо учитывать:
Таким образом, стратегия развития крупного региона, помимо чисто экономических аспектов, предполагает исследование целого ряда социальных параметров, таких, как ценностные представления людей и степень общественного согласия по поводу основных ценностей, права собственности, религия, институциональные основы регионального сообщества и др.
1.3. Особенности и основные проблемы социально- экономического развития Красноярского края
Красноярский край, расположенный на территории Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей, является одним из самых больших регионов Российской Федерации - его площадь составляет 2339,7 тыс.
Л
км (2-е место по России). Наличное население края составляет 3019,7
Л
тыс. человек (на начало 2001 года), плотность - 1,3 человека/км . Красноярский край входит в Сибирский федеральный округ и граничит с республиками Тыва и Хакасия, а также Иркутской, Кемеровской, Томской и Тюменской областями.
Красноярский край имеет сложную административно- территориальную структуру. В его состав входят два самостоятельных субъекта РФ - автономные округа - Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский7, а также 42 района и 17 городов краевого подчинения, объединенных в восемь экономико-географических зон: Норильский промышленный район, Северные районы, Восточная и Западные части Нижнего Приангарья, Ачинская, Канская, Красноярская и Южная группы. Территория Северных районов (211,2 тыс. км) по площади является самой большой после автономных округов, плотность же населения (0,13 человека/км ) здесь наименьшая.
Четыре
населенных пункта на территории края
являются закрытыми административно-
Вследствие того, что разветвленная система рек и озер региона в течение нескольких столетий являлась основным средством сообщения, практически 99% всех городов и поселков расположены на берегах судоходных рек: Ангаре, Енисее, Чулыме. Наиболее крупными городами являются Ачинск, Железногорск, Канск, Красноярск, Лесосибирск, Минусинск, Норильск. Городское население составляет 74,5% всех жителей края.
Административный центр края - г. Красноярск, крупнейший промышленный центр Сибири, постоянное население которого на начало 2000 года составляло 875,3 тыс. человек. Расположенный в месте пересечения реки Енисей с Транссибирской железнодорожной магистралью и автодорогой Москва - Владивосток, г. Красноярск является крупнейшим транспортным узлом Восточной Сибири. Плотность автодорог края составляет 25 км/тыс. км, общая протяженность водных путей превышает 7 тыс. км. В крае имеется пять крупных аэропортов - Красноярск, Ачинск, Норильск, Енисейск, Хатанга.
Особенности и проблемы экономического развития состоят в следующем:
1.
Структурный кризис
В
структуре промышленного
Соответственно почти 98% всей прибыли промышленных предприятий края получается на предприятиях цветной металлургии, еще 1,7% приходится на отрасли ТЭК. В четырех отраслях: химической и нефтехимической промышленности, черной металлургии, промышленности строительных материалов и легкой промышленности суммарный финансовый результат является отрицательным. В целом без учета цветной металлургии промышленность края убыточна. Степень износа производственного оборудования в целом по промышленности достигла почти 70%, а его средний возраст - 16 лет (по мировым стандартам срок службы оборудования составляет 8-10 лет, сейчас этому параметру удовлетворяет менее 30% парка промышленного оборудования).